Планирование как функция менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 22:11, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть планирование как функцию менеджмента, его значение в процессе управления в современных условиях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..4

1 ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ФУНКЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА …...…………5

1.1 Сущность и содержание планирования как функции менеджмента……………………………………………………………………....…5

1.2 Виды планирования………………………………….............................8

1.3 Место и роль планирования в системе функций управления современной организации………………………………………………………….12

2 АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ПЛАНИРОВАНИЯ В ОАО «Камволь»…………...................................................................................................14

2.1 Организационно-экономическая характеристика предпритяия…….14

2.1 Анализ эффективности действующей системы планирования на ОАО «Камволь»……………………………………………………………………………18

3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ФУНКЦИИ ПЛАНИРОВАНИЯ В ОАО «КАМВОЛЬ»……………………………………....23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………….……………..............................................................26

Работа содержит 1 файл

Планирование как функция менеджмента.doc

— 183.00 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..4

1 ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ФУНКЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА …...…………5

1.1 Сущность и содержание планирования как функции менеджмента……………………………………………………………………....…5

1.2 Виды планирования………………………………….............................8

1.3 Место и роль планирования в системе функций управления современной организации………………………………………………………….12

2 АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ПЛАНИРОВАНИЯ В ОАО «Камволь»…………...................................................................................................14

2.1 Организационно-экономическая характеристика предпритяия…….14

2.1 Анализ эффективности действующей системы планирования на ОАО      «Камволь»……………………………………………………………………………18

3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ФУНКЦИИ ПЛАНИРОВАНИЯ В ОАО «КАМВОЛЬ»……………………………………....23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………….……………..............................................................26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

Планирование – очень динамичный процесс выработки и принятия решений, позволяющий организации в будущем обеспечить эффективное функционирование, а также функция менеджмента, включающая комплекс деятельности организации.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что на современном этапе руководителям предприятий и организаций необходимо принимать решения, которые бы способствовали выживанию и закреплению позиций в условиях жесточайшей конкурентной борьбы. Планирование позволяет смоделировать будущие изменения фирмы и ее среды с точки зрения желаемого состояния, координировать действия всех подразделений и работников фирмы для достижения желаемых результатов, своевременно принять защитные меры против разного рода рисков.

Цель работы – рассмотреть планирование как функцию менеджмента, его значение в процессе управления в современных условиях.

Цель достигается постановкой следующих задач:

1. раскрыть сущность функции планирования;

2. рассмотреть виды планирования в организации;

3. раскрыть особенности стратегического и тактического планирования;

4. определить значение функции планирования в процессе управления в современных условиях;

5. проанализировать действующую систему планирования на белорусском предприятии;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ

 

 

1.1        Сущность и содержание планирования как функции менеджмента

 

Планирование является важнейшим этапом процесса управления, определяющим цели (предприятия, коллектива, личности), наиболее эффективные методы и средства, необходимые для достижения этих целей, и систему показателей, определяющих ход работ по достижению поставленных задач. [1]

Планирование – первый и наиболее значимый этап процесса менеджмента. На основе системы планов, созданных фирмой, в дальнейшем осуществляются организация запланированных работ, мотивация задействованного для их выполнения персонала, контроль результатов и их оценка с точки зрения плановых показателей.

План – это намеченная на определенный период работа с указанием ее целей, содержания, объема, методов, последовательности, сроков выполнения; замысел, предусматривающий ход, развитие чего-либо.

Содержание планирования как функция управления предприятием состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всей организации и каждого подразделения в отдельности на установленный период, определения хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации, выявления материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.

Таким образом, назначение планирования как функции менеджмента состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятий. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и всем предприятием. Поэтому планирование призвано обеспечить взаимосвязь между отдельными структурными подразделениями организации, включающими всю технологическую цепочку: научные исследования и разработки, производство и сбыт. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры. Отсюда вытекает необходимость увязки планирования с маркетингом и контролем с целью постоянной корректировки показателей производства и сбыта вслед за изменением спроса на рынке. Чем выше степень монополизации рынка, тем точнее компании могут определить его размеры и воздействовать на его развитие.[3]

Являясь важнейшей составной частью управления, планирование тесно связано со всеми остальными его формами и методами. В частности, планирование взаимосвязано с хозяйственным расчетом, ценообразованием, материальным стимулированием труда и в то же время является составной частью (инструментом) перечисленных методов.

Планирование (прогнозирование) заключается в систематическом поиске возможностей действовать и в прогнозировании последствий этих действий в заданных условиях.

