Отбор персонала в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 08:54, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – исследовать теоретический и практический аспект совершенствования системы подбора персонала.
Для достижения указанной цели требуется решить следующие задачи:
1) исследовать сущность и значение процедуры подбора персонала в организации;
2) рассмотреть методы подбора персонала на вакантные должности;
3) проанализировать систему подбора персонала на предприятии;
предложить мероприятия по совершенствованию системы подбора персона на предприятии

Содержание

Глава 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ….5
1.1 Источники привлечения кандидатов……………………………….5
1.2 Проблемы и этапы оценки персонала…………………………….11
1.3 Методы оценки персонала………………………………………...15
1.4 Собеседование, как метод оценки………………………………..17
Глава 2. ОТБОР ПЕРСОНАЛА С ПОМОЩЬЮ ТЕСТИРОВАНИЯ.……..24

Работа содержит 1 файл

курсач (1).doc

— 185.00 Кб (Скачать)


             

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ….5

1.1   Источники привлечения кандидатов……………………………….5

1.2   Проблемы и этапы оценки персонала…………………………….11

1.3   Методы оценки персонала………………………………………...15

1.4   Собеседование, как метод оценки………………………………..17

Глава 2. ОТБОР ПЕРСОНАЛА С ПОМОЩЬЮ ТЕСТИРОВАНИЯ.……..24


ВВЕДЕНИЕ

Прежде чем организация предложит кому-либо работу, она должна найти людей, которые хотели бы получить ее.

С переходом  к рыночной экономике происходят принципиальные изменения  в системе управления предприятиями. Следствием таких изменений становятся новые подходы к организации и качеству управления предприятием, а также к управленческим кадрам.

Можно сказать, что последние полтора-два десятилетия управленческой науки прошли под двумя знаменами: инновации и человеческие ресурсы. Это время можно охарактеризовать усложнени­ем внешней организационной среды, резким возрастанием темпов ее изменения и ужесточением конкуренции на мировых рынках. Все это потребовало поиска скрытых резервов и новых путей по­вышения эффективности. Именно человеческий ресурс или чело­веческий потенциал стал организационным ресурсом, скрываю­щим наибольшие резервы для повышения эффективности функ­ционирования современной организации. «Человеческий фактор» стал рассматриваться как объект инвестиций не менее, а, быть мо­жет, и более важный, чем заводы, оборудование, технологии и т.п.

В условиях становления рыночной экономики в нашей стране особое значение приобретают вопросы практического применения  современных форм управления человеческими ресурсами, позволяющих повысить социально- экономическую эффективность любого производства. В системе мер реализации экономической реформы особое значение придается повышению уровня работы с кадрами, постановке этой работы на прочный научный фундамент, использованию накопленного в течение многих лет отечественного и зарубежного опыта.

Определяющим фактором, влияющим на конкурентоспособность, экономический рост и эффективность производства, является наличие на предприятии человеческих ресурсов, способных профессионально решать поставленные производственные задачи. Для эффективного управления персоналом предприятие нуждается в целостной системе работы с кадрами, позволяющей управлять ими от момента приема на работу до завершения карьеры.

Кадры – наиболее ценная и важная часть производительных сил общества. В целом эффективность  предприятия зависит от квалификации служащих, их расстановки и использования, что влияет на объем и темпы прироста вырабатываемой продукции, использование материально-технических средств.

Руководству организацией всегда нужно помнить о том, что оно отвечает за правильный подбор людей, которые могли бы реализовать стратегию фирмы, а так же за то, чтобы сотрудники хорошо чувствовали себя на работе, и она соответствовала бы их способностям и возможностям.

Цель данной работы – исследовать теоретический и практический аспект совершенствования системы подбора персонала.

