Особенности формирования интегрированных систем менеджмента в пищевых производствах и на перерабатывающих предприятиях АПК

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 17:33, курсовая работа

Описание работы

Создание интегрированных систем менеджмента (ИСМ) стало предметом заинтересованного обсуждения в конце 90-х годов прошлого столетия в связи с разработкой систем, отвечающих требованиям нескольких международных стандартов (как официальных, так и ставших таковыми де-факто) на системы менеджмента — MSS (Management System Standards).

Содержание

Введение 3

1. Интегрированная система менеджмента 6

1.1. Организация разработки ИСМ 11

1.2. Проектирование ИСМ 12

1.4. Внедрение ИСМ 16

1.5. Подготовка к сертификации ИСМ 16

2. ИСМ в пищевых производствах и на перерабатывающих предприятиях АПК 18

3. Стандарты ИСО 26

3.1. Сертификат ISO 9000. Система менеджмента качества 26

3.2. Сертификат ISO 14000. Система экологического менеджмента 28

3.3. Сертификат OHSAS 18000. Система менеджмента здоровья и безопасности на производстве 30

Заключение 32

Список использованной литературы 37

Работа содержит 1 файл

иск Курсовая работа.docx

— 426.39 Кб (Скачать)

 

     3.  Стандарты ИСО

     3.1.  Сертификат ISO 9000. Система менеджмента качества

 

     ISO 9000 - это серия международных стандартов, направленных на создание на предприятии системы управления качеством, которая представляет собой набор требований по организации управления качеством и эффективностью происходящих в компании процессов, выпускаемой продукции и услуг. В России ему полностью соответствует стандарт ГОСТ Р ИСО 9001 - 2001.

     Действующие документы:

     Гост  Р ИСО 9001 - 2001 Системы менеджмента качества. Требования.

     Гост  Р ИСО 9004 - 2001 Системы менеджмента. Рекомендации по улучшению деятельности.

     Гост  Р ИСО 10005 - 2005 Системы менеджмента качества. Руководство по менеджменту качества при проектировании.

     Гост  Р ИСО 19011 - 2003 Рекомендации по аудиту систем менеджмента качества и \ или охраны окружающей среды.

     В отличие от лицензии сертификат ISO 9000 подтверждает, что продукция и  услуги компании имеют международные  стандарты, работа выполняется качественно, имеется опыт и квалификация. Особенно актуальным становится внедрение системы  менеджмента качества перед предстоящей  отменой лицензирования строительной деятельности. Сертификат ISO 9000 становится обязательным условием для начала отношений  между заказчиком и исполнителем.

     Федеральным законодательством устанавливается, что при подготовке и заключении государственных контрактов на закупку  и поставку продукции для федеральных  государственных нужд необходимо указывать "сведения о наличии сертификата  системы качества", то есть ISO 9000. В столице сертификат ISO 9000 стал обязательным условием для участия в торгах по городскому заказу. Постановлением Правительства Москвы №953 на стандарты ISO 9000 переводятся системы контроля качества всех базовых организаций строительного комплекса. В данном постановлении указывается, что организации, "не внедрившие систему управления качеством на основе Государственных стандартов серии ГОСТ Р ИСО 9000, не будут допущены к участию в подрядных торгах по городскому заказу". Планируется, что аналогичные нормативные акты будут приняты и в других регионах России.

     Таким образом, ISO 9000 дает преимущество при  участии в тендерах. Также невозможно получить государственный, военный  или любой другой заказ, финансируемый  из бюджета страны, без сертификата  по стандартам серии ISO 9000.

     Так как наша страна находится на пороге вступления в ВТО, сертификаты ISO получают все большую актуальность. Одним  из основных условий на поставку продукции  за рубеж является наличие у компании сертификата соответствия.

     При разработке сертификатов по стандартам ISO серии 9000 использовались стандарты  министерства обороны США. Последние  были призваны оценивать поставщиков  оборонной отрасли на предмет  обеспечения надлежащего уровня качества данной продукции. В 1987 году Международная  Организация по Стандартизации (Inernational Organization for Standardization или ISO) приняла первый вариант универсальных стандартов по организации систем управления качеством.

     Особенностью  стандарта ISO 9000 является то, что он предъявляет требования к системе  организации управления производством, которое и влияет на качество продукции  и услуги компании. Система менеджмента  качества является частью всей системы  менеджмента организации и направлена на удовлетворение всех заинтересованных сторон, особенно потребителей организации. Основными требованиями к системе  менеджмента качества является соответствие качества данной продукции требованиям нормативно-технических документов, обеспечение стабильного качества производства или оказания услуг.

