Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 18:34, контрольная работа
В условиях становления рыночных отношений возрастает значение регулирования внутризаводского рынка рабочей силы, в частности различного вида движения работников внутри предприятия (организации) - задачи, которую можно решить путем кадрового планирования.[1]
Карьера — это результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом. Карьеру — траекторию своего движения — человек строит сам, сообразуясь с особенностями внутри- и внеорганизационной реальности и главное — со своими собственными целями, желаниями и установками.
Введение…………………..…………………………………………………………………….2
I. Понятие «Карьера» и её этапы…………………………………………………………3-6
I.1. Виды карьеры……………..……………………………………………………………6-8
I.2. Основные этапы карьеры……………..……………………………………..……….7-8
I.3. Выбор карьеры в соответствии с типом личности………………………………...8-10
I. 4 Условия карьеры…………………………………………………………………...…10-12
II. Трудовая карьера и ее формирование………………………………………………12-15
II.1. Организация профессионально-квалификационного продвижения рабочих и планирование их трудовой карьеры……………………………………………………16-18
II.2. Планирование профессионально-квалификационного продвижения………18-19
III. Система планирования трудовой карьеры…………………………..……………..19
III.1 Информационное обеспечение………………………………………………………19
III. 2Служебно-квалификационное продвижение специалистов и служащих
Общие задачи и принципы построения………………………………………………...19-21
III. 3. Формирование резерва на выдвижение………………………………………....21-25
Заключение…………………………………………………………………………………….26
Список используемой литературы………………………………………………………...27
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение…………………..…………………………………
I. Понятие «Карьера» и её этапы…………………………………………………………3-6
I.1. Виды карьеры……………..…………………………………………
I.2. Основные этапы карьеры……………..……………………………………..
I.3. Выбор карьеры в соответствии с типом личности………………………………...8-10
I. 4 Условия карьеры……………………………………………………………
II. Трудовая карьера и ее формирование………………………………………………
II.1. Организация профессионально-
II.2. Планирование профессионально-
III. Система планирования трудовой карьеры…………………………..……………..19
III.1 Информационное обеспечение…………………………………………………
III. 2Служебно-квалификационное продвижение специалистов и служащих
Общие задачи и принципы построения………………………………………………..
III. 3. Формирование резерва на выдвижение………………………………………....
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………………
Введение
В условиях становления рыночных отношений возрастает значение регулирования внутризаводского рынка рабочей силы, в частности различного вида движения работников внутри предприятия (организации) - задачи, которую можно решить путем кадрового планирования.[1]
Карьера — это результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом. Карьеру — траекторию своего движения — человек строит сам, сообразуясь с особенностями внутри- и внеорганизационной реальности и главное — со своими собственными целями, желаниями и установками.
Данная работа посвящена рассмотрению вопроса разработки системы построения карьеры, то есть определения понятия «карьера», видов карьеры, её основных этапов, рассмотрения психологического аспекта выбора карьеры, а так же процесса планирования и формирования карьеры, планирования продвижения по служебной лестнице с систематической точки зрения, то есть, поэтапно проходя каждое звено, осознавая его значимость и направляясь к намеченной цели. Данная работа не проектирует карьеру определённого служащего, а дает общее представление о возможном движении по карьерной лестнице, таким образом, происходит проектирование системы планирования трудовой карьеры работника. Тема построения трудовой карьеры очень актуальна в наши дни, особенно её понимание важно для высшего руководства предприятиями, фирмами, так как понимание вопросов трудовой мотивации напрямую связано с успешной работой, а, следовательно, и успехом фирмы. Трудовой рост, карьера очень важна для персонала, она дает не просто возможность самоутвердиться, но так же раскрыть свой талант и потенциал, что тоже только положительно скажется на работе в целом, а не просто на успехе конкретного человека. В наши дни стремительного развития экономики и бизнеса очень важно понимать всю необходимость разработки системы построения карьеры, один раз наметив верный путь можно следовать ему постоянно. Верно продуманная связь отдельных компонентов единой концепции приведёт к чёткой картине понимания психологии человека, учёта его прав и желаний и налаженной связи с предприятием и начальством, а следовательно взаимной полезности друг другу.
