Особенности и проблемы российского менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 13:44, курсовая работа

Описание работы

Особенности современного менеджмента в России состоит в его
направленности на обеспечение рационального ведения хозяйства на уровне фирмы в условиях дефицитности ресурсов, необходимость достижения высоких конечных результатов с минимальными затратами, оптимальной адаптации фирмы к новым рыночным условиям. В этом и заключается актуальность выбранной мной темы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА 5

1.1 Зарождение менеджмента в России -
1.2 Принципы формирование менеджмента в России
и его развитие 8
ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 11

2.1 Особенности развития менеджмента в России -
2.3 Проблемы российского менеджмента 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 157.50 Кб (Скачать)
    • в российском бизнесе компаний, действительно достигших

этого уровня конкурентоспособности, считанные единицы. Поэтому главная задача для нашего менеджмента на ближайший период - подняться до третьего уровня конкурентоспособности, т. е. попытаться построить у себя управление так, как это делают лучшие компании мира;

    • любые нововведения, изменения в области производства

продукции (ассортименте, качестве и т.п.) осуществляются здесь только тогда, когда есть уверенность  в одобрении их конечными потребителями.

      Компании, которым удалось достичь четвертого уровня конкурентоспособности, оказываются впереди конкурентов на многие годы. Они не только не стремятся копировать опыт других фирм отрасли и хотят превзойти самые жесткие из существующих стандартов. Они готовы бросить вызов любому конкуренту по всему миру в любом аспекте производства или управления. Любые изменения в управлении, организации производства, в стратегии развития осуществляются здесь с учетом результатов изучения рынка[1,c.103].  
 
 
 
 
 
 

          2.2  Проблемы российского менеджмента

    К основным проблемам  менеджмента можно отнести:

1)проблема качества;

2)коррумпированность современной экономики РФ на всех уровнях;

3)избыточная численность государственных управленцев;

4)Российский менеджмент в глобализирующей экономике;

     Теперь  рассмотрим более подробно их. Первая из них проблема 

качества.

  1. Первая главная проблема российского менеджмента - проблема

качества. Думается, что данная проблема является наиболее актуальной в системе управления, поэтому рассмотрим ее более подробно. Одна из основных проблем российского  менеджмента качества заключается  в том, что экономические условия в стране отличаются от тех условий, в которых рождались принципы западного менеджмента качества. Говоря другими словами, это инструмент для решений проблем, которые пока не встали перед нашими производителями. А применение инструмента не по назначению приводит к получению иных, нежели ожидаемые, результатов. 

    Откаты  как механизм обеспечения заказов  и своеобразной

лояльности  потребителя уходят в тень, теряя  свою надежность и привлекательность. Впереди у этого способа управления отношениями с клиентами и поставщиками лишь рост рискованности, а значит, падение уровня приемлемости и применимости. Рынок насыщается товарами и услугами, некоторые его сферы уже практически полностью заняты существующими игроками, и в них весьма высок уровень конкуренции. Предприятиям не остается ничего иного, как искать конкурентное преимущество в индивидуализации своей продукции (услуг), т. е. включаться в борьбу за потребителя. Не следует драматизировать положение и становиться на точку зрения, что нынешняя экономическая политика российских властей ведет страну назад, к господству крупных государственных предприятий со всеми вытекающими последствиями.

    Принципиальное  различие ситуаций в том, что в  советские времена 

над производителем господствовала идея, выраженная в цифрах плана. Сегодня основой экономики стала забота о прибыли, самый стимулирующий фактор из всех, опробованных человечеством. Другое дело, что бизнес, основанный на прибыли, несет в себе известные риски для потребителя, но развитие цивилизации демонстрирует нам, как система разумных ограничений позволяет сохранять баланс: законодатели постоянно включают в сферу регулирования все новые аспекты отношений производитель-потребитель, предприятия усиливают внутрикорпоративную регламентацию, нацеленную на соблюдение прав потребителей, менеджеры отказываются от тех или иных методов управления, следуя общественным настроениям.