     Однако, помимо оптимизации процессов внутри компании, возможности влиять на результат, повышения уровня производства, сертифицируя систему менеджмента качества по международным стандартам серии ISO 9000, предприятие подтверждает свою профессиональную компетентность, повышается престиж и авторитет компании. Как уже отмечалось выше, сертификат ISO дает преимущество при участии  в тендерах и что особенно важно, ISO 9000 необходим для работы на международном  рынке. Таким образом, выгоды от внедрения  системы менеджмента качества очевидны. Сертификат по стандартам серии ISO 9000 необходим  как для работы на отечественном  рынке, так и за рубежом.

     Ведущие отечественные и западные компании уже оценили выгоды от внедрения  системы менеджмента качества. Сегодня  позволить себе получить сертификат ISO 9000 может любое предприятие.

     Требования  стандарта ISO 9000 полностью совместимы с требованиями стандартов ISO 14000 и OHSAS 18000. Однако организацией должны быть определены подходы к совмещению задач между  этими системами \ стандартами. Несколько  сертифицированных систем менеджмента (система менеджмента качества, безопасности, здоровья персонала, экологического менеджмента; т.е. ISO 9000, ISO 14000, OHSAS 18000) называется Интегрированные системы менеджмента или ИСМ.

     3.2.  Сертификат ISO 14000. Система экологического менеджмента

 

     Система экологического менеджмента - часть  всей системы менеджмента организации, призванная помочь организации сформулировать экологическую политику. В нашей  стране сертификату по стандарту  серии ISO 14000 соответствует ГОСТ Р ИСО 14001 - 98.

     Внедрение системы экологического менеджмента  улучшает экологическую обстановку путем перехода от ликвидации последствий  нештатных ситуаций к их предупреждению. Таким образом, сертификат по стандарту ISO 14000 улучшает экономические показатели за счет сокращения финансовых затрат на выплату штрафных санкций. Также ISO 14000 помогает организации проводить  мониторинг и внедрять процедуры  измерений, которые позволяют отслеживать  прямые или косвенные воздействия  на окружающую среду.

     В 1990 году в Великобритании был принят "Экологический Акт", а в 1992 году Британский Институт Стандартизации разработал стандарт в области систем экологического менеджмента BS 7750. Данный стандарт стал моделью для создания и внедрения Международной организацией по стандартизации (Inernational Organization for Standardization или ISO) в 1996 году серии стандартов в области экологического менеджмента ISO 14000.  

     Внедрение системы экологического менеджмента  позволяет:

     Снизить:

      - расходы на энергию, воду, ресурсы

     - риск экологических катастроф

     - отходы

     Улучшить:

     - экономические показатели

     - продукцию в результате изменений  в технологическом процессе

     - имидж компании, как в глазах  клиентов, так и заказчиков

     А также:

     - оптимизировать систему управления

     - повысить доверие к компании.

     Требования  стандарта ISO 14000 полностью совместимы с требованиями стандартов ISO 9000 и OHSAS 18000.

     Сертификат  по стандартам ISO 14000 выдается сроком на 3 года. Сертификационный центр ежегодно проводит проверку, в ходе которой  определяется степень соответствия применяемым стандартам на системы  качества.

     3.3.  Сертификат OHSAS 18000. Система менеджмента здоровья и безопасности на производстве

 

     Система менеджмента здоровья и безопасности на производстве является одной из составных частей общей системы  менеджмента компании. Сертификация по стандартам серии OHSAS 18000 является общетехнической  и применима вне зависимости  от деятельности организации, сектора  экономики или отрасли промышленности. Использование международных стандартов делает более успешным участие Вашего предприятия в мировой торговли, повышает конкурентоспособность и  имидж компании. Особенно актуальными  международные стандарты становятся в настоящее время, так как  наша страна находится на пороге вступления в ВТО.

     OHSAS 18000 (Occupational Health and Safety Management Systems) " Система менеджмента здоровья и безопасности на производстве" был разработан при участии ряда фирм и исследовательских органов а также национальных органов по стандартизации таких стран, как Великобритания, Япония, ЮАР, Ирландия.

     В нашей стране этому стандарту  соответствует национальный стандарт ГОСТ Р 12.0.006-2002 "Система стандартов безопасности труда".

     Процесс внедрения системы менеджмента  здоровья и безопасности на производстве состоит из оценки рисков и их управления. Данная система способствует снижению человеческих потерь, включая потерю нетрудоспособности и, как следствие, уменьшает потери денежные. Сертификация по стандартам серии OHSAS 18000 снижает  вероятность судебных расходов, прямых и косвенных издержек.

     Требования  стандарта OHSAS 18000 полностью совместимы с требованиями стандартов ISO 9000 и ISO 14000.

     Сертификат  по стандартам OHSAS 18000 выдается сроком на 3 года. (Название центра) ежегодно проводит проверку, в ходе которой определяется степень соответствия применяемым  стандартам на системы качества.

