Перспективы развития управленческого консалтинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 19:37, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы выяснить историю возникновения, состояние и перспективу развития консалтинга.

Задача моей курсовой работы определить, что же такое консалтинг, узнать историю возникновения, состояние и перспективу развития управленческого консалтинга.

Содержание

Введение 03

Глава 1. Определение консалтинга 06

Глава 2. История развития консалтинга 10

2.1. Возникновение управленческого консалтинга 10

2.2. Возникновение управленческого консалтинга в России 12

Глава 3. Управление консалтинга сегодня 17

3.1. Управление консалтинга сегодня 17

3.2. Появление черт зрелости в управленческом консалтинге
России 21
3.3. Конкуренция Российских и западных компаний 24

Глава 4. Перспективы развития управленческого консалтинга 26

Заключение 28

Список используемой литературы 29

Работа содержит 1 файл

Курсовая Менеджмент консалтинг.doc

— 138.00 Кб (Скачать)

            Возникновение управленческого  консалтинга обычно связывают с  промышленной революцией. В это время  появляются первые фабрики и происходят связанные с этим институциональные и общественные преобразования. Постепенно накапливается управленческий опыт. Он обобщается, структурируется. Высокий уровень общения в производственной сфере делает  возможным передачу этого опыта и выработку соответствующих рекомендаций.

            Постоянный поиск  предпринимателями  новых средств  повышения эффективности производства, попытки со стороны специалистов управления найти коммерческое приложение своим способностям, логика развития организационной науки и практики привели к возникновению первых профессиональных фирм по управленческому консалтингу, которые начали возникать сравнительно недавно – в 20-е гг. ХХ в.

            Реальное же становление  отрасли в качестве самостоятельной  сферы бизнеса произошло только в 1950-е гг. С тех пор она развивается необычно быстрыми темпами, обгоняя многие как более старые так и возникшие совсем недавно отрасли экономики. Вместе с тем оценка масштабов и динамики развития мировой консалтинговой индустрии до сих пор является весьма непростым делом, поскольку эксперты никак не могут договориться о том, как определять ее границы.

            Интерес представляет сама эволюция подходов к определению  этих границ, которая в значительной степени является отражением существенных изменений, периодически происходящих в рядах многочисленных участников индустрии управленческого консалтинга [1]. Формирование управленческого консультирования как самостоятельной индустрии начиналось с решения классических проблем стратегического менеджмента, различных аспектов корпоративной стратегии, проведения стратегических исследований рынка, планирования крупных организационных преобразований.

            С одной стороны, становление этой сферы бизнеса  было основано на выявлении и описании различных методов и принципов  консультирования. С другой – предприниматель должен был сам почувствовать своим положение и желанием  совершенствовать свои дела и методы управления. Впервые благоприятные условия для этого возникли в связи с зарождением научного управления во второй половине XIX  в. Консультирование на основе теории научного управления концентрировалось на вопросах производительности и эффективности работы фабрики, рациональной организации труда и снижении издержек производства. Такое консультирование называли организацией производства, а консультантов – экспертами по эффективности. Вначале ХХ в. область деятельности консалтинга расширилась. Появились первые профессиональные консультанты, такие, как Фредерик Тейлор, Артур Д. Литтл, Тоуэрс Пэррин и Гаррингтон Эмерсон. Последние двое основали первые консалтинговые фирмы. Появились консалтинговые фирмы по управлению человеческими ресурсами, по управлению сбытом и маркетингом, а также по управлению финансовыми ресурсами.

            В 1920 – 30-е гг., после  Великой депрессии управленческий консалтинг завоевал признание во всех промышленно развитых странах. Однако его объем и области применения оставались ограниченными. Его услугами пользовались в основном крупные промышленные фирмы. Вместе  с тем появился спрос на консультирование государственного сектора и военного комплекса, что сыграло немаловажную роль во время Второй мировой войны. Послевоенный период называют «золотыми годами» консультирования. Именно в то время спрос на консалтинговые услуги начал расти особенно интенсивно. Объяснялось это послевоенным строительством, ростом деловой активности, ускорением научно-технического прогресса, интернационализацией промышленности, торговли и финансов. Большинство консалтинговых фирм, созданных в те годы, существуют и в настоящее время и занимают лидирующие позиции.

          2.2. Возникновение управленческого консультирования в России

 

      Консультационная  деятельность, являющаяся во многих странах  мира важнейшим элементом деловой  среды, начинает развиваться и в  России.