    В определенной степени можно говорить, что рост

цивилизованности  бизнеса напрямую связан с увеличением  внешних и внутренних (законодательных, внутрикорпоративных, социальных) ограничений для него.  Следовательно, задача научной составляющей менеджмента - выработать новые подходы, позволяющими оставаться предприятию прибыльным. Законодатель, потребитель и менеджмент еще не установили российскому бизнесу всего того множества ограничений, в условиях которых действует западный бизнес. Так, например, весьма характерными показателями «белых пятен» в законодательстве могут служить и ситуация с финансовыми пирамидами, и проблемы частных инвесторов в строительстве. Но тенденция достаточно очевидна, и она будет вынуждать предприятия искать способы выживания в рамках растущих ограничений, одним из которых является менеджмент качества. А пока потребность в этом инструменте формируется зачастую искусственно, например требованиями наличия различного рода сертификатов при проведении тендеров. Очевидно, что необходимость сертификата ничего общего с менеджментом качества как способом конкурентной борьбы не имеет, тем, более принимая во внимание специфику работы российской индустрии сертификации. Но даже при существовании потребности в данном инструменте, он не может быть применен с пользой для предприятия, если высшее руководство не умеет им пользоваться. Еще одна серьезная проблема на пути распространения принципов современного менеджмента качества - это компетентность руководителей предприятий в вопросах собственно управления. Как до недавнего времени формировался корпус руководителей? Специалист, показывающий высокие профессиональные результаты, в определенный момент начинал движение по административной лестнице. В конечном счете, кто-то добирался до самого верха. 

    Современный высший менеджмент в своей массе  сформирован из

специалистов  тех отраслей, в которых работают предприятия. Телекоммуникационную компанию возглавляет связист, химическую - химик, банк - финансист и т. д. Однако дело в том, что управление - это точно такая же отдельная отрасль деятельности со своей спецификой, как связь, химия или финансы. Инженер, становясь начальником отдела, приобретает новые функции, для исполнения которых прошлый, инженерский, опыт практически бесполезен. Чем выше должность, тем больше в ней специфических управленческих функций и меньше технических. «По мере роста организации группе ее руководителей становится трудно разрабатывать решения, необходимые для деятельности организации. Поэтому эта группа вынуждена все больше передавать свои обязанности по выработке решений нижестоящим руководителям. Однако поскольку эта группа - руководители высшего уровня - отвечает за все решения, ее роль в организации изменяется: от выработки решений руководители высшего уровня переходят к управлению процессами выработки решений». Беда российского высшего менеджера в том, что он, заняв позицию управленца, по стилю мышления, по способам решения проблем остается отраслевым специалистом, или в терминах Янга, «руководителем, принимающим решения», а не «управляющим процессом». Парадоксально, но факт: руководитель с увлечением занимается технологическими проблемами и весьма неохотно собственно управленческими. Сегодня высший менеджмент весьма напоминает глыбу урана, в котором содержание изотопа U-235 (старый менеджмент) превышает содержание изотопа U-238 (новый менеджмент) и начинающаяся цепная реакция гаснет [14].

    По  сути, состояние в сфере управления можно уподобить переход от

кустарного  производства к серийному. Ремесленники, опиравшиеся на свой личный опыт, в  принципе не могли обеспечить производство единообразной продукции в массовом количестве. Требовался другой персонал, изначально наученный общим приемам производства и вследствие этого более эффективный.  Точно так же, высшие руководители в силу специфичности своих функций должны перестать быть «ремесленниками от управления», т. е. опираться исключительно на свой опыт, а получить определенный базовый набор знаний, основанный на мировой практике.

    Очевидно, что в этот набор войдет и информация о том, что такое 

системы менеджмента качества, для достижения каких целей и в каких условиях они необходимы. Немаловажно, чтобы  в процессе такого специального обучения у руководителя появилось представление о своей роли в построении и поддержании работоспособности СМК. Безусловно, полученные знания должны будут переосмыслены и применены с учетом российской специфики, в этом залог действенности заимствованного опыта.

