Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 19:33, курсовая работа
Цель курсового исследования состоит в научном обосновании социально-экономических и управленческих аспектов паблик рилейшнз и в разработке теоретико-методических рекомендаций по повышению эффективности использования ПР в управлении организацией.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
1. Проанализировать сущность и содержание ПР как категории менеджмента;
2. Раскрыть механизмы и технологии функционирования ПР в эффективном управлении;
3. Обосновать принципы и методы исследования ПР в процессах управления;
4. Определить функции и структуру ПР как системы управления организацией;
5. Выявить и обосновать профессиональные требования к ПР-специалисту;
Введение 3
1. Роль и место паблик рилейшнз в системе менеджмента организации 6
1.1 Понятие и основные функции паблик рилейшнз в системе управления организацией 6
1.2 Основные принципы эффективного управления паблик рилейшенз в решении стратегических задач развития организации 10
2. Функциональные особенности паблик рилейшнз в управленческом процессе 15
2.1 Комплексные направления деятельности паблик рилейшнз 15
2.2 Организационно-управленческие аспекты профессиональной деятельности в сфере паблик рилейшенз 18
2.3 Актуальные проблемы и пути повышения эффективной деятельности ПР-специалистов в решении стратегических задач управления организацией 22
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Для глубокой и эффективной деятельности в управлении организацией ПР-специалисту необходимо осознание и акцентирование внимание на организационно-управленческих аспектах своей профессиональной деятельности. [8]
В общем виде процесс организации работы в сфере паблик рилейшнз состоит из двух основных компонентов: с одной стороны, это разработка стратегии общественного аспекта деятельности организации, с другой, - реализация этой стратегии. Следовательно, место ПР-специалиста рядом с первыми руководителями, т.к. они принимают непосредственное участие в укреплении репутации организации как основного капитала.
Одним из основополагающих постулатов PR-деятельности заключается в том, что общественная репутация организации во многом зависит от поведения высшего руководства этой организации. От того, как поступает руководство, как и о чем оно говорит, зависят восприятие и интерпретация ПР-усилий организации средствами массовой информации, т.е. паблик рилейшнз по своей природе, по содержанию решаемых задач связан с функцией стратегического менеджмента, состоит в обеспечении консультационной и коммуникативной поддержки. [9]
Ведение деятельности руководителями предприятий по установлению, поддержанию взаимопонимания при общении с официальными органами, дилерами, акционерами, занятыми, оптовыми заказчиками и непосредственными покупателями базируется на концепции социальной ответственности. Согласно последней, организации несут ответственность перед обществом, в котором они функционируют, помимо обеспечения эффективной деятельности, занятости, прибыли и соблюдения их норм.
Один из принципов управления гласит, что хорошая организация -самое выгодное вложение капитала. Действительно, успех в функционировании современных предприятий определяется в значительной степени сплоченностью персонала, привычностью вертикальных и горизонтальных коммуникаций, доверительными и взаимовыгодными отношениями между руководителями и подчиненными. Для успешных взаимоотношений в коллективе и отношений с общественностью необходимо знание специальных основ теории коммуникаций.
Обязательным
принципом ПР является необходимость
отмечать заслуги и ценность для
коллектива каждого работника. Значимость
внимательного отношения
Размеры отделов ПР-службы, объем выполняемых ими работ зависит от размера компании. В маленьких компаниях в ПР- отделе может работать 1 человек, в больших корпорациях - сотни специалистов. Положение служб ПР в структуре организации бывает разным, важно, чтобы подразделение паблик рилейшнз находило достойное место в организационной структуре корпорации, чтобы его функциональные обязанности отделялись от обязанностей других подразделений.
К сфере интересов службы ПР в системе менеджмента организации также относится забота об учебе, постоянном повышении квалификации сотрудников. Затраты на обучение людей результативнее, чем вложения в улучшение технической оснащенности предприятия. Важным фактором установления благоприятного микроклимата в коллективе, сообразно основ ПР, выступает служебная этика руководителя предприятия.
В некоторых случаях, когда организация не имеет собственное ПР-подразделение, у нее может возникнуть необходимость обратиться за консультациями в ПР-фирмы.
С. Катлип называет шесть причин:
1.
Руководство организации ранее
не осуществляло никаких
2.
Штаб-квартира организации
3. У ПР-фирмы налажен широкий спектр контактов, отвечающих требованиям текущего момента.
4.
Сторонняя PR-фирма может
5.
Организации могут
6.
