Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 17:23, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение особенностей управления персоналом на малых предприятиях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие, сущность и функции управления персоналом;
определить особенности деятельности малых предприятий;
проанализировать преимущества и недостатки управления персоналом на малых предприятиях.
Введение…………………………………………………………………………….…2
Понятие, сущность и функции управления персоналом…………….…………..5
Особенности деятельности малых предприятий……………………………..…11
Преимущества и недостатки управления персоналом на малых
предприятиях...........................................................................................................18
Заключение………………………………………..………………………………….23
Список использованной литературы……………………………………………….25
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
ГОУ ВПО «Стерлитамакская государственная педагогическая академия
имени Зайнаб
Биишевой»
Кафедра
экономики и менеджмента
КУРСОВАЯ РАБОТА
по основам управления персонала
Особенности
управления персоналом на малых предприятиях
Выполнил: студент гр.31 УП
факультета экономики и управления
Сатлыков Р.М.
Научный руководитель:
старший преподаватель
Миногина
Н.Н.
Стерлитамак 2011
Введение
Введение…………………………………………………………
предприятиях..................
Заключение………………………………………..………
Список использованной
литературы……………………………………………….
Введение
Под управлением персонала на предприятии понимается система видов деятельности, прежде всего управленческой, как отдельных менеджеров, так и всего аппарата управления. Основу концепции управления персоналом составляет обеспечение выживаемости предприятия путём более высоких темпов формирования и развития её кадрового потенциала по сравнению с изменениями внешней среды. Управление персоналом очень необходимо в организациях и предприятиях.
Каждая организация состоит из людей. Каждый человек является субъектом, то есть имеет интересы и возможности. Успешная работа любой организации складывается из таких факторов, как слаженные взаимодействия сотрудников и начальства. При этом наибольшая часть ответственности за это лежит на плечах руководства. Здесь в ход должны идти все возможные методы и средства, способные дать работникам организации ощущение хорошего начальника и любимой работы. Поэтому правильное управление персоналом организации- чрезвычайно важная задача. Это одинаково необходимо как на крупных, средних предприятиях, так и на малых.
Малое предпринимательство за последние годы стало важнейшим сектором народного хозяйства, который оказывает значительное влияние на социально-экономическую ситуацию. Именно в этом секторе экономики динамично создаются новые рабочие места. Данный сектор образует разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потреблением товаров и услуг. В нем создается и циркулирует основная масса национальных продуктов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса.
Малые предприятия по накопленному в них человеческому потенциалу, по неисчерпаемому запасу идей, по масштабам рынка, который им предстоит освоить, призваны стать важнейшим фактором ускорения рыночных преобразований и обеспечения достойных условий жизни миллионов граждан. Следовательно, тема курсовой работы является актуальной и важной.
Целью данной курсовой работы является изучение особенностей управления персоналом на малых предприятиях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Понятие, сущность и функции управления персоналом
Управление персоналом- целенаправленная деятельность руководящего состава организации, а также руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом, которая включает разработку концепции и стратегии кадровой политики и методов управления персоналом. Эта деятельность заключается в формировании системы управления персоналом, планировании кадровой работы, проведении маркетинга персонала, определении кадрового потенциала и потребности организации в персонале. Технология управления персоналом организации охватывает широкий спектр функций от приема до увольнения кадров, вопросы трудовых отношений. Поскольку все цели организации достигаются через людей, именно управление персоналом должно быть на первом месте среди прочих компонент менеджмента предприятия.
Концепция управления персоналом- система теоретико-методологических взглядов на понимание и определение сущности, содержания, целей, задач, критериев, принципов и методов управления персоналом, а также организационно-практических подходов к формированию механизма ее реализации в конкретных условиях функционирования организаций. Она включает разработку методологии управления персоналом, формирование системы управления персоналом и разработку технологии управления персоналом.
Методология управления персоналом предполагает рассмотрение сущности персонала организации как объекта управления, процесса формирования поведения индивидов, соответствующего целям и задачам организации, методов и принципов управления персоналом,
Система
управления персоналом предполагает формирование
целей, организационной структуры управления
персоналом, функций, вертикальных и горизонтальных
функциональных взаимосвязей руководителей
и специалистов в процессе обоснования,
выработки, принятия и реализации управленческих
решений.
Технология управления персоналом предполагает организацию найма, отбора, приема персонала, его деловую оценку, профориентацию и адаптацию, обучение, управление его деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением, мотивацию и организацию труда, управление конфликтами и стрессами, обеспечение социального развития организации, высвобождение персонала. Сюда же отнесят вопросы взаимодействия руководителей организации с профсоюзами и службами занятости, управления безопасностью персонала.
