Особенности разработки и принятия управленческого решения при подборе персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 15:06, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования курсового проекта является изучение особенностей принятия и разработки управленческого решения в кадровой политике предприятия, а также оценка эффективности этих решений в работе предприятия.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3стр.
Глава 1. Подбор персонала как комплекс управленческих решений…….5стр.
1. Подбор персонала: принципы, критерии, способы …………………5стр.
2. Методы привлечения персонала……………………………………...7стр.

Глава 2. Методы оценки кандидатов на вакантную должность и работы кадровой службы предприятия. ……………………………………………10стр.
1. Методы оценки и отбора кандидатов…………………..…………..10стр.
2. Оценка деятельности подразделений управления персоналом….19стр.

Глава 3. Разработка и принятие управленческого решения по подбору персонала на примере компании «Эмпилс»................…………………….22стр.
1. О компании «Эмпилс».......................................................................22стр.
2. Процесс подбора персонала в компании..........................................23стр.
Заключение…………………………………………………………………30стр.
Приложения...................................................................................................31стр.
Список литературы…………………………….………………………….33стр.

Работа содержит 1 файл

курсовик по УР.doc

— 218.50 Кб (Скачать)

     Все подходы к оценке имеют общий  недостаток — субъективность: решение  во многом зависит от человека, использующего  метод (или привлеченного в качестве эксперта). Достоверность оценок можно  обеспечить при соблюдении определенных требований к технологии оценивания. Персонал следует оценивать:

    • объективно — вне зависимости от чьего-либо частного мнения;
    • надежно — по возможности независимо от влияния ситуативных факторов (настроения, погоды, прошлых успехов и неудач — возможно, случайных);
    • достоверно — оцениваться должен реальный уровень владения навыками — насколько успешно человек справляется со своим делом;
    • прогностично — оценка должна давать данные о том, к каким видам деятельности человек имеет способности и какого уровня мастерства потенциально может достичь;
    • комплексно — оцениваться должны не только индивидуумы, но и связи и отношения внутри организации, а также возможности, которые благодаря своим сотрудникам приобретает организация в целом;
    • открыто — процесс оценивания и критерии оценки должны быть понятны и доступны всем сотрудникам: не только узкому кругу специалистов (оценщикам и наблюдателям), но и самим оцениваемым;
    • системно — проведение оценочных мероприятий должно органично встраиваться в общую систему кадровой работы в организации таким образом, чтобы способствовать ее развитию и совершенствованию.

     Выбор методов оценки — это в значительной мере экономическая задача. Поскольку  всегда есть финансовые и временные  ограничения на оценку каждого кандидата, то изучить досконально человека (что позволило бы минимизировать риск ошибки при найме работника) практически невозможно. Поэтому следует выбирать экономичные и эффективные методы, которые обеспечивают решение требуемых задач и чаще всего применяются.

     6. Следующий обязательный шаг — коллегиальное принятие решения, которое окончательно утверждается генеральным директором. Директор имеет право отказать кандидату в приеме, если выявлены какие-либо уважительные причины. В случае отказа в приеме на рассматриваемую должность, ответственный работник по подбору персонала сообщает об этом кандидату. Если этот специалист достоин внимания, его кандидатура может быть рассмотрена для трудоустройства на другие приемлемые вакансии (такое решение обязательно согласовывается с кандидатом). Сроки предоставления обратной связи кандидату зависят от количества претендентов на данную вакансию и от важности самой вакансии. Как правило, сроки согласовываются индивидуально с каждым кандидатом по завершении собеседования.

     Ошибки  найма (особенно на уровне руководителей) крайне затратны для компании, поэтому сотрудники отдела безопасности обязательно проверяют данные о соискателе. Они имеют право отклонить кандидатуру, объяснив причины этого решения руководителю департамента по управлению персоналом или генеральному директору.

     Нельзя  возлагать всю ответственность  только на специалистов по подбору  персонала. Решение о том, пригласить человека в команду или нет, принимается  совместно. Если положительные решения  прияли все заинтересованные стороны, оформляется Подтверждение трудоустройства.

