Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 19:37, курсовая работа
Цель данной работы выяснить историю возникновения, состояние и перспективу развития консалтинга.
Задача моей курсовой работы определить, что же такое консалтинг, узнать историю возникновения, состояние и перспективу развития управленческого консалтинга.
Введение 03
Глава 1. Определение консалтинга 06
Глава 2. История развития консалтинга 10
2.1. Возникновение управленческого консалтинга 10
2.2. Возникновение управленческого консалтинга в России 12
Глава 3. Управление консалтинга сегодня 17
3.1. Управление консалтинга сегодня 17
3.2. Появление черт зрелости в управленческом консалтинге
России 21
3.3. Конкуренция Российских и западных компаний 24
Глава 4. Перспективы развития управленческого консалтинга 26
Заключение 28
Список используемой литературы 29
Широкое распространение консалтинга привело к тому, что в США в 1970-е гг. на каждые 100 управляющих в промышленности приходился 1 консультант. Рост числа консультантов привел к тому, что в 1980-е гг. появился даже термин «консультантовооруженность», который определяется отношением общего числа жителей страны к числу консультантов. В Японии этот показатель равен 2,5 тыс. человек; в США – 4,5 тыс.; в странах Западной Европы – 12,5 тыс.; в развивающихся странах – 230-300 человек.
Настоящий переворот в структуре и доходности консалтингового бизнеса, начавшийся примерно с конца 1980-х гг., был во много связан с широким распространением, так называемых интегрированных информационных систем класса управления ресурсами предприятия. В отличие от традиционных учетно-бухгалтерских программных пакетов эти системы дали техническую возможность эффективно управлять всеми ресурсами крупных компаний – производственными, финансовыми и людскими – на интегрированной основе и обеспечить полный цикл управленческих воздействий в рамках текущей хозяйственной деятельности. Учитывая то, что эти системы базируются на новых управленческих стандартах и принципах, процесс их внедрения предполагает серьезную реорганизацию практически всех основных бизнес-процессов компании. Необходимо также определенная адаптация самого программного обеспечения к индивидуальным особенностям предприятий – объектов внедрения. Сложность этих задач с необходимостью требует участия профессиональных консультантов по управлению и информационным технологиям.
Результатом этого явилось формирование целого направления информационно-управленческого консалтинга. Это направление оказало стимулирующее воздействие на развитие мировой консалтинговой индустрии в целом. Наиболее подготовленной для разработки вновь открытого направления консалтинга оказалась все так же «большая пятерка» (тогда еще «шестерка»), которая обладала квалифицированными специалистами и опытом в области операционного управленческого консультирования и информационных технологий (на базе внедрения учетно-бухгалтерских систем). Именно в это время доходы лидеров «большой пятерки» от управленческого консалтинга начали быстро сближаться по объему с доходами от традиционного доминировавшего аудита. В последние годы этот сектор стал основным источником роста для компаний «большой четверки».
Высокая доходность информационно-управленческого консалтинга не могла остаться незамеченной. И вскоре среди основных участников этого рынка появилась новая группа компаний, выросших на базе крупнейших производителей компьютерной техники и системных интеграторов. Занимаясь первоначально лишь поставками компьютеров, серверов, сетевого оборудования, многие компании стали все яснее понимать, что куда более высокую прибыль обеспечивают полномасштабные проекты системной интеграции, в рамках которых информационно-управленческий консалтинг является ключевым компонентом. Это привело к тому, что известные корпорации начали постепенно делать все больший акцент не на традиционном решении проблем из области информационных технологий, а на использовании информационных технологий для решения бизнес-проблем своих клиентов.
Активность
По мнению А.П.Посадского, существующую
в настоящее время
Эти структурные элементы
Сложность решения вопросов
которых многопрофильные консалтинговые центры(МКЦ), предназначенные для качественной и оперативной деятельности, решения организационных, производственно-экономических, финансовых, социальных проблем, подготовки научно-методических рекомендаций, экспертиз и проектов развития предприятия[6].
В отличие от существующих
организаций, выполняющих
компании др.), МКЦ ориентированы на интегрирующие функции при проведении государственной социально-экономической и научно-технической политики на базе единого научно-методологического подхода. Организации же, которые выполняют отдельные обслуживающие функции, часто преследуют коммерческие цели и не имеют связей с органами исполнительной и представительной власти регионов, не реализуют приоритетных направлений государственной политики. Поэтому весьма актуальна разработка организационно-методических основ создания и функционирования таких центров.
Как полагает А. Пригожин, рынок консультационных услуг в нашей стране созревал очень неравномерно как по темпам, так и по регионам [8.C. 207-208]. Он отмечает четыре основные стадии формирования консультационного рынка.
