Ответы по социальному управлению

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 22:12, шпаргалка

Описание работы

Основные понятия и темы.

Работа содержит 1 файл

ответы по СУ с 30-40.docx

— 76.41 Кб (Скачать)

Понятия организации и  ее признаки.

    Под организацией понимается устойчивая группа лиц, взаимодействующих друг с другом с помощью материальных, экономических, правовых и других условий ради решения  имеющихся проблем или достижения поставленных целей. Для этого она преобразует на основе соответствующих технологий находящиеся в ее распоряжении материальные, трудовые, информационные ресурсы в требуемые конечные результаты.

    Другими направлениями деятельности организации  являются: разработка политики, стратегии, осуществление в соответствии с  ними развития, преодоление кризисных  ситуаций.

Признаки  организации

    Выделяются  шесть основных признаков организации:

    Цели определяются при создании организации, могут измениться на протяжении её функционирования, но всегда служат ориентиром, ведущим организацию к успеху. В организации существует целая система целей, включая главную цель всей организации, цели подразделений и, наконец, личные цели работников.

    Обособленность можно понимать в том смысле, что организация стремиться отгородиться от окружения чисто внешне, но в более широком смысле этот признак означает и наличие собственного счёта в банке, и принадлежность определённого имущества именно организации, а не её членам.

    Саморегулирование. Жизнь организации связана с решением множества проблем, наличие от обеспечения сырьём и заканчивая сбытом произведённой продукции. Каждый день возникают десятки и сотни проблем, по которым необходимо принимать эффективные решения. Как правило, в организации всегда есть особый центр, где сосредоточены все средства управления, где принимается большинство решений.

    Наличие связей между отдельными элементами организации крайне необходимы. Во-первых, с помощью этих связей руководителя получает информацию о состоянии дел в низовых подразделениях, а во-вторых, отсюда следуют распоряжения, указания и рекомендации по необходимым действиям. В любой организации можно легко найти такой внутриорганизационный центр: здесь находится главное руководство, сосредоточены средства связи и управления.

    Организационная культура начинает проявлять себя сразу после создания организации чисто внешними признаками: появляется вывеска с её наименованием, оформляется помещение, может вводиться единая форма одежды для персонала. Затем организационная культура приобретает более сложные формы: вырабатывается особый стиль отношения между работниками и посетителями, появляются примеры для подражания, возникают традиции.

    Устойчивость является непременным признаком современной организации, которая может находиться под воздействием враждебных внешних сил, ее могут также сотрясать внутренние конфликты. Организация должна противостоять этим негативным силам, чтобы выжить. Способность преодолеть эти негативные явления за счет определенной избыточности ресурсов, таланта и опыта руководителей и следует относить к устойчивости организации.

Виды  организаций.

    Основные  виды организации

    Организации можно различать по ряду признаков.

    По  степени формализации различают  формальные и неформальные организации.

    Формальной считается организация, прошедшая государственную регистрацию в налоговых органах, внесенная в Единый государственный реестр юридических лиц и получившая соответствующее свидетельство.

    Таким образом, формальная организация это - группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижение общей цели или целей.

    Неформальная  организация такую регистрацию не проходит, и возникают закономерные вопросы: как она образуется и имеет ли право на жизнь? Предприниматель - одиночка регистрируется как индивидуальное предприятие без право образования юридического лица. Он может работать один, однако при успешном ведение дела может вовлечь в свое дело родственников, друзей, специалистов. Российское законодательство не запрещает предпринимателю привлекать наемный труд, многие этим и пользуются, при этом стараются выйти на более выгодные условия налогообложения. Именно по этой причине неформальной организации, достаточно распространены сейчас в России.

    Неформальная  организация - группа в составе формальной организации, которая возникает  спонтанно и где люди вступают во взаимодействие друг с другом достаточно регулярно.

    По  форме собственности организации делятся на государственные, муниципальные, частные и иные. В целом ряде случаев возникают организации на базе разных типов собственности. Это собственность на материально - вещественные и финансовые резервы и ресурсы.

    Виды  организации различаются также  по организационному признаку - положению, роли значению отдельных личностей в организации, т.е. по статусу организации по отношению к своим членам.

    Принято считать, что в общественном производстве существуют первичные организации, определяющие основы деятельности ее членов и нормы, правила, методы воздействия  с себе подобными и другими  общественными, производственными, финансовыми, сбытовыми и другими структурами. Например, в государственных организациях государственная, общественная собственность  обладает приоритетом в отношении  других видов организации в силу естественных, правовых или экономических  условий. Так, ели государственные  финансы и вся сеть государственных  предприятий терпят кризис, то и  другие государственные и частные  финансы организации вынуждены  или прекращать свою деятельность или  приспосабливаться к изменившихся условиям.

    Другим  видом являются политические, общественные, национальные, религиозные и другие организации, возникающие в зависимости  от объективных социально - экономических  условий, социального состояния  и потребностей общества, уровня его развития и национальных, религиозных, этнических и прочих причин и обстоятельств.

    По  хозяйственному признаку виды организаций делятся на: прибыльные и неприбыльные, бюджетные и внебюджетные, торговые, посреднические, финансовые, инновационные, промышленные, сельскохозяйственные, строительные, транспортные и др.

    По  размеру организации делятся на малые, средние и крупные, при этом главным критерием выступает численность персонала. Это не совсем правильно, т. к. при высокой автоматизации производства на крупном предприятии может работать на большое количество людей.

