Особенности менеджмента в Китае

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 10:51, контрольная работа

Описание работы

Используя в управлении государством инструменты распорядительного, регламентирующего и нормирующего воздействия, монархия Древнего Китая стремилась построить механизм рыночных, товарно-денежных отношений, что проявилось в поисках всеобщего ценового эквивалента, развитии торговых отношений с кочевыми племенами и западными странами.

Содержание

Введение 3
1 Зарождение управленческих идей 4
2 Искусство управления в концепциях древнекитайских мыслителей 5
2.1 Даосизм 5
2.2 Конфуцианство 8
2.3 Моизм 14
2.4 Легизм 15
3 Национальные особенности менеджмента в Китае 20
3.1 Культура предприятия с семейными особенностями 23
Заключение 26
Список использованных источников 27

Работа содержит 1 файл

Особенности менеджмента в Китае_2.docx

— 72.80 Кб (Скачать)

     Создатель китайского менеджмента Чэн Цзюньи считает, что менеджмент зависит  от культуры. Культура человечества условно  разделяется на два вида: «рыболовецкая  культура» и «садовая культура». «Рыболовецкая культура» характеризуется  жадностью и страстью к владению, славится захватами, войнами и стратегиями. А «садовая культура», напротив, гордится пониманием и любовью в жизни. Чэн Цзюньи считает, что рыболовецкая культура заставляет современный менеджмент гнаться только за прибылью, что  характерно для слоя управляющих. Садовая  культура основывается на принципе: «Разум уважает ценность человека» на идеях  Конфуция. Она показывает людям ценность образованности, семьи, страны, мира. Такая  идея применяется в менеджменте  предприятий и она позволяет  положительно влиять на рыболовецкую культуру [3]. Как известно, «китайский менеджмент» развивается на основе садовой культуры — «Разум уважает  ценность человека».

     Президент компании TCL, известный китайский  предприниматель Ли Дуншэн писал, что 20 лет назад китайские предприниматели, к сожалению, не читали книг, посвященных  зарубежному менеджменту — это  плохой тон; но если и через 20 лет  они будут читать только книги  по западному менеджменту и это  будет не хорошо. Он выяснил, что 20 лет  назад западные страны, особенно США, распространяли западный менеджмент по всему миру словно товар. В начале китайской реформы в Китае был огромный спрос на новые идеи и концепции, китайские менеджеры впервые встретились с книгами западного менеджмента и высоко их ценили. Но на сегодняшний день, спустя 20 лет, мы уже знакомы с западным менеджментом, и если его эффект положительный, он обязательно будет применяться. Однако на самом деле, западный менеджмент используется в теории, а не на практике [4]. Дело в том, что западный менеджмент зависит от конкретных обстоятельств, потому что персонал западного предприятия часто меняет рабочее место, а китайский менеджмент основывается на человеке.

Персонал  китайских предприятий — люди, со своей культурой, отличной от чужестранцев, и если бы полностью управляли  китайскими предприятиями по западному  менеджменту, то такой способ обязательно  оказался бы неудачным.

     Ценность  китайского менеджемента:

     а) Изменчивость и гибкость;

     Ценность  «китайского менеджмента» заключается  в ее изменчивости и гибкости. Это  соответствует национальным традициям  и зависит от неопределенности, внутренних и внешних изменений. Жесткий  режим менеджмента, или казарменный  менеджмент, не применим к быстрому изменению обстановки. Через многие неудачи западные предприятия обобщали и создали гибкий менеджмент, совпадающий  с китайским подходом к менеджменту: учитывать обстановку, изменения  законодательных актов для принятия решения с учетом условий задачи.

