Особенности и основные черты американской модели менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2011 в 08:34, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что во всем многообразии теорий и явлений живой практики американский менеджмент был и остается наиболее мощной «управленческой цивилизацией». Американский менеджмент позволил США занять лидирующее положение среди стран западного мира и Японии. Кроме того, надо иметь в виду, что именно в США впервые сформировалась наука и практика менеджмента. Его ведущее значение в мире сегодня неоспоримо, а влияние на развитие теории, практики наиболее велико.

Содержание

Введение
1 Сущность менеджмента и его основные функции
1.1 Сущность менеджмента
1.2 Основные функции менеджмента
2 Модели и виды менеджмента
2.1 Модели менеджмента
2.1.1 Азиатский стиль менеджмента
2.1.2 Западный стиль менеджмента
2.1.3 Российский менеджмент
2.2 Виды менеджмента
3 Характеристика и виды американской модели менеджмента
3.1 Исторические предпосылки формирования американской модели менеджмента
3.2 Создатели американской модели менеджмента
3.3 Корпорация как основная форма предпринимательства
3.4 Партисипативное управление
3.5 Стратегическое управление, его содержание
3.6 Современный американский менеджмент
3.7 Особенности американской модели менеджмента в сравнении с японской и западноевропейской
3.7.1 Американская и японская модели
3.7.2 Американская и западноевропейская модели
Практическое задание №8
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая по Менеджменту.doc

— 281.50 Кб (Скачать)

     В основе азиатского менеджмента лежит  создание дружелюбных коллективов  с использованием сочетания формальных факторов организации труда с  неформальными.

 

     Отличие от американского  стиля менеджмента - способ проведения переговоров японскими бизнесменами, которые обсуждают все вопросы медленно, с перерывами, постепенно приближаясь к самой сути вопроса. Цель - сначала достигнуть взаимопонимания и доверия, а только потом переходить к решению деловых проблем. Бывают случаи, когда на переговоры могут не привлекаться юристы.

 

     Японский  менеджмент включает в себя такие мероприятия, как:

    1. утренняя зарядка для всех сотрудников фирмы;
    2. всех сотрудников принято одевать в форменную одежду в рабочие часы;
    3. на совещаниях руководителей, которые заканчиваются принятием решений, используется метод консенсуса;
    4. воспитание преданности компании;
    5. обязательное награждение за достигнутые успехи в труде;
    6. функционирование "кружков качества", в которые входят рабочие, менеджеры и руководители компаний;
    7. наличие одной столовой и для руководителей и для рабочих; периодические ужины "по-семейному" всех сотрудников компании;
    8. в оплате труда и продвижении по службе наибольшее значение имеет стаж работы сотрудника на фирме;
    9. пожизненное принятие на работу;
    10. корректное обращение руководителей со своими подчиненными;
    11. практика поставок точно в срок, которая дает возможность избавиться от громоздких складских помещений и позволяет достичь высокого уровня дисциплины персонала фирмы;
    12. сведение перерывов в работе к минимуму;
    13. предоставление пенсионного пособия всем членам семьи рабочего после выхода его на пенсию.
 

     Особенности организации производства и сбыта продукции  в Японии: большую роль играют торговые дома ("сото шоша"). К середине 1990-х гг. на их долю приходилось свыше 40 % японского экспорта и около 70 % - импорта.

     Преимуществами  японского менеджмента пользуются и в других странах.

     В 1990-х гг. германская компания "Порше", оказавшись на грани банкротства, обратилась за помощью к японским коллегам, которые восстановили производство за три года. В результате нововведений исчезло несколько подсобных помещений, территория завода сократилась на 30 %.

2.1.2 Западный стиль менеджмента

 

     Характерными  чертами западного  стиля менеджмента  являются:

    1. индивидуальная ответственность;
    2. самоутверждение руководителей отдельных подразделений на предприятии.
 

     Участники англо-американской модели управления:

    • менеджеры;
    • владельцы;
    • акционеры;
    • правительственные организации;
    • биржи;
    • консалтинговые фирмы.
 

     Западный  стиль менеджмента не допускает в качестве ключевого инвестора банки или инвестиционные фонды.

 

     Отличительные признаки западного  стиля менеджмента:

    1. нет чувства преданности сотрудников своему рабочему месту;
    2. решение принимает один руководитель, без помощи своих подчиненных, которые только помогают ему выбрать решение, чаще всего на основе анализа издержек производства, сбыта;
    3. деловые отношения никогда не совмещаются с личными.
 

     Особенности американского менеджмента:

    1. бизнесмены действуют прямолинейно;
    2. прибегают к натиску, приказу в процессе согласования решения на переговорах;
    3. не делают долгих отступлений, а сразу переходят к самой сути вопроса, прагматически классифицируя их, решая вопросы один за другим.
 

     Главной целью является всесторонняя договоренность. Одно из самых важных условий – соблюдение всех законов, нормативных актов, положений, а не выгода  согласие между партнерами. В состав американской делегации на переговорах обязательно входит уполномоченный представитель, который имеет право на принятие решений, и юрист. Американские менеджеры не приветствуют, если их коллеги (партнеры) прерываются во время дискуссий или перед принятием решения удаляются для обсуждения своего решения.

 

     Преимущества  английского стиля менеджмента:

    1. повышенное внимание уделяется издержкам производства (стремление к их постоянному сокращению);
    2. разработка новых наукоемких изделий, тщательное проведение НИОКР;
    3. гибкость в использовании технологических процессов, то есть модернизация и внедрение новых процессов происходит довольно быстро;
    4. особое внимание уделяется отдельным деталям  тонкостям процесса производства;
    5. относительно низкая цена рабочей силы.
 