            Профессиональная  деятельность по управленческому консалтингу  в нашей стране возникла немногим более десяти лет  

    назад, хотя первые ростки консалтинговой деятельности появились несколько раньше. Как  вспоминает один из старейших российских консультантов С.В. Хайниш, в августе 1982 г. в газете «Правда» была опубликована статья «Нужен консультант» - первая на столь высоком уровне публикация о только что зарождавшемся в СССР управленческом консультировании [10]. В это время имелся лишь небольшой, около 4 – 5 лет, опыт практического консультирования советских предприятий. Активно этим занимались в Москве и Эстонии (эстонские специалисты написали одну их первых в Советском Союзе книг о консультировании).

      В конце 1980- начале 1990-х гг. ситуация значительно изменилась, и отдельные, наиболее энергичные руководители стали даже предлагать создать в стране министерство или комитет по управлению (консалтингу). Однако, к счастью, данные инициативы не стали реальностью. В консультировании такой бюрократический подход просто недопустим. Консалтинг во всем мире формировался в основном снизу, естественным образом, так же происходит и в России. 

          Большинство лидеров мирового  консалтинга пришли в Россию практически одновременно в самом начале 1990-х гг. Вполне понятно первоначальное настороженное отношение к ним. Причин тому несколько. Прежде всего, для многих российских предпринимателей совершенно неочевидной была польза от консалтинговых услуг. Более того, им казалось, что со своими финансовыми проблемами они в состоянии разобраться самостоятельно, а одна из основных услуг, оказываемых консультантами, - управление финансовыми потоками. Кроме того, им трудно было объяснить, зачем раскрывать во многом противозаконные финансовые секреты «западным советникам». Большую роль играл также и денежный фактор – российскому

    предпринимателю трудно было объяснить, почему западный консультант должен получать за час работы столько же, сколько российский бухгалтер за месяц.

           Первоначально западные консалтинговые  фирмы в основном помогали  освоить на российском рынке  западным же компаниям, но тем  самым подавали пример и российским предпринимателям. Первоначальным мотивом прихода лидеров мирового консалтинга было, как правило, обычное следование за своими транснациональными клиентами, которые остро нуждались в квалифицированных советах в чрезвычайно запутанных и быстро меняющихся постсоветской переходной экономики. Однако очень скоро большая часть финансовых поступлений от консалтинговых услуг стала обеспечиваться за счет многочисленных программ технической помощи, поступавшей в Россию, как на двусторонней межправительственной основе, так и по линии ряда международных организаций.

            Важнейшей особенностью начального  периода развития российского  рынка управленческого консультирования  являлось практически полное  доминирование крупнейших международных  консалтинговых фирм. Возникавшие в то время отечественные консалтинговые структуры не могли составить им какой-либо конкуренции. Однако воздействие этого фактора было весьма слабым и кратковременным, поскольку большинство потенциальных российских клиентов на первых порах было явное не готово адекватно воспринимать завышенные, с точки зрения, гонорары иностранных консультантов.

             Уже к середине 1990-х гг. на российском  рынке работали сотни отечественных  консультационных компаний. Однако  кризис 1998 г. негативно сказался на всех без исключения участниках консультационного рынка, как отечественных, так и иностранных.  

    Резкое  ухудшение финансового положения  заставило даже крупнейшие промышленные компания и банки существенно  уменьшить расходы на внешних  консультантов.

              Резкое падение в посткризисный период оборотов российских компаний заставило их попытаться понять систему управления, чтобы выяснить возможности компании в кризисной ситуации. Российские предприниматели стали обращаться за помощью к специалистам-консультантам не только в области юридических и налоговых служб, но и в области управленческого и бизнес-консультирования. После полугодового посткризисного затишья в начале 1999 г. начался бум на услуги консультантов. Потенциал импортозамещения постепенно сокращается, конкуренция на рынках товаров и услуг усиливается, предприятия выходят на новые рынки. В таких условиях опыт специалистов в области консалтинга становится все более востребованным[9].

              Средства международных финансовых  организаций, которые вплоть до 2000 г. служили существенным фактором на рынке консалтинговых услуг, в 2001 г., в основном по сугубо формальным причинам, перестали поступать. Все программы помощи Европейской комиссии, Мирового банка и др. были рассчитаны на десятилетие (1991-2000 гг.). Ежегодно в рамках программ  технической помощи российским предприятиям выделялось более миллиарда долларов на консалтинговые услуги.

