Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 00:28, курсовая работа
Цель курсовой работы рассмотреть и проанализировать этапы развития и особенности формирования менеджмента в России.
В соответствии с данной целью в курсовой работе мне необходимо решить следующие задачи:
Изучить отечественный опыт управления предприятиями.
Рассмотреть основные стадии развития менеджмента в России.
Изучить влияние национально-исторических факторов на развитие менеджмента в России.
СОДЕРЖАНИЕ ................................................................................................2
ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................3
1.ИСТОРИЯ И ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ
ОТЕЧЕСТВЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ
1.1 Развитие управления в России.................................................................5
1.2 История современного российского менеджмента ...............................9
1.3 Методологические принципы формирования российского
менеджмента.............................................................................................10
2.ИНФРАСТРУКТУРА И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
2.1 Влияние национально-исторических факторов на развитие
менеджмента в России............................................................................12
2.2 Инфраструктура и сравнительный анализ менеджмента других
стран.................................................................................................. .......15
2.3 Основные черты и особенности развития менеджмента в России.....19
3.МЕНЕДЖМЕНТ В РОССИИ СЕГОДНЯ
3.1 Эволюция российского менеджмента....................................................23
3.2 Современный управляющий – кто он ? ................................................25
3.3 Менеджмент в различных сферах деятельности и
процессы интеграции...............................................................................29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................32
Список использованных литературных источников.....................................34.
С переходом
на рыночные отношения на
За годы рыночных реформ в России сформировалось новое поколение менеджеров с новыми взглядами и установками. Как правило, это высокообразованные специалисты, получившие второе высшее образование в зарубежных и российских бизнес-школах и стажировку в преуспевающих компаниях. Эти менеджеры, изучив зарубежный опыт управления, творчески используют его в новых российских условиях. (2; с.29)
Основные положения новой
- главный источник
доходов – работники
- ориентация
на качество продукции и услуг;
24
- признание
важности быстроты и адекватности
реакции организации на
- признание роли
стиля руководства,
-ориентация
на повышение
На основе
новой парадигмы выработаны
- лояльность
и доверие к работникам
- ответственность перед потребителями;
- психологический климат и методы работы с людьми, способствующие раскрытию их творческого потенциала;
- непосредственное участие менеджеров в работе групп;
- качество личной
работы и ее постоянное
- этика бизнеса;
Многим российским менеджерам ёще предстоит осознать важность учета этих принципов в своей повседневной деятельности. (2; с.30)
Для современного менеджмента характерны :
- постоянное
стремление к повышению
- изменение целей в зависимости от состояния внешней и внутренней среды;
- ориентация
на достижение намеченных
- использование
новейших информационных
- использование
нововведений в работе
- возрастание
роли маркетинга до
- различные риски и управление рисками;
- введение парсипативных
методов управления;
3.2 Современный
управляющий – кто он ?
На
сегодняшний день с
В некоторых компаниях в свое время было принято решение вести кадровое строительство на основе идеи продвижения сотрудников в позиции entry level iob до уровня топ-менеджера при полном содействии компании, прошедшего серьезное обучение, владеющий ситуацией на всех уровнях. Многоэтапное профессиональное обучение, регулярные внутренние и внешние тренинги, стажировки – все эти мероприятия направлены на взращивание специалиста высокого профессионального уровня, притом, человека преданного компании. Все это занимает немало времени связано с серьезными затратами, на что российские предприятия идут неохотно и в основном предпочитают работать с готовыми специалистами. (16;с.51)
Сегодня необходимо воспитывать корпоративный патриотизм, и разработка и внедрение эффективных образовательных программ в организации может стать управленческим ресурсом воспитания корпоративного патриотизма. Руководство компании должно уделять достаточное внимание повышению квалификации работников, демонстрировать потребность в высококвалифицированных кадрах, стимулируя тем самым работников на профессиональные достижения, предъявлять высокие требования при приеме на работу, что дает сотрудникам чувство особой ценности рабочего места. В рамках реализации образовательных программ и программ планирования карьеры человек ощущает особое доверие к нему со стороны организации.
Изменения в обществе, экономике, технологиях
заставляют по новому осмыслить понятия
управления в современной организации,
переформулировать профессиональные
характеристики управляющего, необходимые
для успешного управления организацией
в современных условиях.
