Планирование и развитие профессиональной карьеры

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 18:34, контрольная работа

Описание работы

В условиях становления рыночных отношений возрастает значение регулирования внутризаводского рынка рабочей силы, в частности различного вида движения работников внутри предприятия (организации) - задачи, которую можно решить путем кадрового планирования.[1]
Карьера — это результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом. Карьеру — траекторию своего движения — человек строит сам, сообразуясь с особенностями внутри- и внеорганизационной реальности и главное — со своими собственными целями, желаниями и установками.

Содержание

Введение…………………..…………………………………………………………………….2
I. Понятие «Карьера» и её этапы…………………………………………………………3-6
I.1. Виды карьеры……………..……………………………………………………………6-8
I.2. Основные этапы карьеры……………..……………………………………..……….7-8
I.3. Выбор карьеры в соответствии с типом личности………………………………...8-10
I. 4 Условия карьеры…………………………………………………………………...…10-12
II. Трудовая карьера и ее формирование………………………………………………12-15
II.1. Организация профессионально-квалификационного продвижения рабочих и планирование их трудовой карьеры……………………………………………………16-18
II.2. Планирование профессионально-квалификационного продвижения………18-19
III. Система планирования трудовой карьеры…………………………..……………..19
III.1 Информационное обеспечение………………………………………………………19
III. 2Служебно-квалификационное продвижение специалистов и служащих
Общие задачи и принципы построения………………………………………………...19-21
III. 3. Формирование резерва на выдвижение………………………………………....21-25
Заключение…………………………………………………………………………………….26
Список используемой литературы………………………………………………………...27

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 1.98 Мб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Введение…………………..…………………………………………………………………….2

I. Понятие «Карьера» и её этапы…………………………………………………………3-6

I.1. Виды карьеры……………..……………………………………………………………6-8

I.2. Основные этапы карьеры……………..……………………………………..……….7-8

I.3. Выбор карьеры в соответствии с типом личности………………………………...8-10

I. 4 Условия карьеры…………………………………………………………………...…10-12

II. Трудовая карьера и ее формирование………………………………………………12-15

II.1. Организация профессионально-квалификационного продвижения рабочих и планирование их трудовой карьеры……………………………………………………16-18

II.2. Планирование профессионально-квалификационного продвижения………18-19

III. Система планирования трудовой карьеры…………………………..……………..19

III.1 Информационное обеспечение………………………………………………………19

III. 2Служебно-квалификационное продвижение специалистов и служащих

Общие задачи и принципы построения………………………………………………...19-21

III. 3. Формирование резерва на выдвижение………………………………………....21-25

Заключение…………………………………………………………………………………….26

Список используемой литературы………………………………………………………...27

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В условиях становления рыночных отношений возрастает значение регулирования внутризаводского рынка рабочей силы, в частности различного вида движения работников внутри предприятия (организации) - задачи, которую можно решить путем кадрового планирования.[1]

Карьера — это результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с долж­ностным или профессиональным ростом. Карьеру — траекторию своего движения — человек строит сам, сообразуясь с особенностями внутри- и внеорганизационной реальности и главное — со своими собственными целями, желаниями и установками.

Данная работа посвящена рассмотрению вопроса разработки системы построения карьеры, то есть определения понятия «карьера», видов карьеры, её основных этапов, рассмотрения психологического аспекта выбора карьеры, а так же процесса планирования и формирования карьеры, планирования продвижения по служебной лестнице с систематической точки зрения, то есть, поэтапно проходя каждое звено, осознавая его значимость и направляясь к намеченной цели. Данная работа не проектирует карьеру определённого служащего, а дает общее представление о возможном движении по карьерной лестнице, таким образом, происходит проектирование системы планирования трудовой карьеры работника. Тема построения трудовой карьеры очень актуальна в наши дни, особенно её понимание важно для высшего руководства предприятиями, фирмами, так как понимание вопросов трудовой мотивации напрямую связано с успешной работой, а, следовательно, и успехом фирмы. Трудовой рост, карьера очень важна для персонала, она дает не просто возможность самоутвердиться, но так же раскрыть свой талант и потенциал, что тоже только положительно скажется на работе в целом, а не просто на успехе конкретного человека. В наши дни стремительного развития экономики и бизнеса очень важно понимать всю необходимость разработки системы построения карьеры, один раз наметив верный путь можно следовать ему постоянно. Верно продуманная связь отдельных компонентов единой концепции приведёт к чёткой картине понимания психологии человека, учёта его прав и желаний и налаженной связи с предприятием и начальством, а следовательно взаимной полезности друг другу.

