Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 22:11, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть планирование как функцию менеджмента, его значение в процессе управления в современных условиях.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..4
1 ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ФУНКЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА …...…………5
1.1 Сущность и содержание планирования как функции менеджмента……………………………………………………………………....…5
1.2 Виды планирования………………………………….............................8
1.3 Место и роль планирования в системе функций управления современной организации………………………………………………………….12
2 АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ПЛАНИРОВАНИЯ В ОАО «Камволь»…………...................................................................................................14
2.1 Организационно-экономическая характеристика предпритяия…….14
2.1 Анализ эффективности действующей системы планирования на ОАО «Камволь»……………………………………………………………………………18
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ФУНКЦИИ ПЛАНИРОВАНИЯ В ОАО «КАМВОЛЬ»……………………………………....23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………….……………..............................................................26
В основу при разработке стратегического плана кладется:
анализ перспектив развития фирмы, задачей которого является выяснение тенденций и факторов, влияющих на развитие соответствующих тенденций;
анализ позиций в конкурентной борьбе, задача которого состоит в определении, насколько конкурентоспособна продукция фирмы на разных рынках и что фирма может сделать для повышения результатов работы в конкретных направлениях, если будет следовать оптимальным стратегиям во всех видах деятельности;
выбор стратегии на основе анализа перспектив развития фирмы в различных видах деятельности и определение приоритетов по конкретным видам деятельности с точки зрения ее эффективности и обеспеченности ресурсами;
анализ направлений диверсификации видов деятельности, поиск новых более эффективных видов деятельности определение ожидаемых результатов.[7]
При выборе стратегии необходимо иметь в виду, что новые стратегии как в традиционных отраслях, так и в новых сферах бизнеса должны соответствовать накопленному потенциалу компании. Планирование развития структуры потенциала.
Тактическое планирование осуществляется на основе стратегического и является ядром осуществления стратегических планов (горизонт 1–5 лет), касается в первую очередь финансирования, инвестиций, средних сроков сбыта, персонала.
Тактические планы чаще всего охватывают пятилетний срок как наиболее соответствующий периоду обновления производственного аппарата и ассортимента продукции. В них формулируются основные задачи на установленный период, например, производственная стратегия фирмы в целом и каждого подразделения (реконструкция и расширение производственных мощностей, освоение новой продукции и расширение ассортимента); стратегия сбыта (структура сбытовой сети и ее развитие, степень контроля над рынком и внедрение на новые рынки, проведение мероприятий, содействующих расширению сбыта); финансовая стратегия (объемы и направления капиталовложений, источники финансирования, структура портфеля ценных бумаг); кадровая политика (состав и структура кадров, их подготовка и использование); определение объема и структуры необходимых ресурсов и форм материально-технического снабжения и учетом внутрифирменной специализации и кооперирования производства. Среднесрочные планы предусматривают разработку ив определенной последовательности мероприятий, направленных на достижение целей, намеченных долгосрочной программой развития.
Тактический план обычно содержит количественные показатели, в том числе и в отношении распределения ресурсов. В нем приводятся детальные сведения в разбивке по продуктам, данные о капиталовложениях и источниках финансирования. Разрабатывается в производственных отделениях.
Текущее планирование осуществляется путем детальной разработки оперативных планов для компании в целом и ее отдельных подразделений в международном масштабе, в частности, программ маркетинга, планов по научным исследованиям, планов по производству, материально-техническому снабжению. Основными звеньями текущего плана производства являются календарные планы, которые представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных стратегическим и среднесрочным планами. Календарные планы производства составляются на основе сведений о наличии заказов, обеспеченности их материальными ресурсами, степени загрузки производственных мощностей и их использовании с учетом обусловленных сроков исполнения каждого заказа. В календарных планах производства предусматриваются расходы на реконструкцию имеющихся мощности, замену оборудования, сооружение новых предприятий, обучение рабочей силы. В планы по сбыту продукции и предоставлению услуг включаются показатели по экспорту продукции, заграничному лицензированию, предоставлению технических услуг и обслуживанию.