В современных условиях все большее значение приобретают отрасли, связанные с интеллектуальной деятельностью. В России, в период переходной экономики, возникает повышенный спрос на менеджеров в обслуживающих сферах - торговля, финансы, информационные технологии.
Таким образом, современный менеджер должен обладать способностями по управлению подобным бизнесом, и владеть навыками принятия решений в условиях неопределенности.
В статье
"Менеджер 21-го века: кто он?" (журнал
"Менеджмент в России и за рубежом")
экономисты Поршнев А. Г. и Ефремов В. С.
говорят об управлении в современном обществе
так:
"В обществе,
где управление опирается на
интеллектуальное
Современный управляющий
должен руководствоваться следующими
принципами:
1.Ориентация на
людей, так как люди - это самый жизненно
важный ресурс организации.
Усредненное распределение рабочего времени
для руководителя высшего звена:
По некоторым
оценкам, "критическая масса"
руководителей, специалистов
по экономике и управлению,
способных преобразовать облик
наших предприятий и организаций
сообразно новым требованиям,
должна составить не менее 20% от
их общего числа в народном хозяйстве
РФ. А это не менее 3.0 млн. человек.
Сформировать такой корпус
управленцев нового типа
- задача исключительно сложная.
Сама жизнь, практика
рыночной экономики,
28
предпринимательства
будет способствовать ее решению,
помещая тех, кто сегодня у
руля предприятий, и тех, кто
входит в эту новую для себя
роль, в ситуацию естественно
протекающего социального отбора. Но многое,
конечно, зависит и от целенаправленной
деятельности по подготовке
и переподготовке кадров,
по изучению и распространению
передового опыта управления,
по применению достижений управленческой
науки на практике. .
Рыночная
экономика вызывает потребность
в управляющих, которые относятся
к делу творчески, хорошо информированы,
умеют наилучшим образом
3.3 Менеджмент в
различных сферах деятельности и процессы
интеграции
В условиях глобального рынка, в который интегрируется экономика России, для предприятий необходим менеджмент, обеспечивающий преимущества перед конкурентами по критериям качества, цены, сроков поставки. Постепенно приходит понимание, что для выпуска продукции необходимого качества уже не достаточно отдела техконтроля, контролеров в цехах и лабораториях. Все большее число предприятий, в целях повышения свой конкурентоспособности осознают необходимость создать у себя систему менеджмента качества и провести её сертификацию на соответствие стандартов ИСО серии 9000, хотя практически все страны Запада уже очень давно сертифицируют свою продукцию. Важно, чтобы качество было воспринято всеми членами организации, а высшее руководство определило бы и обнародовало политику качества компании. Развитие системного подхода к управлению качеством носит системный характер. Главное назначение стандартов ИСО - способствовать предупреждению отклонений от заданных требований на всех стадиях – от проектирования до поставки.
Среди современных
инструментов менеджмента – экологический
аудит занимает особое место. Возможно,
что понятие «обязательный экологический
аудит» будет в ближайшее время введено
в действие Экологическим Кодексом РФ.
В России прямое применение Экологических
стандартов ИСО серии 14000 началось в 1998г..
В настоящее время действует стандарт
ГОСТ Р ИСО14001-07.Экологический аудит
– инструмент менеджмента, охватывающий
систематическую, документированную,
периодическую и объективную оценку функционирования
организационной структуры, менеджмента
и оборудования с целью охраны окружающей
среды.
30
Российский кадровый менеджмент, сейчас в России, по мере развития внутри крупных компаний собственных сотрудников, обмена опытом и перехода на лучшие образцы менеджмента компаний среднего масштаба способен сократить разрыв от западных коллег на 3-5 лет. В целом можно выделить 2 этапа развития кадровых функций. Первый этап уже пройден. Компаний вступают во вторую стадию развития управления человеческими ресурсами , с акцентом на организаторское развитие , эволюцию корпоративной культуры, управление изменениями и минимизацией рутинных функций, таких как учет или расчет заработной платы.
Основные кадровые функции
Сегодня :
Рекрутинг – 78%
Кадровый учет
– 72%
Обучение персонала – 70% Управленческое развитие – 59%
Оплата туда и льготы – 65% Мотивация персонала – 55%
Оценка персонала
– 63%
Должностные инструкции – 61% Развитие и кадровые планы – 54%
Информация о работе Особенности формирования российского менеджмента