Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 09:43, курсовая работа
Целью данной работы является изучить характеристику организационных структур данных Г. Минцбергом, и проанализировать применение ее на практике.
Выдвинута гипотеза, что организационные структуры, разработанные Генри Минцбергом, эффективно применяются на современном предприятии.
1. 5 ключевых частей организации,
2. 5 видов координационных механизмов,
3. 5 движущих внутриорганизационных сил,
4. 5 форм организационных структур,
5. 5 видов децентрализации власти.
Исходя из темы нашей работы, мы поподробнее остановимся на четвертом пункте – 5форм организационных структур.
По
мнению Минцберга организационная
структура – это совокупность,
соподчиненность и взаимосвязь
уровней и подразделений
Профессор
представил 5 основных типов структур,
характерные черты которых
1. Простая
структура – маленькая
Ключевая часть организации: стратегический
апекс. Координационный механизм: прямой
контроль. Основные параметры дизайна:
централизация, высокая роль неформального
общения. Ситуационные факторы: молодая,
небольшая фирма, динамичный рынок, потребность
руководителя во власти.
Такая структура характерна
2. Механическая бюрократия – почтовое
ведомство, охранное агентство, сталелитейный
завод, крупная автомобильная компания.
Ключевая часть организации: техноструктура.
Координационный механизм: стандартизация
процессов труда. Основные параметры дизайна:
высокая формализация поведения на всех
уровнях, планирование действий.
Ситуационные факторы: зрелая, крупная
организация, стабильный рынок.
Из
всех видов структур, механистическая
бюрократия придает наибольшее значение
разделению труда, дифференцированию
подразделений по разным направлениям:
полномочиям, функциям, статусу. Возможные
проблемы: демотивация персонала, неспособность
такой структуры решать проблемы и адаптироваться
к переменам из-за настроя на работу в
стабильной среде и на следование единожды
принятой стратегии.
3. Профессиональная бюрократия – университет,
больница, аудиторская фирма, ремесленная
фирма.
Ключевая часть организации: операционное ядро. Координационный механизм: стандартизация знаний и навыков (квалификации). Основные параметры дизайна: специальная подготовка, горизонтальная специализация и децентрализация. Ситуационные факторы: сложный, стабильный рынок, нерегламентированная, не усложненная техническая система.
Поскольку процессы, происходящие в организации, сложны и требуют глубокой профессиональной подготовки, они контролируются непосредственно исполнителями, которые отбираются, исходя из определенных стандартов знаний и навыков, необходимых для выполнения задач организации. Возможные проблемы: Случается, что из-за недостатка взаимодействия между независимыми профессионалами целый процесс начинает восприниматься ими как набор подпроцессов, каждый из которых «принадлежит» определенному исполнителю.
4. Дивизиональная
форма – крупная корпорация.
Ключевая часть организации: серединная
линия. Координационный механизм: стандартизация
выпуска. Основные параметры дизайна:
группирование структурных подразделений
по рынкам, контроль над исполнением (результатами)
– полная свобода подразделений в принятии
решений. Ситуационные факторы: диверсифицированные
рынки, зрелая, крупная организация, властные
потребности менеджеров среднего звена.
Эта
структура не является законченной,
то есть, каждое ее подразделение имеет
собственную структуру, а дивизиональная
форма «накладывается сверху». Конфигурация
этой структуры в основном базируется
на налаживании эффективной коммуникации
между штаб-квартирой и главами подразделений.
Возможные проблемы: несмотря на полную
независимость глав подразделений в принятии
решений, они все-таки зависят от штаб-квартиры.
Потому руководители подразделений имеют
меньше полномочий, чем руководители независимых
фирм
5. Адхократия – аэрокосмическое агентство,
кинокомпания, другая проектно-ориентированная
организация.
Ключевая часть организации: вспомогательный персонал, операционное ядро. Координационный механизм: взаимное согласование. Основные параметры дизайна: горизонтальная децентрализация, обучение, группирование структурных единиц по функциям и рынкам. Ситуационные факторы: сложный, динамичный рынок, молодая организация, сложная или автоматизированная техническая система. [9;С.145]
Единственная из приведенных Генри Минцбергом пяти структур, способная к сложной инновационной деятельности. Поскольку такая структура подразумевает создание и – по окончании проекта расформирование команд для выполнения спектра задач и достижения проектной цели. Бывает операционная и административная адхократия. Операционная осуществляет инновационную деятельность и решает задачи непосредственно по поручению своих клиентов. Административная адхократия реализует проекты в собственных целях. Возможные проблемы: в связи с проектной ориентированностью организации, по окончании проекта профессионалы могут оставаться без работы долгое время, пока их навыки не будут востребованы в новом проекте.