Реализация оперативных планов осуществляется через системы бюджетов или финансовых планов, которые составляются обычно на год или на более короткий срок по каждому отдельному подразделению - центру прибыли, а затем консолидируются в единый бюджет, или финансовый план фирмы. Бюджет формируется на основе прогноза сбыта, что необходимо для достижения намеченных планов финансовых показателей. При его составлении, прежде всего, учитываются показатели, разработанные в стратегических или оперативных планах.[16]
Отличительными чертами оперативного планирования являются:
носитель идей планирования - средние и низшие уровни менеджмента,
задача планирования - обеспечение относительной надежности и относительного структурирования,
горизонт - короткие и средние сроки,
глубина - детализация планов,
диапазон - ограниченный спектр альтернатив,
основа - созданный потенциал.
Оперативным планированием охватываются отдельные функциональные области предприятия.
Планирование – это целенаправленный вид управляющего воздействия, осуществление которого рассматривается как составная часть процесса управления.
Планирование даёт ответы на следующие вопросы:
1) Каково положение организации в настоящее время? Для этого нужно оценивать положение в области финансов, производства и других сферах. 2)каковы должны быть цели организации? Оценивая возможности и угрозы в окружающей среде, следует определить цели организации.
Следует четко определить:
- объект планирования (что планируется)
- субъект планирования (кто планирует)
- период (горизонт) планирования (на какой срок)
- средства планирования (например, компьютерное обеспечение)
- методику планирования (как планировать)
- согласование планов (каких, с кем и на каких условиях)
3) Как организация может достичь целей? Нужно решить, что делать персоналу для достижения целей, каковы должны быть ресурсы. Подход менеджмента к планированию может быть осуществлен постановкой критериев и задач планирования, определением средств планирования, методов согласования планов, направлений и методов планирования.
Отсутствие планирования ставит организации в такое положение, когда они:
– не понимают поставленных целей, будущих задач;
– хозяйствование не рассматривают как непрерывный процесс, где текущие действия органически связаны с будущими;
– теряют ориентацию в хозяйственном мире, так как руководствуются в основном краткосрочными интересами и не понимают глубинного смысла происходящих событий;
– оказываются в более уязвимой позиции по сравнению с конкурентами. [16].
Как показала практика, применение планирования создает важные преимущества:
– делает возможной подготовку к использованию будущих благоприятных условий;
– проясняет возникающие проблемы;
– стимулирует менеджеров к реализации своих решений;
– улучшает координацию действий в организации;
– создает предпосылки для повышения образовательной подготовки менеджеров;
– увеличивает возможности в обеспечении фирмы необходимой информацией;
– способствует более рациональному распределению ресурсов;
– улучшает контроль в организации.
2 АНАЛИЗ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «Камволь»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
Строительство Минского камвольного комбината началось в 1953 году. В 1955 году была выпущена первая партия пряжи, в 1956 году - первые метры суровой ткани, в 1959 году - первые метры готовой ткани.
На основании приказа Мингосимущества Республики Беларусь от 31.12.1993г. государственное предприятие “Минский камвольный комбинат” было преобразовано в открытое акционерное общество “Камволь”.
ОАО “Камволь” производит:
- ткани камвольные чистошерстяные и полушерстяные для
пошива мужской и женской одежды, а также ткани специального назначения;
- пряжу чистошерстяную, полушерстяную, полиэфирную, а
также пряжу с использованием чесаного и котонизирован-
ного льна для производства трикотажных изделий;
- шерстяной и полушерстяной ватин, используемый в ка-
честве прикладного материала в верхней одежде.
Общая структура предприятия представляет собой состав производственных звеньев (производственная структура), а также организаций по управлению предприятием (организационная структура) и по обслуживанию работников, их количество, величину и соотношение между ними по размеру занятых площадей, численности работников и пропускной способности.
ОАО «Камволь» относится к текстильной отрасли и входит в состав Белорусского государственного концерна по производству и реализации товаров легкой промышленности «Беллегпром».
В соответствии с характером производственного процесса и назначением работ цеха подразделяются на основные (производственные) и вспомогательные (обслуживающие).
Начальник цеха осуществляет непосредственное руководство производственной деятельностью цехов по выполнению планов и заданий и контролирует работу всех служб цеха. Цеха выполняют определенные производственные функции и не участвуют самостоятельно в реализации на сторону своей продукции. Цеха не смеют своего финансирования и не являются юридическим лицам.
