Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 13:44, курсовая работа
Особенности современного менеджмента в России состоит в его
направленности на обеспечение рационального ведения хозяйства на уровне фирмы в условиях дефицитности ресурсов, необходимость достижения высоких конечных результатов с минимальными затратами, оптимальной адаптации фирмы к новым рыночным условиям. В этом и заключается актуальность выбранной мной темы.
ВВЕДЕНИЕ 3
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА 5
1.1 Зарождение менеджмента в России -
1.2 Принципы формирование менеджмента в России
и его развитие 8
ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 11
2.1 Особенности развития менеджмента в России -
2.3 Проблемы российского менеджмента 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
Концепция создания российской теории менеджмента. Исходит из
полного
учета особенностей российской ментальности
с использованием аспектов мирового
опыта управления. При этом невозможно
ни слепое копирование западного
и восточного опыта, ни полное отрицание
достижений западной и восточной школы
менеджмента. И первое, и второе одинаково
неприменимо. Необходимо отметить, что
еще А.Маршалл утверждал, что: «Экономическая
наука это не совокупность конкретной
истины, а лишь орудие для открытия конкретной
истины». На наш взгляд это высказывание
полностью можно перенести и на науку
менеджмент. Поэтому, российский менеджмент
должен иметь свое специфическое содержание,
формы и методы управления, соответствующие
специфике российского менталитета.
2.ОСОБЕННОСТИ
И ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
2.1. Особенности
развития менеджмента в России
В ходе реформ в России произошли коренные изменения во
всех областях жизни и общества, в том числе и в сфере экономики. Особенно важны преобразования в различных сферах управления, поскольку меняется социально-экономическая система, возникают новые требования к управлению предприятиями, обусловленные рыночными отношениями. Грамотное квалифицированное управление (менеджмент) – это основа успешной работы предприятий. С точки зрения менеджмента, в настоящий момент в России можно выделить три подхода к его пониманию и применению [9, с.74].
Первый подход: основан на интуиции и смекалке
предпринимателей. Большая часть руководителей этих компаний в прежней своей жизни были учителями, программистами, инженерами, врачами. Эти руководители не изучали теорию и практику менеджмента, поэтому принимают управленческие решения исходя из собственной интуиции и смекалки. Этот подход характерен для руководства фирм, выросших из коммерческих структур (кооперативов, оптово-розничных трейдерских фирм). На поверку этот менеджмент оказывается не чем иным, как менеджментом малого и среднего бизнеса:
инновационная активность сводится в лучшем случае к отработке оффшорных или иных юридически чистых способов ухода от чрезмерных налогов; с небольшими активами (особенно основными фондами);
действительно, зачастую не нужно в малом бизнесе, когда один руководитель может совмещать многие функции);
политики, когда маркетинг чаще всего сводился к поиску единственного удачного хода (будь то правильный выбор ниши рынка или способа продвижения продукта) [9, с.75].
Чисто коммерческие и финансовые успехи таких фирм
(вполне
ожидаемые на советском и
Второй подход представлен западными фирмами,
работающими
на российском рынке. Это попытка
адаптирования западного
Третий подход – «советский» менеджмент, которого
придерживаются
большинство руководителей
В современном менеджменте подчеркивается значение
систем знаний, позволяющих не только своевременно и качественно управлять текущими делами, но и прогнозировать развитие событий и в соответствии с этим разрабатывать стратегию, рыночную политику предприятия, служащих опорой при постановке задач и при осуществлении управленческой практики. Именно в этой связи одной из самых острых проблем в России стало обеспечение качества менеджмента, высокого уровня квалификации менеджеров. Кроме того, для современных условий России целесообразны не только фундаментальная подготовка и переподготовка кадров, но разработка и практическая реализация специальных антикризисных программ, позволяющих во многих случаях не доводить дело до банкротства.