Для достижения указанной цели требуется решить следующие задачи:

1)            исследовать сущность и значение процедуры подбора персонала в организации;

2)            рассмотреть методы подбора персонала на вакантные должности;

3)            проанализировать систему подбора персонала на предприятии;

предложить мероприятия по совершенствованию системы подбора персона на предприятии



Глава 1.АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

              Как известно, цель набора персонала в создании резерва кандидатов на все рабочие места с учетом, в том числе и будущих организационных и кадровых изменений, увольнений, перемещений, уходов на пенсию, окончаний сроков контрактов, изменений направлений и характера производственной деятельности. [1;219]

              Прежде чем принимать решения о подборе новых сотрудников, целесообразно определить, все ли средства, являющиеся своеобразной альтернативой найму, использованы в организации. К ним относятся:

      сверхурочная работа, повышение интенсивности труда;

      структурная реорганизация или использование новых схем производства;

      временный наем;

      привлечение специализированных фирм для осуществления некоторых видов деятельности.[1;220]

              Осуществляя набор, служба персонала, должна исходить из определения оптимальной численности персонала. Не должно быть как недостатка в работниках, последствиями которого могут быть срывы производств венных программ, производственный травматизм, конфликтные ситуации в коллективе, так и избытка, который может повлечь увеличение денежных затрат по фонду заработной платы, снижение заинтересованности в качественном и высококвалифицированном труде, отток квалифицированных работников.

              Если говорить кратко, то задача службы персонала состоит  в осуществлении  контроля за соответствием кадрового состава организации стоящим перед ней производственным задачам.[1;220]

 

              1.1 Источники привлечения кандидатов

 

              Найм на работу— это ряд действий, направленных на при­влечение кандидатов,  обладающих качествами, необходимыми для достижения целей, поставленных организацией. С привлече­ния на работу начинается управление персоналом.

              Когда организации необходимо принять новых работников, появляются два вопроса: где искать потенциальных работников и как известить будущих работников об имеющихся рабочих ме­рах? Есть два возможных источника найма: внутренний (из работников организации) и внешний (из людей, до этого ни как не связанных с организацией). [3;313]

              1. Внутренние источники — это люди, работающие в организации.  В ряде стран, например Японии, при появлении вакансий в аппарате управления принято в начале объявлять внутренний конкурс на замещение должности из числа своих сотрудников и только затем, в случае отрицательных результатов, приглашать к участию в конкурсе специалистов со стороны. Считается, что это улучшает моральный климат в коллективе, укрепляет веру сотрудников в свою организацию. При работе с резервом во всех крупных фир­мах существуют так называемые матрицы перемещении, в которых находит отражение настоящее положение каждого руководителя, его возможные перемещения и степень готовности к занятию следующей должности (готов занять немедленно через год, через два года, но для этого необходимо повышение квалификации в определенных областях и т. д.).[8]

              Методы набора персонала из внутреннего источника разнообразны.

              1) Внутренний конкурс. Служба персонала может разослать во все подразделения информацию об открывшихся вакансиях, из­вестить об этом всех работающих, попросить их порекомендо­вать на работу своих друзей и знакомых.

              Некоторые фирмы внутренний источник на­бора персонала используют в трех случаях;

      при стремлении к формированию минимальной численно­сти персонала (персонал частично высвобождается и перераспределяется, кадровая служба полностью отказывается от внешнего набора кадров);

      при перераспределении персонала;

      при перемещении персонала, например, уход человека, народившегося на определенной ступени пирамиды, компен­сируется повышением на ступеньку персонала с низших уровней.[7]

              2) Совмещение профессий. Целесообразно использовать и совмещение должностей самими работниками фирмы (если ис­полнитель требуется на короткое время, для выполнения не­большого объема работы).

              3)Ротация. Весьма эффективным для некоторых организа­ций, особенно находящихся в стадии интенсивного роста, счи­тается такое использование внутренних источников комплекто­вания управленческих кадров, как перемещение руководителей. Возможны следующие варианты перемещений руководителей:

      повышение (или понижение) в должности с расширением (или уменьшением) круга должностных обязанностей, уве­личением (уменьшением) прав и повышением (понижени­ем) уровня деятельности;

      повышение уровня квалификации, сопровождающееся по­ручением руководителю более сложных задач, не влекущим за собой повышения в должности, но сопровождающимся повышением зарплаты;

      смена круга задач и обязанностей, не вызванная повышени­ем квалификации, не влекущая за собой повышения в должности и роста зарплаты (ротация).[1;223]

              Такого типа ротации, как правило, приводят к расширению кругозора, повышению управленческой квалификации и, в ко­нечном счете, сопровождаются должностным ростом работников организации.

