Особенности конфликтогенного поведения в коллективе

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 05:31, курсовая работа

Описание работы

Люди издавна мечтали о таком обществе, в котором прекратятся всякие распри и утвердится вечный мир. Но вместо этого они вновь и вновь оказывались в состоянии войны всех против всех. Среди ученых до сих пор нет единства в понимании природы конфликта как социального явления. Одни из них видят в конфликте норму социальной жизни, полагая, что бесконфликтное общество так же немыслимо, как, например, немыслима сухая вода. По их мнению, в мире существует только одно место, где нет конфликтов – это кладбище. Но другие учёные оценивают роль конфликтов иначе. Для них конфликт – это опасная болезнь, социальная патология, которая раз и навсегда должна быть исключена из общественной жизни, из всех форм человеческого общения как инородный элемент.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………..
Глава1. Особенности конфликтогенного поведения в коллективе…………..
1.1Понятия «Конфликт и конфликтоген»……………………………………………………
1.2Виды конфликта………………………………………………………………………………………
1.3Типы конфликтогенов……………………………………………………….…………………….
1.4Причины конфликтов в организациях…………………………………………………....
1.5Характеристика конфликтного поведения и способы выражения конфликтного поведения………………………………………………………………………………
Глава2. Основные способы снижения уровня конфликтности в коллективе
2.1 Механизм ухода от конфликтогенов……………………………………………………….
2.2 Основные правила работы с конфликтогенами………………………………………
Глава 3 Основные методы выявления конфликтов в коллективе…………………
3.1 Анализ методов и методик……………………………………………………………………….
3.1.1 Тест «Не слишком ли вы агрессивен»……………………………………………………
3.1.2 тест приятно ли с вами общаться………………………………………………………….
3.1.3 Тест «умеете ли вы слушать»…………………………………………………………………
3.1.4 Тест «Конфликтная личность»………………………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………………………………………………
Список литературы………………………………

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 53.92 Кб (Скачать)

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………..

Глава1. Особенности конфликтогенного поведения в коллективе…………..

1.1Понятия «Конфликт и конфликтоген»……………………………………………………

1.2Виды конфликта………………………………………………………………………………………

1.3Типы конфликтогенов……………………………………………………….…………………….

1.4Причины конфликтов в организациях…………………………………………………....

1.5Характеристика конфликтного поведения и способы выражения конфликтного поведения………………………………………………………………………………

Глава2. Основные способы снижения уровня конфликтности в коллективе

2.1 Механизм ухода от конфликтогенов……………………………………………………….

2.2 Основные правила работы с конфликтогенами………………………………………

Глава 3 Основные методы выявления конфликтов в коллективе…………………

3.1 Анализ методов и методик……………………………………………………………………….

3.1.1 Тест «Не слишком ли вы  агрессивен»…………………………………………………

3.1.2 тест  приятно ли с вами общаться………………………………………………………….

3.1.3 Тест «умеете ли вы слушать»…………………………………………………………………

3.1.4 Тест «Конфликтная личность»………………………………………………………………..

Заключение………………………………………………………………………………………………………

Список литературы…………………………………………………………………………………………..

Приложения……………………………………………………………………………………………………..

 

 

 

 

Введение

 

«Противоречие - есть корень всякого движения и жизненности»

Гегель

 

Люди издавна мечтали о таком  обществе, в котором прекратятся  всякие распри  и утвердится вечный мир. Но вместо этого они вновь  и вновь оказывались в состоянии  войны всех против всех. Среди ученых до сих пор нет единства в понимании природы конфликта как социального явления. Одни из них видят в конфликте норму социальной жизни, полагая, что бесконфликтное общество так же немыслимо, как, например, немыслима сухая вода. По их мнению, в мире существует только одно место, где нет конфликтов – это кладбище. Но другие учёные оценивают роль конфликтов иначе. Для них конфликт – это опасная болезнь, социальная патология, которая раз и навсегда должна быть исключена из общественной жизни, из всех форм человеческого общения как инородный элемент.

Однако сегодня, когда нарастание конфликтов в обществе приняло лавинообразный характер, сторонников последней  точки зрения становится всё меньше. И независимо от того или иного понимания природы конфликтов все исследователи единодушны в том, что эти социальные явления нужно тщательно изучать и разрабатывать четкие рекомендации по их регулированию в целях предотвращения их разрушительных последствий.