Основные задачи, решаемые в процессе планирования:

- выявление направлений развития потребительского спроса на продукцию, выпускаемую предприятием;

- увеличение объема продаж продукции предприятия, прибыли и рентабельности производства;

- повышение конкурентоспособности продукции за счет улучшения ее качества, освоения новых видов изделий, услуг и снижения цен на них;

- снижение издержек на основе улучшения использования производственных ресурсов предприятия;

- создание новых рабочих мест для обеспечения социальной стабильности в стране.[22]

             Содержание Функции планирования (представлены в Таблице 1):

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1 – функции планирования

 

 

Постановка перед коллективом предприятия производственных задач и определение путей их решения

Формирование потребностей предприятия, его подразделений и служб в трудовых, материальных и финансовых ресурсах

Согласование деятельности отдельных подразделений и служб предприятия во времени и по количественным показателям

Определение направлений и путей социального развития коллектива предприятия

Решение задач по охране окружающей среды, правильному использованию природных ресурсов

 

 

Источник – собственная разработка                                           

 

Процесс планирования включает несколько последовательных этапов (стадий) конкретных управленческих действий, в том числе:

1.   Определение целей организации;

2.   Определение задач деятельности организации (данный этап должен осуществляться одновременно на всех уровнях управления при обязательном согласовании принимаемых решений);

3.   Составление планов выполнения работ по решению поставленных задач. Одновременно с разработкой планов осуществляется определение критериев и стандартов, по которым может быть оценена эффективность решения каждой задачи.

4.   Разработку общих направлений выполнения планов на каждом управленческом уровне, обеспечивающих координацию работ, направленных на достижение желаемого результата (целей);

5.   Разработку конкретных процедур и правил выполнения планов.

Такой процесс планирования может быть представлен в виде модели приведенной на рисунке 1.

 

 

Рисунок 1 - Модель процесса планирования

Источник – [4]

 

 

1.2        Виды планирования

 

Выделяются различные виды планирования.

        Общее планирование, охватывающее всю сферу деятельности фирмы

        Частное планирование, охватывающее определенные сферы деятельности.

Виды планирования по срокам:

1.             долгосрочное осуществляется на срок более пяти лет и заключается в разработке перспективных целевых программ (стратегическое планирование);

2.             среднесрочное осуществляется на срок от года до пяти лет (различные программы);

3.             краткосрочное осуществляется на срок менее года (оперативные планы на день и др.).

Разновидности планов:

Планы-цели: характеристики желаемого состояния предприятия (отделов). Используются при планировании на длительные сроки и в условиях неопределенности.

Планы для повторяющихся действий регламентируют выполнение традиционных работ в стандартных условиях (расписание движений поездов, самолетов) составляемых с учетом форс-мажорных обстоятельств.

Планы для неповторяющихся действий составляются для решения специфических проблем в конкретных сложившихся ситуациях.

Планирование можно классифицировать по содержанию в аспекте предпринимательской деятельности:

- стратегическое – поиск новых возможностей и продуктов;

- тактическое – предпосылки для известных возможностей и продуктов;

- оперативное – реализация данной возможности; [3].

Критерии выбора формы планирования (принципы планирования):

– полнота (требуется учесть все),

– детализация (глубина ее определяется целью планирования),

– точность,

– простота и ясность,

– непрерывность,

– эластичность и гибкость (использование плановых резервов, учет множественности возможных альтернатив, отсрочка деталей планирования до выяснения обстановки, вариантность),

– выравнивание при планировании (учет «узких мест»),

– экономичность.

При оценке экономичности планирования следует учесть его полезность (что обычно трудно) и затраты на планирование.

Различают:

             последовательное планирование (новый план составляется по истечении срока действия предыдущего)

             скользящее планирование (по истечении части срока действия предыдущего плана производится его ревизия на оставшийся период и составляется новый на период после окончания всего срока предыдущего и т.д.,

             жесткое планирование (конкретно указываются все цели и мероприятия),

             гибкое планирование (учитывается возможность возникновения неоднозначных условий и пересмотра плана с их учетом).

Основными признаками стратегического планирования являются:

             цель планирования – долгосрочное обеспечение существования и выполнения основной цели фирмы,

             носитель идеи планирования – высший менеджмент,

             проблемы планирования – отсутствие надежности и структурирования,

             горизонт планирования – долгосрочное,

             охват – глобальный, широкий спектр альтернатив,

             принципы – изменение окружающей обстановки (контролируемые факторы).

Это планирование включает: выработку стратегии, стратегическое планирование производственной программы, планирование развития потенциала, планирование развития структуры потенциала.

Стратегическое планирование ставит целью дать комплексное научное обоснование проблем, с которыми может столкнуться фирма в предстоящем периоде, и на этой основе разработать показатели развития фирмы на плановый период.

Информация о работе Планирование как функция менеджмента