Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 00:05, отчет по практике
Целью ознакомительной практики является подготовка к осознанному и углубленному изучению общепрофессиональных и специальных дисциплин.
Для этого в работе рассматриваются вопросы о подготовке к учебному процессу и описываются требования к оформлению всех сдаваемых на кафедру работ (курсовых работ и проектов, дипломных проектов и т. д. и т. п.).
ВВЕДЕНИЕ
1. МЕНЕДЖМЕНТ НА ПРЕДПРИЯТИИ 4
1.1. ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ МЕНЕДЖМЕНТА 4
1.2. СУЩНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА 5
1.3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРЕДПРИЯТИИ 8
2. ХАРАКТЕРИСТИКА И РОЛЬ ЭКОНОМИСТА-МЕНЕДЖЕРА 11
2.1. КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИСТА-МЕНЕДЖЕРА 11
2.2. ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА СПЕЦИАЛЬНОСТИ 16
3. ПОДГОТОВКА К УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ 19
3.1. КАК НАПИСАТЬ КОНСПЕКТ ГРАМОТНО И ПРАВИЛЬНО 19
3.2. РАБОТА С УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ 22
3.3. СОСТАВЛЕНИЕ СПИСКОВ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 25
4. ТРЕБОВАНИЕ К ОФОРМЛЕНИЮ СДАВАЕМЫХ НА КАФЕДРУ РАБОТ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основными задачами менеджмента являются:
1) организация производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей;
2)
использование работников, обладающих
высокой квалификацией;
3) стимулирование сотрудников организации
путем создания для них
комфортных условий труда и системы его
оплаты;
4) определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;
5) разработка стратегии развития организации и реализации;
6) определение целей развития организации;
7) выработка системы мероприятий для достижения намеченных целей;
8) осуществление контроля за эффективностью деятельности организации, за выполнением поставленных задач.
Одна из центральных и ключевых задач менеджмента предприятия– это выработка цели. От того на сколько правильно выбрана цель и на сколько четко и ясно она сформулирована, зависит успех предприятия. Цель - генеральный императив действий, описывающий будущее состояние или процесс как объект, желаемый для достижения.
Классификация целей может осуществляться: по охватываемой сфере (общая, частная цели); по значению (главная, промежуточная, второстепенная); по количеству переменных (одно- и многоальтернативная); по предмету цели (рассчитана на общий или частный результат).
Типичные
результативно-хозяйственные цели: стремление
к доходу; стремление к имущественному
состоянию (например, доведение фирмы
до состояния, обеспечивающего
возможность ее выгодной продажи); стремление
к увеличению оборота; стремление к снижению
расходов.
Кроме того, могут иметь место общественные,
социальные цели.
Формулировка целей и ограничений также
является важной задачей менеджмента.
При этом следует четко определить: содержание
цели; ее размер
(максимум, минимум, уровень); временные
параметры; пространственные
характеристики; персональную привязку;
ранг в иерархии целей.
Исходя
из периода времени цели делятся на долгосрочные
(пять лет и более), среднесрочные
(от одного года до пяти лет) , краткосрочные
(до одного года).
Разнообразие целей столь велико, что
необходимо их классифицировать по
отдельным направлениям и критериям.
По содержанию цели бывают: технологические (компьютеризация, внедрение гибких технологий, строительство новых производственных зданий); экономические (укрепление финансовой устойчивости предприятия, рост прибыли, увеличение рыночной стоимости акционерного капитала); производственные (выпуск определенного объема товаров и услуг, повышение их качества, увеличении эффективности производства, снижении себестоимости, экономном использовании ресурсов); административные (достижение высокой управляемости предприятия, надежного взаимодействия между сотрудниками, хорошей их дисциплиной, слаженности в работе); маркетинговые (завоевание тех или иных рынков сбыта, привлечение новых покупателей, клиентов, продление жизненного цикла товаров и услуг, достижение лидерства в ценах); научно-технические (создание и внедрение в производство новых и усовершенствовании существующих образцов продукции, доведение их до уровня требований мировых стандартов); социальные (создание благоприятных условий труда, жизни и отдыха работников, повышение их образовательного и квалифицированного уровня).
По уровню цели делятся на общие и специфические.
Общие
цели отражают концепцию развития предприятия
в целом и важнейшие комплексные
направления деятельности. В состав общих
входит прежде всего генеральная цель,
которая по-другому называется миссией,
и 4-6 общеорганизованных целей, раскрывающих
и конкретизирующих ее
содержание.
Общеорганизованные цели могут быть ориентированы,
например, на достижение финансовой устойчивости,
обеспечение необходимого уровня рентабельности,
завоевание тех или иных рынков, обновление
продукции, технологий. В современных
условиях общие цели формулируются, как
правило, в совместном диалоге высшего
руководства, руководителей подразделений,
консультантов, экспертов по вопросам
управления, а также представителей трудового
коллектива и профсоюзов.
Специфические цели разрабатываются в каждом подразделении и определяют основные направления его деятельности в свете реализации им общих целей. Обычно они охватывают средне – и краткосрочный период и обязательно выражают количественные показатели. В отличии от общих, специфические цели бывают двух типов: операционными и оперативными. Первые ставятся перед отдельными работниками, вторые – перед подразделениями.
Как правило, цель ставится не одна, а в группе с многими другими (система целей). Соответственно возникает проблема их взаимодействия на одном уровне (горизонтальные связи) и по иерархии (вертикальные).
Горизонтальные связи могут быть: идентичными (реализация одной приводит к реализации другой); комплементарными (гармония - осуществление одной способствует осуществлению другой); индифферентными (нейтралитет - между целями нет связи); конкурентными (конфликт); антагонистичными (взаимоисключение).
