Особенности конфликтогенного поведения в коллективе

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 05:31, курсовая работа

Описание работы

Люди издавна мечтали о таком обществе, в котором прекратятся всякие распри и утвердится вечный мир. Но вместо этого они вновь и вновь оказывались в состоянии войны всех против всех. Среди ученых до сих пор нет единства в понимании природы конфликта как социального явления. Одни из них видят в конфликте норму социальной жизни, полагая, что бесконфликтное общество так же немыслимо, как, например, немыслима сухая вода. По их мнению, в мире существует только одно место, где нет конфликтов – это кладбище. Но другие учёные оценивают роль конфликтов иначе. Для них конфликт – это опасная болезнь, социальная патология, которая раз и навсегда должна быть исключена из общественной жизни, из всех форм человеческого общения как инородный элемент.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………..
Глава1. Особенности конфликтогенного поведения в коллективе…………..
1.1Понятия «Конфликт и конфликтоген»……………………………………………………
1.2Виды конфликта………………………………………………………………………………………
1.3Типы конфликтогенов……………………………………………………….…………………….
1.4Причины конфликтов в организациях…………………………………………………....
1.5Характеристика конфликтного поведения и способы выражения конфликтного поведения………………………………………………………………………………
Глава2. Основные способы снижения уровня конфликтности в коллективе
2.1 Механизм ухода от конфликтогенов……………………………………………………….
2.2 Основные правила работы с конфликтогенами………………………………………
Глава 3 Основные методы выявления конфликтов в коллективе…………………
3.1 Анализ методов и методик……………………………………………………………………….
3.1.1 Тест «Не слишком ли вы агрессивен»……………………………………………………
3.1.2 тест приятно ли с вами общаться………………………………………………………….
3.1.3 Тест «умеете ли вы слушать»…………………………………………………………………
3.1.4 Тест «Конфликтная личность»………………………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………………………………………………
Список литературы………………………………

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 53.92 Кб (Скачать)

3) необходимо понять состояние  собеседника;

4) быть доброжелательными, улыбаться,  поддерживать собеседника, проявлять  уважительное отношение и т.  д.

Перечисленные источники или причины  конфликта увеличивают вероятность  возникновения конфликтов. Но стороны  могут отказаться от вступления в  конфликт. Это происходит в том  случае, если выгода от участия в  противоборстве не стоит затраченных  на него усилий. Но если стороны вступили в конфликт, то каждая делает все, чтобы была принята именно ее точка зрения, и мешает другой стороне сделать то же самое. Здесь уже необходимо управлять конфликтом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 Основные методы выявления конфликтов в коллективе.

 

3.1 Анализ методов и  методик.

 

3.1.1 Тест «Не слишком ли вы агрессивны»?

 В данном тесте предложено  ответить на вопросы о себе. Вспыльчивость вспыльчивостью, но  иногда она напоминает нечто  из агрессивной политики НАТО  образца 70-80-х годов XX столетия. Спору нет, флегматичный человек  редко оказывается хорошим руководителем,  но не слаще подчиненным и  с чрезмерно агрессивно настроенным  шефом, набрасывающимся на них  каждый раз, подобно тигру из  засады. Попробуйте определить, достаточно  ли корректны вы в отношениях  с сотрудниками и насколько  легко им общаться с вами. Кстати, если хотите достичь большей объективности, попросите кого-нибудь из коллег ответить на вопросы, вызывающие у вас сомнения, вместо вас. И это лучше поможет вам понять, насколько верна ваша самооценка.

Каждый ответ подразумевает  под собой определенное количество баллов- от 1  до 3. После прохождения теста нужно подсчитать их количество. В зависимости от полученной суммы подберите нужную характеристику.

 

Менее 35 баллов:

 Вам мешает ваше чрезмерное  миролюбие. Чрезмерное оно потому, что вы недостаточно высокого  о себе мнения. Вам не хватает  уверенности в собственных силах  и возможностях. Конечно, вы не  похожи на перышко, которое  летит в ту сторону, куда  подует ветер, но тем не менее побольше решительности не помешает. Так, глядишь, и жену (если вы мужчина) себе подыщите.

