Планирование как функция менеджмента

Автор: Таня Таня, 23 Ноября 2010 в 13:51, курсовая работа

Описание работы

Предприятия необоснованно отказались от перспективного планирования, мотивируя это неопределенностью условий хозяйствования и динамизмом внешней среды. В организации, использующей планирование, отмечается увеличение отношения прибыли к объему реализации, расширение сферы деятельности, повышение степени удовлетворенности работой специалистов и рабочих. Но на сегодняшний момент в действующих организациях принимаемые плановые решения охватывают период не более года. В основном же планы разрабатываются на квартал с разбивкой заданий по месяцам.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ФУНКЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА 4
1.1 Сущность и принципы планирования 4
1.2 Типы планирования 5
1.3 Формы планирования и виды планов 9
1.4 Организация внутрифирменного планирования 12
1.5 Формирование и реализация планирования на Российских предприятиях 15
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 18
2.1 Общая характеристика строительного предприятия «Ника» 18
2.2 Анализ сложности, динамичности и неопределённости деловой среды 21
2.3 Выбор организационной структуры предприятия 26
2.4 Анализ сильных и слабых сторон предприятия 33
3. ОЦЕНКА ПРОФФЕСИОНАЛЬНЫХ ДЕЛОВЫХ КАЧЕСТВ 40
3.1 Тест 1. «Мои возможности и ограничения» 40
3.2 Тест 2. «Кто Вы: администратор или лидер?» 42
3.3 Тест 3. «Можете ли Вы добиться успеха?» 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
ГЛОССАРРИЙ 47

Работа содержит 1 файл

теория.doc

— 117.00 Кб (Скачать)

    Разработка  тактического плана обычно проходит  в нескольких  вариантах, с тем, чтобы выбрать из них наилучший, то есть  наиболее соответствующий условиям  реализации в зависимости от  складывающейся во  внешней среде ситуации.  Там, где это   возможно, вариантные  расчеты проводятся  с применением  экономическо-математических  методов и ЭВМ.

    Издержки  – это  совокупность затрат в  денежной  форме на  производство и реализацию  продукции, на  торговые  и посреднические  операции, расходов по финансовым  операциям  и прочим видам  внепроизводственной  деятельности.  Издержки  отражают все  положительные  и отрицательные стороны  в работе  предприятия. Они  органически  взаимосвязаны с категориями, определяющими  результат  деятельности  организации а, следовательно, эффективность.[6, c.535]

    Затраты предприятия на производство  и  реализацию  продукции  принимают  форму  себестоимости  продукции. Себестоимость характеризует  эффективность  использования  потребляемых  трудовых, материальных и финансовых  ресурсов.  Она  отражает  качественные изменения в хозяйственной  деятельности  предприятия.  Любые  нововведения  в технике и технологии, организации труда и производства, в управлении  оказывают  влияние на  уровень затрат.

    Целью  планирования  издержек (себестоимости)  является  обеспечение  высоких  темпов  роста  прибыли  и повышения  рентабельности  производства на  основе  рационального  использования  материальных, трудовых, природных  и финансовых  ресурсов.

    План  по  издержкам разрабатывается  как при  стратегическом, так и  тактическом  планировании на  основе  прогрессивных  норм  и нормативов.

    Показателями  плана  себестоимости является  сумма  затрат  на  производство, себестоимость валовой, товарной, реализованной  продукции, себестоимость  сравнимой  товарной  продукции и ее снижение,  себестоимость единицы продукции, сумма затрат на  один  рубль товарной  продукции и ее снижение.

    При  оставлении плана  по  себестоимости  особое  внимание необходимо  обратить на  выявление  резервов  снижения  себестоимости, а также  величины  и  причин  возникновения  затрат, не обусловленных  нормальной организацией  производственного  процесса: аварий, брака, потерь от  простое  машин и оборудования, нарушением  технологической и  трудовой  дисциплины и т.д.

