Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 10:51, контрольная работа
Используя в управлении государством инструменты распорядительного, регламентирующего и нормирующего воздействия, монархия Древнего Китая стремилась построить механизм рыночных, товарно-денежных отношений, что проявилось в поисках всеобщего ценового эквивалента, развитии торговых отношений с кочевыми племенами и западными странами.
Введение 3
1 Зарождение управленческих идей 4
2 Искусство управления в концепциях древнекитайских мыслителей 5
2.1 Даосизм 5
2.2 Конфуцианство 8
2.3 Моизм 14
2.4 Легизм 15
3 Национальные особенности менеджмента в Китае 20
3.1 Культура предприятия с семейными особенностями 23
Заключение 26
Список использованных источников 27
Создатель
китайского менеджмента Чэн Цзюньи
считает, что менеджмент зависит
от культуры. Культура человечества условно
разделяется на два вида: «рыболовецкая
культура» и «садовая культура».
«Рыболовецкая культура»
Президент
компании TCL, известный китайский
предприниматель Ли Дуншэн писал, что
20 лет назад китайские
Персонал китайских предприятий — люди, со своей культурой, отличной от чужестранцев, и если бы полностью управляли китайскими предприятиями по западному менеджменту, то такой способ обязательно оказался бы неудачным.
Ценность китайского менеджемента:
а) Изменчивость и гибкость;
Ценность
«китайского менеджмента» заключается
в ее изменчивости и гибкости. Это
соответствует национальным традициям
и зависит от неопределенности, внутренних
и внешних изменений. Жесткий
режим менеджмента, или казарменный
менеджмент, не применим к быстрому
изменению обстановки. Через многие
неудачи западные предприятия обобщали
и создали гибкий менеджмент, совпадающий
с китайским подходом к менеджменту:
учитывать обстановку, изменения
законодательных актов для
б) Человек — основа;
Ещe
одна характерная черта китайского
менеджмента — высокая оценка
человека. Менеджмент понимается как
управление людьми и делами, при
этом человек находится на первом
месте. Американский менеджмент основывается
на формуле: «Есть спрос — будет
удача», которая определяет цель для
достижения успеха в бизнесе. Японский
менеджмент основывается на принципе:
«Совместной жизни — совместное
развитие», на основе которого возникает
общее дело и которое не учитывает
личных особенностей человека. Китайский
менеджмент выступает за долгосрочное
развитие предприятия, а создание прибыли
контролирует человек, поскольку именно
он занимается делами, т.е. результат зависит
от человека. Все направлено на развитие
потенциала человека, с этим связано взаимодействие
работников в группе, рациональный подход
к решению вопросов.
3.1 Культура предприятия с семейными особенностями
Еще
один фактор, который серьезно влияет
на культуру китайского менеджмента —
это «Семейная идея». Она сильно влияет
на мировоззрение китайцев потому, что
люди подсознательно питают чувство доверия
к членам семьи. Культура семейного предприятия
похожа на единое здание, а китайская национальная
традиция является его крепким культурным
фундаментом; она развивалась на основе
традиционной древней культуры и особенностей
ее различных направлений. На протяжении
всей своей истории китайская культура
накапливала знания и опыт, в результате
она превратилась в реальную силу и надежно
укоренилась в душе каждого китайца. Культура
традиционного менеджмента в настоящее
время успешно применяется на практике
и играет важную роль, что представлено
на рисунке 1.
Рисунок
1 − Культура китайского семейного предприятия
Рассмотрим подробнее данную схему:
1. Идея человека — основа;
В книге «Военные стратегии Сунь Бинь — Лунная война» записано: «На свете и небе нет ничего важнее человека». Мэн Цзы говорил: «Время не лучше рельефа, рельеф не лучше дружбы» [5]. Все это доказывает, что человек играет важную роль в конкуренции, со стороны современного менеджмента, скопировать железо предприятиям легко, а скопировать ресурсы кадров и культуру трудно.
2. Гуманность;
Гуманность
— руководящий принцип для
нормального налаживания
3. Честность;
В Китае традиционно высоко ценят честность, ее ценят выше прибыли. В Китае есть поговорки: «Одно слово тяжелее целого воза», «Одно слово дороже тонны золота» и так далее. Для развития рыночной экономики необходима честность, потому что она основывается на договоре и надежности; честность значительно снижает себестоимость сделки, приносит людям пользу.
4. Гармоничная идея.
Стремление к гармонии является еще одной идеей традиционной культуры, поскольку «гармония превыше всего». В книге «Лицзи — Чжуюн» сказано: «Гармония будет владеть миром». Здесь под «Гармонией» имеется в виду сочетание противоречий. Для создания внутренней и внешней обстановки за развитием предприятия существуют определенные правила. Но и они меняются в зависимости от обстановки на предприятии, уменьшая негативные факторы в компании.
