Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 10:51, контрольная работа
Используя в управлении государством инструменты распорядительного, регламентирующего и нормирующего воздействия, монархия Древнего Китая стремилась построить механизм рыночных, товарно-денежных отношений, что проявилось в поисках всеобщего ценового эквивалента, развитии торговых отношений с кочевыми племенами и западными странами.
Введение 3
1 Зарождение управленческих идей 4
2 Искусство управления в концепциях древнекитайских мыслителей 5
2.1 Даосизм 5
2.2 Конфуцианство 8
2.3 Моизм 14
2.4 Легизм 15
3 Национальные особенности менеджмента в Китае 20
3.1 Культура предприятия с семейными особенностями 23
Заключение 26
Список использованных источников 27
Содержание
Введение 3
1 Зарождение управленческих идей 4
2 Искусство управления в концепциях древнекитайских мыслителей 5
2.1 Даосизм 5
2.2 Конфуцианство 8
2.3 Моизм 14
2.4 Легизм 15
3 Национальные
особенности менеджмента в
3.1 Культура предприятия с семейными особенностями 23
Заключение 26
Список использованных источников 27
Введение
Любая наука базируется на использовании исторического опыта. Изучение уроков истории позволяет избежать противоречий и ошибок, встречающихся на ранних этапах развития науки.
Наука управления в этом отношении мало отличается от других наук. Как и любая наука, она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие. Знание истории прошлого необходимо по следующим основным причинам:
- всегда интересно и нужно;
-
позволяет восполнить
-
дает возможность
-
позволяет извлечь
Знание
и осмысление прошлого способствует
лучшему пониманию современного
состояния науки, а также появлению
и формированию новых идей. Развитие
науки управления свидетельствует,
что нежизненные концепции
Как
показывает предшествующий опыт развития
многих стран мира, обращение к
истории часто происходило в
критические, судьбоносные периоды
жизни общества, в периоды поиска
путей выхода из сложившейся кризисной
ситуации.
1 Зарождение управленческих идей
Концептуальное
обеспечение управления в Древнем
Китае представляет собой совокупность
представлений, взглядов и учений китайских
мыслителей той далекой от нас
эпохи. Древнекитайская управленческая
мысль рано выделилась из религиозно-мифологической
литературы и сконцентрировалась на
изучении государственного строительства
и проблем взаимоотношения
Отцом древнекитайской управленческой мысли считают Чжоу Гуна (XI - X в. до н. э.), разработавшего формулу смены династий. В соответствии с его учением Небо предоставляет мандат властелина тому, кто воплощает в своем лице наибольшее количество «дэ» (честность, справедливость). Правитель уже сам передает власть преемникам, причем необязательно наследникам, до тех пор пока в них не исчерпается «дэ». Признаками утраты «дэ» являются аморальность правителя, его пренебрежительное отношение к подданным, нарушение им принципов справедливости. Тогда Небо вновь начинает воздействовать на Поднебесную, выбирает властителя-мудреца, исполненного дэ, и учреждается новый властный цикл. [1]
На
стыке VIII - VII вв. до н. э. Гуань Чжун разработал
теорию о двух возможных путях государственного
управления: «ба - дао» − правление, основанное
на силе, и «ванн - дао» − правление, основанное
на честности. Причем государство рассматривалось
по аналогии с огромной семьей, в которой
люди должны строить отношения между собой
по принципу «старший − младший».
2 Искусство управления в концепциях древнекитайских
мыслителей
Своего
расцвета управленческая мысль Древнего
Китая достигла во второй половине
первого тысячелетия до н. э. В
это время сформировались основные
управленческие учения, не утратившие
своего значения и поныне. Среди
них: конфуцианство, моизм, легизм, даосизм.
Особенно велико значение политического
наследия Конфуция (551 - 479 гг. до н. э.). [1]
2.1 Даосизм
Важным направлением ранней китайской управленческой мысли является даосизм. Его основоположник − Лао Цзы.
В
отличие от традиционных теологических
толкований «дао» как проявления
«небесной воли» Лао Цзы
Существенная роль в даосизме отводится принципу воздержания от активных действий. Невмешательство выступает в этом учении, прежде всего как осуждение антинародной активности властителей и богачей, как призыв воздержаться от притеснения народа и оставить его в покое. «Если дворец роскошен, то поля покрыты сорняками и хлебохранилища совершенно пусты. Все это называется разбоем и бахвальством. Оно является нарушением «дао». Народ голодает оттого, что власти берут слишком много налогов». Все неестественное (искусственные, надуманные установления в сфере управления, законодательства и т. д.), согласно даосизму − это отклонение от «дао» и ложный путь. В известном смысле «дао» скорее означало отказ от цивилизации и возвращение к природе, нежели дальнейшее совершенствование общества, государства и законов.
