Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 22:11, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть планирование как функцию менеджмента, его значение в процессе управления в современных условиях.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..4
1 ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ФУНКЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА …...…………5
1.1 Сущность и содержание планирования как функции менеджмента……………………………………………………………………....…5
1.2 Виды планирования………………………………….............................8
1.3 Место и роль планирования в системе функций управления современной организации………………………………………………………….12
2 АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ПЛАНИРОВАНИЯ В ОАО «Камволь»…………...................................................................................................14
2.1 Организационно-экономическая характеристика предпритяия…….14
2.1 Анализ эффективности действующей системы планирования на ОАО «Камволь»……………………………………………………………………………18
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ФУНКЦИИ ПЛАНИРОВАНИЯ В ОАО «КАМВОЛЬ»……………………………………....23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………….……………..............................................................26
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1 ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ФУНКЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА …...…………5
1.1 Сущность и содержание планирования как функции менеджмента…………………………………………………
1.2 Виды планирования………………………………….....
1.3 Место и роль планирования в системе функций управления современной организации…………………………………………………
2 АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ПЛАНИРОВАНИЯ В ОАО «Камволь»………….................
2.1 Организационно-экономическая характеристика предпритяия…….14
2.1 Анализ эффективности действующей системы планирования на ОАО «Камволь»………………………………………………………
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ФУНКЦИИ ПЛАНИРОВАНИЯ В ОАО «КАМВОЛЬ»……………………………………....23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………….……………........
ВВЕДЕНИЕ
Планирование – очень динамичный процесс выработки и принятия решений, позволяющий организации в будущем обеспечить эффективное функционирование, а также функция менеджмента, включающая комплекс деятельности организации.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что на современном этапе руководителям предприятий и организаций необходимо принимать решения, которые бы способствовали выживанию и закреплению позиций в условиях жесточайшей конкурентной борьбы. Планирование позволяет смоделировать будущие изменения фирмы и ее среды с точки зрения желаемого состояния, координировать действия всех подразделений и работников фирмы для достижения желаемых результатов, своевременно принять защитные меры против разного рода рисков.
Цель работы – рассмотреть планирование как функцию менеджмента, его значение в процессе управления в современных условиях.
Цель достигается постановкой следующих задач:
1. раскрыть сущность функции планирования;
2. рассмотреть виды планирования в организации;
3. раскрыть особенности стратегического и тактического планирования;
4. определить значение функции планирования в процессе управления в современных условиях;
5. проанализировать действующую систему планирования на белорусском предприятии;
1 ТЕОРЕТИЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ
1.1 Сущность и содержание планирования как функции менеджмента
Планирование является важнейшим этапом процесса управления, определяющим цели (предприятия, коллектива, личности), наиболее эффективные методы и средства, необходимые для достижения этих целей, и систему показателей, определяющих ход работ по достижению поставленных задач. [1]
Планирование – первый и наиболее значимый этап процесса менеджмента. На основе системы планов, созданных фирмой, в дальнейшем осуществляются организация запланированных работ, мотивация задействованного для их выполнения персонала, контроль результатов и их оценка с точки зрения плановых показателей.
План – это намеченная на определенный период работа с указанием ее целей, содержания, объема, методов, последовательности, сроков выполнения; замысел, предусматривающий ход, развитие чего-либо.
Содержание планирования как функция управления предприятием состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всей организации и каждого подразделения в отдельности на установленный период, определения хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации, выявления материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.
Таким образом, назначение планирования как функции менеджмента состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятий. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и всем предприятием. Поэтому планирование призвано обеспечить взаимосвязь между отдельными структурными подразделениями организации, включающими всю технологическую цепочку: научные исследования и разработки, производство и сбыт. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры. Отсюда вытекает необходимость увязки планирования с маркетингом и контролем с целью постоянной корректировки показателей производства и сбыта вслед за изменением спроса на рынке. Чем выше степень монополизации рынка, тем точнее компании могут определить его размеры и воздействовать на его развитие.[3]
Являясь важнейшей составной частью управления, планирование тесно связано со всеми остальными его формами и методами. В частности, планирование взаимосвязано с хозяйственным расчетом, ценообразованием, материальным стимулированием труда и в то же время является составной частью (инструментом) перечисленных методов.
Планирование (прогнозирование) заключается в систематическом поиске возможностей действовать и в прогнозировании последствий этих действий в заданных условиях.