     Руководитель  департамента по управлению персоналом согласовывает уровень оплаты труда, время выхода на работу, а также  основные моменты, связанные с выполнением  должностных обязанностей. Он же сообщает соискателю об окончательном решении — озвучивает предложение о выходе на работу.  

2.2 Оценка деятельности подразделений управления персоналом. 

     Только  в некоторых компаниях внедрена качественная система управленческого  учета в области подбора персонала. Большинство из них не ведет статистику таких важных показателей, как увольнение в течение испытательного срока, не учитывает причины увольнений сотрудников. Не имея статистики по этим показателям, трудно точно оценить, на каком этапе HR-цикла (подбор — адаптация — удержание — развитие) и почему компания теряет сотрудников. Связано ли это с некачественным подбором, плохой адаптацией или со слабой системой удержания…

     Главным показателем эффективности развития любого бизнеса является его стоимость (рост стоимости). Деятельность и изменения в компании должны способствовать достижению данной цели, поэтому измерение и оценка результативности — обязательное условие успешного функционирования системы управления персоналом в целом. Процесс подбора персонала также требует определения узких мест, что позволит: сократить время простоя незакрытых вакансий, улучшить качество кандидатов, снизить текучесть персонала, сократить временные затраты на адаптацию в вашей компании, уменьшить временные затраты руководителей на собеседования с неподходящими кандидатами, оптимизировать финансовые затраты на привлечение кадровых агентств и рекламу вакансий в СМИ, повысить уровень удовлетворенности заказчиков.

     Оценивать эффективность рекрутмента можно  в шести направлениях:

1. Стоимость  закрытия вакансии.

2. Время работы над вакансией.

3. Количество  закрытых вакансий.

4. Качество  подбора. 

5. Удовлетворенность  бизнес-менеджеров нанятыми специалистами. 

6. Их  удовлетворенность процессом поиска  и отбора персонала (работой  отдела подбора).

     Эффективно  управлять деятельностью отдела подбора персонала, в частности оценивать ее работу, можно с помощью следующих инструментов:

  • система ключевых показателей эффективности (KPI);
  • регулярная отчетность;
  • опросник удовлетворенности работой отдела подбора.

 

     Для каждого сотрудника отдела рекрутинга определяется перечень ключевых показателей эффективности, в соответствии с которыми оцениваются его результаты в течение года.

    С помощью системы эффективности  сотрудники отдела подбора систематически и комплексно получают информацию о результатах своей работы, уровне квалификации и потенциала. Вклад и возможности каждого сотрудника определены и измеримы, что позволяет выявить как лидеров, так и аутсайдеров. Оценка результатов является основой для выплаты регулярных премий, поэтому у сотрудников существует возможность зарабатывать больше — в соответствии с уровнем личных, командных и корпоративных результатов. Оценка квалификации и потенциала сотрудника является основой для формирования бюджета на его обучение и принятия карьерных решений.

     Создаваемые показатели эффективности должны быть измеримыми и сравнимыми. Для этого  каждый показатель должен иметь название, определение, установленный метод  для измерения и сравнения  и собственно целевой показатель. Необходимо помнить, что KPI нужны для того, чтобы иметь возможность управлять процессом и вносить в него изменения. Они являются инструментом для организации и оценки работы сотрудников и помогают сфокусировать их внимание на достижении организационных целей, стоящих перед компанией.

     Важно, чтобы сотрудник обладал возможностью влиять на ситуацию установления целевых значений. Необходим постоянный диалог между сотрудником и его руководителем — в этом случае сотрудник, ответственный за выполнение KPI, будет вовлечен в процесс принятия решений в отношении целевых значений, а не только проинформирован о них.

     Методика  разработки ключевых показателей эффективности.

     Например, вы посчитали важными:

  • сроки закрытия вакансий;
  • качество закрытия вакансий;
  • удовлетворенность заказчика работой рекрутеров.

