Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 13:48, отчет по практике
Супермаркеты «Маки» - это региональная торговая сеть, основной деятельностью которой является розничная продажа парфюмерно-косметической продукции. Торговая сеть «Маки» имеют два магазина в городе Екатеринбурге и два магазина в городе Кургане. Вид собственности – частная. Рассмотрим более подробно деятельность одного из супермаркета «Маки» в городе Кургане.
1. Организационно - правовая деятельность торгового предприятия 2 парфюмерного супермаркета «Маки»
1.1. Краткая характеристика деятельности супермаркета «Маки» 2
1.2.Организационная структура управления 2
2. Общая характеристика устройства и планировки супермаркета «Маки» 6
3. Организация торгово-технологического процесса в супермаркете «Маки» 8
3.1. Формы, методы продажи и их эффективность 10
3.2. Характеристика размещения и выкладки товара 11
3.3. Методы обеспечения сохранности материальных ценностей 12
3.4. Формирование ассортимента товаров, представленного
на предприятии, анализ его устойчивости 13
3.5. Организация закупочной деятельности 14
3.6. Приемка товаров по качеству и по количеству 15
3.7. Порядок подготовки товара к продаже 15
4. Характеристика условий труда работников супермаркета «Маки» 16
5. Характеристика рекламной и информационной деятельности 18
6. Оценка качества торгового обслуживания 19
Выводы 20
В «горячей» зоне в центре зала, выставлен товар, пользующийся постоянным спросом (декоративная косметика).
Так же товар размещается по назначению:
в первом зале - представлены средства по уходу за лицом и телом, детская косметика, бижутерия;
во втором зале – представлена элитная парфюмерия, парфюмерия масс-маркета, косметика; средства по уходу за волосами, средства укладки, краска для волос; продукция для мужчин средства до и после бритья, дезодоранты;
в третьем зале – представлена бытовая химия, это и порошки и чистящие средства, зубные пасты, мыла.
В первом зале товар выкладывается по сериям, так например на одном модуле представлена вся предлагаемая продукция фирмы LOREAL или NIVEA.
В отделе косметики стоят тестер-бары на которых расположены тестера представленной продукции, на которых можно более подробно посмотреть понравившийся продукт, ощутить его текстуру, подобрать тон помады, тонального средства, пудры. Такие тестер-бары позволяют более эффективно распределять торговую площадь, т.к. не нужно демонстрировать весь товар сразу. Покупатель может выбрать понравившийся товар и продавец-консультант достанет его из запасника. На витринах элитной парфюмерии продукция расположена от более недорогой снизу к брендовой сверху. Так как парфюмерия это достаточно дорогой товар на витринах выставлен один экземпляр товара, во всех объемах в которых он представлен. Так например, женская туалетная вода Euphoria представлена в объеме 30 и 50мл. Так же для удобства покупателей на данную продукцию есть тестера, с помощью которых покупатель может выбрать себе аромат.
Вся остальная продукция представленная во втором зале размещается так что бы был виден один экземпляр товара, а за ним еще ряд данного товара.
В третьем зале товар располагается аналогично.
От того как выложен и представлен товар зависит и объем продаж, поэтому в супермаркете «Маки» к данной операции относятся очень внимательно. Правильная выкладка товара исключает пустоты. У покупателя должно складываться впечатление что полки просто ломятся от обилия продукции. Никаких пустот на полках не должно быть. Если какой либо товар полностью распродан, то его место должен стать другой товар, не нарушая правил выкладки товара. Однако, здесь нужно тоже знать меру. На полках не должно быть слишком много товара, что бы он не затруднял доступ к товару и не перемешивался. В таком случае внимание покупателя будет рассеиваться.
Говоря об эффективности выкладки в супермаркете «Маки», можно выявить ряд недостатков:
а) не совсем продуманны выставочные модули на которых расположен товар;
б) есть места, где товар завален и его не удобно смотреть;
в) ряд продукции расположен так, что взятие одного экземпляра продукции может привести к разрушению целостности выкладки;
г) так как полки в модулях стеклянные и не укреплены, на них нельзя поставить большое количество товара (например: шампунь).
3.3 Методы обеспечения сохранности материальных ценностей
В супермаркете «Маки», применяется коллективная ответственность, ущерб делиться на всех работников поровну.