От 36 до 44 баллов:

 У вас умеренно выраженная  агрессивность. Ее ровно столько,  сколько нужно, чтобы жить в  человеческом обществе правильно.  Получается, что вы довольно успешно идете по жизни, в вас достаточно здравого смысла, честолюбия и самоуверенности.

Более 45 баллов:

 Складывается впечатление, что  вы состоите из всевозможных  комплексов: излишне агрессивны, порой  оказываетесь чрезмерно жестким  с близкими, коллегами. У вас  психика крайне неуравновешенного  человека. Надеясь добраться до  управленческих "верхов", рассчитываете  при этом исключительно на  себя и собственные методы. Чтобы  добиться успеха, жертвуете интересами  окружающих. Они вас за это  не любят. Вас лично неприязнь  сослуживцев не удивляет, но раздражает, поэтому вы всегда стараетесь  наказать их при любом удачном  случае. Для коллег вы олицетворяете  собой ужас, летящий на крыльях  рабочего дня.

 

 

3.1.2 тест  приятно ли с вами общаться?

В этом тесте вам предлагается ответить на 11 вопросов – «Да или нет».

Если вы ответили положительно на вопросы 1, 2, 3, 6, 7, 8, 9, 10, 11, можете засчитать  себе по одному баллу за каждый совпавший  ответ. А теперь посчитаем.

 

1—3 балла.  Трудно сказать,  то ли вы молчун, из которого  не вытянешь ни слова, то  ли настолько общительны, что  вас стараются избегать, но факт  остается фактом: общаться с вами  далеко не всегда приятно, но  всегда крайне тяжело. Вам следовало  бы над этим задуматься.

4—9 баллов.  Вы, может быть, и  не слишком общительный человек,  но почти всегда внимательный  и приятный собеседник, хотя можете  быть и весьма рассеянным, когда  не в духе, но вы не требуете  в такие минуты особого внимания  к вашей персоне от окружающих.

9—11 баллов.  Вы, наверное, один  из самых приятных в общении  людей. Вряд ли друзья могут  без вас обойтись. Это прекрасно.  Возникает только один вопрос: вам действительно приятна все время ваша роль или иногда вам приходится играть, как на сцене?..

 

 

3.1.3 Тест умеете ли  вы слушать?

 

Чтобы определить ваше умение слушать, предлагается тест, на10 вопросов которого следует дать ответы.

Они оцениваются:

«почти всегда» — 2 балла,

«в большинстве случаев» — 4 балла,

«иногда» — 6 баллов,

«почти никогда» — 10 баллов.

 

Излишне напоминать, наверное, что  точный ответ вы получите только при  старании ответить на все вопросы  с максимальной искренностью.

В порядке контроля можете попросить  ответить за вас близкого человека, который хорошо знает ваш стиль  беседы.

Если в итоге вы набрали сумму  баллов выше 62, то вы слушатель «выше  среднего уровня». Иными словами, чем  больше у вас баллов, тем в большей  степени у вас развито умение слушать (что, однако, отнюдь не означает, что вы не вправе остановить неисправимого  болтуна!).

 

 

3.1.4 Тест «Конфликтная  личность».

 

Известный тест К. Томаса, позволяющий  оценить индивидуальную стратегию  и тактику поведения в конфликтной  ситуации (соперничество, избегание, компромисс, приспособление или сотрудничество). А также тест на определение уровня конфликтности личности, построенный  на положении о ведущей роли одного из полушарий головного мозга, в  адаптации Г.Н. Маркова. Этот тест ис­пользует диагностические показатели, которые являются наиболее устойчивыми в течение всей жизни человека. Нужно сделать несколько движений и снять нужные показания для теста.

После этого нужно записать результаты. Важно не перепутать указанную последовательность. Интерпретация в следующих формулах.

 

ПППП 

Избегают конфликтов, но все же идут на них. В конфликтах последовательны, стремятся довести их до разрешения. Тщательно соотносят цель со средствами.

ПППЛ 

Стремятся избегать конфликтов. Предпочитают разрешить их любыми способами. Нередко  могут отказаться от прежней позиции.

ППЛП 

Не любят конфликтовать, но и  не избегают конфликтов. Находчивы и остроумны в их разрешении.