    Далее определяем, как мы будем измерять выбранные показатели. Например,

  1. вычисляем количество дней, потраченных на закрытие вакансий (рассчитывается по формуле: единица минус среднее количество дней по категориям);
  2. находим процент прохождения испытательного срока принятым сотрудником (количество новых сотрудников, прошедших испытательный срок, делим на количество новых сотрудников, принятых на работу в течение предыдущего квартала);
  3. общий балл удовлетворенности заказчика (определяется на основании заполненных анкет опросника по формуле: удовлетворенность фактическая разделить на удовлетворенность максимально возможную).

     Ключевой  показатель эффективности является инструментом измерения того, насколько достигнута цель.

По каждому KPI устанавливаются три целевых значения, перечисленных ниже.

  1. План - желаемый уровень результатов по данному показателю. План устанавливается на основе корпоративного бюджета или плана, соответствующего KPI руководителя, и является средством их выполнения.
  2. Нижняя граница - уровень результатов ниже плана, но все еще ценный для компании. Если результаты сотрудника не достигли нижней границы, то они оцениваются как неудовлетворительные.
  3. Верхняя граница - уровень результатов выше плана, ценный для компании. Верхняя граница устанавливается для повышения способности компании прогнозировать результаты и согласовывать работу всех сотрудников. Перевыполнение KPI, превосходящее верхнюю границу, дополнительно не поощряется.
 

Глава 3. Разработка и принятие управленческого решения по подбору персонала в компании «Эмпилс».

3.1 О компании «Эмпилс»

     Концерн «Эмпилс» разрабатывает и выводит на рынок совершенные продукты для миллионов потребителей в странах Восточной Европы, Закавказья и Центральной Азии. Бизнес компании — это производство декоративных покрытий и оксида цинка.

     В состав Концерна «Эмпилс» входят три  производственных предприятия в России и Украине. Для развития дистрибьюции декоративных покрытий действуют представительства в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Новосибирске, Хабаровске, Челябинске и в крупнейшем городе Казахстана — Алматы.

     Стратегическим  инвестором Концерна «Эмпилс» является холдинг «Новое Содружество» (г. Москва). С момента вступления в 1998 году в холдинг «Новое Содружество», «Эмпилс» демонстрирует уверенные темпы развития. За короткий срок компания стала лидером российского рынка и заняла ведущие позиции на рынках соседних с Россией стран. Доля «Эмпилса» на российском рынке декоративных покрытий — 16%. На рынке оксида цинка России и стран ближнего зарубежья, доля продукции «Эмпилса» — около 50%.

     «Эмпилс»  обладает мощным производственным и научным потенциалом. Предприятия Концерна оснащены современным высокотехнологичным экологически безопасным оборудованием. «Эмпилс» имеет собственный научно-исследовательский центр, занятый разработкой новых совершенных систем покрытий.

     «Эмпилс»  обладает успешным опытом построения эффективных дистрибьюторских каналов, позволяющих представить продукцию  Концерна в 18 странах.

     «Эмпилс»  является признанным лидером в объемах производства и продаж, в создании современных продуктов, в развитии клиентского сервиса, в технологиях продвижения продукции, в обеспечении адекватных решений для потребительского, строительного и промышленного секторов рынка. 

3.2 Процесс подбора персонала в компании. 

 
     Успех подбора персонала зависит, от двух сотрудников компании: руководителя, который принял решение об увеличении штата компании и HR-менеджера, который  организовал поиск нужного работника. Дополнительно к процессу может  подключиться консультант рекрутингового агентства, получивший заказ от компании на поиск этого самого работника.

     Попробуем рассмотреть, как происходит подбор персонала в одном из крупных (по численности персонала и интенсивности развития) предприятий. Нам интересно знать: как создается стратегия по развитию персонала, как формируются требования к кандидату, как и когда эта информация до HR-менеджера, передается консультанту из рекрутингового агентства. Каким образом, принимается решение о приеме сотрудника на работу.

     Концерн «Эмпилс», Ростов-на-Дону (штат сотрудников - 1500 чел).