I. Понятие «Карьера» и её этапы.
I.1. Виды карьеры
Деловая карьера – поступательное продвижение личности в какой-либо сфере деятельности, изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью; продвижение вперед по однажды выбранному пути деятельности, достижение известности, славы, обогащения. Например, получение больших полномочий, более высокого статуса, престижа, власти, большего количества денег. [2]
Карьера - это не только продвижение по службе. Можно говорить о карьере домохозяек, матерей, учащихся и т.п. Понятие карьеры не означает непременное и постоянное движение вверх по организационной иерархии. Необходимо отметить также, что жизнь человека вне работы имеет значительное влияние на карьеру, является ее частью.
Иначе говоря, карьера - это индивидуально осознанные позиция и поведение, связанные с трудовым опытом и деятельностью на протяжении рабочей жизни человека.
Различают несколько видов карьеры:
Рис. 1. Виды деловой карьеры
Карьера внутриорганизационная означает, что конкретный работник в процессе своей профессиональной деятельности проходит все стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержку и развитие индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию. Эти стадии конкретный работник проходит последовательно в стенах одной организации. Эта карьера может быть специализированной и неспециализированной.
Карьера межорганизационная означает, что конкретный работник в процессе своей профессиональной деятельности проходит все стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержку и развитие индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию. Эти стадии конкретный работник проходит последовательно в разных организациях. Эта карьера может быть специализированной и неспециализированной.
Карьера специализированная - характеризуется тем, что конкретный сотрудник в процессе своей профессиональной деятельности проходит различные стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию. Эти стадии конкретный работник может пройти последовательно как в одной, так и в разных организациях, но в рамках профессии и области деятельности, в которой он специализируется. Например, начальник отдела сбыта одной организации стад начальником отдела сбыта другой организации Такой переход связан либо с ростом размеров вознаграждения за труд, либо с изменением содержания, либо перспективами продвижения по службе. Еще пример, начальник отдела кадров назначен на должность зам. Директора по управлению персоналом организации, где он работает.
Карьера неспециализированная — этот вид карьеры широко развит в Японии. Японцы твердо придерживаются мнения, что руководитель должен быть специалистом, способным работать на любом участке компании, а не по какой-либо отдельной функции. Поднимаясь по служебной лестнице, человек должен иметь возможность взглянуть на компанию с разных сторон, не задерживаясь на одной должности более чем на 3 года. Считается вполне нормально, если руководитель отдела сбыта меняется местами с руководителем отдела снабжения. Многие японские руководители на ранних этапах своей карьеры работали в профсоюзах. В результате такой политики японский руководитель обладает значительно меньшим объемом специальных знаний (которые в любом случае потеряют свою ценность через 5 лет) и одновременно владеет целостным представлением об организации, подкрепленным к тому же личным опытом. Ступени этой карьеры работник может пройти как в одной, так и в разных организациях.
Профессор У. Оучи, автор известной книги "Теория Зет", говорит о расстановке кадров в Японии: "Может быть, наиболее важным является тот факт, что каждый работник знает, что в течение всей своей карьеры он будет переходить из одних подразделений фирмы в другие, даже расположенные в разных географических местах. Кроме того, во многих японских фирмах ротация в течение всей трудовой жизни распространяется на всех служащих. Инженер-электрик с проектирования схем может быть направлен на производство или сборку, техника каждый год могут переводить на новые станки или в другие подразделения, руководителей - перемещать по всем отраслям бизнеса... Когда люди работают все время по одной специальности, у них возникает тенденция к формированию локальных целей, связанных только с этой специальностью, а не с будущим всей фирмы". (рис.1)[3]
Рис.1 [4]
Карьера вертикальная — вид карьеры, с которым чаще всего связывают само понятие деловой карьеры, так как в этом случае продвижение наиболее зримо. Под вертикальной карьерой понимается подъем на более высокую ступень структурной иерархии (повышение в должности, которое сопровождается более высоким уровнем оплаты труда).
Карьера горизонтальная — вид карьеры, который предполагает либо перемещение в другую функциональную область деятельности, либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре (например, выполнение роли руководителя временной целевой группы, программы и т.п.) ; к горизонтальной карьере можно отнести также расширение или усложнение задач на прежней ступени (как правило, с адекватным изменением вознаграждения) . Понятие горизонтальной карьеры не означает непременное и постоянное движение вверх по организационной иерархии.