пплл

Избегают конфликтов. Но, если сталкиваются с ними, то ведут себя твердо. Готовы идти на уступки.

ПЛПЛ 

Очень не любят конфликтовать. Стремятся  выйти из него любыми способами. В  том числе и за счет отказа от собственных требований. Решение  принимают, в основном, поддаваясь эмоциональным, а не рациональным состояниям.

плпп

Готовы идти на конфликт. Отчетливо понимают свои интересы, находят наиболее рациональные пути их защиты. Хорошо просчитывают свои возможности.

пллп

Не любят конфликтов. Эмоционально реагируют на события, но принимают  достаточно обдуманные решения. Быстро и хорошо ориентируются в ситуации. Способны находить и неожиданные  решения выхода из конфликта.

ПЛЛЛ 

Охотно вступают в конфликт. Часто  выступают его инициатором. Преувеличивают собственные возможности, не склонны  к компромиссам. Конфликт превращают только при условии выполнения своих  требований. Излюбленный прием -«психологическая атака».

ЛППП 

Конфликтов избегают, чувствуют  себя в конфликтных ситуациях  неуверенно. Проявляют большую гибкость в их решении. Склонны к компромиссам, готовы отказаться от защиты части  своих интересов.

лппл

Избегают конфликтов. Но в тех  случаях, когда считают свои интересы затронутыми, идут на конфликт без особых колебаний. Позицию держат твердо, не всегда склонны к компромиссам. На первом плане - интересы дела.

лплп

Считают конфликты неизбежными, смело  идут на их решение. Б конфликтах твердо добиваются поставленных задач. Не склонны к компромиссам, если они не решают всех поставленных задач.

ЛПЛЛ 

Внутренне агрессивны. Постоянно ищут повод для конфликта. Конфликтность  прикрывается внешней мягкостью. Последовательны в достижении целей. Проявляют большую гибкость и изобретательность в решении конфликта с собственных позиций.

ллпп

Избегают конфликтов. Предпочитают спорные вопросы решать мирным путем. Готовы отказаться от защиты собственных  интересов, но последовательно защищают интересы других. Наиболее сильная  их сторона - стремление конфликты предупредить или погасить в зародыше.

ЛЛПЛ 

Стремятся избежать конфликта, хотя не всегда могут его предупреждать. Очень склонны к компромиссам. Уступают требованиям конфликтующих сторон, если противник оказывается более сильным.

ЛЛЛП 

Конфликтов не избегают, хотя редко  являются их инициаторами. Б конфликтах действуют смело, решительно, не допускают опрометчивые решения. Четко продумывают возможные последствия конфликта, стремятся их предупредить. Склонны к компромиссам.

ЛЛЛЛ 

Конфликтов избегают. Отличаются большой  способностью предупреждать их. Однако, принимая участие в конфликтах, умеют  произвести впечатление на противника, используя прием демонстрации несуществующих возможностей. Хорошо просчитывают возможные  последствия конфликта и умеют  вовремя скорректировать свое поведение.

 

Разумеется, этот тест не является своего рода истиной в последней инстанции, и его результаты не следует принимать  за 100%. Впрочем, это касается и других тестов - научных или популярных - используемых в практике. Для профессионального  психолога они явля­ются своего рода ориентиром, помогают определить общие тенденции в поведении той или иной личности, вступающей в конфликт.

 

 

 

Заключение

 

В заключении хотелось бы сказать  о том, что существует множество  различных методик, рекомендаций по преодолению конфликтов, по самоконтролю и самообучению поведения в конфликтных  ситуациях, по бесконфликтному построению межличностного общения. Это и очень  популярная методика Дейла Карнеги, рекомендующего избегать конфликтов и  рекомендации Эверетта Шострома, одного из оппонентов Карнеги.

В связи с этим нельзя не упомянуть  о поучениях Аввы Дорофея, великого христианского подвижника благочестия, жившего в Византии в конце VI - начале VII века. В своих поучения, адресованных монахам, живущим в монастырях, то есть для общежитий людей, не связанных собой родственными связями, Дорофей немалое место уделяет конфликтам и способам их прекращения.