Основу концепции управления персоналом организации в настоящее время составляют возрастающая роль личности работника, знание его мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, сто-ящими перед организацией.1
Персонал является неотъемлемой частью любой организации, так как любая организация представляет собой взаимодействие людей, объединенных общими целями. Управление персоналом, как и организацией в целом, является необходимым элементом этого взаимодействия, так как всякий непосредственно общественный или совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет функции, возникающие из движения отдельных органов. Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере.
Единого мнения по поводу определения управления персоналом нет, но можно выделить несколько подходов.
Институциональный подход. С позиций этого подхода управление персоналом рассматривается как разнообразная деятельность различных субъектов, направленная на реализацию целей стратегического развития организации и выполнение тактических задач по наиболее эффективному использованию занятых на предприятии работников.
Содержательный подход. Данный подход основывается на выделении функций управления персоналом, его целей и задач функционирования в рамках организации, он показывает какие действия, процессы должны быть осуществлены для того, чтобы достичь этих целей, в отличие от институционального подхода, который акцентирует внимание на том, что должно дать управление персоналом для организации. Это позволяет говорить об управлении персоналом как об особом виде деятельности, как о целостной системе, имеющей свое специфическое содержание.
Организационный подход. С точки зрения этого подхода управление персоналом можно определить как комплекс взаимосвязанных экономических, организационных и социально-психологических методов, обеспечивающих эффективность трудовой деятельности и конкурентоспособность предприятий. Здесь речь идет о взаимодействии объекта и субъекта, рассматриваются механизмы, технологии, инструменты и процедуры реализации функций управления персоналом.
Интересен подход, полагающий объектом системы управления персоналом процесс целенаправленного взаимодействия и взаимовлияния в совместной продуктивной деятельности управленцев и персонала. Данный подход определяет систему управления как единство субъекта и объекта управления, которое достигается в результате не только саморегулирования в сложных социальных системах, но и целенаправленного воздействия объекта управления на субъект. При этом объектом управления выступают социальные отношения, процессы, группы, а также социальные ресурсы и сам человек, неизбежно вступающий в социальные отношения, участвующий в социальных процессах и группах, в реализации ресурсов .
Исходя из этого, можно говорить об управлении персоналом как системе, которая имеет объект и субъект управления, между которыми существуют организационные и управленческие отношения, а также функции управления, которые реализуются через систему определенных методов.2
Объект управления на предприятии- это отдельный работник, а также их совокупность, выступающая как трудовой коллектив. Совокупность работников может включать как весь персонал предприятия (организации, фирмы), на который распространяются управленческие решения общего характера, так и персонал структурного подразделения (отдела, цеха) или производственной ячейки (бригады). Отличительная особенность группы работников как объекта управления состоит в определенной деятельности работников благодаря общим целям, что и характеризует их как коллектив.
В качестве субъектов управления персоналом выступают группа специалистов, выполняющих соответствующие функции в качестве работников кадровой службы, а также руководители всех уровней, выполняющие функцию управления по отношению к своим подчиненным.
Управление
персоналом переняло основополагающие
принципы теории научного управления,
такие как использование
Целями управления персоналом предприятия (организации) являются:
Эффективность управления персоналом, наиболее полная реализация поставленных целей во многом зависят от выбора вариантов построения самой системы управления персоналом предприятия, познания механизма его функционирования, выбора наиболее оптимальных технологий и методов работы с людьми.3
Руководство персоналом как функция управления призвана объединять, координировать и интегрировать все прочие функции в единое целое. Достигается это реализацией принципов работы с персоналом, их взаимодействием.
В современных условиях претерпела существенные изменения мотивация руководства персоналом. Преобладающее значение приобрели социально-эконо-мические и социально-психологические методы управления персоналом над административными.
Признание приоритетности развития личности, обеспечивающее использование человеческого ресурса в сбалансированных интересах организации и работника. Путь реализации этого принципа- изменение взгляда на организацию лишь как на потребителя рабочей силы.
Функции управления персоналом очень тесно связаны между собой и образуют в совокупности определенную систему работы с персоналом, где изменения, происходящие в составе каждой из функций, вызывают необходимость корректировки всех других сопряженных функциональных задач и обязанностей. Так, например, широкое распространение в мировой практике контрактной формы найма персонала привело к заметному изменению функциональных обязанностей.
Информация о работе Особенности управления персоналом на малых предприятиях