Отбор персонала в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 08:54, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – исследовать теоретический и практический аспект совершенствования системы подбора персонала.
Для достижения указанной цели требуется решить следующие задачи:
1) исследовать сущность и значение процедуры подбора персонала в организации;
2) рассмотреть методы подбора персонала на вакантные должности;
3) проанализировать систему подбора персонала на предприятии;
предложить мероприятия по совершенствованию системы подбора персона на предприятии

Содержание

Глава 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ….5
1.1 Источники привлечения кандидатов……………………………….5
1.2 Проблемы и этапы оценки персонала…………………………….11
1.3 Методы оценки персонала………………………………………...15
1.4 Собеседование, как метод оценки………………………………..17
Глава 2. ОТБОР ПЕРСОНАЛА С ПОМОЩЬЮ ТЕСТИРОВАНИЯ.……..24

Работа содержит 1 файл

курсач (1).doc

— 185.00 Кб (Скачать)

 

              Наем персонала за счет внутренних источников во многом зависит от кадровой политики администрации организации в целом. Разумное использование имеющихся людских ресурсов может позволить организации обойтись без нового набора.

              Прежде чем начать, набор сотрудников вне организации, администрации следует предложить своим работникам найти сре­ди знакомых или родственников, желающих подать заявление о приеме на работу.[3;315]

              Альтернативой найму новых работников может быть сверх­урочная   работа,   когда   организации   необходимо   увеличить объем выпускаемой продукции. При этом отпадает необходимость в дополнительных затратах на наем и прием на работу новых работников. А сама сверхурочная работа может обеспечить имеющихся работников дополнительным доходом, хотя здесь возникают проблемы усталости, увеличения производственного травматизма. Длительные или частые сверхурочные работы приводят к росту затрат на персонал и снижению производительности труда.

 

1.2  Проблемы и этапы оценки персонала.

 

              Профессиональный отбор кадров в организации является одним из наиболее важных этапов подбора персонала и включает следующие этапы:

                    создание кадровой комиссии;

                    формирование требований к рабочим местам;

                    объявление о конкурсе в средствах массовой информации;

                    медицинское обследование здоровья и работоспособности кандидатов;

                    оценка кандидатов на психологическую устойчивость;

                    анализ увлечений и вредных привычек кандидатов;

                    комплексная оценка кандидатов по рейтингу и формирование окончатель­ного списка;

                    заключение кадровой комиссии по выбору кандидатуры на вакантную должность;

                    утверждение в должности, заключение трудового договора;

                    оформление и сдача в отдел кадров кадровых документов кандидата.

Перечень типовых документов для приема и оформления на работу на пред­приятие:

                  листок по учету кадров (резюме);

                  личное заявление о приеме на работу;

                  трудовая книжка;

                  рекомендательное письмо (характеристика);

                  копия документа об образовании;

                  фотографии сотрудника;

                  бизнес-план работы в должности (для руководителя). [2;61]

              Задача службы персонала, осуществляющей оценку кандидатов при приеме на работу, со­стоит, в сущности, в том, чтобы отобрать такого работника, который в состоянии достичь ожидаемого организа­цией результата. Фактически оценка при приеме — это одна из форм предварительного контроля качества человеческих ресур­сов организации.

              Несмотря на то, что существует большое количество разных подходов к оценке, все они страдают общим недостатком — субъективностью, решение во многом зависит от того, кто использует метод, или того, кого он привлекает в качестве эксперта.[1;227]

              Проблему объективности оценки можно было бы сформули­ровать следующим образом, в виде отдельных требований к оценочной технологии. Она должна быть построена так, чтобы персонал был оценен:

      объективно -    вне зависимости от какого-либо частного мнения или отдельных суждений;

      надежно — относительно свободно от влияния ситуативных факторов (настроения, погоды, прошлых успехов и неудач, возможно, случайных)

      достоверно в отношении деятельности — оцениваться дол­жен реальный уровень владения навыками — насколько ус­пешно человек справляется со своим делом;

      с возможностью прогноза — оценка должна давать данные о том, к каким видам деятельности и на каком уровне человек способен потенциально;

      комплексно — оценивается не только каждый из членов организации, но и связи и отношения внутри организации, а также возможности организации в целом.

              Процесс оценивания и критерии оценки должны быть доступны не узкому кругу специалистов, а понятны и оценщикам, и наблюдателям, и самим оцениваемым (то есть обладать свойством внутренней очевидности).[1]

              Проведение оценочных мероприятий должно не дезоргани­зовывать работу коллектива, а встраиваться в общую систему кадровой работы в организации таким образом, чтобы реально способствовать ее развитию и совершенствованию.

              Как правило, до принятия организацией решения о приеме на работу кандидат должен пройти несколько ступеней отбора: 1) предварительную отборочную беседу; 2) заполнение бланка заяв­ления; 3) беседу по найму (интервью); 4) тестирование; 5) про­верку рекомендаций и послужного списка; 6) медицинский ос­мотр; 7) принятие решения.[1;228]

              1. Предварительная отборочная беседа. Основная цель беседы — оценка уровня образования претен­дента, его внешнего вида и определяющих личностных качеств. Для эффективной работы менеджерам и специалистам целесо­образно использовать общую систему правил оценки кандидата на этом этапе.

              2. Заполнение бланка заявления. Претенденты, успешно преодолевшие предварительную беседу, должны заполнить специ­альный бланк заявления и анкету.

              Количество пунктов анкеты должно быть минимальным, и они должны запрашивать информацию, более всего выясняю­щую производительность будущей работы претендента. Инфор­мация может касаться прошлой работы, склада ума, ситуаций, с которыми приходилось сталкиваться, но так, чтобы на их осно­ве можно было бы провести стандартизированную оценку пре­тендента. Вопросы анкеты должны быть нейтральны и предпо­лагать любые возможные ответы, включая возможность отказа от ответа. Пункты должны вытекать один из другого.