Первый этап конфликта - смущение - Дорофей сравнивает с раскаленным  угольком, который можно выгрести из догорающего костра, и который  может стать причиной большого пожара. Второй этап - раздражение - это когда  искру смущения раздувают и разгорающийся  огонь поддерживают, подбрасывая  в него дрова. Третий этап - гнев - это  когда в разгорающийся огонь  положили очень много дров. А далее  наступает четвертый этап. Дорофей  сравнивает его с погасшими углями, которые, будучи собраны и положены в одно место, могут лежать годами без всякого повреждения и  гниения. Это - злопамятство.

Легче всего прекратить конфликт на первой стадии, когда искра - смущение еще не попала в горючее вещество, да и сама она быстро потухнет. На второй и третьей  стадиях огонь  тоже можно погасить, не подкладывая  в огонь дрова или залив  уже разгоревшийся огонь, просто «поклонившись и попросив прощения у брата». Причем Дорофей не рассказывает подробно кто конкретно должен сделать этот поклон. С последней стадией, которая является злопамятством гораздо сложнее, до нее лучше ситуацию не доводить.

Необходимо подчеркнуть, что традиция православной церкви оказывала и  оказывает серьезную поддержку  и в ситуации внутриличностного конфликта. В то время, когда не было ни психотерапевтов, ни методик по выходу из кризисных ситуаций и состояний, человек мог пойти к священнику и рассказать ему о своих проблемах, в том числе и на исповеди. При этом, как правило, человеку, оказавшемуся в ситуации конфликта или кризиса предлагалось, как само собой разумеющееся, смириться, отнестись к происходящему как проявлению воли Бога и путем смирения, прощения и примирения с ситуацией или с человеком /людьми/, не доводить ситуацию до тупикового положения, до ее саморазрушающего воздействия.

Таким образом, умение вовремя остановить конфликт, умение вовремя перевести  его в нужное направление, может  помочь избежать деструктивных последствий  конфликта или кризиса,  извлечь  из него максимум пользы. Жить  и  работать вместе - непросто, и этому  нужно специально учиться. Конфликт, порождая споры, проверяет и весь коллектив, и каждого служащего  в отдельности, и может существенно  помочь и в процессе разбора проблемы, и в выработке решения.        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

    1. Веренко И.С. "Конфликтология"/ И.С.Веренко – М.: концерн Swiss ,1990.
    2. Конфликтология. Серия «Учебники и учебные пособия»./ Коллектив авторов – Ростов-н/Д: «Феникс», 2000. – 320 с.;
    3. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента./ М.Х.Мескон, М.Альберт, Ф. Хедоури – М.: 1992. – 517 с.;
    4. Розанова В.А. Психология управленческой деятельности. / В.А. Розанова – М.: «Экзамен», 2003. – 192 с.;
    5. Скотт Дж. Г. Конфликты. Пути их преодоления/ пер. с англ./ Дж.Г.Скотт – Киев: Внешторгиздат, 1991. – 143 с.;
    6. Громова О. Н. Конфликтология. Курс лекций. - М.: Экмос. 2000.
    7. Зайцев А.К. Социальный конфликт на предприятии. - Калуга, КИСИ, 2000.
    8. Ильин В.И. Структура конфликта в организации. // Социальный конфликт, 2003, №3.
    9. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. - М.: Владос. 1999.
    10. Конфликтология / Под ред. А.С. Кармина. - СПб.: Лань. 1999.
    11. Управление персоналом / Цыпкин Ю.А. - Юнити-Дана - 2001-2003
    12. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова -2-е изд., доп. и перераб. - М: ИНФРА-М, 2004.
    13. Управление персоналом: Конспект лекций / Басаков М.И. - 3-е изд.. испр. И доп. - Р-н-Д: Феникс. 2005.
    14. Щербак В.Е. Конфликтные ситуации на предприятии. // ЭКО, 1999, №11.
    15. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! - Новосибирск: Наука
    16. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. - М.: ЮНИТИ. 2001.
    17. Авдеев В.В. Психология решений проблемных ситуаций. / В.В.Авдеев – М.: Феликс, 1992;

Информация о работе Особенности конфликтогенного поведения в коллективе