Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 12:35, реферат
К основным задачам системы управления персоналом можно отнести: обеспечение организации квалифицированными кадрами; создание необходимых условий для эффективного использования знаний опыта работников; совершенствование системы оплаты труда и мотивации; управление внутренними перемещениями и карьерой сотрудников; предоставление работникам возможностей для повышения квалификации.
Введение .......................................................................................................
1.РОЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ.................
1.1. Персонал как объект управления в организации…………………..
1.2. Факторы повышения роли персонала в современном производстве……………………………………………………………….
2.ОТБОР И УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ…………………………..
2.1.Внутренний источник подбора персонала в организации………….
2.2. Принципы и методы подбора персонала……………………………
2.2.1.Набор персонала…………………………………………………….
2.2.2. Отбор персонала в организацию…………………………………..
3.УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ………………………………………………………….
3.1. Формы участия персонала в управлении предприятиями. ………..
Заключение………………………………………………………………..
Список литературы……………………………………………………….
Компьютеризация не только
повышает роль персонала в производственном
процессе, но и порождает некоторые
проблемы в области управления им.
Так, внедрение компьютерных систем
и сетей нередко ведет к
росту надомного труда и
Нейтрализация этих негативных факторов компьютеризации - одна из новых задач управления персоналом.
Системы компьютерной организации производства позволяют практически мгновенно получать информацию о любом участке предприятия, ускоряют контроль и процессы принятия решений и их корректировки. От работников же, и в первую очередь менеджеров, все это требует высокого профессионализма, культуры общения, чувства коллективизма, заботы об интересах всего предприятия. Повышение требований к работнику одновременно означает и возрастание его роли в производстве, и усложнение функций управления персоналом.
Вторым фактором повышения роли персонала в современном обществе является изменение возможностей контроля за сотрудниками и повышение значимости самоконтроля и самодисциплины. Контроль - одна из важнейших функций управления персоналом.
Особенно трудно осуществлять текущий контроль за представителями не стандартизированного труда, связанного с творчеством, новациями. Здесь требуется, прежде всего, самоконтроль, необходимой предпосылкой которого является высокая сознательность и ответственность, самодисциплина, а также контроль по конечным результатам.
Растущая несовместимость
знаний и творческого, инновационного
мышления с текущим контролем
за их носителем обусловила расширение
области индивидуальной и групповой
свободы, автономии, самостоятельного
принятия решений. Использование этих
новых возможностей для достижения
организационных целей, т.е. целей
организации как системы, целостности,
требует наличия у работника
соответствующих качеств и
Третья группа причин, обусловивших радикальное повышение роли персонала в производстве и управлении им, - макроэкономические факторы, и, прежде всего изменение ориентации и динамики спроса и направленного на его удовлетворение производства; обострение конкуренции на мировом рынке; повышение значимости качества продукции. Быстрая приспособляемость к непрерывно изменяющемуся спросу усиливает потребность в более высоком уровне общего и профессионального образования, непрерывном обучении работников, развитии у них способности к творчеству и постоянному обновлению. Наличия у персонала таких качеств требует и обострение конкуренции на мировом рынке, общая ситуация на котором характеризуется определенным сближением используемой различными странами техники и технологий. В этих условиях качество персонала все чаще становится решающим фактором победы в конкурентной борьбе.
Четвертым фактором повышения роли персонала в современном производстве, а также управления им является изменение форм организации труда на предприятии. К числу таких изменений относится, прежде всего, более широкое использование коллективных форм организации труда как в масштабах всей организаций - на макроуровне, так и в ее отдельных подразделениях - на микроуровне. Опыт ряда передовых предприятий, а также эмпирические исследования показали, что требуемая современным производством многофункциональность и высокая ответственность работника наиболее успешно формируются и проявляются с максимальной полнотой именно в трудовом коллективе.
Примером широкого использования
коллективных форм организации труда
на макроуровне является система
управления, которую часто называют
«коллективистской» в отличие от
«индивидуалистической» модели. На микроуровне
коллективистские формы организации
труда и управления проявляются
в широком распространении в
современном мире автономных бригад,
берущих на себя главную ответственность
за результаты труда и предполагающих
помощь и взаимозаменяемость членов
бригады, в массовом использовании
«кружков качества», позволяющих рабочим
участвовать в управлении производством,
прежде всего в решении технико-
Пятым фактором возрастания роли персонала на производстве явилось повышение образовательного и культурного уровня работника, рост его личностных запросов к трудовой деятельности, формирование производственных операций, удовлетворяющих возросшему уровню образования и запросов работников и требующих высокой квалификации персонала.
Рост образованности и культуры персонала способствовал повышению его роли в современном производстве и обществе, подрывал эффективность традиционных, преимущественно авторитарных методов управления. Все это нашло свое отражение в шестом факторе повышения роли персонала в современной организации - развитии демократии на производстве и в обществе. Влияние демократии на макроуровне, т.е. в масштабах государства, на персонал и управление им идет, прежде всего, по следующим двум направлениям:
· через формирующуюся под ее воздействием культуру, элементами которой являются чувство собственного достоинства, уважение прав личности, в том числе ее трудовых и социальных прав, ожидание демократического стиля руководства и готовность к участию в делах организации, и т.п.;
· через принятие законов, защищающих права работника и регулирующих отношения на производстве.
