Особенности организации системы управления компании ЗАО «ТЭКО»

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 09:43, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучить характеристику организационных структур данных Г. Минцбергом, и проанализировать применение ее на практике.
Выдвинута гипотеза, что организационные структуры, разработанные Генри Минцбергом, эффективно применяются на современном предприятии.

Работа содержит 1 файл

менеджмент.doc

— 159.50 Кб (Скачать)

Введение

       Успех и провал фирм и компаний  имеют одну общую особенность.  Все они являются организациями.  Организация составляет основу  мира менеджеров, она является  причиной, обуславливающей существование  менеджмента. 

     Актуальность этой работы заключается в том, что почти ежедневно в нашем мире появляются новые организации. Каждая, из них представляет собой весьма сложную в техническом и экономическом плане структуру. И от выбора стратегии ее работы, от конкретного способа взаимодействия, зависит если не успех предприятия целиком, то очень значительная его часть. Как раз связующим элементом, который позволяет всем разрозненным подразделениям осуществлять свою работу согласованно, в едином ключе поставленной перед организацией задачи, является организационная структура управления. Совершенно логично, что каждому предприятию, занимающемуся конкретным видом деятельности необходима определенная организационная структура, которая отвечала бы именно таким требованиям, какие предъявляются к этому предприятию в его специфических условиях. При таком подходе каждая организация стремится приспособить и совместить несколько структур, адаптируя их под свои конкретные нужды.

     На  проблему, каким способом спроектировать лучшую структуру, попытались высказаться различные ученые, экономисты, но более тщательно эту проблему рассмотрел профессор менеджмента МакГилльского университета в Монреале - Генри Минцберг. В его работе представлены виды различных организационных структур, которые могут привести организацию к успешной деятельности.

     Целью данной работы является изучить характеристику организационных структур данных Г. Минцбергом, и проанализировать применение ее на практике.

     Выдвинута гипотеза, что организационные структуры, разработанные Генри Минцбергом, эффективно применяются на современном предприятии.

     Рассмотреть следующие задачи:

     1. Рассмотреть понятие организационной  структуры с точки зрения различных ученых, экономистов, бизнесменов.

     2. Дать характеристику организационных  структур Генри Минцберга.

     3. Охарактеризовать предприятие ЗАО «ТЭКО».

      4. Показать на примере, изучаемой  компании, как применяется теория  Минцберга.

      Объектом исследования является  предприятие ЗАО «ТЭКО».

      Предметом исследования является организационные структуры, выделенные  Г. Минцбергом.

     При написании данной работы была изучена литература следующих авторов: Гроува Э.С., Гуркова И.Б., Долгопятовой Т.Г., Долотказиной М.Р., Казначевской Г.Б., Кнышовой Е.Н., Кравченко К.А., Лобжанидзе Н.И., Лукашевича В.В., Райсса М., Салимжанова И.Х., Сухова В.Д., Шепеля В.М.,  Щербатых Ю.В.

     Практическая  значимость заключается в том, что рассмотрение и изучение организационных структур   Генри Минцберга может помочь предприятиям добиться успеха.

     Настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения. В первой главе рассмотрены теоретические основы организационных структур управления успеха фирмы, во второй особенности организации системы управлений компании ЗАО «ТЭКО».

 

     Глава 1. Теоретические основы формирования понятия и организационные структуры управления

     1.1   Понятия организационных структур, виды, принципы построения и определение их эффективности

     Организационная структура управления предприятием - понятие разностороннее. В современной российской и зарубежной литературе  приводится большое количество определений этого термина. Рассмотрим некоторые из них.

     «Организационная  структура - один из основных элементов  управления 
организацией. Она характеризуется распределением целей и задач управления между подразделениями и работниками организации. По сути, структура управления - это организационная форма разделения труда по принятию и реализации управленческих решений. Таким образом, под организационной структурой необходимо понимать совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами» - пишет в своей книге В.М. Шепель.[14;C.240]. По мнению Мильнер Б.З. «организационная структура представляет собой определенную упорядоченность задач, ролей, полномочий и ответственности, создает условия для осуществления предприятием своей деятельности и достижения установленных целей. Она развивается и изменяется под воздействием особенностей стратегии предприятия, его внутренней сложности и изменений во внешней среде». Согласно Мазуру И.И. и Шапиро В.Д., «организационная структура - это главный инструмент управления, регламентирующий состав, величину, размещение, профиль деятельности,

ответственность, подчиненность производственных и  обслуживающих 

подразделений, объединяемых общим аппаратом управления для выполнения

всех  целевых функций, зафиксированных  в уставе компании».  Лагоша Б.А., Шаркович В.Г., Дегтярева Т.Г. под  организационной структурой понимают «совокупность организационных  элементов и взаимосвязей между  ними, упорядоченных в соответствии с их ролью в процессе реализации целей системы, составляющих единое целое для выполнения функций управления и ориентированных на осуществление эффективного функционирования системы».

     Наконец, организационная структура - это  поведенческая система, это люди и их группы, вступающие во взаимоотношения для решения поставленных целей.