     Компании, сертифицированные по международной  системе менеджмента производственной безопасности и охране здоровья OHSAS 18000(информация из пресс-релизов компаний):

  • ОАО «ЛУКОЙЛ»
  • АО «Татнефть»
  • Новокузнецкий металлургический комбинат (предприятие компании «Евраз Групп»)
  • Лисичанский НПЗ (ООО «ЛИНОС»)
  • АО «Казцинк»
  • ООО NESTE Санкт-Петербург
  • Туланский деревообрабатывающий завод
  • Новосибирский завод химконцентратов
  • ОАО «Ревдинский завод ОЦМ» (входит в холдинг «Русская медная компания»)
  • Аксуский завод ферросплавов
  • ОАО «Трест Шахтоспецстрой»
  • ОАО «Ингулецкий ГОК»
  • ОАО «Саянскхимпласт»
  • ОАО «Липецкий металлургический завод «Свободный сокол»
  • ООО Завод «Калининградгазавтоматика»

 

     

Заключение

 

         В пищевой промышленности  в   настоящее  время  насчитывается более  30 подотраслей, объединяющих около 15 тыс. предприятий. По сравнению с 1990  г. их количество увеличилось в 2,2 раза, что связано в  основном  с  дроблением крупных  специализированных  предприятий   на   более   мелкие   акционерные общества,   а   также   созданием   большого   числа   новых    предприятий. Преобладающими формами собственности являются смешанная и частная,  на  долю которых приходится соответственно 50,4и  34,6%  производимой  продукции.   В целом за годы  реформ  ситуация  в  пищевой  промышленности  характеризуется спадом  производства  всех   основных   продуктов   питания,    значительным сокращением  ассортимента  вырабатываемой  продукции,  кризисным  состоянием большинства  предприятий,  стиранием   основных   производственных   фондов, особенно их активной части. С 1990 г. по 1995 г. объем производства  пищевой промышленности снизился на 51,2 %, а   в 1999 г. по сравнению с  1995  г.  - на 7 %. В частности, к 1997 г. по сравнению с  1990  г.  объем  производства сахара-песка из свеклы, растительного масла, хлеба,  хлебобулочных  изделий, этилового спирта, водки и ликероводочных изделий,  безалкогольных   напитков и др. продуктов.

           Износ основных производственных  фондов составляет более 50  %,  а  по отдельным подотраслям и предприятиям - до 70 %.  Остающиеся  в распоряжении предприятии   средства   недостаточно   для   проведения   реконструкции   и технологического перевооружения, в результате  чего  коэффициент  обновления основных фондов составляет всего около 1 % (при норме 8-10 %).

           Производственные  мощности  действующих   предприятий  и  особенно  их технический уровень не только не  позволяют  увеличить  выработку  важнейших видов питания, но и приводят к большим потерям сельскохозяйственного  сырья. В последние годы в пищевую промышленность привлекались  крайне  ограниченные инвестиционные ресурсы.  Объем   капитальных  вложений  по  всем  источникам финансирования  значительно  снизился.   Традиционная   отсталость   пищевой промышленности,  а  также  неразвитость  рыночной   инфраструктуры   сделали отечественную продукцию агропромышленного комплекса неконкурентоспособной  с импортными аналогами.  Так,  в  1999  г.  доля  импорта  в  продаже  мяса  и мясопродуктов достигала 30 % (1990 г. - 13 %), животного масла -  40  %  (22 %), рыбы и рыбопродуктов - 26 % (1995 г. - 17 %), сахара - 74 % (61 %).   Увеличиваются зарубежные   поставки  и других  продовольственных   товаров.  В  связи  с  этим  необходимо решить комплекс  проблем  регулирования  внешнеэкономической  деятельности,  прежде всего импортных операций, со  странами  СНГ, ближнего и дальнего  зарубежья. Однако  ограниченные  финансовые  возможности  обуславливают   использование преимущественно   тех  факторов  роста  производства,  которые  не   требуют дополнительных  ресурсов:   меры   по   оживлению   производства,    включая стимулирование  спроса   на   отечественные    продукты;   институциональные преобразования; совершенствование  финансово-кредитной  системы;  разработка оптимального сочетания рыночных регуляторов; усиление  мер  государственного воздействия  и  др.  В  условиях  недостаточных  ресурсов  для  промышленной переработки целесообразно  стимулировать  углубление  переработки  исходного сырья, развивать производство продукции, максимально готовой к  употреблению расфасованной и упакованной,  хорошо  оформленной.  Это  позволит  увеличить выход конечной продукции в  стоимостном  выражении  в  расчете   на  единицу сельскохозяйственного сырья, товарооборот и поступление средств в  бюджет  и внебюджетные фонды.

Информация о работе Особенности формирования интегрированных систем менеджмента в пищевых производствах и на перерабатывающих предприятиях АПК