Вертикальные
связи представляют собой иерархию
целей, пирамиду, которая может состоять
из нескольких уровней: верхнего, промежуточного
и нижнего.
Согласно ГОСУДАРСТВЕННОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ СТАНДАРТУ ВПО выпускник по специальности 060800 (080502 по ОКСО) - экономика и управление на предприятии(по отраслям), квалификация экономист-менеджер, подготавливается к «профессиональной деятельности, обеспечивающей рациональное управление экономикой, производством и социальным развитием предприятий всех организационно-правовых форм с учетом отраслевой специфики, техники, технологии, организации производства, эффективного природопользования на должностях, требующих базового высшего экономического или инженерно-экономического образования согласно Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденному Постановлением Минтруда России от 21.08.98 № 37, а также к работе на научно-педагогических должностях, в органах государственного управления и местного самоуправления в должностях, требующих профессиональных знаний отраслевой экономики и экономики предприятия» [4].
В таблице 1 представлены задачи, решаемые экономистом-менеджером в зависимости от вида профессиональной деятельности.
Таблица 1 – Задачи деятельности экономиста-менеджера
Вид деятельности |
Задачи |
1 | 2 |
организационно-управленческая | разрабатывать
организационно-управленческие структуры
предприятия, положение о подразделениях,
должностные инструкции; проектировать трудовые процессы и рассчитывать нормы труда на предприятии отрасли; рассчитывать календарно-плановые нормативы, составлять оперативно-производственный план, организовывать оперативный контроль за ходом производства; разрабатывать прогрессивные плановые технико-экономические нормативы материальных и трудовых затрат. |
планово-экономическая | разрабатывать
перспективные и текущие планы
предприятия и его разрабатывать бизнес-планы конкретных проектов; составлять
калькуляции себестоимости определять доходы и расходы предприятия; разрабатывать оптовые (розничные) цены на продукцию предприятия, тарифы на работы (услуги); рассчитывать сметы комплексных расходов; осуществлять анализ окружающей среды и результатов деятельности предприятия. |
организационно-управленческая | разрабатывать
организационно-управленческие структуры
предприятия, положение о подразделениях,
должностные инструкции; проектировать трудовые процессы и рассчитывать нормы труда на предприятии отрасли; рассчитывать календарно-плановые нормативы, составлять оперативно-производственный план, организовывать оперативный контроль за ходом производства; разрабатывать прогрессивные плановые технико-экономические нормативы материальных и трудовых затрат. |
Продолжение таблицы 1
1 | 2 |
планово-экономическая | разрабатывать
перспективные и текущие планы
предприятия и его подразделений;
разрабатывать бизнес-планы конкретных проектов; составлять
калькуляции себестоимости определять доходы и расходы предприятия; разрабатывать оптовые (розничные) цены на продукцию предприятия, тарифы на работы (услуги); рассчитывать сметы комплексных расходов; осуществлять анализ окружающей среды и результатов деятельности предприятия. |
проектно-экономическая | проводить
технико-экономическое осуществлять выбор объектов финансовых инвестиций |
финансово-экономическая | разрабатывать
финансовый план предприятия и прогнозы
поступления денежных средств;
формировать планы инвестиций и осуществлять финансовый анализ; контролировать управление оборотными средствами; обосновывать потребность и выбор источников финансирования; осуществлять выбор объектов финансовых инвестиций |
аналитическая | проводить
анализ финансово-хозяйственной проводить
диагностику производственно- определять тенденции развития предприятия; проводить анализ бюджетов (сметы) |
внешнеэкономическая | планировать
внешнеэкономическую оформлять внешнеторговые контракты предприятия, устанавливать контрактные цены; определять
риски и эффективность |
Продолжение таблицы 1
1 | 2 |
предпринимательская:
создать предприятие и организовать его деятельность, разрабатывать программы его развития; разрабатывать маркетинговую политику предприятия; определять
конкурентоспособность рассчитывать наиболее важные для предприятия налоги | |
научно-исследовательская | проводить исследования внешней и внутренней среды предприятия, основных факторов, формирующих динамику потребительского спроса на продукцию предприятия, научных основ организации производства и труда |
образовательная | использовать
основные методические приемы чтения
лекций, проведения практических занятий;
применять активные методы обучения |
Наряду со знаниями о структурах и тенденциях развития российской и мировой экономики, понимании многообразия экономических процессов в современном мире, их связи с другими процессами, происходящими в обществе, экономист-менеджер должен иметь представление о развитии национальной экономики и перспективах технического, экономического и социального развития соответствующей отрасли и предприятия.
Специалист должен знать теоретические основы и закономерности функционирования рыночной экономики, методы изучения рыночной конъюнктуры, отраслевую номенклатуру продукции, порядок разработки и оформления технической документации; условия поставки, хранения и транспортировки продукции, стандарты и технические условия на поставку продукции, порядок разработки договоров поставщиками и потребителями (клиентами), контроль их выполнения; основы социологии и психологии труда; формы и системы оплаты труда, материального и морального стимулирования, порядок установления доплат, надбавок и коэффициентов к заработной плате, разработки положений о премировании; организацию бухгалтерского учета на предприятии; первичные учетные документы; организацию производства отрасли и на предприятии, профиль, специализацию и особенности структуры предприятия; материально-техническое обеспечение, организацию складского хозяйства, транспорта, погрузочно-разгрузочных работ на предприятии и других вспомогательных службах; современные методы планирования и организаций исследований, разработок; меры социальной и профессиональной ответственности в области охраны окружающей среды, правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
Информация о работе Отчет по практике "Менеджмент организации"