Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 10:51, контрольная работа
Используя в управлении государством инструменты распорядительного, регламентирующего и нормирующего воздействия, монархия Древнего Китая стремилась построить механизм рыночных, товарно-денежных отношений, что проявилось в поисках всеобщего ценового эквивалента, развитии торговых отношений с кочевыми племенами и западными странами.
Введение 3
1 Зарождение управленческих идей 4
2 Искусство управления в концепциях древнекитайских мыслителей 5
2.1 Даосизм 5
2.2 Конфуцианство 8
2.3 Моизм 14
2.4 Легизм 15
3 Национальные особенности менеджмента в Китае 20
3.1 Культура предприятия с семейными особенностями 23
Заключение 26
Список использованных источников 27
а) на основе ясного он познает скрытое;
б) история есть ясное. Это ясное − основа настоящего и индикатор будущего.
3. Справедливость − высшая добродетель руководителя:
а) кто делает добро обществу, организации, того следует прославлять;
б) кто делает зло организации, того следует наказывать.
4. Принцип зависимости человеческого характера от жизненных обстоятельств:
а) если год урожайный, люди становятся отзывчивыми и добрыми;
б) если год неурожайный, то люди становятся черствыми и злыми.
5. Благополучие общества зависит от качества государственного управления и от труда товаропроизводителей:
а) если знатные люди успешны в управлении − общество процветает;
б) если простые люди усердны в ремесле и земледелии − в обществе достаточно богатств, а значит, есть порядок.
6. Мо Цзы сформулировал принцип вознаграждения по труду:
а) если человек усерден в труде, он должен быть сытым;
б) человек, неусердный в труде, должен быть голодным.
7. Идея социального партнерства управленцев и управляемых:
а) возникает на основе взаимного уважения и любви людей;
б) социальное партнерство
возникает на основе реализации управленцем
принципа социальной справедливости.
2.4 Легизм
Основателем легизма считается Шан Ян (390 - 338 гг. до н. э.), правитель области Шан. Он констатирует, что народ распустился, стремится к удовольствиям, забывает свое основное занятие − земледелие, доходы казны падают. Общие призывы уже не помогают, речи в стиле Конфуция − тоже. Вот почему следует установить единообразие в мыслях и действиях: укрепить чиновничий и карательный аппарат, ввести жесткие нормы, определяющие все сферы жизни, обязательные для всех и гарантированные наказанием «фа», а не ритуалом «ли», и навести порядок. Латинизированное название школы («фа» − порядок) − «легизм». В трудах «легистов» государство рассматривалось как самодовлеющий институт, смысл и цель существования общества, восточная деспотия. [4]
Свои взгляды Шан Ян, выступивший в роли древнекитайского Макиавелли, изложил в трактате «Книга правителя области Шан». «Когда народ слаб − государство сильное, когда государство сильное − народ слаб. Поэтому государство, идущее истинным путем, стремится ослабить народ», − говорится в разделе «Как ослабить народ». Как считал Шан Ян, в государстве непременно появится масса преступников, если строить управление исходя из людской добродетели. Лишь в том государстве будет существовать твердый порядок, где добродетельных людей рассматривают как потенциально порочных.
Хорошее правление должно опираться на единые обязательные для всех законы. Вступая в полемику с Конфуцием, Шан Ян объявлял недостижимым образ гуманного правителя, следующего принципам человеколюбия и справедливости.
Шан Ян усматривал эффективный метод управления государством в наказаниях. «Хорошее правление осуществляется путем наказания», − подчеркивается в главе «Суровые распоряжения». В стремлении усилить роль наказаний Шан Ян придавал особое значение системе круговой поруки, которая связывала не только родственников и соседей, но и людей, занятых общим делом.
Шан
Ян выделял два главных занятия − земледелие
и войну, которые должны подчинить себе
все остальные человеческие интересы.
В обоснование необходимости сосредоточения
усилий народа на земледелии и ведении
войн вводится специальный термин «Единое».
Для Шан Яна «совершенно мудрым» выступал
тот правитель, кто был в состоянии принудить
народ к занятию земледелием, а заодно
к ведению захватнических войн.
В трактате Шан Яна часто упоминаются «паразиты», которые ослабляют государство. К их числу были отнесены конфуцианские «ли»: добродетель, почтительное отношение к родителям, почитание старых порядков, братский долг, человеколюбие, острый ум.
В начале эпохи Хань ни легизм, ни конфуцианство не являлись официальной идеологией. Отдельные императоры (например, Вэнь-ди) изучали не без увлечения легизм. В то же время к середине II в. до н. э., по мере того как шло усиление придворной бюрократии, вновь стало вызывать интерес конфуцианство. Бюрократии требовалась идеология, обосновывавшая ее право на власть. Но возрождение конфуцианства не означало простого воспроизведения учения Конфуция.
