Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 22:12, шпаргалка
Основные понятия и темы.
Управленческие и организационные отношения тесно связаны между собой и представляют единое целое. Важной задачей социального управления и является поддержание целостности таких отношений, благодаря чему само социальное управление становится эффективней, а достижение целей быстрым и своевременным.
Итак,
система управления включает в себя
взаимоотношение субъекта и объекта
управления. Где субъект управления
целенаправленно воздействует на объект,
который в свою очередь контролирует
выполнение управленческих решений
и обеспечивает обратную связь, тем
самым, определяя целостность
Разрешение
социального конфликта
1.
Снятие социальной
2.
Компромисс противоборствующих
сторон по поводу предмета
конфликта. Компромисс - это уступка
в каких-то, как правило, второстепенных
предметах конфликта. Это
Процедурный механизм достижения компромисса обычно заключается в переговорах, на которых осуществляются:
-анализ
конфликтной ситуации
- выяснить основы, сближающей позиции сторон и обнажающей точки соприкосновения их интересов;
- определение меры и существа уступок друг другу;
-
поиск соглашения, устраивающего
заинтересованные стороны и
общей
проблемы конфликта. Компромисс считается
достигнутым, если его участниками
принято соответствующее
Практическая реализация компромисса опирается на наличие в обществе социальных механизмов справедливого разрешения конфликтов.
Модели социального управления (Субординация, реординация, координация).
Координация — это такой вид социального управления, при котором
осуществляется горизонтальная упорядоченность, как на
внутригрупповом, так и на межгрупповом уровне, а стороны, части и
элементы одной и той же социальной общности или взаимодействие
нескольких общностей характеризуются тождественностью,
равновеликостью. Координация в условиях государственной службы —
это система должностного взаимодействия государственных служащих и
государственных органов по горизонтали, которая регулируется
определенными правовыми нормами.
Социальный род и социальный индивид, социальный субъект и
социальный объект как социальные феномены управления. Социальный
род выражает, главным образом, совокупность тех связей и отношений, в
которых индивиды находятся между собой. Род всегда выступает в виде
какой-либо социальной общности или ассоциации (демографической,
экономической, профессиональной, политической и др.).
Социальный индивид обычно
единицы деятельной социальной материи (общества). Всякий социальный
индивид реализуется в виде единства многообразного, основными
параметрами которого являются обособленность, целостность,
относительная самостоятельность, самодостаточность, самобытность и др.
Процесс формирования социальных индивидов принято именовать
индивидуализацией.
Чем выше уровень развития общества, чем сложнее деятельность,
осуществляемая данным родом, тем сложнее форма управления этой
деятельностью, т.е. чем выше уровень социальной эволюции, тем выше
уровень родового управления. По мере общественного прогресса, с
усилением коммуникаций между странами и народами возникает
потребность в государственных (национальных) и межгосударственных
(межнациональных) формах управления.
В блоке с координацией и субординацией рассматривается
реординация (переподчинение). Субординацией (соподчинение)
называется вид социального управления, при котором осуществляется
вертикальное упорядочение, а один из элементов какой-либо общности
или одна из взаимодействующих общностей играет роль ведущего,
определяющего начала в деятельности всех остальных. В государственной
службе субординация - это система должностного подчинения, основанная
на правилах служебной дисциплины. Данные правила определяются
ведомственными положениями, инструкциями, другими нормативными
актами. При субординации каждый служащий подчиняется не только
своему непосредственному, но и последовательно всем вышестоящим
руководителям данного ведомства.
Субординационное управление
основным формам взаимодействия другой пары всеобщих носителей
социальной деятельности — социального субъекта и социального объекта.
Между социальным субъектом и социальным объектом существует
иерархическая зависимость, в силу которой объект зависит от субъекта.
Субординационный характер имеют субъектно-объектные и объектно-
субъектные отношения. Другие два вида по характеру управленческих
воздействий относятся к координации.
Понятие "иерархия" используют тогда, когда речь заходит о
сложных формах субординации. Она упорядочивает по линии
соподчинения не просто целостности, а системы, в которых деятельность
одного порядка оказывается зависимой от деятельности второго порядка,
деятельность второго порядка — от деятельности третьего порядка и т.д.
Организационные структуры
отраслям в соответствии с Общероссийским классификатором технико-
экономической социальной информации: образование, культура и
искусство, здравоохранение, туризм, отдых, физическая культура и спорт,
наука и инновации, жилищный фонд и коммунальное хозяйство.