    Разделяют организации также и по секторам экономики. Организации подразделяются на четыре типа, в каждый из которых входит несколько отраслей, однородных по своему месту в технологическом цикле:

    Отрасли первичного цикла, занимающиеся добычей  сырья, - включают организации и предприятия  сельского, лесного и рыбного  хозяйств, угольной промышленности и  т.д.;

Отрасли вторичного цикла, в состав которых входят организации  и предприятия обрабатывающей промышленности, например машиностроения, металлообработки, автомобилестроения и т.д.;

Отрасли третьего цикла, предприятия и организации  которых оказывают услуги, необходимые  для нормальной жизнедеятельности  отрасли первых двух секторов. Это  банки страховые компании, образовательные  учреждения, туристические агентства, розничная торговля и др.;

К четвертому сектору  относятся все организации и  институты, занимающееся такой прогрессивной  и быстро развивающейся сферой человеческой деятельности, как информационная технология.

    По  отношению к прибыли организации делятся на коммерческие и не коммерческие. Целью любой коммерческой организации является получение прибыли, у некоммерческих организаций цели могут быть самыми различными: разведение аквариумных рыбок, сбор почтовых марок, распространение научных знаний, оказание образовательных услуг, даже завоевание власти в стране. Законодательство России не запрещает некоммерческим организациям заниматься и коммерческой деятельностью направляться на заявленные цели организации.

Сущность  мотивации в системе  управления.

    Мотивация- одна из центральных категорий науки управления. В научной литературе существуют различные определения мотивации. В качестве рабочего определения мотивации будем использовать следующее: мотивация есть процесс побуждения человека к деятельности во имя достижения определенных целей. Мотивировать поведение означает уметь понимать и воспринимать внутренние потребности работника, системы и побуждать людей к сознательному самостоятельному выбору действий по удовлетворению потребностей и достижению личных и коллективных целей. Мотивация работников означает также умение добиваться понимания, восприятия и освоения ими целей организации. В этом случае необходимые для организации действия работников будут высокомотивированными, а результаты труда – высокими.

    В конкретно-содержательном отношении  мотивация понимается как психологический  феномен, как биопсихическая реакция  человека на внешние воздействия  и внутренние потребности, опосредованная особенностями среды и личности, и приводящая к определенному  результату. При этом принципиально  важно подчеркнуть наличие в  мотивации естественного единства сознательных и бессознательных, рациональных и эмоциональных побуждений, отражающего  человеческую природу, нарушение которого может приводить к ощутимым искажениям и потерям в практике управления.

    Таким образом, мотивация есть сознательный (подсознательный, надсознательный) процесс  выбора человеком, социумом того или  иного типа поведения, обусловленный  воздействием потребностей развития и  связанных с их удовлетворением  ожиданиями. Процесс мотивации основан  на функциях и свойствах (элементах) сознания и психики и включает восприятие и оценивание ситуации, целеполагание, выработку решений, ожидание результатов действий и  их сознательную корректировку.

    Мотивация занимает одно из центральных мест в системе управления любым социально-экономическим  объектом. Независимо от природы объекта  управления в управлении этим объектом всегда участвует мотивация. Мотивация  является одной из функций управления наряду с другими функциями, такими как планирование, организация, контроль, принятие решений и пр. Таким образом, мотивация присутствует в качестве функции управления в управлении любым объектом.

    Мотивация является неотъемлемым элементом управления коммерческой организации, государственного учреждения, общественной организации, церкви, а также любой неформальной организации.

Успешность управления любым социально-экономическим объектом зависит от того, насколько эффективна мотивация людей, работающих в рамках этого объекта. Даже если в рамках объекта управления действуют совершенная  система планирования, продуманная  система контроля, сбалансированная система координации действий, прогрессивная  оргструктура, но при этом система  мотивации недостаточно эффективна, общий результат функционирования данного объекта управления будет  достаточно низким.

    Природа мотивации. Для достижения целей организации руководству необходимо обеспечить эффективные действия персонала. Для этого нужно не только обеспечить функциональную загрузку работников и создать им необходимые условия, но и вызвать у них желание энергично совершать именно те действия, которые приближают организации к достижению поставленных целей. В связи с этим руководство организации должно выполнять весьма важную функцию - создание условий для мотивации работников и осуществление ее на практике.

    Мотивация как функция управления — это  процесс, с помощью которого руководство  организации побуждает работников действовать так, как было ранее  запланировано и организовано, поскольку  успех организации в определенной мере зависит от того, насколько  эффективно действуют участники  производственного процесса. Таким образом, мотивацию в организации можно трактовать как побуждение членов организации к действию. При этом мотивация представляет собой, с одной стороны, побуждение, навязанное индивидам извне, а с другой — это самопобуждение.

Теория  мотивации

    Мотивация - это способ побуждения себя и других людей к целенаправленному

действию для  достижения цели. Это определенный внешний фактор, влияющий на

человека и  его внутреннее состояние, который  увеличивает желание человека

работать.

Содержательные  теории мотивации

    В процессе развития правители и управленцы стали замечать, что материальные

факторы уже  не так сильно мотивируют работников. Изучение потребностей

человека привело  к появлению теорий в основе которых  лежит утверждение, что

главным мотивирующим фактором является не материальный, а  психологический.

    Первая  такая теория связана с именем Элтона Мэйо (1880-1945), американским

Информация о работе Ответы по социальному управлению