    По  мере прихода руководителей новой формации, вооруженных не

только  знанием мирового опыта, но и готовых  использовать его в адаптированной форме для управления российскими  предприятиями, потребность в менеджменте качества увеличится. «Новые» руководители, для которых системное мышление является элементом профессиональной культуры, будут иначе относится к менеджменту качества, отдавая себе отчет в том, что это за инструмент, каковы границы и условия его результативного применения. Сегодня даже при искреннем желании руководителя наладить управление качеством он не может выстроить это направление деятельности так, чтобы оно оправдывало возлагаемые надежды, из-за недостатка знаний об общих законах функционирования систем. Вот примерный перечень типичных ошибок, которые совершает руководитель.

    • исключение себя из деятельности по созданию и

поддержанию работоспособности;

    • неверное распределение ответственности.

    Распределение ответственности в СМК - это крайне важный момент,

от которого зависит, насколько результативной будет система. Можно указать три основных неверных способа распределения ответственности за качество:

    • Ответственность сосредоточена на одном человеке;
    • Ответственность лежит сразу на всех;
    • Ответственность вообще не установлена для кого-то конкретно.

    К сожалению, сегодня еще достаточно редко  можно встретить 

генерального  директора, который четко понимает как свою роль в системе менеджмента  качества, так и роль других руководителей, в том числе того, кто должен отвечать за построение и функционирование системы.

    Таким образом, чтобы ожидания руководства  от внедрения СМК

оправдались, менеджеры качества должны нести  ответственность за качество продукции  и получить соответствующие полномочия. Однако руководители предприятий либо, не осознавая необходимости этой ответственности, не наделяют ею менеджеров качества, либо, понимая ее, не торопятся совершать соответствующие действия. Как это ни печально, зачастую это бывает оправдано. 

    2)Коррумпированность современной экономики РФ на всех уровнях

    Здесь можно разделить менеджеров в  государственных 

экономических структурах и менеджеров частных компаний. В западных странах государственные управленцы, чиновники, в большей степени отделены от материальных благ и их распределения, их роль с точки зрения взаимодействия с менеджерами частных компаний сведена к минимуму. Особенность российской системы управления, наличие «откатов» при получении крупных государственных заказов привела к тому, что российский чиновник стал «крупным менеджером» с эффектом получения «серых бонусов» при организации «нужных» управленческих решений в экономике.

    3)Избыточная численность государственных управленцев

    Избыточная численность государственных управленцев, непрерывно

возрастающего числом при постоянном «сокращении» аппарата. Это связано с тем, что  самый эффективный и доходный бизнес в России – управление государственными ресурсами. При этом наблюдается острая нехватка топ-менеджеров высшей квалификации, способных эффективно управлять частными компаниями, с целью конкурентоспособности на мировых рынках. Пока это получается только в некоторых отраслях, прежде всего ресурсных, связанных с экспортом полезных ископаемых и экспортом вооружений. Это превосходство связано, скорее всего, не только с уровнем менеджмента – большинство кадров были воспитаны в советское время, а также с конкурентными преимуществами в этих областях, сложившихся в силу географических, исторических и традиционных особенностей, позволяющих увереннее чувствовать себя на рынке.

    В частности, российские руководители весьма неэффективно

распоряжаются своим рабочим временем. Это зависит  от типа деятельности, уровня управления, и прочее. В среднем хронометрия рабочего времени представлена на рис. 1.  

 

Рис. 1. Статистическая проекция распоряжения рабочим временем для менеджера 

4)Российский менеджмент в глобализирующей экономике.

    Особо стоит выделить проблему современного менеджмента в

России, связанную с механизмом глобализации. В последние годы в мире произошли  огромные изменения. Они касаются не только всех сторон внутренней жизни  стран, но и мирового порядка. При  этом наблюдается нарастание темпов происходящих перемен. Еще недавно очень модная «регионализация» перерастает в «глобализацию» и становится всего лишь составной частью процесса изменений в мире. Да и сама глобализация в последнее время необычайно ускорилась и практически вышла из-под всякого контроля.

Информация о работе Особенности и проблемы российского менеджмента