 


I. Понятие «Карьера» и её этапы.

I.1. Виды карьеры

Деловая карьера – поступательное продвижение личности в какой-либо сфере деятельности, изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью; продвижение вперед по однажды выбранному пути деятельности, достижение известности, славы, обогащения. Например, получение больших полномочий, более высокого статуса, престижа, власти, большего количества денег. [2]

Карьера - это не только продвижение по службе. Можно говорить о карьере домохозяек, матерей, учащихся и т.п. Понятие карьеры не означает непременное и постоянное движение вверх по организационной иерархии. Необходимо отметить также, что жизнь человека вне работы имеет значительное влияние на карьеру, является ее частью.

Иначе говоря, карьера - это индивидуально осознанные позиция и поведение, связанные с трудовым опытом и деятельностью на протяжении рабочей жизни человека.

Различают несколько видов карьеры:

Рис. 1. Виды деловой карьеры

Карьера внутриорганизационная означает, что конкретный работник в процессе своей профессиональной деятельности проходит все стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержку и развитие индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию. Эти стадии конкретный работник проходит последовательно в стенах одной организации. Эта карьера может быть специализированной и неспециализированной.

Карьера межорганизационная означает, что конкретный работник в процессе своей профессиональной деятельности проходит все стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержку и развитие индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию. Эти стадии конкретный работник проходит последовательно в разных организациях. Эта карьера может быть специализированной и неспециализированной.

Карьера специализированная - характеризуется тем, что конкретный сотрудник в процессе своей профессиональной деятельности проходит различные стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию. Эти стадии конкретный работник может пройти последовательно как в одной, так и в разных организациях, но в рамках профессии и области деятельности, в которой он специализируется. Например, начальник отдела сбыта одной организации стад начальником отдела сбыта другой организации Такой переход связан либо с ростом размеров вознаграждения за труд, либо с изменением содержания, либо перспективами продвижения по службе. Еще пример, начальник отдела кадров назначен на должность зам. Директора по управлению персоналом организации, где он работает.

Карьера неспециализированная — этот вид карьеры широко развит в Японии. Японцы твердо придерживаются мнения, что руководитель должен быть специалистом, способным работать на любом участке компании, а не по какой-либо отдельной функции. Поднимаясь по служебной лестнице, человек должен иметь возможность взглянуть на компанию с разных сторон, не задерживаясь на одной должности более чем на 3 года. Считается вполне нормально, если руководитель отдела сбыта меняется местами с руководителем отдела снабжения. Многие японские руководители на ранних этапах своей карьеры работали в профсоюзах. В результате такой политики японский руководитель обладает значительно меньшим объемом специальных знаний (которые в любом случае потеряют свою ценность через 5 лет) и одновременно владеет целостным представлением об организации, подкрепленным к тому же личным опытом. Ступени этой карьеры работник может пройти как в одной, так и в разных организациях.

Профессор У. Оучи, автор известной кни­ги "Теория Зет", говорит о расстановке кадров в Японии: "Может быть, наиболее важным является тот факт, что каждый работник знает, что в течение всей своей карьеры он будет переходить из одних подразделений фирмы в другие, даже рас­положенные в разных географических местах. Кроме того, во многих японских фирмах ротация в течение всей трудовой жизни распространяется на всех служа­щих. Инженер-электрик с проектирования схем может быть направлен на произ­водство или сборку, техника каждый год могут переводить на новые станки или в другие подразделения, руководителей - перемещать по всем отраслям бизнеса... Когда люди работают все время по одной специальности, у них возникает тенден­ция к формированию локальных целей, связанных только с этой специальностью, а не с будущим всей фирмы". (рис.1)[3]

Рис.1 [4]

Карьера вертикальная — вид карьеры, с которым чаще всего связывают само понятие деловой карьеры, так как в этом случае продвижение наиболее зримо. Под вертикальной карьерой понимается подъем на более высокую ступень структурной иерархии (повышение в должности, которое сопровождается более высоким уровнем оплаты труда).

Карьера горизонтальная — вид карьеры, который предполагает либо перемещение в другую функциональную область деятельности, либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре (например, выполнение роли руководителя временной целевой группы, программы и т.п.) ; к горизонтальной карьере можно отнести также расширение или усложнение задач на прежней ступени (как правило, с адекватным изменением вознаграждения) . Понятие горизонтальной карьеры не означает непременное и постоянное движение вверх по организационной иерархии.