              2. К внешним источникам подбора персонала относится все то неопределенное количество людей, способных работать в организации, но не работающих в ней в настоящий момент. Среди них могут быть как люди, с которыми руководители ор­ганизации и работники службы персонала раньше встречались по вопросу трудоустройства (из так называемого списка ожида­ния), так и специалисты, с которыми подобные встречи еще предстоят.[1;224]

              1) Центры занятости. Многие фирмы и компании исполь­зуют местные центры занятости в качестве источника для найма людей. Эти службы могут помочь найти не слишком квалифи­цированный персонал (для простой, рутинной работы, возмож­но, требующей неполной занятости).

              2) Агентства по найму (кадровые агентства). Многие менед­жеры по персоналу пользуются услугами агентств  по найму, чтобы сэкономить время и избежать трудностей при поиске но­вого персонала. Агентству представляется заявка на специали­стов с указанием должности, оклада, содержания деятельности, ориентировочных критерий поиска и отбора. Как правило, хо­рошо работающее агентство представляет нескольких кандида­тов, чтобы работодатель сделал свой выбор самостоятельно. На представленных специалистов может быть дана «гарантия», ко­торая вступает в силу в случае увольнения специалиста по соб­ственному желанию или некомпетентности в течение оговорен­ного срока. В таком случае агентство обязано бесплатно пред­ставить других кандидатов на данную должность.

              3) Самостоятельный поиск через средства массовой информа­ции. Многие серьезные фирмы предпочитают самостоятельно искать и отбирать кандидатов на работу. В этом случае очень важно хорошо представлять себе, к каким средствам массовой информации они обращаются.[1]

              Необходимо правильно сформулировать информационное объявление, с тем, чтобы привлечь внимание наиболее подходя­щих кандидатов. Целесообразно уже в объявлении отметить не­которые особенности интересующего вас персонала (ограниче­ния при наборе), например, образование; особый опыт работы, или наоборот, отсутствие практического опыта.

              Некоторые достоинства и недостатки различных источников комплектования организации кадрами иллюстрирует табл. 11.9.[3;313]

Преимущества привлечения

Недостатка привлечения

Внутренние источники привлечения персонала

      Появление шансов для служебного роста.

      Повышение степени привязанности к организации.

      Улучшение социально-психологического климата на производстве.

      Низкие затраты на привлечение кадров.

      Претендентов на должность хорошо знают в организации.

      Претендент на должность знает данную организацию.

      Сохранение уровня оплаты труда, сложившегося в данной организации (претендент со стороны может предъявить более высокие требования в отношении оплаты труда по сравнению с существующей на рынке труда в данный момент).

      Освобождение занимаемой должности для роста молодых кадров данной организации.

      Быстрое заполнение освободившейся штатной должности, без длительной адаптации.

      "Прозрачность" кадровой политики.

      Высокая степень управляемости сложившейся кадровой ситуации.

      Возможность целенаправленного повышения квалификации персонала.

      Появление возможности избежать всегда убыточной текучести кадров.

      Повышение мотивации, степени удовлетворенности трудом.

      Ограничение возможности для выбора кадров.

      Возможны напряженность или соперничество в коллективе в случае появления нескольких претендентов на должность руководителя.

      Появление панибратства при решении деловых вопросов, так как только вчера претендент ни должность руководителя был наравне с коллегами.

      Нежелание оказать сотруднику, имеющему большой стаж работы в данной организации.

      Снижение активности рядового работника, претендующего на роль руководителя, так как автоматически приемником является заместитель руководителя.

      Количество переводов на новую должность не удовлетворяет  потребность в кадрах.

      Удовлетворяется потребность только качественная, но через переподготовку или повышение квалификации, что связано с дополнительными затратами.

Внешние источники привлечения персонала

      Более широкие возможности выбора.

      Появление новых импульсов для развития организации.

      Новый человек, как правило, легко добивается признания.

      Прием на работу покрывает абсолютную потребность в кадрах.

      Меньшая угроза возникновения интриг внутри организации.

      Более высокие затраты на привлечение кадров.

      Высокий удельный вес работников, принимаемых со стороны, способствует текучести кадров.

      Ухудшается социально-психологический климат в организации среди давно работающих.

      Высокая степень риска при прохождении испытательного срока.

      Плохое знание организации.

      Нового работника плохо знают в организации.

Информация о работе Отбор персонала в организации