Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 21:10, курсовая работа
Цель этой работы - проанализировать систему управления ресурсами, кадрами и качеством продукции в японских организациях.
Введение 3
1. Принципы японского управления 6
2. Поведение в организации 9
3. Система контроля и управления качеством 17
4. Управление трудовыми ресурсами 22
5. Профсоюзы в Японии 26
Заключение 28
Список литературы 31
Содержание
Введение
1. Принципы японского
управления 6
2. Поведение в организации 9
3. Система контроля и управления качеством 17
4. Управление трудовыми ресурсами 22
5. Профсоюзы в Японии 26
Заключение 28
Список литературы 31
Введение
В последние годы, одной из наиболее эффективных школ менеджмента во всем мире признана - японская. Менеджмент в Японии, как и в любой другой стране, отражает её исторические особенности, культуру и общественную психологию. Он непосредственно связан с общественно-экономическим укладом страны. Общепризнанно, что успехи в послевоенном развитии японской экономики в значительной мере обусловлены рациональной организацией производства и управления. И в этой области Япония сумела создать свою оригинальную систему менеджмента.
Сначала японские предприниматели широко перенимали зарубежный, прежде всего американский, опыт в этой сфере. Но перенесенные на японскую почву и соответствующим образом (с учетом специфических национальных особенностей) скорректированные методы и система организации и управления производством и сбытом дали весьма ощутимый результат. В настоящее время Япония опережает своих конкурентов в области контроля за качеством, рационализации, автоматизации производства, управлении трудовыми ресурсами.
Менеджмент в Японии всегда был отмечен достаточно ярко выраженным национальным своеобразием, т.к. методы управления основаны на национальных традициях, обычаях, отражают национальный характер и всегда имеют достаточно точную социальную ориентацию в соответствии с принятой системой ценностей (моральных и идеологических), иерархией традиционных авторитетов, власти и ответственности. Однако японские методы долгое время не привлекали внимания зарубежных исследователей. Причина была в том, что эффективность этих методов, очевидная для японцев, отнюдь не была очевидна для исследователей других стран, обогнавших Японию в экономическом отношении. За рубежом, да и в нашей стране в частности, видели лишь архаичность японского менеджмента и объясняли существование и возможность использования многих традиционных методов отсталостью (экономической, политической и даже культурной) японского общества.
Но, пережив затяжное послевоенное развитие, Япония в 50 - 60-х годах продемонстрировала быстрый экономический рост, по своим темпам опережающий развитие других крупных капиталистических стран. Подобное превосходство в темпах на протяжении ряда лет породило волну публикаций о японском "экономическом чуде", где все чаще стал появляться термин "нихонтэки кэйсй". Теперь, говоря об успехах японской промышленности в расширении производства и сбыта продукции, как в самой Японии, так и в международном масштабе, следует со всей силой подчеркнуть, что они в значительной мере являются результатом творческого приспособления национального менеджмента к самым современным международным требования к организации и управлению производством. Таким образом, менеджмент по-японски складывался сочетанием двух основных факторов: передового зарубежного опыта и традиционных национальных особенностей. Естественно, что японские методы управления в корне отличны от европейских и американских. Но это не значит, что японцы управляют более эффективно. Скорее можно сказать, что основные принципы японского и европейского менеджмента лежат в разных плоскостях, имея очень немного точек пересечения.
Всё выше сказанное, определяет выбор темы исследования. Актуальность ее определяется несколькими причинами, во-первых, относительной новизной японского менеджмента (относительно американских и европейских школ менеджмента, получивших свое развитие уже в начале прошлого столетия); во-вторых, малочисленностью фундаментальных исследований в данной области (первые основательные работы появились в конце 60-х, начале 70-х годов прошлого столетия, после первой волны публикаций в периодической печати об "японском экономическом чуде"); в-третьих, тем, что японские предприниматели все чаще выходят на российский рынок, организовывая совместные российско-японские фирмы, или оказывая консультативные услуги действующим российским предприятиям, и, следовательно, у наших соотечественников, все больше появляется шансов не только "прикоснутся на практике" к японским традициям, но и стать органичной частью системы управления по-японски. А для этого необходимы знания национальных традиций своих потенциальных партнеров. Данные причины и определяют цель обозначенной темы исследования: выявление характерных особенностей моделей управления, присущих только японской школе менеджмента. Ввиду емкости самого понятия "менеджмент" (как и многочисленности его разновидностей - стратегический, инновационный, финансовый и т.д.), для достижения поставленной цели исследования, внимание в данной работе будет сосредоточено на: принципах японского управления; корпоративной культуре, формирующей поведение в организации; системе контроля и качества; управление трудовыми ресурсами; особенностях японского профсоюза. Практическая сторона исследования заключается в том, что понимание японского менеджмента наверняка поможет российским экономистам, бизнесменам глубже разобраться в проблемах экономики своей страны, даст возможность к совершенствованию производства. Тем более, что предприятия, работающие "по-японски" уже создаются в России, как и в свое время в США, Великобритании, и во многих других странах. Без сомнения можно утверждать, что овладение некоторыми своеобразными элементами японского менеджмента - отказа от узкой специализации, универсальное развитие работника и связанные с таким развитием стабильная занятость, ротация кадров внутри фирмы, обучение в процессе работы и т.д.- необходимо каждой фирме, желающей не только преуспеть, но и хотя бы существовать.
Цель
этой работы - проанализировать систему
управления ресурсами, кадрами и качеством
продукции в японских организациях.