Работа  с персоналом является для «Эмпилса»  стратегическим направлением, не менее  важным, чем производство или продажи  продукции. Это декларируется директором по персоналу – Борисом Бойковым и реализуется в стратегии развития персонала, планируемой на год вперед.

Сессии  стратегического планирования,  во время которых подводятся итоги деятельности предприятия и обсуждаются перспективы его развития, проводятся с обязательным участием директора по персоналу. 

Роль  службы персонала в компании не сервисная, а одна из стратегических. подбор персонала документирован:

1) Должностной инструкцией, с указанием назначения работы данного сотрудника, его основных обязанностей, числом работников, за которых он несет ответственность, порядка подотчетности. Она создается на основе положения о тех или иных подразделениях, в соответствии с их целями и задачами. 

2) Стандартизированной  заявкой на подбор специалиста в которой руководитель подразделения указывает дополнительные требования: личностные характеристики сотрудника на этом участке работы, опыт трудовой деятельности в тех или иных областях или организациях, образование.

3) По ряду наиболее востребованных позиций составлены так называемые профили должности, с указанием требуемых профессиональных навыков и основных компетенций соискателей.

     Такой документ помогает проводить подбор персонала более объективно. Не полагаясь  на инстинктивные суждения о знаниях, навыках и качествах, которыми должен обладать успешный кандидат, работодатель действует с его помощью методически и обоснованно. И, при документировании процесса подбора персонала, его очень трудно обвинить в предвзятости к кандидату на должность.

Пример. Квалификационные требования к специалисту на должность: секретарь приемной.

Требования Критерии Способ  оценки
Знания  Знание делопроизводства анкета-заявление
собеседование
тест на выполнение работы
Знание компании собеседование
Навыки  Опыт работы делопроизводителем анкета-заявление
собеседование
тест на выполнение работы
Опыт  работы с посетителями и по телефону анкета-заявление
собеседование
Способность извлечь информацию из компьютерной БД анкета-заявление
собеседование
Опыт  руководства подчиненными анкета-заявление
собеседование
Личные  качества Вежливые манеры собеседование
Способность работать в напряженных условиях собеседование
 
 

Технологии  поиска персонала:

1) При подборе топ-менеджеров и сотрудников редких специальностей используется метод внешнего поиска.

2) При найме неквалифицированного персонала используется стандартный подход – работа с центрами занятостями населения, со специализированными средствами массовой информации.

 

Технология  подбора персонала, используемая консультантами агентства, по словам ведущего консультанта компании Людмилы Пилипчук, может быть описана в 7 шагов.

1. Тщательное  изучение заказа: профиля искомого  специалиста, требований к нему  и к результатам его работы.

2. Понимание исследование  самой компании-заказчика, особенностей ее бизнеса, специфики рыночных условий, корпоративной культуры.

3. Определение  метода подбора (внешний или внутренний.

4. Определение  сфер бизнеса и круга компаний, где может работать необходимый  специалист;  мониторинг всего потенциального рынка кандидатов.

5. Налаживание контакта с кандидатами.

6. Интервью, оценка и выбор кандидатов, точно  отвечающих запросам клиента. 

7. Организация  встреч отобранных кандидатов  с клиентом.

8. Проверка  кандидата, рекомендаций.

Методы  проведения интервью: проводится собеседование по компетенциям,  проверяются профессиональные навыки кандидата, его соответствие ценностям компании. Одной из обязательных процедур является проверка рекомендаций о соискателе.

Ранее службой персонала «Эмпилса»  применялся метод психологического тестирования, но практика показала, что время, затраченное на тестирование, не всегда обеспечивает необходимый результат.  По словам Людмилы Пилипчук: «Хороший диалог с кандидатом, лучше психологического теста».