Оформление ортодоксального конфуцианства, превратившегося в официальную идеологию, следует связать с именем Дун Чжуншу (187 - 120 гг. до
н. э.). В 140 г. до н. э. появился специальный императорский эдикт, ставивший под запрет принятие на государственную службу сторонников легистов. При императоре У-ди (140 - 87 гг. до н. э.) был предпринят ряд общегосударственных мер для восстановления конфуцианских культов и ритуалов. [5]
При
всей строгости указов и резкости
критики деяний Шан Яна легистское
учение не кануло в прошлое, оказав
немалое воздействие на становление
официального конфуцианства. И это
не удивительно. Многие законы, система
организации государственной
Основные управленческие идеи легизма:
1. Невозможность возврата к старине.
2. Принцип этатизма: интересы государства превыше всего.
3.
Основное назначение государства − противостоять
злому началу в природе человека. Человек
− это источник социального зла.
4. Понятие идеального государства включает в себя:
а) сильную верховную власть;
б) вооруженную до зубов армию;
в) централизованность государства;
г) ограничение произвола чиновников и местных правителей;
д) единый порядок и законы.
5. Роль законов. Законы должны быть едиными и равными для всех. Люди должны быть равны перед законом. Закон − это наказание. Главный метод государственного управления − метод наказаний и поощрений. Наград должно быть мало, а наказаний много. Уголовный закон в государстве должен быть очень жестоким − широкое применение смертной казни, причем мучительной.
6. Осуждение милосердия и гуманизма.
7. Отношение между властью и народом рассматривалось как противоборство враждующих сторон.
8. Поощрение земледелия, и вообще − трудолюбия и бережливости, осуждение праздности и второстепенных занятий − таких, как искусство и торговля.
9. В образцовом государстве власть правителя опирается на силу, высшая цель деятельности государя − создание могущественной державы, способной объединить Китай путем захватнических войн.
10. Образ идеального правителя. Идеальный правитель должен:
а) внушать страх своему народу;
б) окружать свою жизнь тайной;
в) контролировать чиновников и никому не доверять;
г) принимать политические решения исходя из того, что доверять нельзя никому.
Многие принципы легистов были применены на практике. Положительный аспект этого − образование в Китае сильного централизованного государства, отрицательный − установление в стране деспотического правления.
Одним из видных представителей школы легистов считается Хань Фэй-цзы «Учитель Хань Фэй» (280 - 233 гг. до н. э.). Сборник «Хань Фэй-цзы» состоит из 55 глав (разделов). «Эффективное управление требует наличия законов, авторитета власти и искусных управляющих». «Ясные и четко сформулированные законы правителя − вместо расплывчатых моральных норм». «Политическая власть должна принадлежать только правителю и не может быть разделена им с аристократией и министрами». «Правитель управляет при помощи сложной, но четко продуманной бюрократической системы, находящейся под его полным контролем». «Порядок в обществе достижим только в том случае, когда «имена» соответствуют реальности». «Подобно тому как природа без видимых усилий порождает тьму вещей, правитель должен управлять всем, не принимая видимого активного участия в управлении». [5]
Если попытаться сжато сформулировать идеи Хань Фэй-цзы, то можно сказать, что он предлагал управлять при помощи законов, утверждающих абсолютную власть правителя. Он выделял главные факторы, влияющие на эффективность управления: закон «фа», власть, или сила «ши», и политическое искусство «шу». Благодаря ему в политическую мысль и науку вошло правило (тезис) о том, что «Закон, власть и политическое искусство − три главные составляющие эффективного управления государством».
Со времен легизма, знание законов и правил менеджмента считается для государственного деятеля обязательным.
После
II в. до н. э. официальная идеология
Китая стала совмещать в себе
как принципы легизма, так и конфуцианства.
3 Национальные особенности менеджмента в Китае
На
сегодняшний день глобализация и
интернационализация
Наилучшие
стратегии менеджмента в
Не существует такого понятия как национальная наука. Нет китайской или американской науки. К примеру, мы не может говорить о создании китайской физики или изучении американской физики, это просто невозможно. Однако менеджмент, как философия управления производством, отличается от естественных наук и учитывает культурные особенности и национальные традиции страны. Одна нация, один район, одна страна, даже один период имеет не одинаковые особенности в управлении. Американский менеджер Peter F. Drucker подчеркнул в книге «Менеджмент — задача, ответственность и практика», что менеджмент исходит из культуры, общества, ценностей, традиций, обычаев, религии, правительства и режима. Чем более менеджмент использует социальную традицию, ценность и веру, тем очевиднее его успехи [1].
Цзэн Шицян, отец китайского менеджмента, писал, что с точки зрения науки менеджмента, менеджмент не может быть китайским, американским, европейским и японским, все страны применяют одни и те же системы управления, к примеру, инструмент стратегии, производственный менеджмент, способ маркетинга и так далее. На самом деле, между странами существуют культурные отличия, и философия менеджмента разных стран значительно отличается. С точки зрения философии менеджмента, наверное, никто не мог бы отрицать наличие китайской специфики [2].
С
точки зрения науки — китайского
менеджмента не существует. С точки
зрения философии менеджмента —
он есть. Китайский менеджмент относится
к национальным особенностям Китая,
где еще не развита наука менеджмента
как в странах развитого