Современная общественная жизнь не оставляет нам возможности медлить  с теоретическим осмыслением  социальных конфликтов. Потребность  в изучении их причин, видов и  способов их регулирования становится, все более острой. Не только в  нашей стране, но и в мире в  целом наблюдается взрывной рост конфликтов. Двадцатый век вошел  в историю как век разрушительных революций, мировых войн, экономических  кризисов и политического террора. Стремительный рост конфликтов, усиление их роли в общественной жизни чётко фиксируется нашей культурой, нашим языком, его словарным запасом.

 

 

Глава 1 Особенности  конфликтогенного поведения в коллективе.

 

    1.  Понятия «Конфликт и конфликтоген»

 

Воспоминания о конфликтах, как  правило, вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, доказать свою правоту, обиды... В результате сложилось мнение, что конфликт - всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас, а в особенности для руководителей, менеджеров, так как им приходится сталкиваться с конфликтами чаще других. Конфликты рассматриваются как нечто такое, чего по возможности следует избегать.

Представители ранних школ управления, в том числе сторонники школы  человеческих отношений, считали, что  конфликт - это признак неэффективной  деятельности организации и плохого  управления. В наше время теоретики  и практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые  конфликты даже в самой эффективной  организации при самых лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательны. Надо только управлять  конфликтом. Роль конфликтов и их регулирования  в современном обществе столь  велика, что во второй половине XX в. выделилась специальная область знания – конфликтология. Большой вклад в ее развитие внесли социология, философия, политология и, конечно, психология.

Конфликты возникают практически  во всех сферах человеческой жизни. Мы же подробнее остановимся на тех, которые происходят в организациях.

 

Что же такое конфликт?

Существуют различные определения  конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает  форму разногласий, если речь идет о  взаимодействии людей. Итак...

Конфликт  (лат. conflictus - столкновение) - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Конфликты могут быть скрытыми или  явными, но в основе их всегда лежит  отсутствие согласия. Поэтому определим  конфликт как отсутствие согласия между  двумя или более сторонами - лицами или группами.

Наблюдения показывают, что 80 % конфликтных ситуаций возникает помимо желания их участников. Происходит это из-за особенностей нашей психики и того, что большинство людей либо не знает о них, либо не придает им значения.

 Конфликтная ситуация –  это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.

Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены - слова, действия (или бездействия), способствующие возникновению и развитию конфликта, то есть - приводящие к конфликту непосредственно.

Однако сам по себе "одиночный" конфликтоген не способен, как правило, привести к конфликту. Должна возникнуть "цепочка конфликтогенов" –  их, так называемая, эскалация.

Эскалация конфликтогенов  -  на конфликтоген в наш адрес мы стараемся  ответить более сильным конфликтогеном, часто максимально сильным среди всех возможных.

 

 

1.2. Виды конфликта

 

Отсутствие согласия обусловлено  наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т. д. Однако оно, как уже отмечалось, не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолеть разногласия и вступают в открытое конфликтное взаимодействие. В процессе конфликтного взаимодействия его участники получают возможность выражать различные мнения, выявлять больше альтернатив при принятии решения, и именно в этом заключается важный позитивный смысл конфликта. Сказанное, конечно, не означает, что конфликт всегда носит положительный характер.

Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют функциональными (конструктивными). Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют дисфункциональными (деструктивными). Так что нужно не раз и навсегда уничтожить все условия для возникновения конфликтов, а научиться правильно ими управлять. Для этого надо уметь анализировать конфликты, понимать их причины и возможные последствия.

В соответствии с классификацией Л. Коузера конфликты могут быть реалистическими (предметными) или нереалистическими (беспредметными).

Реалистические конфликты вызваны неудовлетворением определённых требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ и направлены на достижение конкретного результата.

 Нереалистические  конфликты  имеют своей целью открытое  выражение накопившихся отрицательных  эмоций, обид, враждебности, то есть  острое конфликтное взаимодействие  становится здесь не средством  достижения конкретного результата, а самоцелью. 

Начавшись как реалистический, конфликт может превратиться в нереалистический, например, если предмет конфликта  чрезвычайно значим для участников, а они не могут найти приемлемое решение, справиться с ситуацией. Это  повышает эмоциональную напряженность  и требует освобождения от накопившихся отрицательных эмоций.

Нереалистические конфликты всегда дисфункциональны. Их гораздо сложнее урегулировать, направить по конструктивному руслу. Надежный способ профилактики подобных конфликтов в организации – создание благоприятной психологической атмосферы, повышение психологической культуры руководителей и подчиненных, овладение приемами саморегуляции эмоциональных состояний в общении.