На работников супермаркета «Маки» возлагается материальная ответственность, т. е. обязанность возместить имущественный ущерб, причиненный предприятию по их вине. На данном торговом предприятие работники, причинившие ущерб, несут полную материальную ответственность, при которой работник, причинивший ущерб, обязан возместить его в полном объеме. С работниками заключается письменный договор о полной материальной ответственности. В соответствии с заключенным договором работник магазина принимает на себя полную материальную ответственность за обеспечение сохранности вверенных ему материальных ценностей и обязуется:
- бережно относиться к переданным ему ценностям и принимать меры к предотвращению ущерба;
- своевременно сообщать администрации магазина обо всех обстоятельствах, угрожающих обеспечению сохранности вверенных ему материальных ценностей;
- вести учет и отчетность в установленном порядке;
- участвовать в инвентаризации и ревизии материальных ценностей.
Договор подписывается руководителем предприятия и лицом, принявшим на себя материальную ответственность.
Если недостача обнаруживается при ревизии, то вся сумма недостачи делиться на всех материально ответственных работников супермаркета.
В супермаркете «Маки» есть охранник, который стоит при входе в магазин. Так же магазин оснащен видеокамерами, во всех отделах. У охранника на рабочем месте есть монитор на который транслируются данные камера в он-лайн режиме. Продавцы-консультанты так же следят за товаром.
Соблюдаются все условия хранения товара в подсобном помещении, то есть на складе. Соблюдается товарное соседство, имеются отопительные приборы, подвал оснащен стеллажами.
3.4 Формирование ассортимента товаров, представленного на предприятии, анализ его устойчивости
Ассортимент супермаркета составляет более 1500 наименований. Все товары имеют сертификат качества. Ассортимент магазина формируется путем опроса и пожеланий покупателей, так как супермаркет довольно молодое предприятие на Курганском рынке, он еще формирует свой ассортимент, но есть уже и популярные позиции товара, которые всегда есть в продаже. Есть недостаток в формировании ассортимента в данном супермаркете, новинки появляющиеся на рынке в данной сфере торговли, приходят с опозданием, что сказывается на отношении покупателей к данному магазину, на их численность, что приводит к снижению прибыли.
Коэффициент широты ассортимента:
Лак для волос:
в наличии – 7 видов,
базовое – 12 видов.
Кш=7/12*100%=58,3%
Коэффициент глубины ассортимента:
кол-во товаров различных торговых марок – 10 видов,
кол-во, имеющихся в наличии – 7 видов,
базовое кол-во – 12 видов.
ГЛд=10*7=70,
ГЛб=10*12=120,
Кгл=70/120*100%=58%
Коэффициент устойчивости ассортимента:
кол-во, пользующееся устойчивым спросом – 4 вида,
кол-во видов, имеющихся в наличии – 7 видов,
Ку=4/7*100%=57,1%
Коэффициент новизны:
кол-во видов, имеющихся в наличии – 7,
кол-во новых видов – 7,
Кн= 7/7*100%=100%
3.5. Организация закупочной деятельности
Закупочной деятельностью в супермаркете «Маки» занимается заведующая магазина, в ее обязанности входит:
- Отслеживать сезонность товара, и заранее готовиться к закупу;
- Осуществлять поиск новых поставщиков и нести ответственность за проведение переговоров с ними;
- Вести документооборот, касающийся работы с поставщиками (договора, сертификаты, накладные, счет фактуры);
- Контролирование соответствия товаров действующим ГОСТам и ТУ
- Отслеживание расчетов за товар;
- Производить закуп и оприходование товаров;
- Контролировать выполнение контрагентами договорных обязательств, в том числе поступление товаров в согласованном ассортименте по срокам, качеству, количеству.
- Следить за изменениями цен на товары;
- Печатать ценники на товары;
Перед тем как составить заявку заведующая советуется с товароведом и продавцами, какой товар пользуется наибольшим спросом, какой закончился, какой не надо заказывать. Затем она вместе с товароведом составляет заявку и отправляют ее поставщику по телефону или по электронной почте.
Поставщик поставляет товар в установленные сроки, перед поставкой товара отправляют накладную, где указана цена и количество товара. Но к сожалению, иногда поставщики задерживают накладную, поэтому товар стоит на складе и не принимается.
После приемки товара по количеству и качеству супермаркет «Маки» оплачивает данный товар по безналичному расчету.
Вся закупочная деятельность осуществляется на основании договора поставки (Приложение 5).
Основная функция магазина в этой деятельности это формирование заявок, приемка товара, порядок и сроки предъявлении претензий и исков по поставке товара.
Поступление товара происходит каждую неделю, по пятницам. Приемку товара осуществляет заведующая магазина или товаровед с одним из продавцом-консультантом.