    Финансовый  план  предприятия – это  документ,  отражающий  объем  поступления  и расходования  денежных средств, фиксирующий баланс доходов и  направления  расходов предприятия,  включая  платежи  в бюджет  на  планируемый  период. [7, c.275]

    В современной  рыночной  экономике  усилилась  стимулирующая роль  финансов в повышении эффективности  производственно-хозяйственной деятельности.   Финансовые  планы  перестали носить  директивный характер. Рыночная  концепция  управления  предприятиями вызвала подлинный  интерес  руководителей  и специалистов к зарубежным  моделям  финансового  планирования. Владение  этими  моделями,  средствами и методами  финансового  планирования вошло в число  основных  профессиональных  требований, предъявляемых к руководителям и специалистам  предприятий и объединений.

    Финансовое  планирование  на  предприятии  осуществляется  планово-экономическим  и финансовым  отделами.  

    Основная  цель  финансового  планирования  состоит в том, чтобы  сбалансировать  намеченные  расходы  предприятия  с  финансовыми  возможностями. 

    Финансовый  план составляется  в виде баланса  доходов   и расходов, а также  расчетных  форм для  определения  статей  баланса.

    Состав  показателей  такого  плана   может быть различной  степени   детализации.  Поэтому  форму финансового  плана  следует  согласовывать  с вышестоящей  организацией, а  также  органами, куда  он  может  представляться.   

   1.3 Формы планирования и виды планов 

    Планирование  является важнейшей  функцией управления, которая, так же как и управление, видоизменяется в процессе развития  экономики. Централизованной  системе  планирования экономикой соответствует  адекватная система народнохозяйственного  планирования. Поэтому переход к рыночной  концепции  управления потребовал пересмотра всех  элементов  планирования.[8, c.318]

    Система  управления экономикой в нашей  стране сложилась под воздействием  ряда  специфических факторов:

  1. Монополия  государственных  предприятий, обусловленная преобладанием  государственной собственности;
  2. Жесткая система установления хозяйственных связей между предприятиями;
  3. Ограничение самостоятельности субъектов  хозяйствования;
  4. Замкнутость единого народнохозяйственного комплекса  страны.

    По   содержанию  и   форме   проявления  различают  следующие  виды   (формы)  планирования и виды  планов: [7, c.65]

  1. С точки зрения обязательности плановых заданий:
  • директивное;
  • индикативное планирование.

    Директивное планирование представляет собой процесс принятия  решений, имеющих обязательный  характер  для  объектов планирования.

    Индикативное  планирование  представляет  собой  наиболее распространенную  во всем мире форму  государственного планирования макроэкономического  развития.  

     2. В зависимости от срока, на который составляется  план, и степень детализации плановых  расчетов  принято различать:

  • долгосрочное планирование (перспективное);
  • среднесрочное  планирование ;
  • краткосрочное планирование  (текущее).

    Перспективное  планирование охватывает период более 5 лет, например, 10, 15 и 20 лет.  Такие  планы  призваны определять долговременную  стратегию предприятия, включая социальное, экономическое, научно-технологическое развитие.

    Перспективное  планирование  следует отличать от прогнозирования.   По форме  они  представляют собой  один  и тот же  процесс, а по содержанию различаются. Прогнозирование – это процесс предвидения, построенный на  вероятностном, научно обоснованном суждении о перспективах развития предприятия в будущем, его возможном  состоянии.

    Среднесрочное планирование осуществляется на период от 1 года до 5 лет.  На некоторых предприятиях среднесрочное  планирование совмещается  с текущим. В этом  случае составляется так называемый скользящий пятилетний  план, в котором  первый  год детализируется до уровня текущего плана и представляет  собой по сути дела краткосрочный  план.

    Текущее планирование охватывает  период до года, включая полугодичное, квартальное, месячное, недельное (декадное) и суточное  планирование.

    3. В теории и практике планирования могут также выделяться другие  виды планирования, охватывающие как главные, так и второстепенные аспекты этого  процесса.

    В частности, планирование можно классифицировать по следующим  категориям:

  1. По степени  охвата:
  2. По объектам планирования:
  3. По сферам  планирования:
  4. По глубине  планирования:
  5. По координации частных планов  во  времени:
  6. По очередности во  времени:

    4. По содержанию плановых  решений выделяют:

  • стратегическое планирование;
  • тактическое планирование;
  • оперативно-календарное планирование.