По количеству работающих предприятие является крупным. По уровню специализации – массовое, непрерывное, сопряженное – 13 цехов технологически соединенных. На предприятии кооперация труда существует между рабочими местами, цехами, между отделами и службами, участками и рабочими местами. Так как производство является сопряженным, то полученный продукт на выходе одного цеха является сырьем для обработки в следующем цехе.
Структура управления ОАО «Камволь» является сложной и включает в себя много отделов, которые в свою очередь содержат несколько подразделений. Организационная структура объединяет человеческие и материальные ресурсы в единое целое, упорядочивает связи между ними, что придаёт предприятию устойчивость и стабильность. Организационная структура управления ОАО «Камволь» утверждена генеральным директором предприятия..
Краткая характеристика деятельности экономических подразделений:
Генеральный директор – является доверенным лицом коллектива и государства, возглавляет всю работу предприятия, несет персональную ответственность за состояние и деятельность предприятия, за показатели его работы и за выполнения действующего законодательства на предприятии.
Главный инженер – является руководителем, ответственным за политику на предприятии и экономное расходование материально-энергетических ресурсов, за перспективное развитие предприятия.
Юридический отдел - является самостоятельным структурным подразделением и подчиняется непосредственно генеральному директору, обеспечивает законности в деятельности предприятия; активно использует правовые средства для укрепления хозяйственного расчета, соблюдения договорной и трудовой дисциплины; защищает имущественные права и законные интересы общества.
Планово-экономический отдел – организует всю плановую работу, руководит ею, составляет проекты текущих и перспективных планов, организует их обсуждение и доводит до производственных единиц, организует полный и эффективный хозрасчет, статический учет, проводит анализ всей производственно-хозяйственной деятельности предприятия, обеспечивая его самофинансирование.
Лаборатория экономических исследований - является самостоятельным структурным подразделением и подчиняется непосредственно директору по экономическим вопросам, проводит экономический анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия, организует и обеспечивает разработки программ, перспективных и краткосрочных прогнозов экономического развития предприятия.
Центральная бухгалтерия - является самостоятельным структурным подразделением и подчиняется непосредственно генеральному директору, организует бухгалтерский учет финансово-хозяйственной деятельности, осуществляет контроль за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранность имущества общества, составляет бухгалтерский баланс, отчеты.
Отдел организации труда и заработной платы – разрабатывает планы по труду и заработной платы предприятия и его подразделений, организует работы по нормированию труда, расчетам норм, анализу их качества и своевременному пересмотру, проведение на предприятии и выявлению резервов роста производительности труда, разрабатывает положения о премировании работников предприятия, контролирует расход фонда оплаты труда, правильность применения форм и систем заработной платы, тарифных ставок и расценок, установление разрядов оплаты труда и окладов, разрабатывает меры по совершенствованию управления и его организационных структур, учет по труду и заработной плате, их анализ и составление отчетности.
Отдел новой техники и технологии – является структурным подразделением и подчиняется заместителю главного инженера, решает вопросы технического оснащения предприятия, поддерживает парк технического оборудования предприятия в работоспособном состоянии, внедряет в производство новые наиболее прогрессивные технологические процессы, средства автоматизации и механизации, обеспечивает структурные подразделения техническими нормативными правовыми актами на выпускаемую продукцию.
Служба качества - является структурным подразделением и подчиняется генеральному директору, координирует деятельность подразделений по разработке мероприятий по реализации Политики в области качества, осуществляет контроль осуществления мероприятий, разрабатывает стандарты предприятия, контролирует их соблюдение подразделениями предприятия, контролирует качество поступающего сырья, организует и проводит внутренний аудит системы качества, координирует и контролирует деятельность всех подразделений предприятия.
Отдел кадров - разрабатывает кадровую политику, определяет текущую потребность в кадрах и источниках ее удовлетворения на основе изучения ранка труда, организует и проводит подготовку и повышения квалификации кадров, контролирует состояние трудовой дисциплины в подразделениях предприятия, разрабатывает мероприятия по снижению текучести кадров, потерь рабочего времени.