Планирование как функция производственного менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 10:50, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть планирование как функцию менеджмента, его значение в процессе управления в современных условиях.
Цель достигается постановкой следующих задач.
- раскрыть сущность функции планирования;
- рассмотреть виды планирования в организации;
- раскрыть особенности стратегического и тактического планирования;
- определить значение функции планирования в процессе управления в современных условиях.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Планирование как функция менеджмента
1.1. Сущность планирования 5
1.2. Задачи, принципы и методы планирования 7
1.3. Планирование и планы 11
1.4. Процесс планирования 14
Глава 2. Сущность тактического и стратегического и оперативного планирования в организации
2.1. Тактическое планирование в организации 16
2.2. Стратегическое планирование организации 19
2.3. Оперативное планирование 25
Глава 3. Значение планирования в процессе управления организацией в современных условиях 27
Заключение 31
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по дисцеплине Производственный менеджмент.docx

— 83.17 Кб (Скачать)
 

     Методы планирования:

     - бюджетный - табличный cпocoб представления материала, отражающий поступление и пepepacпpeдeлeниe pecypcoв по пoдpaздeлeниям и cфepaм дeятeльнocти;

     - балансовый - согласование поступлений и pacxoдoв за определенный период.

     Бaлaнc - это тaблицa, в кoтopoй зaфикcиpoвaны вce иcтoчники и размеры доходов и расходов пpeдпpиятия.

     По  содержанию баланс бывает:

     - отчетный (составляется по прошедшему пepиoдy деятельности);

     - плановый (oпpeдeлeниe paзмepa доходов и расходов на бyдyщий период);

     - прогнозный (определяет вероятные объемы потребляемых и pacпpeдeляeмыx ресурсов).

     По  виду ресурсов баланс бывает:

      - натурально-вещественный (движение материальных ресурсов в неденежном выражении);

     - стоимостный (движение денежных cpeдcтв);

     - трудовой (движение трудовых ресурсов);

     - нормативный (нopмa поступления и затрат на единицу продукции).

     Виды  норм:

     - стоимостные нормы (учет финансовых потоков в денежном выражении);

     - натуральные нормы;

     - нормы обслуживания;

     - нормы времени.

     Математический  метод oпиpaeтcя на использование математических моделей. Его суть заключается в составлении уравнений c переменными.

     Гpaфичecкий  мeтoд - это oбpaзнoe пpeдcтaвлeниe вoзмoжныx вариантов paзвития cитyaции (уровень прибыли, измeнeниe доли pынкa и т. п.). 
 
 
 

     1. 3. Планирование и  планы

     Следует различать планирование и планы.

     План  – это детализированная совокупность решений, которые подлежат реализации, перечень конкретных мероприятий и их исполнителей. План является результатом процесса планирования. Планы и планирование имеют различные вариации, и их можно рассматривать с разных точек зрения.

     По  широте охвата:

     - корпоративное планирование (для всей компании в целом);

     - планирование по видам деятельности (планирование производства ковров);

     - планирование на уровне конкретного подразделения (планирование работы цеха).

     По  функции:

     - производственное;

     - финансовое;

     - кадровое;

     - маркетинговое.

     По  подфункции (например, для маркетинга):

     - планирование ассортимента;

     - планирование рекламы;

     - планирование продаж.

     По  временному периоду:

     - долгосрочное планирование - 5 лет и более;

     - среднесрочное планирование - от 2 до 5 лет;

     - краткосрочное планирование – до года.

     По  степени детализации  планов:

     - стратегическое планирование;

     - оперативное или тактическое планирование.

     По  обязательности выполнения:

     - директивные планы для непосредственного обязательного исполнения;

     - индикативные планы, которые являются ориентирными и зависят от индикаторов экономической, политической и т. д. деятельности.

     План  как итог планирования для исполнителей является директивным документом и  должен включать как обязательные, так и рекомендательные показатели, причем с увеличением сроков планирования число индикативных (рекомендательных) показателей растет. Это связано  с тем, что при долгосрочном планировании результат не может быть определен  абсолютно точно, так как он зависит  от изменения условий хозяйствования и имеет вероятностный характер. Планироваться могут конкретные мероприятия, товары, услуги и работы, а также структуры, технологии и  процедуры. Например, планирование расширения организации, планирование более совершенного техпроцесса или планирование вывода товара на рынок.

     Различают три основные формы организации  планирования:

    • "сверху вниз";
    • "снизу вверх";
    • "цели вниз - планы вверх".

     Планирование "сверху вниз" основывается на том, что руководство создает планы, которые надлежит выполнять их подчиненным. Такая форма планирования может  дать положительный результат только при наличии жесткой, авторитарной системы принуждения.

     Планирование "снизу вверх" основано на том, что планы создаются подчиненными и утверждаются руководством. Это  более прогрессивная форма планирования, но в условиях углубляющейся специализации  и разделения труда сложно создать  единую систему взаимосвязанных  целей.

     Планирование "цели вниз - планы вверх" соединяет  достоинства и устраняет недостатки двух предыдущих вариантов. Руководящие  органы разрабатывают и формулируют  цели для своих подчиненных и  стимулируют разработку планов в  подразделениях. Такая форма дает возможность создать единую систему  взаимосвязанных планов, так как  общие целевые установки являются обязательными для всей организации.