     Из этого определения следуют требования, которым должна соответствовать группа, чтобы считаться организацией:

  • наличие хотя бы двух человек, которые считают себя частью данной группы;
  • наличие у этих людей единой цели;
  • эти люди намеренно работают вместе, чтобы достичь цели.

     Менеджмент  в основном связан со сложными организациями. Сложные организации имеют не одну, а целый набор взаимосвязанных целей.

  • все многообразные организации характеризуются общими чертами: они используют ресурсы, основные из них — это люди (человеческие ресурсы), капитал, информация;
  • они функционируют в определенной внешней среде и зависимы от нее. Эта среда включает экономические условия, деятельность конкурентов, запросы и поведение потребителей, общественные взгляды, действующие законы и другие составляющие. Они оказывают влияние на все, что происходит внутри организации;
  • разделение труда. Вся работа в организации разделяется на отдельные специализированные задания. Так, образуются подразделения, называемые отделами или службами, которые выполняют свои виды работ. Деятельность людей в подразделениях тоже сознательно координируется и направляется. Такое разделение работы на составляющие компоненты называется горизонтальным разделением труда. Классическим образцом горизонтального разделения труда на производственном предприятии является разделение всей деятельности на основные виды — производство, 
    маркетинг, финансы.

     Поскольку работа в организации разделена на части, кто-то должен эту работу координировать, согласовывать. Деятельность по координированию работы других людей составляет сущность управления. Управленческий труд отделен от остального труда, и такое разделение труда называется вертикальным.[5;С.22]

     Большие организации имеют громадный  объем управленческой работы. Эта работа тоже разделяется как по горизонтали, так и по вертикали. Во главе отдельных подразделений расставляются конкретные руководители. В классическом варианте это начальник финансового отдела, начальник производственного отдела, начальник службы маркетинга. Это горизонтальное разделение управленческого труда.

     Вертикальное  разделение управленческого труда  образует уровни управления. Выделяют руководителей низового звена, среднего звена, высшего звена.

     Интеграция  подразделений и уровней управления представляет собой организационную структуру фирмы. Когда организация достигает некоторой величины и сложности или когда в ней чрезмерное количество работающих, взаимное согласование действий становится уже неэффективным. Становится необходимой формальная структура — разделение на отдельные единицы, делающие возможным координирующее управление.[8;С.76]

     Эта структура формально и точно определяет взаимоотношения между членами организации. На схеме видно установленное отношения власти и области ответственности за принятые решения и их выполнение, порядок прохождения информационных потоков. Организация с такими официально установленными взаимоотношениями является формальной (приложение 1).

     Поскольку на предприятии действуют люди, то между ними возникают, помимо официально установленных взаимоотношений, самые различные неформальные отношения. Таким образом, существует разрыв между тем, что должно быть, и что происходит в действительности. Неформальная организация существует в рамках формальной, она не менее реальна, чем формальная организация. Менеджер должен научиться управлять и ею.

     Неформальные  организации, группы, которые возникают  спонтанно, но где люди вступают во взаимодействие друг с другом достаточно регулярно. Неформальные организации существуют во всех формальных организациях, за исключением, быть может, очень маленьких. И хотя у них нет руководителей, неформальные организации очень важны.

     Таким образом, когда употребляется слово организация, имеется в виду формальная организация. Из определения следует, что организация всегда имеет хотя бы одну общую цель, разделяемую и признаваемую таковой всеми ее членами. Но формальное управление редко имеет дело с организациями, имеющими только одну цель. Менеджмент это управление сложными организациями. Сложные организации имеют набор взаимосвязанных целей.

     Все организационные структуры делятся на 2 типа: адаптивные (органические), бюрократические (механистические).

  • Бюрократические организационные структуры, характеризуются высокой степенью разделения труда, развитой иерархией

управления, цепью команд, наличием многочисленных правил и норм поведения персонала, и подбором кадров по их деловым и профессиональным качествам. Впервые были предложены немецким социологом Максом Вебером, который называл их «рациональными». Также им были выдвинуты следующие виды бюрократических структур: Линейная, Функциональная, Линейно – функциональная, Дивизиональная, Региональная, Продуктовая.

  • Адаптивные организационные структуры, по сравнению с бюрократией лучше приспособлены к быстрой смене внешних условий и появлению новой наукоемкой технологии. Такие структуры назвали адаптивными, поскольку их можно быстро модифицировать в соответствии с изменениями окружающей среды и потребностями самой организации. Еще одно название этих более гибких систем — органические структуры. Они делятся на: Проектные, Матричные, Командные, Сетевые. [12;С.56]

     1.2   Классификация организационных  структур управления  по  Г. Минцбергу

     Одним из самых влиятельных в мире мыслителей в области проектирования организационной структуры бизнеса является американский исследователь, классик в области менеджмента, Генри Минцберг. Он написал 10 книг и более 100 статей и занимает влиятельную позицию в области управления и стратегии. Сегодня Минцберг поставил перед собой цель: изменить систему менеджерского образования, и на данный момент добивается ошеломляющих успехов.

     Основные 5 частей выделенные Генри Минцберг в своей работе:

Информация о работе Особенности организации системы управления компании ЗАО «ТЭКО»