Непосредственное воздействие
на положение персонала и
Разнообразные права на производстве
имеют профсоюзы. Налаживание взаимоотношений
с профсоюзами и другими
Такие же жизненно важные социальные вопросы, как прием на работу, перемещение внутри предприятия, оплата, увольнение и др., решаются с согласия профсоюза. Скажем, в случае увольнения работника руководство обязано доказать, при необходимости через суд, обоснованность мотива увольнения и, если это будет признано, выплачивать увольняемому работнику в течение двух лет почти полную зарплату. Очевидно, что в таких условиях одна из функций управления персоналом - освобождение работников - становится весьма непростым и дорогостоящим делом.
Развитие демократии в
обществе и на производстве прямо
связано с седьмым фактором
повышения значимости персонала в современном
производстве - ростом цены рабочей силы.
Ныне в западных демократиях весьма велика
цена труда. Если сотрудник стоит очень
дорого; если его трудно уволить, да еще
и дорого найти ему достойную замену; если
содержание труда требует все более высокой
квалификации, самоотдачи, ответственности
и инициативы работника и внешний контроль
за ним затруднен, то все это повышает
значимость персонала в современном производстве
и одновременно науки о его эффективном
использовании5.
2.ОТБОР И УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
2.1. Внутренний источник подбора персонала в организации
Цель набора персонала
состоит в создании резерва кандидатов
на все рабочие места с учетом
будущих организационных и
Методы набора персонала
из внутреннего источника
1. Внутренний конкурс. Служба персонала
может разослать во все подразделения
информацию об открывшихся вакансиях,
известить об этом всех работающих, попросить
их порекомендовать на работу своих друзей
и знакомых.
2. Совмещение профессий. В этих случаях
целесообразно использовать совмещение
должностей самими работниками фирмы
(если исполнитель требуется на короткое
время, для выполнения небольшого объема
работы).
3. Ротация. Весьма эффективным для некоторых
организаций, особенно находящихся в стадии
интенсивного роста, считается такое использование
внутренних источников комплектования
управленческих кадров, как перемещение
руководителей.
Возможны следующие варианты
перемещений руководителей:
· повышение (или понижение) в должности
с расширением (или уменьшением) круга
должностных обязанностей,
· увеличением (уменьшением) прав и повышением
(понижением) уровня деятельности;
· повышение уровня квалификации, сопровождающееся
поручением руководителю более сложных
задач, не влекущим за собой повышения
в должности, но сопровождающимся повышением
зарплаты;
· смена круга задач и обязанностей, не
вызванная повышением квалификации, не
влекущая за собой повышения в должности
и роста зарплаты.
Такого типа ротации, как правило, приводят к расширению кругозора, повышению управленческой квалификации и в конечном счете сопровождаются должностным ростом работников организации.
Формирование резерва кадров является жизненно важной задачей для надежного функционирования предприятия, т.к. позволяет обеспечить замещение вакантных должностей в случае смерти, болезни, отпуска, командировки и увольнения работников. Резерв кадров - это часть персонала, проходящая планомерную подготовку для занятия смежных рабочих мест более высокой квалификации. Исходные данные для формирования резерва:
· профессиональный отбор кадров;
· модели рабочих мест;
· результаты аттестации кадров;
· философия организации;
· кадровые'(личные) дела сотрудников;
· штатное расписание организации;
· планы служебной карьеры. Работа с резервом кадров строится на определенных принципах и предусматривает несколько этапов. Общие принципы работы с резервом руководителей:
· подбор кандидатов и состав резерва по их нравственно-психологическим и деловым качествам для решения задачи постоянного улучшения качественного состава руководителей;
· соблюдение возрастного и образовательного цензов кандидатов на выдвижение, с учетом того, что подготовка профессионального руководителя на базе высшей школы занимает 4-6 лет, а расцвет творческой деятельности человека наступает в 35-40 лет, возраст кандидатов в резерв для выдвижения в руководители среднего уровня управления не должен превышать 25-30 лет;
· рациональное определение структуры и состава резерва с учетом того, что на каждую руководящую должность необходимо иметь не менее двух-трех кандидатов;
· регулярный и систематический поиск кандидатов в резерв руководителей на основе широкой гласности в организации работы с резервом для выдвижения.
Применяются также практические
методы: назначение кандидата руководителем
коллектива, выполняющего временную
задачу; замещение отсутствующего руководителя
на время его командировки, болезни,
отпуска; стажировка, дублерство и др.
Наибольшее распространение получили
методы:
· изучения личных документов работника
(«биографический»);
· получения произвольных устных и письменных
характеристик;
· обобщения независимых экспертных мнений
(«экспертиза»)
· психологического тестирования и самооценки
работника.
Биографический метод
состоит в изучении объективных
показателей личности работника
по его документам. Он позволяет
получить данные, связанные с передвижением
работника по должностям и профессиям,
его образованием, квалификацией
и другими показателями. Однако этот
метод дает неполную картину данных:
он не позволяет получить достаточное
количество информации об уровне развития
личностно-деловых свойств и
Метод «интервью» дает возможность расширить систему получаемых показателей, однако при этом данные о работнике будут не объективными, а преломленными с учетом отношения людей, обеспечивающих получение необходимой информации. Метод «интервью» используется как основной в практике деятельности кадровых работников при подборе кандидатов в резерв на выдвижение.
В процессе осуществления подбора кандидатов представители отдела кадров ведут длительные беседы с работниками разного уровня по заранее разработанному сценарию. Основная задача таких бесед состоит в получении большего количества информации об изучаемом работнике с различных точек зрения и по разным направлениям его деятельности.