    Стратегическое  планирование, как правило, ориентировано  на долгосрочную перспективу  и определяет основные направления  развития  предприятия. [4, c.300]

    Основная  цель  стратегического  планирования состоит в создании  потенциала для  выживания предприятия в условиях динамично изменяющейся  внешней   и внутренней среды, порождающей  неопределенность перспективы.

      Тактическое  планирование.  Если  стратегическое  планирование  рассматривают   как поиск  новых  возможностей  предприятия, то тактическое планирование следует считать процессом создания предпосылок для реализации этих  новых возможностей, а оперативно-календарное планирование – процессом их  реализации.

    Оперативно -  календарное  планирование.  Оперативно – календарное  планирование (ОКП) является  завершающим  этапом  в планировании хозяйственной  деятельности  фирмы. Основная  задача ОКП состоит  в конкретизации показателей тактического  плана с целью организации планомерной повседневной и ритмичной работы  предприятия и его структурных  подразделений [9, c.610]. 

   1.4 Организация внутрифирменного планирования 

    План  предприятия по   своему  содержанию представляет  совокупность взаимосвязанных  мероприятий по повышению прибыли  за  счет  увеличения эффективности  использования всех применяемых ресурсов и реализации продукции. Успешность, эффективность системы планирования определяется в значительной  мере уровнем ее организации, которая направлена на планомерное сочетание основных  элементов системы планирования:

  • плановый  персонал, сформированный в организационную  структуру;
  • механизм  планирования;
  • процесс обоснования, принятия и реализации  плановых  решений (процесс планирования);
  • средства,  обеспечивающие  процесс планирования (информационное, техническое, математико-программное, организационное  и лингвистическое  обеспечение).

    Вся  система  организации планирования  должна быть направлена на создание наиболее благоприятных  условий  для совершенствования  процессов  производства и управления  предприятием. Если  теория планирования раскрывает закономерности и принципы обоснования плановых  решений, то  организация планирования  исследует  процессно-структурный  аспект.[10, c.366]

  1. Плановый  персонал.

    Сюда  входят все  специалисты, которые  в той  или иной мере выполняют  функции планирования.  Причем  для  одних из них  плановые функции могут  быть основным  видом  деятельности (например, для  сотрудников планово-экономического  отдела), а для  других – сочетаться с другими  видами деятельности (например, специалисты конструкторского  отдела могут наряду с планированием   конструкторской  подготовки  производства  заниматься  конструированием  новых   изделий).

    Инновационный  характер  деятельности  плановых   работников  предъявляет  особые  требования к кадровой  политике,  которая  включает:

  1. Набор  кадров, включая  поиск, выбор и найм;
  2. Расстановку (занятие  должности);
  3. Занятость, включая оценку  активности и  вознаграждение;
  4. Развитие (продвижение);
  5. Освобождение (текучесть, увольнение).

    При формировании  служб  планирования предпочтение  отдается  экономистам, окончившим университет с отличием, и  инженерам данного  профиля  производства.

    Каждое  предприятие подходит к выбору организационной  структуры  планирования  строго  индивидуально.  Тем не менее,  можно  выделить  группы  предприятий с наиболее типичными   схемами  таких   структур. [7, c.275]

    В основе  этой  классификации лежит  отраслевой  признак. Все  предприятия (объединения)  по  отраслевому  признаку  можно  разделить на  три  группы:  отраслевые, многоотраслевые и  межотраслевые.

    Многоступенчатость  в планировании  сложилась  не  сразу, а  постепенно, с ростом  компаний, как   объективная  реакция  на  изменяющиеся  условия  хозяйствования, обусловленные  внешней  средой.

    2. Механизм  планирования.

    Под  механизмом  планирования  понимается  совокупность  средств и  методов, с помощью  которых  принимаются  плановые  решения, и  обеспечивается  их  реализация.  Если  организационная   структура отражает  внешнее  строение  системы  планирования, ее  форму, то механизм  раскрывает  внутреннее  строение и  содержание системы  планирования.

    Механизм  планирования   включает  в  себя:

  • аппарат  выработки  целей  и задач  функционирования  предприятия;
  • функции  планирования;
  • методы  планирования.

Информация о работе Планирование как функция менеджмента