Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 13:48, отчет по практике
Супермаркеты «Маки» - это региональная торговая сеть, основной деятельностью которой является розничная продажа парфюмерно-косметической продукции. Торговая сеть «Маки» имеют два магазина в городе Екатеринбурге и два магазина в городе Кургане. Вид собственности – частная. Рассмотрим более подробно деятельность одного из супермаркета «Маки» в городе Кургане.
1. Организационно - правовая деятельность торгового предприятия 2 парфюмерного супермаркета «Маки»
1.1. Краткая характеристика деятельности супермаркета «Маки» 2
1.2.Организационная структура управления 2
2. Общая характеристика устройства и планировки супермаркета «Маки» 6
3. Организация торгово-технологического процесса в супермаркете «Маки» 8
3.1. Формы, методы продажи и их эффективность 10
3.2. Характеристика размещения и выкладки товара 11
3.3. Методы обеспечения сохранности материальных ценностей 12
3.4. Формирование ассортимента товаров, представленного
на предприятии, анализ его устойчивости 13
3.5. Организация закупочной деятельности 14
3.6. Приемка товаров по качеству и по количеству 15
3.7. Порядок подготовки товара к продаже 15
4. Характеристика условий труда работников супермаркета «Маки» 16
5. Характеристика рекламной и информационной деятельности 18
6. Оценка качества торгового обслуживания 19
Выводы 20
Проанализируем эффективность использования торговой площади магазина
Оборудование | Кол-во | Размер | Установочная площадь | Экспозиционная площадь |
Стол для упаковки | 1 | 0,75*0,75*0,85 | 0,63 | - |
Стол кассовый | 3 | 0,75*0,75*0,85 | 1,9 | - |
Модуль пристенные | 40 | 1,8*0,9*0,3 | 10,8 | 43,2 |
Модули | 28 | 1,5*0,9*0,3 | 7,56 | 32,4 |
Итого
| 76 |
| 20,89 | 76,2 |
Известно, что Sт.з=166,1м2, Sуст=20,89, Sэксп=76,2
Куст=Sуст/Sт.з.
Куст=20,89/166,1=0,12
Данный показатель ниже норматива, норма 0,27-0,3. Это означает, что в магазине мало оборудования, для выкладки товара.
Кэксп=Sэксп/Sт.з.
Кэксп=76,2/166,1=0,45
Данный показатель ниже нормы, норма 0,72-0,78. Это говорит о том, что в магазине мало демонстрируется товара покупателю, много свободного места, где можно выставить товар.
3.ОРГАНИЗАЦИЯ ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В СУПЕРМАРКЕТЕ «МАКИ»
В супермаркете «Маки» применяются три схемы технологического процесса:
первая включает приемку товаров и подачу их непосредственно с приемной площадки в торговый зал для продажи;
во второй схеме технологический процесс состоит из трех операций: приемки, хранения товаров и их продажи;
наиболее сложной является третья схема технологического процесса, которая применяется при организации продажи товаров, требующих предварительной доработки перед подачей их в торговый зал.
1.быт.химия
2. шампуни
Неотъемлемой частью любого технологического процесса в торговле является непосредственное обслуживание покупателей, выступающее одной из основных его функций.
Важнейшей операцией технологического процесса в магазине «Маки» является подготовка товаров к продаже, которая способствует освобождению продавцов от излишних затрат времени и труда в процессе обслуживания покупателей, быстрому отпуску товаров и увеличению пропускной способности магазинов, сокращает товарные потери и повышает коэффициент использования торгового зала. Операции по подготовке товаров к продаже:
а) распаковка,
б) сортировка товаров,
в) проверка правильности обозначения цен,
г) придание изделиям товарного вида,
д) укладка в корзины для подачи в торговый зал,
е) размещение товаров в торговом зале,
ж) выкладка в зоне обслуживания покупателей или на рабочем месте продавца.
Продажа товаров является заключительным этапом технологического процесса на торговом предприятии.
В супермаркете «Маки» покупатели отбирают товары самостоятельно. По просьбе покупателей им может быть оказана помощь в выборе товаров или дана консультация находящимся в торговом зале продавцом-консультантом.
Процесс продажи в магазине самообслуживания «Маки» организуется следующим образом.
1. Встреча покупателя и выявление спроса.
Эта операция является начальным элементом процесса продажи. Его задача - выявить намерения покупателей в отношении интересующего его товара, качества, цены и других признаков товара.
2. Предложение и показ товаров.
Является важнейшим составным элементом процесса обслуживания покупателей. Правильная организация показа товаров возможна только на основе хорошо продуманной схемы размещения товаров, применения современных способов их выкладки. При показе продавец уточняет запросы покупателей, обращает внимание на особенности отдельных товаров, раскрывает товароведные, эстетические свойства, качество изделий.
3. Помощь в выборе товаров и консультация.
Так же есть и второй вариант процесса продажи в супермаркете «Маки». Если покупатель точно знает что ему нужно и отказывается от помощи продавца-консультанта. То при входе в магазин покупатель берет инвентарную корзину для отбора товаров и проходит в торговый зал. Отобрав товар, покупатель проходит в зону расчета и предъявляет при выходе из торгового зала кассиру самостоятельно отобранные товары. Кассир рассчитывается с покупателем.