Вопросы требуют суждения
Организация
обращается к специализированной ПР-фирме
с целью получить конкретные рекомендации
и предложения. Для этого фирме
необходимо изучить проблемную ситуацию,
в которой оказалась
В любом случае фирма-консультант должна подготовить и представить следующий отчет:
1. Выводы по изучению проблемной ситуации и имеющихся возможностей у организации.
2.
Потенциальный ущерб или
3.
Прогнозирование трудностей
4. Общие цели программы действий в работе с различными группами общественности.
5.
Немедленные действия или
6. Перспективный план достижения поставленных целей.
7.
Планы оценки результатов,
8. Кадровые планы и бюджет.
Также необходимо отметить, что при четкой организации работы, управлении процессом деятельности и контроле паблик рилейшнз фирма имеет все шансы по установлению взаимовыгодных отношений с внешней средой. Предприятие, руководство которого ориентировано на длительный период действия, должно учитывать современные тенденции развития общества, контроль мнения и поведения общественности, значимость теории и практики в сфере паблик рилейшнз.
Содержание профессиональной деятельности специалистов по связям с общественностью является одной из актуальных проблем теории и практики связей с общественностью. Без четких представлений о содержании указанной деятельности невозможно определить основные направления и конкретные ориентиры в профессиональной подготовке соответствующих специалистов. В специальной литературе многие авторы уделяют достаточное внимание содержательной стороне профессиональной деятельности специалистов по связям с общественностью. Приведем некоторые наиболее значимые, на наш взгляд, точки зрения на эту проблему, которые дают более или менее четкое представление о ней.
Прежде всего, следует обратиться к одному из современных классиков теории и практики паблик рилейшнз Сэм Блэку. В своей книге «Введение в паблик рилейшнз» он выделяет десять основных направлений ПР, которые дают возможность получить самые общие представления о содержании профессиональной деятельности специалистов по связям с общественностью и о содержании их профессиональной подготовки. Такими направлениями являются:
1) общественное мнение;
2) общественные отношения;
3) правительственные связи;
4) общественная жизнь;
5) промышленные связи;
6) финансовые отношения;
7) международные связи;
8) отношения с потребителями;
9) исследования и статистика;
10) средства массовой информации.
Более конкретно содержание деятельности профессионалов связей с общественностью Сэм Блэк выражает в задачах, стоящих перед ними. По мнению классика, основными задачами ПР-специалистов являются:
1) консультации, основанные на понимании человеческого поведения;
2) анализ возможных тенденций и предсказание их последствий;
3) изучение общественного мнения, ожиданий и взглядов общества и выработка рекомендаций для осуществления необходимых мер;
4)
установление и поддержание
5) предотвращение конфликта и недоразумений;
6)
содействие установлению
7)
гармонизация личных и
8)
улучшение доброжелательных
9) улучшение промышленных связей;
10)
привлечение
11) расширение рынка товаров и услуг;
12)
максимальное повышение
13)
формирование корпоративной
Содержание профессиональной деятельности специалиста по связям с общественностью можно уяснить также на основе анализа функций специалистов в области паблик рилейшнз, которые определены Ассоциацией PR в США.
1.Программирование,
включающее анализ проблем,
2.Взаимосвязи,
устанавливаемые и
3.Подготовка
и издание публикаций, докладов,
статей и других
4.Установление
систем распространения
5.Организация
выпуска публикаций, фильмов, программ,
мультимедиа, фотографий в
6.Организация таких специальных мероприятий, как пресс-конференции, выставки, демонстрации, торжественные заседания, награждения и др. Это требует тщательного планирования и координации, внимания к деталям, подготовки специальных буклетов и сообщений;
7.Подготовка речей для других и умение выступать с речами;
8.Исследование
и оценка, связанные с умением
собирать информацию
Решение сложных проблем, ориентация в критических ситуациях зачастую требуют коллективного труда, умения работать одной командой, терпеливого отношения к различным точкам зрения. Специалист в сфере паблик рилейшнз, прислушиваясь к разнообразным мнениям, окончательное решение должен принимать самостоятельно. Для него очень важно умение заставить людей поверить в возможность разрешения сложной проблемы. В критических и быстротекущих ситуациях члены организации обращаются за советами и рекомендациями в первую очередь к профессионалу. Не только по должности, но и благодаря личным качествам он должен пользоваться уважением и абсолютным доверием, заслужить которые может лишь откровенный, способный критически оценивать ситуации человек. Ему нужны смелость и решительность, чтобы избегать любых попыток утаивания фактов, даже если это не по душе руководству.