Вовлеченность HR-службы в бизнес: специалисты службы персонала «Эмпилса» закреплены за конкретными направлениями бизнеса компании. Вследствие чего они в курсе процессов, происходящих в подразделениях. Знают качество коммуникаций между подразделениями и планы развития тех или иных направлений. Менеджер по подбору персонала уделяет достаточно много времени для консультаций с линейным руководителем, топ-менеджером компании, ответственным за данное направление, для определения оптимального направления поиска и  качественного отбора кандидатов на имеющиеся вакансии.

Процесс подбора персонала  в концерне «Эмпилс» автоматизирован: служба персонала использует программу для работы с базами данных E-Stuff Recruiter. Для принятия грамотных управленческих решений, в том числе в области подбора персонала в мировой практике используется система управления людьми Extended DISC, поддерживаемая соответствующим программным обеспечением. По словам генерального директора Адвайзингового Бюро «Сонара» (г.Санкт-Петербург) - официального франчайзи международной консалтинговой группы Extended DISC International на территории РФ  Галины Ардатовой, «Extended DISC  за период от 7 до 10 минут позволяет сделать «рентген характера» кандидата. Компьютерная программа с математической точностью выдает данные о сильных сторонах личности, мотивирующих факторах, реакциях на ситуации давления, стили управления, продаж, тренинга и иную информацию».

Программа основана на  классификации людей (К.Г.Юнг) и многолетней мировой статистике. Наряду с «Анализом личности» кандидата есть возможность сделать «Анализ рабочей пары» и «Анализ рабочей группы», что крайне редко учитывается в нашей стране  при приеме на работу того или иного человека.

Система Extended DISC  предлагает способ определения идеального кандидата с помощью создания «Анализа должности». Непосредственные руководители искомого сотрудника заполняют опросный лист, менеджер по персоналу  вводит данные в программу, распечатывает результат и сравнивает его с «Анализом личности» кандидата. В итоге вы получаете точную информацию о личностных качествах, требуемых должностью и возможность выбрать из нескольких кандидатов с похожим профессиональным опытом того, который необходим  именно вашей компании, того, кто будет  гармонично чувствовать себя в рабочей группе. Или полученная информация приведет вас к иным управленческим выводам. Например: необходимо разделить  одну должность на две, так как один человек не сможет соответствовать всем запросам руководителей, или необходимо полностью поменять задачу, так как  в данный момент нет сотрудников способных выполнять эту работу, зато существует большой потенциал для решения задач иного направления.

Формирование  кадрового резерва  «Эмпилса»: реализуется службой персонала концерна совместно с топ-менеджерами. По итогам аттестации персонала и по рекомендациям руководителей выделяется ряд перспективных сотрудников. Затем участники кадрового резерва направляются как на профессиональное обучение, так и на тренинги, развивающие управленческие навыки. Такой подход подтверждает важность человеческого капитала для крупной компании, его стратегическую значимость.

Эффективность процесса подбора  персонала в «Эмпилсе» оценивается  по критериям: сроки - бюджет. Также оценивается процент сотрудников, прошедших испытательный срок

Бюджет: сотрудники службы персонала «Эмпилса» планируют свои затраты на подбор специалиста, в зависимости позиции (топ-менеджер, управленец среднего звена, рабочий  и др.) . По словам Бориса Бойкова «Привести какие-то средние цифры бюджета достаточно трудно так как, суммы будут различаться и в зависимости от направленности деятельности кандидата, и от того региона, где кандидат будет осуществлять свою трудовую деятельность».  

 На приведенном примере крупной российской компании можно сделать вывод, что позицию HR-службы в бизнесе можно охарактеризовать  скорее как «бизнес-партнер», чем как «сервисное подразделение». Говоря о собственно процессе подбора персонала, можно сделать вывод о целесообразности передачи на аутсорсинг специализированным компаниям таких функций как: 1) сбор и анализ резюме кандидатов; 2) проверка рекомендаций; 3) осуществление прямого поиска; 3)проведение интернет-рекрутинга; 4) проведение первичного интервью с кандидатом. При этом важно, чтобы стандарты работы рекрутингового агентства соответствовали стандартам работы компании-заказчика. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Особенности разработки и принятия управленческого решения при подборе персонала