Управление должно обеспечивать равновесие в управляемой системе,
решение социальных проблем, возникших вследствие недостаточно
обоснованных экономических решений, обострение политической
ситуации, стихийных бедствий и др. причин. Социальные проблемы,
требующие решения: занятость и безработица, охрана труда, вынужденная
миграция, прожиточный минимум, детская безнадзорность, формирование
доходов населения, формирование среднего класса, образ жизни, оценка
деятельности органов управления различных уровней и общественных
организаций.
Модели: 1.модель координация (с лат.означает сорасположение). Такая модель управления при кот.осуществляется горизонтальное упорядочивание, а стороны части и элементы одной и той же социальной общности характеризуется тождеством между собой и равноликостью. Пример: взаимоот.людей в составе семьи - > взаимоот.семей в составе наций. Категория индивид состоит в центре всего этого (с лат.означает неделимое). 2.субординация (от лат.- соподчинение) Такая модель соц.управления при которой осуществляется вертикальное упорядочинение одним из элементов явл.в едущим, определяющий начало деятельности остальных. Вместо сорасполажения здесь действует соподчинения. Такая модель в основном примирима гос.службе, гос.органа. Она сущ-ет опред.период времени. 3. реординация (с лат. - переподчинение) Такая модель соц.управления, при кот.осуществляется правовое переподчинение одной общности другой, как по горизонтали, так и по вертикали.
Единство централизма
и самостоятельности в
Отношения субординации имеют место как
между органами управления, трудовыми
коллективами, так и на индивидуальном,
персонифицированном уровне – между руководителями
и исполнителями.
Субординация вызвана необходимостью
осуществления общих интересов, общих
целей, их взаимосвязи с особыми интересами
посредством определенной соподчиненности.
То есть вышестоящие субъекты управления
задают цели нижестоящим, которые призваны
реализовывать их с учетом своего индивидуального
интереса.
Отношениям субординации присущи соответствующие,
обеспечивающие их реализацию организационные
формы управления. Это линейные управленческие
структуры, в которых подчиненность организационных
звеньев устанавливается по цепочке снизу
вверх, имеет характер однозначной связи,
когда каждый нижестоящий субъект управления
подчиняется только одному вышестоящему.
Такая связь характерна, например, для
государственный органов управления.
Для субординации характерно использование
прямых властных методов управленческого
воздействия. Например, административное
управление, суть которого состоит в том,
что на основе приказов и распоряжений
задаются конкретные рабочие цели и задачи
деятельности подчиненных.
Однако чрезмерная субординация ведет
к жесткой регламентации деятельности
исполнителей в ущерб их самостоятельности,
недоиспользованию их творческого потенциала.
Отношения координации характеризуют
взаимосвязь непосредственно несоподчиненных
субъектов управленческой деятельности,
процесс согласования, сочетания их действий
в ходе осуществления индивидуальных
и общих целей. Отношения координации
– это и есть проявление самостоятельности
субъектов управления. Отношения координации
устанавливаются между отдельными звеньями
социального управления, выполняющими
относительно самостоятельные специфические
функции и входящими в различные линии
субординации. Например, органы управления
предприятий, цехов – в экономической
сфере; общественных организаций – в политической
сфере.
Координация предоставляет участникам
управленческого процесса необходимую
самостоятельность, широкую возможность
для выражения и отстаивания собственного
интереса при осуществлении общей работы.
Реординация – упорядочение снизу вверх.
Понятия и функции лидера.
Лидер — лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия. Член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.
Функции лидеров.
Функции лидеров в конкретном обществе зависят от степени
экономичности, политической, культурной зрелости сфер его жизни,
политического режима, индивидуальных качеств самого лидера.
1. Интегративная – объединение и согласование различных групп, интересов на
основе базовых ценностей и идеалов, признанных всем обществом.
2. Ориентационная
– выработка политического
прогресса и потребности групп населения.
3. Инструментальная – определен. способов и методов осуществления
поставленных перед обществом задач.
4. Коммуникативная
– обеспечен. устойчивость
основе
тесных конфликтов с
слоями.
5. Мобилизационная – инициирование необходимых изменений с помощью создания
развитых стимулов для населения.
6. Гаранта справедливости,
законности и порядка.
Программная функция
- разработка лидером программы деятельности
Диагностическая (аналитическая).
· Планирование. В каждой организации должен существовать план, желательно согласованный, чтобы лучше стимулировать выполнение поставленной задачи. Лидер должен не только знать как добраться из точки, в которой он находится в данный момент туда, куда нужно, но и знать какие усилия надо приложить чтобы это осуществить, добиться прогресса.
· Определение целей. Хоть это и звучит довольно просто, но справиться с этой функцией достаточно тяжело, так как цели должны быть четко согласованы с теми, кто их будет добиваться, а не просто поставлены перед каждым работником.