Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 05:31, курсовая работа
Люди издавна мечтали о таком обществе, в котором прекратятся всякие распри и утвердится вечный мир. Но вместо этого они вновь и вновь оказывались в состоянии войны всех против всех. Среди ученых до сих пор нет единства в понимании природы конфликта как социального явления. Одни из них видят в конфликте норму социальной жизни, полагая, что бесконфликтное общество так же немыслимо, как, например, немыслима сухая вода. По их мнению, в мире существует только одно место, где нет конфликтов – это кладбище. Но другие учёные оценивают роль конфликтов иначе. Для них конфликт – это опасная болезнь, социальная патология, которая раз и навсегда должна быть исключена из общественной жизни, из всех форм человеческого общения как инородный элемент.
Введение……………………………………………………………………………………………………..
Глава1. Особенности конфликтогенного поведения в коллективе…………..
1.1Понятия «Конфликт и конфликтоген»……………………………………………………
1.2Виды конфликта………………………………………………………………………………………
1.3Типы конфликтогенов……………………………………………………….…………………….
1.4Причины конфликтов в организациях…………………………………………………....
1.5Характеристика конфликтного поведения и способы выражения конфликтного поведения………………………………………………………………………………
Глава2. Основные способы снижения уровня конфликтности в коллективе
2.1 Механизм ухода от конфликтогенов……………………………………………………….
2.2 Основные правила работы с конфликтогенами………………………………………
Глава 3 Основные методы выявления конфликтов в коллективе…………………
3.1 Анализ методов и методик……………………………………………………………………….
3.1.1 Тест «Не слишком ли вы агрессивен»……………………………………………………
3.1.2 тест приятно ли с вами общаться………………………………………………………….
3.1.3 Тест «умеете ли вы слушать»…………………………………………………………………
3.1.4 Тест «Конфликтная личность»………………………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………………………………………………
Список литературы………………………………
- нарушение правил;
- Неблагоприятное стечение
- проявления эгоизма.
Как избежать конфликтогенов в процессе общения и взаимодействия с другими людьми?
1. Необходимо твердо помнить, что всякое наше неосторожное высказывание в силу эскалации конфликтогенов может привести к конфликту.
2. Необходимо проявлять эмпатию к собеседнику (представьте, как отзовутся в его душе ваши слова, действия).
1.4. Причены конфликтов в организациях.
Можно выделить несколько основных причин конфликтов в организациях. Распределение ресурсов. Даже в самых крупных и богатых организациях ресурсы всегда ограничены. Необходимость распределять их практически неизбежно ведет к конфликтам. Люди всегда хотят получать не меньше, а больше, и собственные потребности всегда кажутся более обоснованными.
Взаимозависимость задач. Возможность
конфликтов существует везде,
где один человек (или группа)
зависит от другого человека (или
группы) в выполнении задачи. Например,
директор книготоргового
Несколько инженеров, занятых разработкой одного изделия, могут обладать разным уровнем профессиональной квалификации. В этом случае специалисты более высокой квалификации могут быть недовольны тем, что слабые инженеры тормозят выполнение работы, а последние недовольны тем, что от них требуют невозможного. Взаимосвязанность задач при неравных возможностях приводит к конфликту.
Различия в целях. Вероятность
этих конфликтов в
Различия в способах
Различия в психологических особенностях - еще одна причина возникновения конфликтов: как уже говорилось, не следует считать ее основной и главной, но игнорировать роль психологических особенностей тоже нельзя. Каждый нормальный человек обладает определенным темпераментом, характером, потребностями, установками, привычками и т. д. Каждый человек своеобразен и уникален. Порой психологические различия участников совместной деятельности столь велики, что мешают ее осуществлению, повышают вероятность возникновения всех типов и видов конфликтов. В этом случае можно говорить о психологической несовместимости. Вот почему в настоящее время менеджеры все большее внимание уделяют подбору и формированию "слаженных команд".
Для того чтобы понять сущность конфликта, а затем и эффективно разрешить его, необходимо в первую очередь установить причины конфликта. Сложность здесь заключается в том, что истинные причины нередко маскируются, ибо могут охарактеризовать инициатора конфликта не с лучшей стороны. Кроме того, затянувшийся конфликт (не являющийся к тому же конструктивным) втягивает в свою орбиту все новых и новых участников, расширяя и список противоречивых интересов, что объективно затрудняет нахождение основных причин.
1.5Характеристика конфликтного поведения и способы выражения конфликтного поведения.
Характеристика типов
1) соперничество (стиль "выигрыш
- проигрыш") - конфронтация, конкуренция,
открытая борьба за свои
2) сотрудничество (ситуация "выигрыш
- выигрыш") - совместная выработка
решения, удовлетворяющего
3) приспособление (отношения "проигрыш
- выигрыш") - уступка, изменение
своей позиции, сглаживание
4) уклонение (ситуация "проигрыш - проигрыш") - избежание, стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая ее. Способ реализации - например, перевод разговора на другую тему;
5) компромисс (стиль "непроигрыш - невыигрыш") - урегулирование разногласий через взаимные уступки конфликтующих сторон. Способ реализации - выработка "среднего решения", при котором никто особенно не выигрывает, но и не проигрывает.