Современные
методы управления сложились в Японии
в условиях послевоенной разрухи, которая
поставила перед руководителями
задачу восстановления социальной, политической
и экономической жизни. Под влиянием
американской оккупационной администрации
будущие японские менеджеры познакомились
с американской идеологией и методами
управления бизнесом. Именно в этот
период лидеры японского бизнеса
начали постигать социальную ответственность
за последствия своей
Руководители японских предприятий, сочетая применения традиционных методов управления с теориями и методами американского менеджмента, извлекая полезные уроки проверки теории практикой пытались найти новый японский путь развития. В результате основные черты японской системы управления определяет ряд концепций, отсутствующих в американской модели. Важнейшими из них являются система пожизненного найма и процесс коллективного принятия решений.
Японское общество однородно и пронизано духом коллективизма. Японцы всегда мыслят от имени групп. Личность осознает себя, прежде всего, как члена группы, а свою индивидуальность — как уникальность части целого. Руководящий принцип японского менеджмента находится по утверждению Э. Майо в том, что работа есть групповая деятельность. Вопрос о том, какие черты человека окажутся достаточно прочными для того, чтобы на них можно было опереться в условиях быстрого изменения общественной психологии и этических ценностей, для Японии, как и для других стран, остается до сих пор открытым. Многие исследователи считают, что даже кажущиеся наиболее современными особенности мышления и чувствования личности и общественных групп являются порождением прошлых эпох и по ходу развития общества исчезнут. Вместе с тем, все выразительней звучат голоса в поддержку национальных духовных ценностей и основанных на традиционных подходах концепциях, ярко продемонстрировано в следующем высказывании одного из виднейших предпринимателей С. Хонды: «Тот, кто является руководителем организации, должен прежде всего сделать свое управление всесторонне обоснованным. Это значит, что он должен прекрасно понимать цели деятельности своей организации, обосновывать политику и создавать планы по достижению поставленных задач таким образом, чтобы его подчиненные работали с сознанием собственного достоинства и получали от работы удовлетворение. Для того чтобы выработать такой образ мышления, который бы подталкивал подчиненных к достижению поставленных целей в любых условиях, лидер должен обладать теоретически сильной и практически применимой концепцией».
Другой немаловажной особенностью японского менеджмента является концепция непрерывного обучения. Японцы уверены, что непрерывное обучение приводит к постоянному совершенствованию мастерства. Каждый человек путем непрерывного обучения может существенно улучшить показатели своей работы. Это приводит к саморазвитию. Достигнув результатов, приносящих моральное удовлетворение, человек приближается к цели на пути к самореализации. С другой стороны, целью обучения является подготовка к более ответственной работе и продвижению по службе. Но, в отличие от западного подхода к управлению, японцы придают особое значение долгу в совершенствовании мастерства без ожидания какой-либо материальной выгоды. У них есть убежденность, что повышение мастерства само по себе может приносить человеку огромное удовлетворение.
Японцы
восприимчивы к новым идеям. Они
любят учиться на чужых ошибках
и извлекать выгоду из чужого опыта.
Они внимательно наблюдают за
происходящим в мире и систематически
изучают информацию из-за рубежа, заимствуя
и быстро усваивая новые технологические
методы и процессы. Японские рабочие
не оказывают сопротивление
В 1947 году предприниматель, один из основателей компании «Panasonic» И. Мацусита основывает творческую лабораторию «Дойкай» для исследования новых управленческих решений. В одном из первых трудов этой лаборатории господин Мацусита отмечает: «Каждая компания, вне зависимости от ее размеров, должна иметь определенные от получения прибыли, цели, которые оправдывают ее существование. Она должна иметь свое собственное призвание в этом мире. Если руководитель обладает пониманием этой миссии, он обязан довести до сознания служащих, чего хочет достичь компания, указать ее идеалы. И если его подчиненные осознают, что работают не только за хлеб насущный, они получают стимул к более напряженной совместной работе во имя достижения общей цели»[1 c. 13].
Таким
образом, современное японское управление
приобрело дух открытости, который
позволил подчинить технологическое
развитие решению выдвигаемых самой
жизнью проблем. Японскую систему управления
можно рассматривать как синтез
импортированных идей и культурных
традиций. Поэтому, что понять природу
современной управленческой мысли
Японии, необходимо коснуться некоторых
черт традиционной культуры этой страны.
Японская система управления сформировалась к настоящему времени как органический сплав национальных традиций и передового опыта менеджмента.
Инновационное
поведение и инновационная
К примеру, получив задание,
выполнение которого должно
Предположим,
что в полной мере решить такую
трудную проблему не удалось, и команда
выполнила первоначальную задачу за
9 дней, использовав труд 9 человек. Но
это уже шаг вперед, это уже
прогресс, экономия ресурсов, и это
уже демонстрация правильного трудового
поведения. Менеджер и команда заслуживают
поощрения. Необходимость перерасчета
заданий по всей производственной цепочке,
которая вызвана «ударной»
Как же сделать, чтобы сотрудники фирмы разделяли ее цели и интересы, связывали с ней свои ожидания и стремление к успеху, проявляли инновационное поведение? Кажется, что все в современном мире считают положительным примером решения этих проблем опыт крупных японских компаний, так называемый «японский феномен». Но если на первых этапах исследований «японского чуда» внимание акцентировалось на субъективных факторах: японском национальном характере, общинном сознании, духе коллективизма, религии, — то сейчас преобладает обоснованное мнение, что основа успеха японских фирм — в задействовании и системном использовании личностных и групповых свойств персонала фирмы, грамотной увязке естественных для человека стремлений, потребностей, ожиданий с интересами фирмы.