Согласно основным правилам работы магазина работникам магазина самообслуживания не разрешается при входе покупателей в зал обязывать их оставлять свои личные вещи. При желании покупателя оставить хозяйственную сумку, рюкзак, портфель, чемодан в магазине предусмотрены стеллаж с небольшими ячейками, закрывающихся на ключ.
Кассиры, ведущие расчет с покупателями, должны хорошо знать ассортимент продаваемых товаров, розничные цены, порядок получения денег за проданный товар, правила эксплуатации и ухода за кассовыми машинами, уметь пользоваться прейскурантом.
При расчете покупатель ставит инвентарную корзину с отобранными товарами на кассовый прилавок. Кассир проверяет их цену и стоимость, перекладывает товар в фирменный пакет, который дается бесплатно при каждой покупке, регистрирует на кассовой машине стоимость покупки, четко называет ее стоимость и сумму полученных денег, которые кладет на виду у покупателя, выдает сдачу и чек одновременно и после окончательного расчета кладет полученные от покупателя деньги в денежный ящик.
Работникам магазина запрещается применять двойной контроль при выходе покупателей (проверку правильности оплаты покупки), а также проверять их личные вещи (сумки, портфели и т. п.).
В кассах постоянно должна быть разменная монета для расчета с покупателями. Предлагать покупателю вместо сдачи какие-либо товары не разрешается. По окончании рабочего дня контролер-кассир подсчитывает сумму выручки за день, сдает деньги в установленном порядке.
Кассиры должны знать и соблюдать правила определения признаков платежности билетов Банка России и государственных казначейских билетов, бережно обращаться с денежными знаками и принимать от покупателей ветхие купюры для сдачи их в учреждения Госбанка.
Запрещается закрывать кассы для подсчета выручки в рабочее время, а также хранить в кассе наличные, деньги, не являющиеся средствами магазина.
На время непродолжительного отсутствия контролеров-кассиров на рабочих местах их должны заменять директор магазина, его заместитель или старший кассир.
При продаже товаров методом самообслуживания важно обеспечить точность и быстроту расчетов с покупателями. С этой целью контролеры-кассиры должны не только знать цены на товары, но и владеть большой скоростью считывания сумм с упаковки, уметь работать на кассовой машине тремя пальцами. Этот метод работы ускоряет обслуживание покупателей, сокращает количество ошибок при наборе сумм на клавиатуре, выдаче сдачи, уменьшает усталость контролера-кассира, способствует более тесному контакту с покупателем, установлению доброжелательного отношения.
Одно из важнейших принципов организации процесса продажи в супермаркете сочетание доверия к покупателям с умелой организацией контроля. На покупателя отрицательно воздействует чрезмерный контроль, поэтому все работники торгового зала должны выкладывать товар, поправлять ценники, консультировать покупателей и т. п., одновременно осуществляя общий контроль за торгово-оперативным процессом.
3.1. Формы, методы продажи и их эффективность.
Так как «Маки» это супермаркет здесь применяется такой метод продажи, как самообслуживание, форма продажи – с открытой выкладкой.
Самообслуживание — это метод продажи, сущность которого состоит в том, что покупатель самостоятельно осматривает, отбирает и доставляет отобранные товары в узел расчета.
Эффективность самообслуживания как метода продажи состоит в следующем:
освобождает покупателей от необходимости общаться с продавцом, наводить у него справки, просить показать товар, затем расплачиваться в кассе, с чеком возвращаться к продавцу и ожидать подготовки товара к отпуску;
предоставляет покупателям полную возможность свободно отбирать любые, заранее подготовленные и выложенные на соответствующем оборудовании товары. Только один раз покупателю приходится встретиться с работником магазина, чтобы расплатиться за отобранный товар;
позволяет убрать все прилавки, секционные и другие перегородки в торговом зале, сделать его единым и свободным для покупателей, установить параллельными линиями пристенные и островные горки и выложить на них товары в ассортименте и количестве, в несколько раз превышающем возможности прежних рабочих мест продавцов.
Самообслуживание позволяет ускорить операции по продаже товаров, увеличить пропускную способность магазинов, расширить объем реализации товаров.
Недостаток, данного метода в том, что эффективность продаж во многом зависит от умения продавца-консультанта правильно организовать выкладку товаров на стеллажах и модулях, группируя их по видам, снабжая ценниками, обеспечивая наилучший обзор товара для покупателя.
Эффективность самообслуживания:
1. Экономические показатели: ТОгод=14400тыс.руб,
2. Технологические показатели: ширина ассортимента=58,3%,
3.Социальные показатели: коэффициент завершенности покупок 67%
3.2. Характеристика размещения и выкладки товара.
В супермаркете «Маки» используется несколько видов выкладки: вертикальная выкладка, горизонтальная выкладка. Используются также «правило ранжирования», дублирование товара, выкладка от более дорогого товара к дешевому, правило «золотой полки» на которой располагается более популярный и дорогой товар.
Движение по магазину осуществляется против часовой стрелки. В начале торгового зала есть «холодная зона», где выставлены средства по уходу за лицом и телом.
В «холодной» зоне, в конце зала, находиться товар который пользуется постоянным спросом - это порошки, мыло и прочая бытовая химия, это сделано для того что бы покупатель прошел весь магазин.