На первой стадии существует отчужденный рынок, когда спрос сугубо пассивный.
Следующая стадия – фетишизированный рынок – требует не того, что нужно на самом деле, а того, что на слуху.
Третий этап в развитии рынка – избирательный спрос.
Четвертая, высшая стадия – комплексный спрос.
На последних двух стадиях появляется квалифицированный спрос на консультационные услуги. Клиент уже понимает, чего нужно ждать от консультанта, а чего о т него ожидать не следует. Но и сама консультационная среда тоже предпочитает разные виды спроса.
Исследователи отмечают, что до самого
последнего времени рынок консалтинга
в России был малопредсказуемым, а деятельность
самих консультационных компаний – импульсивной.
Бурный рост сопровождался присущими
ему болезнями и противоречиями. Как отмечают
в своем обзоре авторы рейтинга консультантов
журнала
«Эксперт», 2001 г. стал исключением. Появились признаки, присущие сформированному рынку. Впервые при заметном росте общего объема рынка услуг (на 60%) его структура изменилась незначительно, хотя список участков рейтинга обновился почти наполовину. Другим объективным симптомом взросления рынка стал дефицит профессиональных кадров, так как спрос предъявляется на специалистов,
владеющих специальными методиками и имеющих опыт работы. Вопрос дефицита квалифицированных специалистов является активным не только для промышленных предприятий и сфер народного хозяйства, но и для самих консультантов.
Что касается субъективных свидетельств вступления рынка в зрелую фазу, то достаточно проанализировать изменения в отношении клиентов к своим консультантам. При снижении темпов роста объемных макроэкономических показателей темп роста рынка консалтинговых услуг заметно увеличился. Иными словами, доверие к консультантам растет: клиенты почувствовали ценность консалтинга и стали относиться к нему как к локомотиву, способному тянуть компанию в условиях замедления общеэкономического роста. Все эти факторы заставили консультантов наконец ощутить себя профессионалами своего дела и начать качественные преобразования внутри своих компаний.
Таким образом, помимо наметившегося динамичного роста, в российской консалтинговой индустрии началось формирование целого ряда важных структурных параметров, которые, как отмечали специалисты журнала « Эксперт», явно сближают ее с ситуацией на рынках крупных развитых стран.
Во-первых, основу сегодняшнего спроса на управленческий консалтинг формируют крупные национальные промышленные компании и банки.
Во-вторых, ряд с «иностранным сектором» российской консалтинговой индустрии стремительно вырос достаточно мощный и динамичный сектор отечественных консультационных компаний, контролирующих уже примерно треть российского рынка и по некоторым направлениям весьма успешно конкурирующих с транснациональными гигантами.
В-третьих, продуктовая структура российского консалтингового рынка также явно начала приближаться к параметрам рынков развитых стран.
Наконец, в-четвертых, российский консалтинговый рынок быстро приближается к рынкам развитых стран и по ценовым параметрам.
Отличительной особенностью большинства
отечественных консалтинговых компаний
является то, что они не позиционируют
себя на рынке, развиваясь одновременно
в нескольких направлениях. Такая всеядность
часто вызывает сомнения в профессионализме
и качестве услуг. Дело в том, что в международной
практике четко прослеживается приверженность
фирм определенной сфере деятельности,
позволяющая выделить функционально ориентированные
компании (по планированию, оценке и стимулированию
труда и т. д.); фирмы, действующие в пределах
какой-либо отрасли; компании, работающие
по контракту с правительственными и общественными
организациями: «фабрики мысли», предлагающие
новые креативные подходы к решению проблем
и др.
3.3. Конкуренция Российских и западных компаний
На
рынке управленческого
Преимущества иностранных компаний | Преимущества российских компаний |
1. Отлаженная
технология управления 2. Большая база знаний, глобальный опыт 3. Широкий набор услуг 4. Наличие методик и практического опыта управления программами изменений в условиях разных стран 5. Учет
мировых тенденций развития 6. Помощь
при взаимодействии с 7. Доверие
международному опыту в |
1. Более глубокое
знание специфики российского
рынка и национального 2. Узкая
специализация и отсюда 3. Большая
гибкость в отношениях с 4. Более низкий уровень цен |
Недостатки иностранных компаний | Недостатки российских компаний |
1. В
ряде случаев уровень 2. Слабая ориентация на специфичность клиента – низкая гибкость в отношениях |
1. Недостаточно
проработанная технология 2. Недостаток международного опыта и знаний в области управления 3. Слабая развитость бизнес-культуры, в т.ч. стандарты качества работы, обязательность 4. Слабая узнаваемость бренда 5. Стремление к росту объёма заказов в ущерб качеству услуг |
Информация о работе Перспективы развития управленческого консалтинга