Резкой критике Лао Цзы подвергает всякого рода насилие, войны, армию. «Где побывали войска, − замечает он, − там растут терновник и колючки. После больших войн наступают голодные годы. Победу следует отмечать похоронной процессией». Однако восхваляемое даосизмом «недеяние» вместе с тем означало также и проповедь пассивности, отказ от активной борьбы народных масс против своих угнетателей и притеснителей. Даосистской критике культуры и достижений цивилизации присущи консервативно-утопические черты. Лао Цзы призывает к патриархальной простоте минувших времен, к жизни в маленьких, разобщенных поселениях с малочисленным населением, к отказу от письменности, орудий труда и всего нового. Эти аспекты даосизма существенно притупляли остроту его критических стрел в адрес реально существовавших социально-политических порядков.
Основные положения даосизма применительно к управлению включают следующее:
- даосизм есть философия «недеяния», согласно которой именно бездействие, а не активность, приносит людям счастье и спокойствие;
- всё сущее развивается, изменяется само собой. Всё сущее есть результат саморазвития;
- в то же время даосизм − это не отсутствие всякого действия как такового, а отсутствие действия, которое идет вразрез с принципом саморазвития.
Лао Цзы первым сформулировал принцип невмешательства государства в управление экономическими и социальными процессами, т. е. по существу он был первым либералом. [2]
1. Лучший руководитель тот, о котором люди знают лишь то, что он существует; мудрый руководитель не делает ничего такого, что тормозит принцип саморазвития, и тогда общество процветает, пребывая в гармонии и спокойствии.
2. Идея ситуативности управления:
а) методы и стиль управления выбираются управленцем по ситуации, в соответствии с ней;
б) нет изначально плохих или изначально хороших методов или стилей управления − есть соответствующие ситуации или несоответствующие (неадекватные);
в) мудрость управленца, искусство управления заключается в способности правильно выбрать метод и стиль управления, соответствующий конкретной ситуации (в условиях кризиса нельзя управлять теми же методами, что и при нормальном развитии страны).
3. Управление страной при помощи знаний приносит ей несчастья, а без их применения приводит страну к счастью:
а) трудно управлять людьми, у которых много знаний;
б) поэтому надо не просвещать народ, а оглуплять его;
в) сердца и души простолюдинов (управляемых) надо делать пустыми, а их желудки и кошельки − полными. Тогда в обществе настанет покой и счастье.
4. Управлять легче малым и немногим, чем большим и многочисленным:
а) Лао Цзы впервые поставил проблему оптимального размера объекта управления;
б) масштабы объекта управления должны соответствовать масштабам субъекта управления. Нельзя малой группе людей властвовать над слишком большой территорией − не смогут управлять.
5. Нет для руководителя большего несчастья, чем незнание границы собственной страсти, и нет большей опасности, чем приобретение богатства:
а) руководитель должен уметь сам ограничивать себя;
б) руководитель не должен подменять достижение целей общества (организации) целями личного обогащения. Если это происходит, то следует крах общества, организации, а в конечном счете, и самого руководителя.
6. Руководитель должен начинать преодоление трудного с преодоления легкого (философия малых дел):
а) «осуществление великого начинается с малого»: прежде чем ставить перед собой системные цели, научитесь достигать целей локальных;
б) не надо гнушаться малым, не бойтесь начинать с малого;
в) к большому и
трудному надо идти, обучаясь преодолевать
незначительные трудности, решая простые
задачи.
7. Руководитель не должен быть самонадеянным. Уверенным в себе, но никогда не самонадеянным.
Мудрый
руководитель смотрит на любое дело
как на трудное, поэтому в итоге
оно будет легким, так как он
мобилизует все свои ресурсы.
2.2 Конфуцианство
Следующий автор, о котором пойдет речь, − это Конфуций (551 - 479 гг. до
н. э.). Он основал свою школу − конфуцианство. После его смерти его учение стало официальной политической доктриной Китая, а его имя было сакрализовано. Взгляды Конфуция и по сегодняшний день являются характерной чертой общей и политической культуры Китая (до 1949 г. − официальная идеология), составной частью культурной матрицы Дальневосточной, конфуцианской цивилизации. Это единственная цивилизация на Земле, названная именем конкретного человека.
Основой
социально-политического и