Особенности менеджмента в Китае

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 10:51, контрольная работа

Описание работы

Используя в управлении государством инструменты распорядительного, регламентирующего и нормирующего воздействия, монархия Древнего Китая стремилась построить механизм рыночных, товарно-денежных отношений, что проявилось в поисках всеобщего ценового эквивалента, развитии торговых отношений с кочевыми племенами и западными странами.

Содержание

Введение 3
1 Зарождение управленческих идей 4
2 Искусство управления в концепциях древнекитайских мыслителей 5
2.1 Даосизм 5
2.2 Конфуцианство 8
2.3 Моизм 14
2.4 Легизм 15
3 Национальные особенности менеджмента в Китае 20
3.1 Культура предприятия с семейными особенностями 23
Заключение 26
Список использованных источников 27

Работа содержит 1 файл

Особенности менеджмента в Китае_2.docx

— 72.80 Кб (Скачать)

Содержание

Введение 3

1 Зарождение  управленческих идей 4

2 Искусство управления в концепциях древнекитайских мыслителей 5

    2.1 Даосизм 5

    2.2 Конфуцианство 8

    2.3 Моизм 14

    2.4 Легизм 15

3 Национальные  особенности менеджмента в Китае 20

    3.1 Культура предприятия с семейными особенностями 23

Заключение 26

Список использованных источников 27

 

     Введение

     Любая наука базируется на использовании  исторического опыта. Изучение уроков истории позволяет избежать противоречий и ошибок, встречающихся на ранних этапах развития науки.

     Наука управления в этом отношении мало отличается от других наук. Как и  любая наука, она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее  развитие. Знание истории прошлого необходимо по следующим основным причинам:

     - всегда интересно и нужно; 

     - позволяет восполнить недостаток  собственных мыслей и объем  своих знаний;

     - дает возможность проанализировать  основные вехи эволюционного  развития науки и систематизировать  их;

     - позволяет извлечь соответствующие  уроки из прошлого с тем,  чтобы не повторять ошибок  в будущем. 

     Знание  и осмысление прошлого способствует лучшему пониманию современного состояния науки, а также появлению  и формированию новых идей. Развитие науки управления свидетельствует, что нежизненные концепции гибли, а оставались только самые ценные, проверенные практикой и временем.

     Как показывает предшествующий опыт развития многих стран мира, обращение к  истории часто происходило в  критические, судьбоносные периоды  жизни общества, в периоды поиска путей выхода из сложившейся кризисной  ситуации. 
 
 
 
 
 
 

     1 Зарождение управленческих  идей

     Концептуальное  обеспечение управления в Древнем  Китае представляет собой совокупность представлений, взглядов и учений китайских  мыслителей той далекой от нас  эпохи. Древнекитайская управленческая мысль рано выделилась из религиозно-мифологической литературы и сконцентрировалась на изучении государственного строительства  и проблем взаимоотношения личности и общества. Уже в ранних учениях, отраженных в книге «Шуцзин», древнейшие отрывки из которой берут начало в XIV - XI вв. до н. э., проводится стержневая идея о «тань -мин» − праве Неба, которое контролирует всю Поднебесную, на отзыв мандата властелина и передачу его более достойному.

     Отцом древнекитайской управленческой мысли считают Чжоу Гуна (XI - X в. до н. э.), разработавшего формулу смены династий. В соответствии с его учением Небо предоставляет мандат властелина тому, кто воплощает в своем лице наибольшее количество «дэ» (честность, справедливость). Правитель уже сам передает власть преемникам, причем необязательно наследникам, до тех пор пока в них не исчерпается «дэ». Признаками утраты «дэ» являются аморальность правителя, его пренебрежительное отношение к подданным, нарушение им принципов справедливости. Тогда Небо вновь начинает воздействовать на Поднебесную, выбирает властителя-мудреца, исполненного дэ, и учреждается новый властный цикл. [1]

     На  стыке VIII - VII вв. до н. э. Гуань Чжун разработал теорию о двух возможных путях государственного управления: «ба - дао» − правление, основанное на силе, и «ванн - дао» − правление, основанное на честности. Причем государство рассматривалось по аналогии с огромной семьей, в которой люди должны строить отношения между собой по принципу «старший − младший». 
 
 
 
 

     2 Искусство управления в концепциях древнекитайских

        мыслителей

     Своего  расцвета управленческая мысль Древнего Китая достигла во второй половине первого тысячелетия до н. э. В  это время сформировались основные управленческие учения, не утратившие своего значения и поныне. Среди  них: конфуцианство, моизм, легизм, даосизм. Особенно велико значение политического наследия Конфуция (551 - 479 гг. до н. э.). [1] 

     2.1 Даосизм

     Важным  направлением ранней китайской управленческой мысли является даосизм. Его основоположник − Лао Цзы.

     В отличие от традиционных теологических  толкований «дао» как проявления «небесной воли» Лао Цзы характеризует  это понятие как независимый  от небесного владыки естественный ход вещей, естественную закономерность. «Дао» определяет законы неба, природы и общества. Оно олицетворяет высшую добродетель и естественную справедливость. В отношении к «дао» все равны.

