Особенности и основные черты американской модели менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2011 в 08:34, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что во всем многообразии теорий и явлений живой практики американский менеджмент был и остается наиболее мощной «управленческой цивилизацией». Американский менеджмент позволил США занять лидирующее положение среди стран западного мира и Японии. Кроме того, надо иметь в виду, что именно в США впервые сформировалась наука и практика менеджмента. Его ведущее значение в мире сегодня неоспоримо, а влияние на развитие теории, практики наиболее велико.

Содержание

Введение
1 Сущность менеджмента и его основные функции
1.1 Сущность менеджмента
1.2 Основные функции менеджмента
2 Модели и виды менеджмента
2.1 Модели менеджмента
2.1.1 Азиатский стиль менеджмента
2.1.2 Западный стиль менеджмента
2.1.3 Российский менеджмент
2.2 Виды менеджмента
3 Характеристика и виды американской модели менеджмента
3.1 Исторические предпосылки формирования американской модели менеджмента
3.2 Создатели американской модели менеджмента
3.3 Корпорация как основная форма предпринимательства
3.4 Партисипативное управление
3.5 Стратегическое управление, его содержание
3.6 Современный американский менеджмент
3.7 Особенности американской модели менеджмента в сравнении с японской и западноевропейской
3.7.1 Американская и японская модели
3.7.2 Американская и западноевропейская модели
Практическое задание №8
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая по Менеджменту.doc

— 281.50 Кб (Скачать)
 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса 
 
 
 
 
 

      кафедра ЭиМ

                                          Работа допущена к защите

                                          _______________________

                                                (подпись, дата) 
       
       

К У Р С О В  А Я    Р  А Б О Т А

      тема: «Особенности и основные черты американской модели менеджмента» 

               по дисциплине   Менеджмент 
 
 
 
 
 
 

    Разработал   (подпись)         

                                                              

      Руководитель  (подпись)           
 
 
 
 
 

ШАХТЫ 2010
 
 

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Южно-Российский государственный университет экономики  и сервиса 
 

Факультет________________   Кафедра________________ 
 

З А Д  А Н И Е  
 

на курсовую работу                  по дисциплине Менеджмент

                                           для студента" "курса группы 

 (фамилия, имя, отчество)

Тема работы «Особенности и основные черты американской модели менеджмента»

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическое  задание №8

Срок  выполнения_______ _______________________________________

Исходные  данные и основные эксплуатационные требования____________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 
 

Объем  работы_______________________________________________________

______________________________________________________________ 

Руководитель_____________________________________________________

               (фамилия, инициалы, ученая степень, звание) (подпись)

Задание к выполнению принял студент_______________________________

                                          (подпись) 

Дата  выдачи задания__________________________ 
 
 

 

Оглавление

 

Введение

 

     Опыт  ведения бизнеса и осуществления  менеджмента богат, зачастую неоднозначен и весьма полезен для изучения тем, кто ступил на стезю менеджмента. Создание собственной модели менеджмента  требует, с одной стороны, изучения всего ценного, что содержится в зарубежной теории и практике (но не бездумного его перенесения на отечественную почву), а с другой — использования его лучших достижений в своей деятельности.

     Актуальность  данной курсовой работы обусловлена  тем, что во всем многообразии теорий и явлений живой практики американский менеджмент был и остается наиболее мощной «управленческой цивилизацией». Американский менеджмент позволил США занять лидирующее положение среди стран западного мира и Японии. Кроме того, надо иметь в виду, что именно в США впервые сформировалась наука и практика менеджмента. Его ведущее значение в мире сегодня неоспоримо, а влияние на развитие теории, практики наиболее велико. Тем не менее, нет нужды слепо следовать выводам американских теоретиков и рекомендациям их практиков, но знать их идеи, безусловно, необходимо.

     Целью работы является описание характеристики и видов американской модели менеджмента.

 

1 Сущность менеджмента и его основные функции

1.1 Сущность менеджмента

 

     В англо-русском словаре есть слова manage (заведовать, руководить), manager (заведующий, правитель), management (управление).

     Термин  «менеджмент». Он уже несколько лет как вошел в русский язык. Вопреки словарю, он не является точным синонимом русскому термину «управление». Управлять можно не только заводом, но и автомобилем или ракетой. Менеджмент - всегда управление людьми. Причем управляет человек (а не компьютер или светофор). Поэтому широко используется термин «автоматическое управление», но бессмысленно говорить об «автоматическом менеджменте».

     Термин  «управление» обозначает совокупность скоординированных мероприятий, направленных на достижение поставленных целей. В. Зигерт дает такое определение: «Управление  – это такое руководство людьми и такое использование средств, которое позволяет выполнять поставленные задачи гуманным, экономичным и рациональным путем». К этому надо добавить, что целеполагание, т.е. выбор целей и формулировка задач, также относится к управлению. Более того, целеполагание – одна из основных обязанностей менеджеров, особенно первых руководителей.

     Термин  «менеджмент» имеет несколько значений. Рассмотрим их.