     Планирование  базируется на данных прошлых периодов деятельности, но целью планирования является деятельность предприятия  в перспективе и контроль за этим процессом. Поэтому надежность планирования зависит от точности и правильности информации, которую получают менеджеры. Качество планирования в большей  степени зависит от интеллектуального  уровня компетенции менеджеров и  точности прогнозов относительно дальнейшего  развития ситуации.

     Содержательный  аспект в планировании находит свое выражение в трех видах плановых расчетов: продуктово-тематическом, ресурсном и объемно-календарном.

     Продуктово-тематическое планирование заключается в формировании плана развития организации (плана диверсификации, ликвидационный план, план НИР), определяющего мероприятия по обновлению продукции, совершенствованию технологии и организации производства в организации. На производственной стадии этот вид планирования предусматривает разработку и оптимизацию производственных программ предприятий и цехов.

     Ресурсное планирование включает расчеты материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для выполнения номенклатурно-тематических заданий, а также оценку экономических результатов и эффективности деятельности организации. Этот вид расчетов включает финансовое планирование, составление бизнес-планов, бюджетное планирование и т. п.

     Объемно-календарное  планирование заключается в планировании объемов работ, загрузке подразделений и исполнителей, построении календарных графиков проведения работ по отдельным исполнителям, подразделениям, проектам и всей совокупности планируемых работ, графиков загрузки оборудования и исполнителей, распределения работ по отдельным календарным периодам.

     Период  планирования влияет на характер планируемых  показателей, степень укрупнения планируемых  процессов, состав используемой информации и методы плановых расчетов. Нередко  в планировании выделяют лишь два  периода: текущий (до года) и перспективный (более года). Состав и сочетание  различных видов планов в рамках отдельной организации формируются  исходя из принятой в ней концепции  планирования. 

     1.4. Процесс планирования.

     Планирование  представляет собой один из важнейших  процессов принятия управленческих решений на предприятии. Он состоит  из отдельных фаз, стадий и этапов, которые находятся в определенной логической взаимосвязи и осуществляются в постоянно повторяющейся последовательности, образуя на предприятии специфический  плановый цикл (рис. 3.2).

Рис. 3.2. Укрупненная схема содержания процесса планирования

     Процесс планирования независимо от вида планов распадается на три формальные фазы расчетов:

     - постановка задачи планирования;

     - разработка плана;

     - реализация планового решения.

     Глава 2. Сущность тактического и стратегического и оперативного планирования в организации

     2.1. Тактическое планирование в организации

     Термин  «тактика» – термин греческого происхождения, означавший маневрирование силами, подходящими  для осуществления данных целей. Тактическое планирование имеет  дело с решением о том, как должны быть распределены ресурсы организации  для достижения стратегических целей.

     Текущее планирование является этапом реализации стратегического плана фирмы. За отправную точку текущих планов в рыночной экономике принимается  прогноз сбыта продукции на текущий  год. Кроме этого, в отличие от стратегического плана несколько  меняются формы представления результатов  текущих планов.

     Текущее планирование представляет собой совокупность планов по различным видам деятельности предприятия. Разработка текущего плана  должна начинаться с подразделений. Задачи, стоящие перед ними (определяемые потребностями реализации стратегических целей), требуют разработки плана  действий и наличия ресурсов, достаточных  для их решения. В итоге планы  по подразделениям разрабатываются  в виде бюджетов или смет. Прогноз  сбыта – та основа, на которой, в  конечном счете, строятся все бюджеты  подразделения.

     Текущие планы охватывают годовой период. Текущие планы имеют ряд отличительных  черт.

     Их  составление является исключительной функцией руководителей отделов  и подразделений (функциональных руководителей).

     Это обеспечивает вовлечение в процесс  разработки стратегических планов тех  менеджеров, которые непосредственно  занимаются их внедрением в производство. Окончательный вариант текущих  планов формируется на основе производственной стратегии и общих целей фирмы, и он же является основой для ведения  дел согласно поставленным целям.

     Текущие планы разрабатываются с тем, чтобы все подчиненные, ответственные  за внедрение долгосрочной стратегии, имели четкое представление о  том, что, как и когда они должны сделать, чтобы цели, стоящие перед  ними, были достигнуты. Кроме того, текущие  планы обеспечивают механизм, с помощью  которого главные менеджеры могут  проследить за тем, насколько процесс  производства соответствует пунктам  стратегического плана.

     Другой  важной характеристикой текущих  планов является его соответствие всем балансовым показателям работы фирмы. Баланс и другие формы статистической отчетности выполняют две важные функции по отношению к текущему планированию:

     1) отражают распределение ресурсов  в соответствии с планами (в  том числе финансовых, трудовых, материальных) по конкретным направлениям  деятельности;

     2) выполняют функцию мониторинга  и оценки эффективности внедрения  стратегии.

     Краткосрочные планы разрабатываются на уровне предприятия в виде производственной программы, на основе поступивших заказов  или результатов маркетинговых  исследований, а затем конкретизируются для отдельных цехов на квартал  или на месяц. В сущности, такие  планы содержат решения о том, как эксплуатировать производственную систему организации в зависимости  от меняющегося рыночного спроса. В задачу краткосрочного планирования в связи с этим входит обеспечение  производства продукцией и услугами с минимальными затратами.

Информация о работе Планирование как функция производственного менеджмента