     Существенная  роль в даосизме отводится принципу воздержания от активных действий. Невмешательство выступает в  этом учении, прежде всего как осуждение антинародной активности властителей и богачей, как призыв воздержаться от притеснения народа и оставить его в покое. «Если дворец роскошен, то поля покрыты сорняками и хлебохранилища совершенно пусты. Все это называется разбоем и бахвальством. Оно является нарушением «дао». Народ голодает оттого, что власти берут слишком много налогов». Все неестественное (искусственные, надуманные установления в сфере управления, законодательства и т. д.), согласно даосизму − это отклонение от «дао» и ложный путь. В известном смысле «дао» скорее означало отказ от цивилизации и возвращение к природе, нежели дальнейшее совершенствование общества, государства и законов.

     Резкой  критике Лао Цзы подвергает всякого  рода насилие, войны, армию. «Где побывали войска, − замечает он, − там растут терновник и колючки. После больших войн наступают голодные годы. Победу следует отмечать похоронной процессией». Однако восхваляемое даосизмом «недеяние» вместе с тем означало также и проповедь пассивности, отказ от активной борьбы народных масс против своих угнетателей и притеснителей. Даосистской критике культуры и достижений цивилизации присущи консервативно-утопические черты. Лао Цзы призывает к патриархальной простоте минувших времен, к жизни в маленьких, разобщенных поселениях с малочисленным населением, к отказу от письменности, орудий труда и всего нового. Эти аспекты даосизма существенно притупляли остроту его критических стрел в адрес реально существовавших социально-политических порядков.

     Основные  положения даосизма применительно  к управлению включают следующее:

     - даосизм есть философия «недеяния», согласно которой именно бездействие, а не активность, приносит людям счастье и спокойствие;

     - всё сущее развивается, изменяется само собой. Всё сущее есть результат саморазвития;

     - в то же время даосизм − это не отсутствие всякого действия как такового, а отсутствие действия, которое идет вразрез с принципом саморазвития.

     Лао Цзы первым сформулировал принцип невмешательства государства в управление экономическими и социальными процессами, т. е. по существу он был первым либералом. [2]

     1. Лучший руководитель тот, о котором люди знают лишь то, что он существует; мудрый руководитель не делает ничего такого, что тормозит принцип саморазвития, и тогда общество процветает, пребывая в гармонии и спокойствии.

     2. Идея ситуативности управления:

        а) методы и стиль управления выбираются управленцем по ситуации, в соответствии с ней;

        б) нет изначально плохих или изначально хороших методов или стилей управления − есть соответствующие ситуации или несоответствующие (неадекватные);

        в) мудрость управленца, искусство управления заключается в способности правильно выбрать метод и стиль управления, соответствующий конкретной ситуации (в условиях кризиса нельзя управлять теми же методами, что и при нормальном развитии страны).

     3. Управление страной при помощи знаний приносит ей несчастья, а без их применения приводит страну к счастью:

        а) трудно управлять  людьми, у которых много знаний;

        б) поэтому надо не просвещать народ, а оглуплять его;

        в) сердца и души простолюдинов (управляемых) надо делать пустыми, а их желудки и кошельки − полными. Тогда в обществе настанет покой и счастье.

     4. Управлять легче малым и немногим, чем большим и многочисленным:

        а) Лао Цзы впервые  поставил проблему оптимального размера  объекта управления;

        б) масштабы объекта  управления должны соответствовать  масштабам субъекта управления. Нельзя малой группе людей властвовать  над слишком большой территорией − не смогут управлять.

     5. Нет для руководителя большего несчастья, чем незнание границы собственной страсти, и нет большей опасности, чем приобретение богатства:

        а) руководитель должен уметь сам ограничивать себя;

        б) руководитель не должен подменять достижение целей общества (организации) целями личного обогащения. Если это происходит, то следует  крах общества, организации, а в конечном счете, и самого руководителя.

     6. Руководитель должен начинать преодоление трудного с преодоления легкого (философия малых дел):

        а) «осуществление великого начинается с малого»: прежде чем ставить перед собой системные цели, научитесь достигать целей локальных;

        б) не надо гнушаться  малым, не бойтесь начинать с малого;

        в) к большому и  трудному надо идти, обучаясь преодолевать незначительные трудности, решая простые  задачи. 

     7. Руководитель не должен быть самонадеянным. Уверенным в себе, но никогда не самонадеянным.

     Мудрый  руководитель смотрит на любое дело как на трудное, поэтому в итоге  оно будет легким, так как он мобилизует все свои ресурсы. 

     2.2 Конфуцианство

     Следующий автор, о котором пойдет речь, − это Конфуций (551 - 479 гг. до

н. э.). Он основал свою школу − конфуцианство. После его смерти его учение стало официальной политической доктриной Китая, а его имя было сакрализовано. Взгляды Конфуция и по сегодняшний день являются характерной чертой общей и политической культуры Китая (до 1949 г. − официальная идеология), составной частью культурной матрицы Дальневосточной, конфуцианской цивилизации. Это единственная цивилизация на Земле, названная именем конкретного человека.

     Основой социально-политического и этического учения Конфуция, изложенного в сборнике «Лунь юй» («Беседы и высказывания»), составленном учениками Конфуция после  его смерти, является принцип добродетели − «дэ». Этот принцип распространяется на всех людей, причастных к управлению. По Конфуцию, управляющие верхи должны быть совершенными («цзюнь-цзы» − благородные) и подчинены строгим нормам ритуала «ли» − чувству долга и справедливости, стремлению к знаниям, верности, уважению к старшим, гуманному отношению к подчиненным. Благородный чиновник всегда следует идеалам справедливости и готов достойно встретить свою отставку. «Правящий с помощью добродетели подобен полярной звезде, которая занимает свое место в окружении созвездий». [2]

Информация о работе Особенности менеджмента в Китае