     Отличительными  чертами германского менеджмента являются:

    1. дальновидность;
    2. высокая дисциплина;
    3. более длительный процесс внедрения новшеств модернизации производства.
 

     Это влечет за собой изменение принятых технологических инструкций.

 

     Специфика немецкой модели управления:

    1. руководство компанией осуществляется двумя структурам: правлением  наблюдательным советом. Их функции разделены, и никто не может совмещать должности обеих структур. Членами правления являются только сотрудники фирмы, наблюдательный совет может частично формироваться работниками (в зависимости от размеров компании);
    2. численность наблюдательного совета устанавливается законом и не может быть изменена акционерами;
    3. данная модель предусматривает ограничение прав акционеров в части голосования;
    4. банковское финансирование деятельности компаний предпочтительнее акционерного;
    5. банки имеют право голосовать на собраниях.

2.1.3 Российский менеджмент

 

     Национальной  модели или концепции управления в России не существует. Менеджмент в России представляет собой симбиоз  европейского и азиатского стилей управления.

 

     Причины отсутствия модели и  концепции в области  менеджмента:

    1. короткий период существования рыночных отношений в нашей стране по сравнению с зарубежными государствами;
    2. российские руководители в большинстве своем не обладают знаниями, соответствующими международным требованиям и рыночным условиям;
    3. функционирование предприятий на откатах;
    4. криминализация наиболее доходных сфер деятельности;
    5. высокие налоги на деятельность физических и юридических лиц;
    6. многонациональность страны, размеры ее территории и различия в законодательстве территориальных органов власти усложняют работу организаций, в результате их развитие и расширение сравнимо по сложности и затратам с организацией филиалов за границей.
 

     Характерные особенности управления:

    1. Неуважение и несоблюдение собственных законов.
    2. Отношение к государству, как к органу, который несет на себе всю ответственность за неудачи предпринимателей и поэтому обязан постоянной поддержкой.
    3. Незащищенность отношений собственности со стороны законодательства.
    4. Ориентация на получение краткосрочных выгода не на долгосрочное функционирование ввиду не стабильности экономики.
 

    Основные  группы российских руководителей:

    1. Выходцы из советских  руководящих структур (партии, комсомола).

    В большинстве  своем это люди, не имеющие экономического образования и работающие на основе старых диктаторских методов, опирающихся на принуждение. Работники для них - винтики, личность которых не имеет особого значения. Стимулирование деятельности работников осуществляется на основе взысканий и (или) постоянного запугивания.

    Причины своих проблем такие руководители видят в неудачно сложившихся обстоятельствах или некачественной работе подчиненных. Ответственность за ошибки такие руководители перекладывают на подчиненных.

 

    2. "Новые  русские".

    Для этой категории руководителей главной  целью является быстрое получение прибыли, при этом законности методов, используемых для этого, не придается особого значения.

    К подчиненным  такие начальники относятся с  пренебрежением и позволяют себе в обращении с ними откровенную  грубость.

    Главный способ мотивации сотрудников экономический (денежный). Данный способ управления позволяет получать колоссальные прибыли в краткосрочный период, но долгосрочное существование такого предприятия невозможно.

 

    3. Руководители "нового  поколения".

    Им  свойственен высокий уровень  знаний и образования, на практике они применяют современные сведения в области управления независимо от того, относятся они к европейскому или азиатскому стилю управления, главное, что во главу угла в них ставятся человеческие отношения. Методы стимулирования работников преимущественно социально-экономические. Постепенно таких руководителей в России становится все больше.

2.2 Виды менеджмента

 

     Виды  менеджмента - специальные области  управленческой деятельности, связанные  с решением определенных задач менеджмента.

     Выделяются следующие основные виды менеджмент: организационный, стратегический, тактический (текущий) и оперативный.

     Объектом  организационного менеджмента являются процессы создания организации, разработки структуры и системы управления организацией, системы осуществления управленческих функций, выработки стандартов, положений, инструкций. В результате обеспечивается нормальное функционирование организации, успешное достижение стоящих перед организацией целей. Достижение целей организации основано на стратегическом менеджменте, тактическом или текущем менеджменте и оперативном менеджменте.

     Стратегический  менеджмент определяет человеческий потенциал как основу организации, ориентирует организацию производства на потребности и желания потребителей, осуществляет приспособление организации к внешней среде, результатом чего является достижение перспективных целей организации. Стратегический менеджмент находится в центре внимания высшего руководства организации. Результаты стратегического менеджмента не обнаруживаются полностью в течение нескольких лет. В рамках стратегического менеджмента ставятся долгосрочные цели организации, определяются пути их достижения, обеспе-чивается ее будущая жизнедеятельность.

     Тактический (текущий) менеджмент разрабатывается в развитие стратегии. В то время как стратегический менеджмент в основном разрабатывается на высших уровнях руководства, тактический (текущий) менеджмент вырабатыва-ется на уровне руководства среднего звена. Перспективы тактического (текущего) менеджмента рассчитаны на меньший отрезок времени, чем стратегический менеджмент. Обычно он охватывает годовой период. Результаты тактического (текущего) менедж-мента проявляются быстро и легко соотносятся с конкретными действиями. Тактический (текущий) менеджмент связан с деятельностью, имеющей место в данное время; относится к повседневной работе. Он обеспечивает краткосрочное протекание процессов в организации, таких как маркетинговых, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, производствен-ных, финансовых, кадровых, социальных; реализацию краткосрочных планов. Краткосрочные планы составляются в организациях на период до одного года. Затем они конкретизируются на полугодие, квартал, месяц, декаду, в зависимости от производственной необходимости.

Информация о работе Особенности и основные черты американской модели менеджмента