Каждый из перечисленных способов
управления конфликтами имеет свои
условия применения. Эффективность
выбранного подхода зависит от особенностей
конкретной ситуации: содержания предмета
конфликта, причин конфликтного поведения,
ценности межличностных отношений,
индивидуально-психологических
Конфликтоген может стать
Конфликтогенное поведение выражается в следующих моментах:
1) в проявлении к человеку
или группе открытого
2) в нежелании слушать и
3) в постоянном принижении
4) в акцентировании внимания на различиях между собой и собеседником не в его пользу;
5) в отсутствии желания
6) в постоянном преуменьшении
вклада сотрудника в некое
общее дело и возвышение
7) в навязывании своей точки зрения;
8) в проявлении неискренности в суждениях;
9) в неожиданно резком ускорении
темпа беседы и ее быстрое
завершение, а также все то, что
обычно воспринимается
В деловом общении опасными словами-конфликтогенами являются следующие:
1) слова, показывающие недоверие:
2) слова, выражающие оскорбление:
3) слова, выражающие угрозы: «земля круглая», «я этого не забуду», «ты еще пожалеешь» и др.;
4) слова-насмешки: очкарик, лопоухий, мямля, дистрофик, коротышка, тупой и др.;
5) слова, показывающие сравнение:
6) слова, выражающие
7) слова-долженствования: «вы
8) слова-обвинения: «из-за вас все испортилось», «вы недоумок», «это ты во всем виноват» и др.;
9) слова, выражающие
Собеседник, не может спокойно воспринимать
подобные слова, сказанные в его
адрес. Он начинает обороняться и
при этом пытается включить весь арсенал
защитных и оправдательных средств.
Если подобная ситуация возникает, то
виновником становится тот, кто первый
использовал слова-
Глава2 Основные способы снижения уровня конфликтности в коллективе
2.1 Механизм ухода от конфликтогенов.
Попытаемся дать характеристику типов исхода из конфликтной ситуациях.
Первый - уход от разрешения возникшего противоречия, когда одна из сторон, к которой предъявлено "обвинение", переводит тему разговора в другое русло. При этом "обвиняемый" ссылается на недостаток времени, несвоевременность спора, и "оставляет поле брани".
Уход как вариант исхода конфликта более всего свойственен для "мыслителя", который не всегда сразу готов к разрешению сложной ситуации. Ему необходимо время для продумывания причин и способов решения конфликтной задачи. Такой тип разрешения использует и "практик", добавляя при этом элемент взаимности обвинения. Но в общем "практику" более свойственна активность позиции, поэтому она чаще всего избирается в межличностных противоречиях.
Тактика ухода нередко обнаруживается у "собеседника", что объясняется основным его свойством - "сотрудничество при любых обстоятельствах". "Собеседник" лучше других понимает ситуацию взаимодействия. Он также более податлив в отношениях и общении, предпочитает уход от конфликта, нежели конфронтацию, и тем более принуждение.
Второй вариант исхода - сглаживание, когда одна из сторон либо оправдывает себя, либо соглашается с претензией, но только в данный момент. Оправдание себя полностью не решает конфликта и даже может усугублять его, так как внутреннее, мысленное противоречие усиливается.
Этот прием чаще всего использует "собеседник", так как для него предпочтителен любой, даже самый плохой, неустойчивый мир, чем самая "хорошая война". Конечно, это не означает, что он не может использовать прием принуждения ради сохранения взаимоотношений, но с целью устранения, а не усугубления противоречий.
Третий тип - компромисс. Под ним
понимается открытое обсуждение мнений,
направленных на поиск наиболее удобного
для обеих сторон решения. В этом
случае партнеры выставляют аргументы
в свою и в чужую пользу, не
откладывают решения на потом
и не принуждают в одностороннем
порядке к одному возможному варианту.
Преимущество этого исхода во взаимности
равности прав и обязанностей и легализации
(открытости) претензий. Компромисс при
соблюдении правил поведения в конфликте
действительно снимает
Четвертый вариант - неблагоприятный
и малопродуктивный исход конфликта,
когда никто из участников не принимает
во внимание позицию другого. Он обычно
возникает, когда одна из сторон накопила
достаточно мелких обид, собралась
с силами и выдвинула сильнейшие
аргументы, которые не сможет снять
другая сторона. Единственным положительным
моментом конфронтации является то, что
экстремальность ситуации позволяет
партнерам лучше увидеть
Пятый вариант - самый неблагоприятный - принуждение. Это тактика прямолинейного навязывания того варианта исхода противоречия, который устраивает его инициатора. Например, начальник отдела, пользуясь своим административным правом, запрещает разговаривать по телефону по личным вопросам. Он будто бы и прав, но так ли уж универсально его право? Чаще всего к принуждению прибегает "практик" уверенный в своем абсолютном влиянии и власти над партнером. Конечно, такой вариант возможен между "собеседником" и "мыслителем", но совершенно исключается в отношениях двух "практиков". Обвиняемый "практик" скорее всего, использует в этом случае конфронтацию и только в крайнем случае уход, но только для того, чтобы "взять реванш" в другой раз".
Этот исход конфликта в
2.2 Основные правила работы с конфликтогенами.
1. Конфликтогены нужно знать «в лицо».
2. Потребности человека являются
определяющими в общении,
3. Не следует забывать, что если конфликтогены вовремя обнаружить, гораздо легче ограничить их воздействие.
4. В общении нужно действовать
по принципу «если не я, то
кто же?» Подобное поведение
будет способствовать
5. При разговоре старайтесь
6. В коллективе старайтесь
Пути предотвращения конфликта:
1) стоит избегать употребления конфликтогенов, словами или делом не обижать собеседника;
2) постараться прекратить
Информация о работе Особенности конфликтогенного поведения в коллективе