Карьера скрытая - вид карьеры, являющийся наименее очевидным для окружающих. Этот вид карьеры доступен ограниченному кругу работников, как правило, имеющих обширные деловые связи вне организации. Под центростремительной карьерой понимается движение к ядру, руководству организации. Например, приглашение работника на недоступные другим сотрудникам встречи, совещания как формального, так и неформального характера, получение сотрудником доступа к неформальным источникам информации, доверительные обращения, отдельные важные поручения руководства. Такой работник может занимать рядовую должность в одном из подразделений организации. Однако уровень оплаты его труда существенно превышает вознаграждение за работу в занимаемой должности.

Карьера ступенчатая — вид карьеры, который совмещает в себе элементы горизонтальной и вертикальной видов карьеры. Продвижение работника может осуществляться посредством чередования вертикального роста с горизонтальным, что дает значительный эффект. Такой вид карьеры встречается довольно часто и может принимать как внутриорганизационные, так и межорганизационные формы. [5]

Управление персоналом предприятия, ставящее задачу развития персонала, должно обеспечить согласование профессиональной и внутриорганизационной карьеры. Для этого нужно сочетать цели предприятия и работника, знать желания работника, так как планирование карьеры носит индивидуальный характер, повышать качество планирования, его открытость, обеспечить формирование наглядных и понятных критериев служебного роста, объективность в оценке потенциальных возможностей работника и т.д.[6]

I.2. Основные этапы карьеры

Рассмотрим более подробно основные этапы карьеры. Предварительный этап, включающий обучение в школе, в сред­нем и высшем специальном учебном заведении, человек заканчива­ет обычно до 25 лет. В течение этого периода он находит, как пра­вило, вид деятельности, в наибольшей мере отвечающий его воз­можностям, и начинает заботиться о самоутверждении.

С момента поступления на работу начинается этап становления, который переживает человек обычно в возрасте 25—30 лет. Этот период характеризуется освоением выбранной профессии, форми­рованием квалификации, самоутверждением, стремлением к неза­висимости.

Следующий этап деловой карьеры - этап продвижения — пережи­вается людьми в возрасте 30-45 лет. В течение этого периода у работ­ника накапливаются практический опыт и знания, возникает потреб­ность в достижении более высокого статуса и в самовыражении.

Этап сохранения занимает в жизни человека период от 45 до 60 лет и представляет собой пик совершенствования квалификации и активной деятельности, независимости и самовыражения. Работник стремится передать свои знания молодежи и рассчитывает на уважительное отношение к себе со стороны окружающих.

Завершающий этап карьеры люди переживают обычно в возрас­те 60—65 лет. В этот период они, как правило, все меньше получа­ют удовлетворения от работы и испытывают психологический и физиологический дискомфорт. Работник задумывается о пенсии и готовится к уходу. Этот этап характеризуется кризисом деловой карьеры. Работники, находящиеся на этом этапе, обычно заинтере­сованы в сохранении уровня оплаты труда, но стремятся увеличить свой доход за счет новых источников, которые заменят им в будущем заработную плату после ухода на пенсию. [7]

Встречаясь с новым сотрудником, менеджер по персоналу должен учитывать этап карьеры, который он проходит в дан­ный момент. Это может помочь уточнить цели профессиональ­ной деятельности, степень динамичности и главное — специ­фику индивидуальной мотивации. Представим краткое описа­ние этапов карьеры следующей таблицей:

Этап карьеры

Возрастной период

Краткая характеристика

Особенности

мотивации (по Маслоу)

1.   Предварительный

До 25 лет

Подготовка к трудовой деятельности, выбор области деятельности

Безопасность, социальное

признание

2.    Становление

До 30 лет

Освоение работы, развитие

профессиональных навыков

Социальное

признание,

независимость

3.    Продвижение

 

 

 

До 45 лет 

 

 

Профессиональное   развитие

Социальное признание,

самореализация

4.   Завершение

После

60 лет

Подготовка       к  переходу на пенсию,    поиск    и обучение   собственной смены

Удержание социального

признания

5.    Пенсионный

После

65 лет

Занятие   другими видами деятельности

 

Поиск самовыражения в новой сфере деятельности

Информация о работе Планирование и развитие профессиональной карьеры