Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 12:35, реферат
К основным задачам системы управления персоналом можно отнести: обеспечение организации квалифицированными кадрами; создание необходимых условий для эффективного использования знаний опыта работников; совершенствование системы оплаты труда и мотивации; управление внутренними перемещениями и карьерой сотрудников; предоставление работникам возможностей для повышения квалификации.
Введение .......................................................................................................
1.РОЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ.................
1.1. Персонал как объект управления в организации…………………..
1.2. Факторы повышения роли персонала в современном производстве……………………………………………………………….
2.ОТБОР И УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ…………………………..
2.1.Внутренний источник подбора персонала в организации………….
2.2. Принципы и методы подбора персонала……………………………
2.2.1.Набор персонала…………………………………………………….
2.2.2. Отбор персонала в организацию…………………………………..
3.УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ………………………………………………………….
3.1. Формы участия персонала в управлении предприятиями. ………..
Заключение………………………………………………………………..
Список литературы……………………………………………………….
В последнее время широко применяются методы обобщения независимых экспертных мнений («экспертиза»). В качестве экспертов привлекаются работники предприятия, хорошо знающие изучаемого работника по совместной работе и обладающие независимым суждением. Осуществляется их опрос по специально разработанной анкете, и полученная информация после соответствующей обработки используется как дополнительный источник для принятия решения по индивидуальной работе, профессиональному продвижению работника и т.д.
Для получения объективной
информации о возможностях и способностях
работника часто используются методы
психологического тестирования, в процессе
которых изучаются его
2.2. Принципы и методы подбора персонала
Цель набора персонала
состоит в создании резерва кандидатов
на все рабочие места с учетом,
в том числе и будущих
Среди основных принципов подбора персонала необходимо выделить следующие:
Принцип плановости означает, что мероприятия, направленные на совершенствование кадрового состава, проводятся планомерно, исходя из плановой потребности в работниках и с учетом перспектив развития персонала и организации в целом.
Принцип альтернативности реализуется через привлечение в организации как можно большего числа соискателей.
Принцип активного подбора заключается в постоянной работе с потенциальными кандидатами на вакантные места в организации, применении активных методов поиска и вербовки персонала.
Исходный этап в процессе
управления персоналом – набор и
отбор кадров. Современный уровень
развития теории управления персоналом
позволяет использовать самые разные
методы поиска нужных специалистов и
применять сложные
2.2.1.Набор персонала.
При отборе персонала наниматели
имеют дело с людьми, которые стремятся
реализовать свои цели, выбирая ту
или иную организацию. Точно так
же менеджеры стремятся
В практической деятельности часто используют упрощенные модели рабочего места. Например: «Срочно требуется экономист – женщина, образование высшее, выпускник ВНУ, возраст до 35 лет, опыт работы в ЧП».
Вместе с тем для
качественного подбора
Исходя из моделей рабочих мест, решение проблемы подбора персонала включает следующие этапы:
· разработку концепции модели рабочего места персонала, ее элементов, характеристик и весовых коэффициентов;
· разработку типовых моделей рабочих мест по должностям персонала;
· методику комплексной оценки персонала на основе модели рабочего места в оценочных центрах с привлечением специалистов;
· технологию работы с неработающим или высвобождаемым персоналом в центрах занятости населения на основе результатов комплексной оценки кадров на вакантные должности;
· технологию работы с персоналом на предприятиях и в организациях (аттестация кадров, планирование карьеры, повышение квалификации и переподготовка кадров).Источники найма персонала.
Определив требования к кандидату,
кадровый менеджмент ресурсов может
приступить к реализации следующего
этапа – привлечению
Перед организацией возникают три вопроса: где искать потенциальных работников (источники), как их известить об имеющихся вакансиях и каким образом провести отбор наиболее подходящих работников для конкретного рабочего места (методы).
Различают две группы источников: внутренние (из работников предприятия) и внешние (из людей, до того никак не связанных с предприятием) источники.
Невозможно однозначно решить вопрос в пользу внутренних или внешних источников найма.
Существуют разные способы поиска персонала:
· Поиск внутри организации.
· Подбор с помощью неформальных
контактов сотрудников. и «кумовства».
· Самопроявившиеся кандидаты. Объявления
в средствах массовой информации – на
телевидении, радио, в прессе.
· Контакты с университетами и другими
учебными заведениями.
· Государственные агентства занятости.
· Частные агентства по подбору персонала.
· В качестве источника могут выступать
также сотрудники, ушедшие из организации.
· Клиенты и поставщики могут предложить
необходимых кандидатов.
· «Охота за головами» – переманивание
лучших работников из других организаций,
используются различные способы привлечения
высококлассных специалистов, например:· высокая
зарплата;
· возможность быстрого роста, продвижения
по служебной лестнице;
· хороший психологический климат в коллективе;
· дополнительные льготы (бесплатное питание,
предоставление служебного автомобиля,
средств связи, медицинское страхование
и т.п.)
Большинство специалистов
сходятся во мнении, что для успешной организации
поиска кандидатов следует руководствоваться
двумя основными правилами:
1)всегда проводить поиск кандидатов внутри
организации;
2)использовать по меньшей мере два метода
привлечения кандидатов со стороны.