     б) Человек — основа;

     Ещe одна характерная черта китайского менеджмента — высокая оценка человека. Менеджмент понимается как  управление людьми и делами, при  этом человек находится на первом месте. Американский менеджмент основывается на формуле: «Есть спрос — будет  удача», которая определяет цель для  достижения успеха в бизнесе. Японский менеджмент основывается на принципе: «Совместной жизни — совместное развитие», на основе которого возникает  общее дело и которое не учитывает  личных особенностей человека. Китайский  менеджмент выступает за долгосрочное развитие предприятия, а создание прибыли  контролирует человек, поскольку именно он занимается делами, т.е. результат зависит от человека. Все направлено на развитие потенциала человека, с этим связано взаимодействие работников в группе, рациональный подход к решению вопросов.  

     3.1 Культура предприятия с семейными особенностями

     Еще один фактор, который серьезно влияет на культуру китайского менеджмента — это «Семейная идея». Она сильно влияет на мировоззрение китайцев потому, что люди подсознательно питают чувство доверия к членам семьи. Культура семейного предприятия похожа на единое здание, а китайская национальная традиция является его крепким культурным фундаментом; она развивалась на основе традиционной древней культуры и особенностей ее различных направлений. На протяжении всей своей истории китайская культура накапливала знания и опыт, в результате она превратилась в реальную силу и надежно укоренилась в душе каждого китайца. Культура традиционного менеджмента в настоящее время успешно применяется на практике и играет важную роль, что представлено на рисунке 1. 

Рисунок 1 − Культура китайского семейного предприятия 

     Рассмотрим  подробнее данную схему:

     1. Идея человека  — основа;

     В книге «Военные стратегии Сунь Бинь — Лунная война» записано: «На свете  и небе нет ничего важнее человека». Мэн Цзы говорил: «Время не лучше  рельефа, рельеф не лучше дружбы» [5]. Все это доказывает, что человек  играет важную роль в конкуренции, со стороны современного менеджмента, скопировать железо предприятиям легко, а скопировать ресурсы кадров и культуру трудно.

     2. Гуманность;

     Гуманность  — руководящий принцип для  нормального налаживания отношений  между людьми. При установлении нормальных отношений человеческое общество может  быть гармоничным. Мэн Цзы говорил, что умный человек уважает  мнение другого человека [6]. Предприятие  предлагает качественную продукцию  и услуги, которые зависят от работы персонала. Предприятие, распространяющее понятие «гуманность», процветает.

     3. Честность;

     В Китае традиционно высоко ценят  честность, ее ценят выше прибыли. В Китае есть поговорки: «Одно слово тяжелее целого воза», «Одно слово дороже тонны золота» и так далее. Для развития рыночной экономики необходима честность, потому что она основывается на договоре и надежности; честность значительно снижает себестоимость сделки, приносит людям пользу.

     4. Гармоничная идея.

     Стремление  к гармонии является еще одной идеей традиционной культуры, поскольку «гармония превыше всего». В книге «Лицзи — Чжуюн» сказано: «Гармония будет владеть миром». Здесь под «Гармонией» имеется в виду сочетание противоречий. Для создания внутренней и внешней обстановки за развитием предприятия существуют определенные правила. Но и они меняются в зависимости от обстановки на предприятии, уменьшая негативные факторы в компании.

     Возьмем пример японского предприятия: Япония быстро восстановилась после Второй мировой войны и в течение 20 лет превратилась в ведущую экономическую  державу мира, вызвав удивление американцев, «королей менеджмента». Американский ученый Дулутэ поехал в Японию и заметил, что японский менеджмент высоко оценивает философию менеджмента. Японцы не отказались от американского менеджмента, они не только изучают инструменты и технику научного менеджмента, но и полностью рассматривают основы китайской традиционной культуры, высоко оценивают менеджмент «Человек — основа» и на этой основе создают философию менеджмента. Ядро менеджмента: «Человек — основа» является частью китайской традиционной культуры. Япония является оптимальным примером сочетания китайской и западной культур.

     Оптимальный режим и человеческое отношение  сочетаются в рациональном менеджменте, а рациональная философия исходит  из серединной идеи китайской традиционной философии. Срединная идея является центральной идеей рациональности в менеджменте, что позволяет  избежать избытка и недостатка, достигая равновесия и совершенства.