    1. Менеджмент понимается как вид трудовой деятельности. Управление – это умственный труд, в результате которого осуществляется процесс управления. Коротко говоря, процесс управления – это непрерывное осуществление последовательных действий от прогноза предстоящей деятельности, постановки цели и разработки способов ее достижения до анализа ее фактического результата.
    2. Менеджментом называют сам процесс управления, со всеми его функциями, методами и средствами. Процесс менеджмента предполагает выполнение определенных функций. Таких, как прогнозирование, планирование, создание организационных структур, командование, координация, стимулирование (мотивация) деятельности, контроль и анализ. Для реализации той или иной функции применяют различные методы. Например, прогнозировать можно с помощью статистических и/или экспертных методов. При этом могут быть использованы соответствующие технические средства – компьютеры, программные продукты, Интернет, средства связи и др. Менеджмент объединяет различные составляющие управленческой деятельности в единое целое.
    3. Менеджмент – это орган управления, например, совокупность подразделений аппарата управления, объединяющего менеджеров. Другими словами, менеджментом называют организационную структуру, предназначенную для управления той или иной организацией, регионом, страной.
    4. Под менеджментом понимают категорию людей, профессионально занимающихся управлением, работающих на должностях, входящих в аппарат управления.
    5. Менеджмент – это научная дисциплина, посвященная проблемам, возникающим, когда люди управляют людьми. В России менеджмент обычно рассматривается как одна из экономических наук. Проводятся научно-исследовательские работы, выпускаются журналы и книги, защищаются диссертации по менеджменту.
    6. Менеджмент как научная дисциплина опирается на практику управления. Соответственно под менеджментом иногда понимают практику реального управления и ее осмысление.
    7. Менеджмент – это не только наука, но и искусство управления. Управленческая наука дает скорее общие ориентиры, чем конкретные инструкции на каждый конкретный акт управления. Реальное управление, особенно оперативное – скорее искусство, чем наука. Менеджеру необходимы не только знания, но и интуитивное понимание людей, которыми он управляет.
    8. Наконец, менеджмент – это учебная дисциплина, посвященная управлению. В России менеджменту учат всех студентов экономических специальностей. О нем рассказывают будущим инженерам, геологам, медикам, социологам и др. Все чаще с менеджментом знакомят и школьников.

     Все рассмотренные понимания термина  «менеджмент» (а их число можно  значительно увеличить) отнюдь не противоречат друг другу. Наоборот, они тесно связаны  между собой и раскрывают разные стороны обсуждаемого понятия.

1.2 Основные функции менеджмента

 

     Управление  в организации — это процесс, состоящий из последовательных действий по реализации функций управления для того, чтобы сформулировать и достичь ее цели (целей).

     Функциями управления называют управленческие действия,  
направленные на решение конкретных производственных и социальных задач для достижения целей организации. 

     Функции управления можно также определить как виды управленческой деятельности, необходимые для организации и руководства тем или иным объектом (организацией, предприятием, подразделением, группой) для осуществления целенаправленной деятельности по достижению желаемого результата. Содержание функции управления отражает две стороны управленческой деятельности. Во-первых, функция определяет необходимые действия (что необходимо делать) и, во-вторых, раскрывает конкретное содержание этих действий (как это делать).

     Основными функциями управления являются планирование, организация, мотивация и контроль. Эти функции реализуются на всех уровнях управления (высший, средний и нижний уровни) и во всех видах деятельности организации. Содержание этих функций и сложность управленческой деятельности на каждом уровне управления определяется конкретным перечнем задач, их спецификой и объемом.

  1. Функция планирования может быть определена как способ, с помощью которого руководство обеспечивает единое скоординированное направление усилий всех сотрудников на достижение общих целей организации (включая и формулирование самих целей).
  2. Функция организации представляет вид управленческой деятельности, направленной на обеспечение нормального функционирования организации в соответствии с определенным планом достижения желаемого результата. Она обеспечивает координацию деятельности всех подразделений и сотрудников организации для достижения доставленных целей.
  3. Функция контроля в управлении реализуется как процесс, посредством которого руководство организации удерживает ее на запланированной траектории достижения целей, получая информацию о текущих результатах деятельности и устраняя выявленные отклонения от установленных показателей.
  4. Функция мотивации предусматривает действия, направленные на то, чтобы побудить всех сотрудников организации к результативной деятельности для достижения ее целей.

     Приведенные функции управления находятся в тесной взаимосвязи: функция планирования взаимодействует с функциями организации и контроля, функция организации, в свою очередь, тесно связана с функциями планирования и контроля, а последняя (то есть функция контроля) взаимосвязана с функцией организации и функцией планирования. Функции планирования, организации и контроля тесно взаимосвязаны с функцией мотивации.

     На  рис 1.1 показана последовательность реализации основных функций процесса управления в организации и взаимосвязь этих функций друг с другом.

 

     

     Рис. 1.1 Взаимосвязь функций управления

 

     Приведенную взаимосвязь функций управления принято называть внешней. Вместе с  тем существует и тесная внутренняя взаимосвязь рассматриваемых функций, проявляющаяся в том, что элементы всех этих функций являются составной частью каждой из них. Действительно: функция планирования содержит элементы функций организации, контроля и мотивации; функция организации — элементы функций планирования, контроля и мотивации; функция контроля — элементы функций планирования, организаций и мотивации; функция мотивации — элементы функций планирования, организации и контроля.

 

2 Модели и виды менеджмента

2.1 Модели менеджмента

2.1.1 Азиатский стиль менеджмента

 

     Характерные черты азиатского стиля менеджмента:

    1. межфирменные отношения строятся на доверии, взаимопонимании, родственных и дружеских отношениях руководителей компаний;
    2. достаточно высокий уровень образования всех категорий персонала, постоянное обучение, повышение квалификации, чувство соучастия в отношениях подчиненных с руководителями;
    3. доверие партнеров друг к другу;
    4. уверенность в успехе долгосрочных планов компании;
    5. понимание совместного вклада в развитие компании.
 

     В Японии и Южной Корее фирмы не просто обеспечивают занятость и доход людям, но всегда дают им возможность для саморазвития, самовыражения. Известны случаи на японских фирмах, когда одаренному специалисту создавали специальный департамент для развития его предложений и воплощения их в жизнь, а фирма могла поменять или расширить свой профиль.

Информация о работе Особенности и основные черты американской модели менеджмента