2.2.2.Отбор персонала в организацию.
Первичный отбор начинается
с анализа списка кандидатов с
точки зрения их соответствия общим
требованиям организации к
Среди известных методов
первичного отбора можно выделить следующие:
1)анкетирование;
2)тестирование или испытание;
3)графологический анализ
(экспертиза почерка и анализ стиля
изложения);
4)морфологический анализ и близкий по
смыслу – анализ по фотографии.
Стадия первичного отбора, независимо от применяемых методов, завершается определением ограниченного списка кандидатов, наиболее соответствующих требованиям организации.
Среди методов отбора особое положение занимает собеседование (интервью). К собеседованию обычно допускается 20-30 % от общего числа кандидатов, оставшихся после стадии первичного отбора. Оно проводится в целях оценки качеств, необходимых для работы по предлагаемой вакансии: культурного уровня, ценностных ориентаций и мотивации кандидата, деловых качеств и др.
По структуре собеседование состоит из нескольких стадий: подготовки, «создания атмосферы доверия», обмена информацией (основная часть), заключения, оценки.
1) Предварительная подготовка.
Сотрудник организации,
2) «Создание атмосферы доверия». Для этого
можно начать собеседование с вопросов
на нейтральную тему, предложить кандидату
сесть там, где ему удобно, пожать руку,
улыбнуться и т.п.
3) Основная часть собеседования представляет
собой обмен информацией, которая дает
возможность оценить способность и желание
кандидата успешно работать в организации,
а не просто факты из его жизни или рассказываемые
им истории.
Обработка результатов проводится незамедлительно. Результаты собеседования фиксируются документально. Результаты собеседования должны содержать оценку кандидата и предложение – продолжать или прекратить работу с ним.
4) Заключение проводившего собеседование сотрудника передается руководителю подразделения, располагающего вакансией, который и принимает решение о дальнейших действиях в отношении данного кандидата.
Следующим этапом отбора кадров является сбор информации о кандидате. Для того чтобы лучше оценить профессиональные и личные качества кандидата организации, можно обратиться за информацией к людям и организациям, знающим кандидата по совместной учебе, работе, занятиям спортом и т.д.
В заключении, подавляющее большинство авторов, занимающихся проблемами управления персоналом, считают, что отбор работников нельзя осуществлять, ориентируясь лишь на какой-либо один признак или решение какой-либо одной задачи. Поэтому при отборе кадров должен использоваться не один метод, а целый комплекс различных методов, направленных на всестороннюю оценку кандидатов .
3.УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ.
3.1. Формы участия
персонала в управлении
Как известно, эволюция управленческой деятельности в зарубежном менеджменте имеет тенденцию к развитию групповых форм разработки решений, что не свойственно российской практике. В ряде стран они получили очень широкое распространение, в других являются основополагающими, например, в Японии. Известное патерналистское направление в развитии менеджмента связано также с различными формами привлечения трудящихся к процедуре принятия управленческих решений.
Среди всех форм участия персонала в управлении предприятием наибольшее распространение получили:
· участие в прибылях;
· участие в собственности;
· участие в управлении за счет функционирования на предприятии специальных органов7.
1. Участие в прибылях.
Механизм организации
При использовании этой системы трудовой
доход делится на две части:
· постоянную - основная заработная плата,
которая определяется в ходе выработки
тарифного соглашения в рамках коллективного
договора;
· переменную - между администрацией и
представителями наемных работников заключается
особое соглашение, которое обычно регистрируется
в налоговом ведомстве с целью получения
фирмой определенных налоговых льгот,
связанных с действием таких соглашений.
Современные системы участия в прибылях
широко дифференцированы в зависимости
от показателей и способов премиальных
выплат.
2. Участие в собственности.
Для реализации программ
· создание акционерного фонда персонала
и постоянное перечисление ему части прибыли.
По мере накопления средств на счетах
фонда они используются для выкупа акций
у прежних владельцев и передачи прав
собственности на них рабочим и служащим
компании;
· акционерный фонд персонала получает
банковский заем и сразу выкупает у "старых"
владельцев определенную часть их акций.
3. Участие в управлении
на уровне предприятий
Сегодня ученые признают, что развитой капитализм эволюционизирует в сторону социализации используемых принципов деятельности. Под демократией японцы, например, понимают возможность гармоничной работы путем консенсуса всех, включая низшие сферы организации. Все решения являются групповыми. Коллективное решение является окончательным и связывает всех участвующих в разработке. Процедура принятия решений на японских фирмах имеет ряд преимуществ: она не навязывается «сверху», лишая энтузиазма в работе исполнителей; способствует утверждению групповой сплоченности и солидарности; групповая компетентность превышает компетентность индивидуальную. Групповое принятие решений является уникальной чертой японского менеджмента. Конечно, необходимость внедрения японского опыта управления на российских предприятиях является спорной. Однако, представляется очевидным, что в России участие работников в управлении находится на очень низком уровне и такое положение должно меняться в сторону расширения возможностей исполнителей более полно реализовывать свой творческий потенциал. Такие возможности могут быть предоставлены работникам так называемыми новыми менеджерами. Для этого должны быть созданы определенные предпосылки, а это, прежде всего, – стабильный бизнес в прогнозируемой экономической среде.