Минцберг определяет структуру организации как простую совокупность способов, посредством которых процесс труда сначала разделяется на отдельные рабочие задачи, а потом достигается координация действий по решению общих задач. Также он предлагает осуществлять проектирование эффективной организационной структуры путем выделения пяти базовых конфигураций ( приложение 1):
Элементы структуры и механизмы координации должны быть подобраны таким образом, чтобы достигалась внутренняя слаженность, гармония организации. При этом Минцберг отмечает, что структура должна фундаментально соответствовать организационной ситуации – размеру организации, ее возрасту, темпам развития, типу внешней среды, в которой она функционирует, используемой технической системе, методам производства продуктов и услуг. То есть, ситуационные факторы, к которым относятся, с одной стороны, окружение и ценности организации, а с другой стороны, - характер труда и способы его реализации (бизнес - процессы), определяют подбор элементов дизайна организационной структуры. Таким образом, мы вновь приходим к выводу о том, что спроектировать эффективную организационную структуру невозможно без определения ценностей компании и рассмотрения бизнес процессов. Проектирование бизнес-процессов нельзя проводить вне их связи со структурой, а структуру нельзя проектировать и улучшать без рассмотрения бизнес - процессов.
По мнению известного, профессора в области менеджмента, Генри Минцберга, единственной наилучшей структуры не существует, но в частности таковая может быть найдена, если параметры дизайна согласуются друг с другом и с ситуационными факторами, образуя гармоничную конфигурацию. [7;С.640]
1.3 Категории успеха менеджмента
Устойчивый успех фирмы в значительной степени определяется ее экономической эффективностью и действенностью. Экономическая эффективность, если употреблять этот термин в контексте менеджмента, выражает количество затрат, которые фирма использует, чтобы произвести единицу продукции. Следовательно, когда компания способна увеличить количество продукции, которую она производит, или количество потребителей, которых она обслуживает, и при этом поддерживать неизменный уровень затрат, то компания повышает свою эффективность. С другой стороны, количество и качество произведенной продукции может остаться неизменным, а количество затрат уменьшится — в этом случае компания также повысит свою экономическую эффективность.
Действенность относится к успешному достижению организационных целей. Действенность отражает то, правильно ли осуществляют менеджеры деятельность, тогда как эффективность определяет степень, в которой менеджеры осуществляют эту деятельность. [6;С.335]
Компания действенна, когда она достигает своих целей. Когда же она терпит неудачу в достижении целей из-за плохого выбора самих целей, неудачного плана работ или неожиданных действий конкурентов, то в этом случае действенность компании низка.
Долговременный успех фирмы зависит от ее возможности быть эффективной и действенной. Очевидно, что фирма, которая успешно выполняет свои цели по объему продаж, но из-за уровня рыночных цен почти не имеет дохода (действенна, но не эффективна), является не более успешной, чем фирма, которая достигла низких затрат на единицу продукции, но не имеет оборудования, которое может быть приспособлено для удовлетворения меняющихся запросов потребителя (эффективна, но не действенна). [1;С.229]
Обсуждение эффективности и действенности может показаться столь прямолинейным, что естественно возникает вопрос: можно ли дать на эти проблемы однозначный ответ? Причина заключается в том, что почти все действия в бизнесе в чем-то эффективны и в чем-то действенны. Путь к успеху в бизнесе открывается для фирмы, даже если она чуть более эффективна и действенна, чем другие фирмы или, чем она была раньше. Таким образом, даже очень незначительные достижения в снижении себестоимости (эффективности) или в увеличении доли участия в рынке (действенности) могут существенно повысить прибыльность фирмы и другие критерии ее всеобъемлющего успеха.
В какой-то мере разобраться в этом вопросе могут помочь исследования двух крупных американских специалистов по менеджменту Т. Питер и Р. Уотермен считают ключевыми следующие характеристики менеджмента:
Информация о работе Особенности организации системы управления компании ЗАО «ТЭКО»