Основные задачи, решаемые в процессе планирования:
- выявление направлений развития потребительского спроса на продукцию, выпускаемую предприятием;
- увеличение объема продаж продукции предприятия, прибыли и рентабельности производства;
- повышение конкурентоспособности продукции за счет улучшения ее качества, освоения новых видов изделий, услуг и снижения цен на них;
- снижение издержек на основе улучшения использования производственных ресурсов предприятия;
- создание новых рабочих мест для обеспечения социальной стабильности в стране.[22]
Содержание Функции планирования (представлены в Таблице 1):
Таблица 1 – функции планирования
Постановка перед коллективом предприятия производственных задач и определение путей их решения |
Формирование потребностей предприятия, его подразделений и служб в трудовых, материальных и финансовых ресурсах |
Согласование деятельности отдельных подразделений и служб предприятия во времени и по количественным показателям |
Определение направлений и путей социального развития коллектива предприятия |
Решение задач по охране окружающей среды, правильному использованию природных ресурсов |
Источник – собственная разработка
Процесс планирования включает несколько последовательных этапов (стадий) конкретных управленческих действий, в том числе:
1. Определение целей организации;
2. Определение задач деятельности организации (данный этап должен осуществляться одновременно на всех уровнях управления при обязательном согласовании принимаемых решений);
3. Составление планов выполнения работ по решению поставленных задач. Одновременно с разработкой планов осуществляется определение критериев и стандартов, по которым может быть оценена эффективность решения каждой задачи.
4. Разработку общих направлений выполнения планов на каждом управленческом уровне, обеспечивающих координацию работ, направленных на достижение желаемого результата (целей);
5. Разработку конкретных процедур и правил выполнения планов.
Такой процесс планирования может быть представлен в виде модели приведенной на рисунке 1.
Рисунок 1 - Модель процесса планирования
Источник – [4]
1.2 Виды планирования
Выделяются различные виды планирования.
Общее планирование, охватывающее всю сферу деятельности фирмы
Частное планирование, охватывающее определенные сферы деятельности.
Виды планирования по срокам:
1. долгосрочное осуществляется на срок более пяти лет и заключается в разработке перспективных целевых программ (стратегическое планирование);
2. среднесрочное осуществляется на срок от года до пяти лет (различные программы);
3. краткосрочное осуществляется на срок менее года (оперативные планы на день и др.).
Разновидности планов:
Планы-цели: характеристики желаемого состояния предприятия (отделов). Используются при планировании на длительные сроки и в условиях неопределенности.
Планы для повторяющихся действий регламентируют выполнение традиционных работ в стандартных условиях (расписание движений поездов, самолетов) составляемых с учетом форс-мажорных обстоятельств.
Планы для неповторяющихся действий составляются для решения специфических проблем в конкретных сложившихся ситуациях.
Планирование можно классифицировать по содержанию в аспекте предпринимательской деятельности:
- стратегическое – поиск новых возможностей и продуктов;
- тактическое – предпосылки для известных возможностей и продуктов;
- оперативное – реализация данной возможности; [3].
Критерии выбора формы планирования (принципы планирования):
– полнота (требуется учесть все),
– детализация (глубина ее определяется целью планирования),
– точность,
– простота и ясность,
– непрерывность,
– эластичность и гибкость (использование плановых резервов, учет множественности возможных альтернатив, отсрочка деталей планирования до выяснения обстановки, вариантность),
– выравнивание при планировании (учет «узких мест»),
– экономичность.
При оценке экономичности планирования следует учесть его полезность (что обычно трудно) и затраты на планирование.
Различают:
последовательное планирование (новый план составляется по истечении срока действия предыдущего)
скользящее планирование (по истечении части срока действия предыдущего плана производится его ревизия на оставшийся период и составляется новый на период после окончания всего срока предыдущего и т.д.,
жесткое планирование (конкретно указываются все цели и мероприятия),
гибкое планирование (учитывается возможность возникновения неоднозначных условий и пересмотра плана с их учетом).
Основными признаками стратегического планирования являются:
цель планирования – долгосрочное обеспечение существования и выполнения основной цели фирмы,
носитель идеи планирования – высший менеджмент,
проблемы планирования – отсутствие надежности и структурирования,
горизонт планирования – долгосрочное,
охват – глобальный, широкий спектр альтернатив,
принципы – изменение окружающей обстановки (контролируемые факторы).
Это планирование включает: выработку стратегии, стратегическое планирование производственной программы, планирование развития потенциала, планирование развития структуры потенциала.
Стратегическое планирование ставит целью дать комплексное научное обоснование проблем, с которыми может столкнуться фирма в предстоящем периоде, и на этой основе разработать показатели развития фирмы на плановый период.