Возьмем пример японского предприятия: Япония быстро восстановилась после Второй мировой войны и в течение 20 лет превратилась в ведущую экономическую державу мира, вызвав удивление американцев, «королей менеджмента». Американский ученый Дулутэ поехал в Японию и заметил, что японский менеджмент высоко оценивает философию менеджмента. Японцы не отказались от американского менеджмента, они не только изучают инструменты и технику научного менеджмента, но и полностью рассматривают основы китайской традиционной культуры, высоко оценивают менеджмент «Человек — основа» и на этой основе создают философию менеджмента. Ядро менеджмента: «Человек — основа» является частью китайской традиционной культуры. Япония является оптимальным примером сочетания китайской и западной культур.
Оптимальный
режим и человеческое отношение
сочетаются в рациональном менеджменте,
а рациональная философия исходит
из серединной идеи китайской традиционной
философии. Срединная идея является
центральной идеей
Культура предприятия основывается на структурной сбалансированной философии, которая исходит из китайской древней философии «И-цзин». Процесс управления — это достижение баланса в отношениях между компанией и персоналом, компанией и клиентами, между отделами для получения выгоды. Руководитель организации должен уметь достигать такого баланса и обладать способностью организовывать людей на пользу дела. Команда одной организации должна иметь структурную балансировку, взаимодополняющий характер и способности, вдумчивость и активность отдельных членов. Такая команда является идеальной группой.
Создание модели современного национального менеджмента представляет собой процесс изучения и поиска, мы должны изучать его по правильным принципам и направлениям; при таком подходе результат должен быть положительным. Китай с его богатым прошлым создал уникальную культуру. Китайский народ уверен, что на основе традиций и научной теории сможет создать прекрасное будущее. Австралийские ученые Лэйцзи Литэр и Волун Лидэ писали в книге «Восстановление идеи семьи Жу»: «Культура Китая, китайский менеджмент восстанавливаются и, очевидно, выведут страну в XXI-ом веке в лидеры, а китайский менеджмента в XXI-ом веке станет предметом для подражания в других странах» [7].
Заключение
Вклад древнекитайской цивилизации в появление и развитие управленческой мысли заключается в следующем.
Уже в эпоху глубокой древности (додинастический период) в Китае складывались основы государственного управления. Согласно мифологии, эти практические знания были получены от Неба («Мандат Неба»). В более или менее полной мере они нашли воплощение в практике управления Западным Чжоу.
Сформировавшаяся модель управления государством Западное Чжоу являла собой образец единовластного управления монарха с помощью большого чиновничьего аппарата, который представлял собой как бы две части. Одна часть исполняла функции распорядителя. Это были местные правители и чиновники, ответственные за порученные им территориальные формирования, то есть администраторы, которые могли принимать управленческие решения во исполнение указов императора. Другая часть − чиновники-функционеры, которые были призваны выполнять обязанности, возлагаемые на них чиновниками-распорядителями.
Структура управления состояла из нескольких уровней, на каждом из которых, начиная с императора, находилось так называемое управляющее звено, включавшее распорядителя и функционеров. Сюда же можно отнести императорских контролеров, которые следили за ходом процессов управления (доведение до сведения людей указов императоров и их исполнителей, сбор налогов и др.). Кроме того, в данной модели были выделены виды управления (управление войсками, ритуалами, внешними связями, в семье и школе).
Используя в управлении государством инструменты распорядительного, регламентирующего и нормирующего воздействия, монархия Древнего Китая стремилась построить механизм рыночных, товарно-денежных отношений, что проявилось в поисках всеобщего ценового эквивалента, развитии торговых отношений с кочевыми племенами и западными странами.
Список использованных источников
1. История Древнего мира. Древний Восток. Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии / А. Н. Бадак, И. Е. Войнич, Н. М. Волчек и др. − Минск: Харвест, М.: АСТ, 2000.
2. История менеджмента / Кравченко А.И. − 5-е изд. - М.: Академ. Проект: Трикста, 2005. − 560 с
3. Китай
управляемый: старый добрый
4. Всеобщая история менеджмента / Под общей редакцией д.т.н., проф. И.И. Мазура и д.т.н., проф. В.Д. Шапиро − М.:, Издательский центр ЕЛИМА,
2006. − 888 с.
5. Фен Чжен Луй. Красный менеджмент, 2008
6. Мэн-цзы / РАН, Ин-т Востоковедения. С. Петерб. фил. / Пер. с кит.. − СПб.,1999.
7. Лэйцзи Литэр, Волун Лидэ. Восстановление идеи семьи Жу, 1999.