Карьера скрытая - вид карьеры, являющийся наименее очевидным для окружающих. Этот вид карьеры доступен ограниченному кругу работников, как правило, имеющих обширные деловые связи вне организации. Под центростремительной карьерой понимается движение к ядру, руководству организации. Например, приглашение работника на недоступные другим сотрудникам встречи, совещания как формального, так и неформального характера, получение сотрудником доступа к неформальным источникам информации, доверительные обращения, отдельные важные поручения руководства. Такой работник может занимать рядовую должность в одном из подразделений организации. Однако уровень оплаты его труда существенно превышает вознаграждение за работу в занимаемой должности.
Карьера ступенчатая — вид карьеры, который совмещает в себе элементы горизонтальной и вертикальной видов карьеры. Продвижение работника может осуществляться посредством чередования вертикального роста с горизонтальным, что дает значительный эффект. Такой вид карьеры встречается довольно часто и может принимать как внутриорганизационные, так и межорганизационные формы. [5]
Управление персоналом предприятия, ставящее задачу развития персонала, должно обеспечить согласование профессиональной и внутриорганизационной карьеры. Для этого нужно сочетать цели предприятия и работника, знать желания работника, так как планирование карьеры носит индивидуальный характер, повышать качество планирования, его открытость, обеспечить формирование наглядных и понятных критериев служебного роста, объективность в оценке потенциальных возможностей работника и т.д.[6]
I.2. Основные этапы карьеры
Рассмотрим более подробно основные этапы карьеры. Предварительный этап, включающий обучение в школе, в среднем и высшем специальном учебном заведении, человек заканчивает обычно до 25 лет. В течение этого периода он находит, как правило, вид деятельности, в наибольшей мере отвечающий его возможностям, и начинает заботиться о самоутверждении.
С момента поступления на работу начинается этап становления, который переживает человек обычно в возрасте 25—30 лет. Этот период характеризуется освоением выбранной профессии, формированием квалификации, самоутверждением, стремлением к независимости.
Следующий этап деловой карьеры - этап продвижения — переживается людьми в возрасте 30-45 лет. В течение этого периода у работника накапливаются практический опыт и знания, возникает потребность в достижении более высокого статуса и в самовыражении.
Этап сохранения занимает в жизни человека период от 45 до 60 лет и представляет собой пик совершенствования квалификации и активной деятельности, независимости и самовыражения. Работник стремится передать свои знания молодежи и рассчитывает на уважительное отношение к себе со стороны окружающих.
Завершающий этап карьеры люди переживают обычно в возрасте 60—65 лет. В этот период они, как правило, все меньше получают удовлетворения от работы и испытывают психологический и физиологический дискомфорт. Работник задумывается о пенсии и готовится к уходу. Этот этап характеризуется кризисом деловой карьеры. Работники, находящиеся на этом этапе, обычно заинтересованы в сохранении уровня оплаты труда, но стремятся увеличить свой доход за счет новых источников, которые заменят им в будущем заработную плату после ухода на пенсию. [7]
Встречаясь с новым сотрудником, менеджер по персоналу должен учитывать этап карьеры, который он проходит в данный момент. Это может помочь уточнить цели профессиональной деятельности, степень динамичности и главное — специфику индивидуальной мотивации. Представим краткое описание этапов карьеры следующей таблицей:
Этап карьеры | Возрастной период | Краткая характеристика | Особенности мотивации (по Маслоу) |
1. Предварительный | До 25 лет | Подготовка к трудовой деятельности, выбор области деятельности | Безопасность, социальное признание |
2. Становление | До 30 лет | Освоение работы, развитие профессиональных навыков | Социальное признание, независимость |
3. Продвижение
| До 45 лет
| Профессиональное развитие | Социальное признание, самореализация |
4. Завершение | После 60 лет | Подготовка к переходу на пенсию, поиск и обучение собственной смены | Удержание социального признания |
5. Пенсионный | После 65 лет | Занятие другими видами деятельности
| Поиск самовыражения в новой сфере деятельности |
Информация о работе Планирование и развитие профессиональной карьеры