     Культура  предприятия основывается на структурной  сбалансированной философии, которая  исходит из китайской древней  философии «И-цзин». Процесс управления — это достижение баланса в  отношениях между компанией и  персоналом, компанией и клиентами, между отделами для получения  выгоды. Руководитель организации должен уметь достигать такого баланса  и обладать способностью организовывать людей на пользу дела. Команда одной  организации должна иметь структурную  балансировку, взаимодополняющий характер и способности, вдумчивость и  активность отдельных членов. Такая  команда является идеальной группой.

     Создание  модели современного национального  менеджмента представляет собой  процесс изучения и поиска, мы должны изучать его по правильным принципам  и направлениям; при таком подходе  результат должен быть положительным. Китай с его богатым прошлым  создал уникальную культуру. Китайский  народ уверен, что на основе традиций и научной теории сможет создать  прекрасное будущее. Австралийские  ученые Лэйцзи Литэр и Волун Лидэ писали в книге «Восстановление  идеи семьи Жу»: «Культура Китая, китайский менеджмент восстанавливаются  и, очевидно, выведут страну в XXI-ом веке в лидеры, а китайский менеджмента в XXI-ом веке станет предметом для подражания в других странах» [7].

     Заключение

     Вклад древнекитайской цивилизации в  появление и развитие управленческой мысли заключается в следующем.

     Уже в эпоху глубокой древности (додинастический  период) в Китае складывались основы государственного управления. Согласно мифологии, эти практические знания были получены от Неба («Мандат Неба»). В более или менее полной мере они нашли воплощение в практике управления Западным Чжоу.

     Сформировавшаяся  модель управления государством Западное Чжоу являла собой образец единовластного управления монарха с помощью  большого чиновничьего аппарата, который  представлял собой как бы две  части. Одна часть исполняла функции  распорядителя. Это были местные  правители и чиновники, ответственные  за порученные им территориальные формирования, то есть администраторы, которые могли  принимать управленческие решения  во исполнение указов императора. Другая часть − чиновники-функционеры, которые были призваны выполнять обязанности, возлагаемые на них чиновниками-распорядителями.

     Структура управления состояла из нескольких уровней, на каждом из которых, начиная с императора, находилось так называемое управляющее  звено, включавшее распорядителя и  функционеров. Сюда же можно отнести  императорских контролеров, которые  следили за ходом процессов управления (доведение до сведения людей указов императоров и их исполнителей, сбор налогов и др.). Кроме того, в данной модели были выделены виды управления (управление войсками, ритуалами, внешними связями, в семье и школе).

     Используя в управлении государством инструменты  распорядительного, регламентирующего  и нормирующего воздействия, монархия Древнего Китая стремилась построить  механизм рыночных, товарно-денежных отношений, что проявилось в поисках всеобщего  ценового эквивалента, развитии торговых отношений с кочевыми племенами  и западными странами.

     Список использованных источников

    1. История Древнего мира. Древний Восток. Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии / А. Н. Бадак, И. Е. Войнич, Н. М. Волчек и др. − Минск: Харвест, М.: АСТ, 2000.

    2. История менеджмента / Кравченко А.И. − 5-е изд. - М.: Академ. Проект: Трикста, 2005. − 560 с

    3. Китай  управляемый: старый добрый менеджмент / Владимир Малявин − издательство ЕВРОПА, 2005. − 304с

    4. Всеобщая  история менеджмента / Под общей  редакцией д.т.н., проф. И.И. Мазура и д.т.н., проф. В.Д. Шапиро − М.:, Издательский центр ЕЛИМА,

         2006. − 888 с.

    5. Фен Чжен Луй. Красный менеджмент, 2008

    6. Мэн-цзы / РАН, Ин-т Востоковедения. С. Петерб. фил. / Пер. с кит.. − СПб.,1999.

    7. Лэйцзи Литэр, Волун Лидэ. Восстановление идеи семьи Жу, 1999.

Информация о работе Особенности менеджмента в Китае