           В связи с экономическим ростом в России появился реальный, а не простимулированный западными инъекциями спрос на консалтинг. И если непосредственно после кризиса 1998 г. в выигрышном положении на рынке, несомненно, находился аудит, то затем ситуация коренным образом изменилась. Консалтинг как вид бизнеса становится все более привлекательным. В течение  2000 г. объем рынка консультационных услуг российских консультантов вырос на 60%[9]. Все больше становилось и специалистов-консультантов. За год количество их в компаниях – участниках рейтинга журнала «Эксперт» выросло на 43%. Объем рынка консалтинговых услуг чисто российских компаний составил в 2000 г. порядка 100млн. долл. Кроме того, на российском рынке работает примерно полтора десятка компаний, имеющих иностранные корни. Если же попытаться оценить деятельность других компаний иностранного происхождения, то весь рынок консалтинговых услуг в 2000 г. составлял примерно 250-300 млн. долл.

            В самом общем  виде можно отметить, что на российском рынке сложилось несколько направлений управленческого консалтинга: в области совершенствования организационных структур, создания мотивационных систем управления персоналом, эффективного управления продажами, кадрового потенциала и формирования организационной культуры, стратегического и операционного направления, финансового менеджмента и бюджетирования. Помимо управленческого консалтинга, сосредоточенного на системе управления организацией, развиваются и другие виды консалтинга – кадровый, юридический, налоговый, информационный. Характерной особенностью большинства крупных российских консалтинговых компаний является то, что они работают в нескольких направлениях –

    аудит, корпоративные финансы, управление, инвестирование, информационные технологии.

    

   

ГЛАВА 3. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ КОНСАЛТИНГ СЕГОДНЯ

          3.1.Управленческий консалтинг сегодня

        Приблизительные оценки числа фирм в мире (без учета  России), специализирующихся в области  управленческого консалтинга, дают цифру порядка 1720 [4]. При этом на долю США приходится около 49% всего мирового рынка управленческих консалтинговых услуг. В последнее десятилетие рынок консалтинговых услуг является одним из самых быстро развивающихся рынков в мире. Его рост составляет 15 – 20% в год, что в 2 – 3 раза выше, чем темпы развития рынков наукоемкой продукции и потребительских услуг. В 1993 г. в США было около 50 тыс. консультантов по управлению. Получивших за свои услуги 17 млрд долл. В 10 ведущих американских консалтинговых фирмах было занято 45 тыс. консультантов, и они заработали за год 8,2 млрд долл. В 1996 г. оборот этих десяти фирм возрос до 20 млрд долл., а платежеспособный спрос американского рынка консалтинговых услуг превысил 40 млрд долл. В 1990 г. в Западной Европе работало 43 тыс. консультантов по управления, экономике и финансам, объем предоставленных ими услуг составлял около 5 млрд долл., а в 1995 г. только в Германии насчитывалось 44,2 тыс. консультантов. Объем предоставляемых ими услуг только в этой стране достиг 9,7 млрд долл. В Великобритании за последние годы численность консультантов по управлению также возросла в несколько раз. Выработка на одного консультанта (оплата одного консультанта), по данным ФЕАКО, в 1996 г. составила: в Германии – 219,4 тыс. долл.; в Швейцарии – 206,8 тыс.; в Дании – 180,1 тыс.; в Венгрии – 43,3 тыс. долл.

        Даже в периоды  спада общей деловой активности консалтинг не просто умудряется выжить, но и развивается. Дополнительным свидетельством этого является растущая в это  время потребность консалтинговых фирм как в специалистах, так и в обслуживающем персонале.

        В консалтинге, как  и в любой другой сфере бизнеса, есть крупные, средние и мелкие фирмы. По численности специалистов и объему годового оборота услуг 40 фирм из общего числа 1720 фирм можно считать крупными, порядка 180 фирм – средними, а 1500 фирм – мелкими. При этом 40 самых крупных консалтинговых фирм обслуживают 66%, 180 средних фирм – 25%, 1500 мелких фирм – 9% мирового рынка консалтинговых услуг. Крупная фирма имеет в составе персонала от 300 до 30 тыс. профессионалов и годовой доход от 68 млн до 3 млрд долл. В средней фирме трудится от 100 до 300 профессионалов, генерируя годовой доход до 20 млн долл. Мелкие фирмы – это фирмы, в которых занято в среднем 4 профессиональных консультанта и годовой доход составляет не более 0,5 млн долл. Подавляющее большинство всех консультационных фирм являются очень небольшими , зачастую состоящими всего из одного человека компаниями. Однако, несмотря на то что большинство консалтинговых фирм мелкие, основная масса всех консультантов трудится в крупных фирмах. В  США, например, около ¾ всех консультантов работает в компаниях с численностью персонала более 100 человек. На долю таких компаний приходится ¾ общего дохода, получаемого в этой отрасли в США.

Информация о работе Перспективы развития управленческого консалтинга