Существуют 2 основных типа конфликтов – внутриличностный и межличностный (хотя некоторые авторы увеличивают это число до 4, 6 и более). Необходимо четко различать, что конфликт у человека может быть, если не с самим собой, то с окружающими - и здесь, как говорится, третьего не дано.

Внутриличностный конфликт  - состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанное с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений, потребностей, порождающих аффекты и стрессы.

Здесь участниками конфликта являются не люди, а различные психологические  факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т. п. "Две  души живут в моей груди..." - писал  Гете. И этот конфликт может быть функциональным или дисфункциональным в зависимости от того, как и какое решение примет человек и примет ли его вообще. Буриданов осел, например, так и не смог выбрать одну из двух совершенно одинаковых охапок сена, чем обрек себя на голодную смерть. Порой в жизни, не решаясь сделать выбор, не умея решать внутриличностные конфликты, мы уподобляемся Буриданову ослу.

Внутриличностные конфликты, связанные с работой в организации, могут принимать различные формы. Одна из наиболее распространенных - это ролевой конфликт, когда различные роли человека предъявляют к нему противоречивые требования. Например, будучи хорошим семьянином (роль отца, матери, мужа, жены и т. п.), человек должен вечера проводить дома, а положение руководителя может обязать его задержаться на работе. Или заведующий секцией в книжном магазине дал продавцу указание определенным образом расставить книги, а товаровед в то же самое время - произвести учет наличия и состояния определенной категории литературы. Причиной первого конфликта является рассогласование личных потребностей и требований производства, а второго - нарушение принципа единоначалия. Внутренние конфликты могут возникать на производстве вследствие перегруженности работой или, напротив, отсутствия работы при необходимости находиться на рабочем месте.

Межличностный конфликт  – трудноразрешимое противоречие, возникающее между  людьми и вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, целей, потребностей.

В организациях данный тип конфликта  проявляется по-разному. Многие руководители считают, что единственной его причиной является несходство характеров. Действительно, встречаются люди, которым из-за различий в характерах, взглядах, манере поведения очень непросто ладить друг с другом. Однако более глубокий анализ показывает, что в основе таких конфликтов, как правило, лежат  объективные причины. Чаще всего - это  борьба за ограниченные ресурсы: материальные средства, производственные площади, время  использования оборудования, рабочую  силу и т. д. Каждый считает, что в  ресурсах нуждается именно он, а  не другой. Конфликты возникают между  руководителем и подчиненным, например, когда подчиненный убежден, что  руководитель предъявляет к нему непомерные требования, а руководитель считает, что подчиненный не желает работать в полную силу.

 

 

1.3. Типы конфликтогенов

 

Коварную суть конфликтогенов можно  объяснить тем, что мы гораздо  более чувствительны к словам других, нежели к тому, что говорим  сами. Есть такой афоризм: "Женщины  не придают никакого значения своим  словам, но придают огромное значение тому, что слышат сами" [360, с. 12]. На самом деле этим грешим все мы, а  не только представительницы прекрасного  пола.

Эта особая чувствительность относительно обращенных к нам слов происходит от желания защитить себя, свое достоинство  от возможного посягательства. Но мы не так бдительны, когда дело касается достоинства других, и поэтому  не так строго следим за своими словами  и действиями (то есть, не особенно задумываясь, "запускаем на орбиту" своих  взаимоотношений с окружающими  нас людьми различные конфликтогены).

Какова же общая схема этого  процесса "обмена любезностями"? Все происходит до невозможного просто. Получив в свой адрес конфликтоген, "пострадавший" хочет компенсировать свой психологический проигрыш, поэтому испытывает желание избавиться от возникшего раздражения, ответив "обидой на обиду". При этом ответ должен быть не слабее, и для уверенности он делается с "запасом". Ведь трудно удержаться от соблазна проучить обидчика, чтоб впредь не позволял себе подобного. В результате сила конфликтогенов стремительно нарастает.

Безусловно, требованиям высокой  морали отвечает умение сдержаться, а  еще лучше - простить обиду. Однако... число желающих "подставить другую щеку" не множится.

 

Выделяют четыре основных типа конфликтогенов:

- стремление к превосходству; 

- проявления агрессивности; 

Информация о работе Особенности конфликтогенного поведения в коллективе