              3. Беседа по найму (интервью). Исследования показали, что
более 90% решений по отбору претендентов фирмами США
принимаются на основе итогов беседы.[8]

              4. Тестирование. Источник информации, который может дать сведения о профессиональных способностях и умениях кандидата, описать как потенциальные установки, ориентации человека, так и те конкретные способы деятельности, которыми он уже фактически владеет. Тестирование может позволить сформировать мнение о способности кандидата к профессио­нальному и должностному росту, специфике мотивации, осо­бенностях индивидуального стиля деятельности.

              5. Проверка рекомендаций и послужного списка. Информация рекомендательных писем или бесед с людьми, которых кандидат назвал в качестве рекомендательных, может позволить уточнить, что конкретно и с каким успехом кандидат делал на предыду­щих местах работы, учебы, жительства. Однако нецелесообразно обращаться за рекомендациями в организацию, в которой рабо­тает кандидат. Это может способствовать распространению ин­формации, в которой кандидат не заинтересован, и вряд ли даст достоверную информацию для менеджера по персоналу: слишком велик компонент эмоционального отношения к человеку; увольняющемуся из организации. Целесообразно обращаться за рекомендациями на места предыдущей работы, если срок увольнения превышает один год, а также к коллегам из других орга­низации, профессиональных обществ, с которыми кандидат взаимодействовал по деловым вопросам.

              6. Медицинский осмотр. Проводится, как правило, если работа предъявляет особые требования к здоровью кандидатов.[1]

              7. Принятие решения. Сравнение кандидатов. Представление результатов на рассмотрение руководству, принимающему решение. Принятие и исполнение решения.

 

1.3      Методы оценки персонала.

 

     Рассмотрим наиболее популярные методы оценки
персонала:

              1. Центры оценки персонала. Используют ком­плексную технологию, построенную на принципах критериаль­ной оценки. Использование большого количества различных методов и обязательное оценивание одних и тех же критериев в разных ситуациях и разными способами существенно повышают прогностичность и точность оценки. Особенно эффективны при оценке кандидатов на новую должность (повышение) и при оценке управленческого персонала.[1]

              2. Тесты на профпригодность. Их цель - оценка психофизиологических качеств человека, умений выполнять определенную деятельность.

              3. Общие тесты способностей. Оценка общего уровня разви­тия и отдельных особенностей мышления, внимания, памяти и других высших психических функций, Особенно информативны при оценке уровня способности к обучению.

              4. Биографические тесты и изучение биографии. Основные ас­пекты анализа: семейные отношения, характер образования, фи­зическое развитие, главные потребности и интересы, особенно­сти интеллекта, общительность.

              Используются также данные личного дела. По его данным  прослеживается ход развития работника, на основе чего делаются выводы о его перспективах.

              5. Личностные тесты. Психодиагностические тесты на оценку уровня развития отдельных личностных качеств или отнесенность человека к определенному типу. Оценивают скорее предрасположенность человека к определенному типу поведения и потенциальные возможности.

              6. Интервью. Беседа, направленная на сбор информации об опыте, уровне знаний и оценку профессионально важных ка­честв претендента. Интервью при приеме на работу способно, дать глубокую информацию о кандидате, при сопоставлении которой с другими методами оценки возможно получение точной и прогностичной информации.[2]

              7. Рекомендации. Важно обратить внимание на то, откуда представляются рекомендации, и на то, как они оформлены. Известные и солидные компании особенно требовательны к оформлению такого рода документов — для получения рекомендации необходима информация от непосредственного руководителя того человека, которому данная рекомендация представляется. Рекомендации оформляются всеми реквизитами организа­ции и координатами для обратной связи. При получении реко­мендации от частного лица следует обратить внимание на статус данного человека. Если рекомендацию профессионалу представляет человек очень известный в кругах специалистов, то данная рекомендация будет более обоснованной.

              8. Нетрадиционные методы[6]

              11% используют полиграф (детектор лжи), психологический стрессовый показатель, тесты на честность или отношение к че­му-либо, установленному компанией.

              18% применяют для кандидатов алкогольный и наркотиче­ский тесты. Как правило, эти тесты основываются на анализах мочи и крови, что является частью типового медицинского ос­мотра при поступлении на работу. Ни одна из опрошенных ор­ганизаций не использует для своих кандидатов тестов на СПИД.

              22% пользуются некоторыми видами психоанализа в целях выявления мастерства кандидатов для возможной работы в их организациях.

              Приведем сравнительную эффективность  методов  оценки кандидатов:[1;233]

 

Метод оценки

Оценка уровня эффективности, %

1.      Центр оценки персонала

2.      Тесты на профпригодность

3.      Общие тесты способностей

4.      Биографические тесты

5.      Личностные тесты

6.      Интервью

7.      Рекомендации

8.      Астрология, графология

70-8

60

50-60

40

40

30

20

10

 

             

 

             

1.4 Собеседование, как метод оценки

              Собеседование со вновь принимаемым работником до сих пор имеет решающее значение при приеме на работу. Важно к нему серьезно подготовиться и знать извест­ные методы:

              1. Британский метод основан на личной беседе с кандидатом членов кадровой комиссии. Немолодые джентльмены, сидящие вокруг стола из красного дерева, Интересуются родословной, традициями семьи и местом, где он получил образо­вание: "Не родственник ли Вы герцога Соммерсетского? Кто из семьи служил в Королевском флоте? Где Вы учились — не в Оксфорде?" Если кандидат успешно отвечает на заданные вопросы, то он быстро принимается.

Информация о работе Отбор персонала в организации