Таким образом, отечественный научный менеджмент находится в
стадии становления. Аккумулируя в себе достижения российских и зарубежных школ менеджмента, он ищет пути адаптации к специфическим условиям современного российского общества, его экономике, культурным нормам, традициям. В современной теории управления принято выделять четыре уровня, или стадии, конкурентоспособности. Каждому из них соответствуют свои подходы к организации управления и маркетинга [4, с.113]. Менеджеры предприятий или фирм первого уровня конкурентоспособности рассматривают фактор управления как «внутренне нейтральный». Они считают, что раз уж регулярный менеджмент в их компаниях был когда-то поставлен, то больше управление на конкурентоспособность никак не влияет. Свою роль эти менеджеры видят только в том, чтобы выпускать продукцию без особых затей, не заботясь ни о каких "сюрпризах" ни для конкурентов, ни для потребителей. Характерными чертами российских предприятий первого уровня конкурентоспособности являются [4, с.113]: понимание маркетинга как одной из функций управления в лучшем случае более важной, чем остальные. Отсюда и вера в безграничные возможности рекламы (особенно по телевидению) в продвижении продукта;
Считается, что достаточно снизить цену (чем больше снизить - тем лучше) и любые проблемы со сбытом "отпадут" сами собой;
таких предприятиях маркетинг воспринимается как чисто сбытовая работа.
работников, вопросам управления персоналом. Здесь, как правило, высокая текучесть кадров. При необходимости увеличить объем производства нанимается дополнительный персонал. О том, что такой подход, скорее всего, негативно отразится на качестве продукции, а значит, и на ее конкурентоспособности, не задумываются;
совершенствования структур и систем, форм и методов управления считаются излишеством. Ставка делается на то, что было целесообразным или хорошо зарекомендовало себя в прошлом (от типа организационных структур управления до систем внутрифирменного планирования, когда любой техпромфинплан просто переименовывается в бизнес-план).
Компании второго уровня конкурентоспособности стремятся сделать
свои производственные и управленческие системы «внешне нейтральными». Это означает, что такие предприятия должны полностью соответствовать стандартам, установленным их основными конкурентами на конкретном рынке (в отрасли или регионе). Они пытаются воспроизвести у себя то, что делают фирмы-лидеры: стремятся максимально заимствовать технические приемы, технологии, методы организации производства у ведущих предприятий отрасли, приобретать сырье и материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия из тех же источников, что и их главные конкуренты [4, с.114]. К особенностям предприятий второго уровня конкурентоспособности в РФ относятся:
Эти компании обычно исповедуют концепцию маркетинга, ориентированного на продукт. Изучение рынка для них не пустой звук, а планомерная повседневная аналитическая работа, направленная на определение тех "заветных струн" в душе потенциальных потребителей, которые можно задеть действительно эффективной рекламой;
фирмами, в которых все процессы планирования и развития производства базируются уже на прогнозах сбыта, составляемых при участии службы исследования рынка;
ценовая
конкуренция вытесняется
стремятся пригласить на работу, если понадобится, управляющих и специалистов из других компаний этой же отрасли, полагаясь на их высокую квалификацию и профессиональные качества, без учета специфики конкретного предприятия или производства;
управленческие технологии, обеспечивающие успех на рынке основным конкурентам. Совершенствование организации и стимулирование труда, систем управления здесь осуществляется по принципу «разумной достаточности» (раз у конкурентов этого нет, то и нам пока не надо).
На определенном этапе прямое заимствование передового
опыта уже не прибавляет конкурентоспособности фирме. Перед руководством таких компаний возникает вопрос: если их предприятия имеют другие сравнительные преимущества в конкуренции на рынке, чем их главные соперники, то зачем им нужно обязательно придерживаться общих стандартов организации производства и управления, установившихся в отрасли? Те, кто находит правильные ответы на этот вопрос, обычно «дорастают» до предприятий третьего уровня конкурентоспособности и становятся в один ряд с лидерами отраслей, а не «плетутся у них в хвосте» [5, с.27]. Среди отличительных черт компаний третьего уровня конкурентоспособности можно выделить следующие:
запросы потребителя, исповедуется концепция маркетинга, ориентированного на потребителя, а управление начинает активно содействовать развитию производственных систем;
ориентированными. Производство же в компаниях, достигнувших третьего уровня конкурентоспособности, как бы «поддерживается изнутри». На его развитие сориентированы все другие подразделения организации;
Информация о работе Особенности и проблемы российского менеджмента