3.6. Приемка товаров по качеству и по количеству
Приемка товара по количеству и качеству проводится заведующей магазина или товароведом с одним из продавцов-консультантов. Приемка осуществляется при наличии накладных от поставщика. Одновременно производится приемка товара по количеству, проверяется комплексность товара, маркировка, сроки годности, внешний вид товара.
При обнаружении несоответствия качества, маркировки поступившей продукции, этот товар откладывается и храниться в кабинете у заведующей. Как правило поставщики заменяют данный товар на товар хорошего качества.
Акты о количественной и качественной приемке служат документами для предъявления претензий поставщику.
С момента поступления товара до момента продажи проходит определенное время, в течение которого товар хранится в магазине.
В основном приемка товара осуществляется за один день.
В магазине существует коллективная ответственность, за сохранение материальных ценностей.
Дополнительных услуг магазин не оказывает.
Весь товар храниться на складе оборудованным специальными стеллажами, каждая группа товара лежит отдельно от другой. Ничего не должно стоять на полу. Продавцы-консультанты следят за чистотой и порядком на складе, весь товар всегда стоит на определенном месте, для того, что бы было легче его найти и поставить в торговый зал.
3.7 Порядок подготовки товара к продаже
Перед поступлением товара в торговый зал для дальнейшей его продажи, его необходимо:
1. распаковать, освободить от внешней тары (полиэтиленовой упаковки, картонной коробки),
2. очистить от мелких дефектов,
3. протереть от пыли,
4. проверить сроки годности,
5. проверить целостность упаковки,
6. наклеивание ценника.
4. ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛОВИЙ ТРУДА РАБОТНИКОВ СУПЕРМАРКЕТА «МАКИ»
В магазине занято 12 человек. Из них 6 продавцы-консультанты и 2 продавца-кассира, все девушки, имеющие или получающие высшее образование. График 2 на 2, что позволяет иметь достаточно свободного времени. Режим работы 12 часов, с перерывом на обед. В подсобном помещении организована небольшая комната для приема пищи, в которой есть чайник и микроволновая печь. Обедать продавцы ходят по очереди по одному.
Заведующая и товаровед работаю два дня через два, по половине рабочего дня. В магазине всегда должен быть кто-то из руководства.
Рабочий день начинается с уборки и подготовки рабочих мест, а также уборки витрин и товара.
Всем работника после полугода работы предоставляется отпуск на две недели. Так же если кто-то из продавцов и кассиров не может выйти на работу по причине болезни или личных обстоятельств, то он договаривается с кем-то из другой смены о его замене на рабочем месте.
На производительность труда работников магазина, качество обслуживания покупателей существенное влияние оказывает микроклимат в его коллективе. В супермаркете «Маки» благоприятный микроклимат в коллективе что дает доброжелательное отношение работников друг к другу, дружную работу, сплоченность коллектива перед поставленной задачей, взаимовыручку и т. д. Такой микроклимат во многом зависит от характера и стиля руководства коллективом магазина.
Организация условий труда в супермаркете «Маки» направлена на осуществление комплекса организационно-технических, экономических и санитарно-гигиенических мероприятий, позволяющих рационализировать торгово-технологический процесс, эффективнее использовать торговые и другие площади, оборудование и персонал магазина, создать благоприятные условия труда и на этой основе обеспечить высокий уровень торгового обслуживания населения. В данном магазине используют бригадную форму организации труда. Так как продавцы-консультанты и продавцы-кассиры выполняют одинаковые функции:
- Производить полную предпродажную подготовку товаров (проверку наименования, количества, комплектности, сортности, соответствия маркировки, распаковку, осмотр внешнего вида);
- Сообщать товароведу о случаях обнаружения товаров, несоответствующих требованиям предпродажной подготовки;
- Размещать и выкладывать товары по группам, видам с учетом товарного соседства, частоты спроса, удобства работы;
- Осуществлять предложение и показ товаров покупателям;
оказывать покупателям помощь в выборе товаров, консультировать покупателей по вопросам назначения, свойств, качества товаров, о правилах ухода за товарами, о ценах, о предложении взаимозаменяемых товаров, новых и сопутствующих товаров;
- Занимается расклеиванием ценников на товары и их заменой;
- Осуществлять контроль за сохранностью товаров, торгового оборудования.
В супермаркете «Маки» рабочие места подразделяются на две группы:
рабочие места административного персонала – заведующей, товароведа;