Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 17:33, курсовая работа
Создание интегрированных систем менеджмента (ИСМ) стало предметом заинтересованного обсуждения в конце 90-х годов прошлого столетия в связи с разработкой систем, отвечающих требованиям нескольких международных стандартов (как официальных, так и ставших таковыми де-факто) на системы менеджмента — MSS (Management System Standards).
Введение 3
1. Интегрированная система менеджмента 6
1.1. Организация разработки ИСМ 11
1.2. Проектирование ИСМ 12
1.4. Внедрение ИСМ 16
1.5. Подготовка к сертификации ИСМ 16
2. ИСМ в пищевых производствах и на перерабатывающих предприятиях АПК 18
3. Стандарты ИСО 26
3.1. Сертификат ISO 9000. Система менеджмента качества 26
3.2. Сертификат ISO 14000. Система экологического менеджмента 28
3.3. Сертификат OHSAS 18000. Система менеджмента здоровья и безопасности на производстве 30
Заключение 32
Список использованной литературы 37
Таблица 2. Соответствие между МС ИСО 9001:2000, ИСО 14001:1996, OHSAS 18001:1999 и SA 8000:2001
|
|
Рисунок
1 (рис. а) Аддитивная
модель
Рисунок
2. (рис. б) Модель одновременного
интегрирования
Создание ИСМ, что называется «с нуля», должно строиться на принципах, установленных во всех международных стандартах менеджмента. При этом в качестве базовых должны приниматься принципы, сформулированные в стандартах ИСО серии 9000, и в первую очередь такие, как процессный и системный подходы, лидерство руководителя и вовлечение работников. Реализация именно этих принципов позволяет наилучшим образом обеспечить интегрирование отдельных стандартов в единую систему.
Порядок создания ИСМ может быть таким же, как и при создании СМК в соответствии с требованиями стандартов ИСО серии 9000. В общем случае этот порядок включает последовательное выполнение этапов, показанных на схеме 1.
Рисунок 3. (Схема 1) Порядок создания ИСМ
Особая
роль на данном этапе работ должна
принадлежать высшему руководству
организации, принимающему решение
о создании ИСМ. Приступая к разработке
системы, высшему руководству необходимо
четко представлять себе не только
явные выгоды от выполнения этой работы,
но и потенциальные риски, а также
масштаб, сложность и продолжительность
работы. Важно оценить уровень
компетентности своих менеджеров и
специалистов для успешного выполнения
этой работы, определить целесообразность
привлечения внешних
Как
свидетельствует современная
-
проведение, прежде всего руководством
организации, широкой
-
выработка четкой стратегии
-
обеспечение благоприятных
-
специальные занятия и
-
постоянная поддержка работ со
стороны руководства,
-
мониторинг и регулярный
На данном этапе:
-
выбираются международные
-
идентифицируются процессы
-
устанавливаются
-
назначаются владельцы и
- определяются конкретные
-
устанавливаются параметры
-
определяются методы и
-
формируются критерии оценки
результативности и
По
сути дела, речь идет о реализации процессного
подхода в соответствии с требованиями
стандарта ИСО 9001:2000.
1.3.
Документирование ИСМ
Целью документирования является создание нормативно-организационной основы для построения, функционирования и постоянного улучшения ИСМ. Качественное документирование ИСМ должно обеспечить решение таких задач, как установление требований к осуществлению процессов, правильное понимание этих требований, воспроизводимость, прослеживаемость процессов и оценивание достигнутых результатов. Документирование ИСМ, подобно документированию любой из систем по требованиям MSS, предусматривает определение состава и структуры документов ИСМ, установление правил их разработки и идентификации.
Детальное
представление о построении документации
ИСМ может быть получено при ее
систематизированном
Не
останавливаясь на рассмотрении самих
документов ИСМ (см. схему 3),отметим, что
объем документации, и степень
ее детализации могут
Рисунок 5. (Схема 3) Структура документации ИСМ
Как свидетельствует практика, внедрение системы менеджмента, независимо от охватываемой ею области деятельности, не менее сложно, чем ее проектирование . На данном этапе важно добиться, чтобы спроектированная система заработала и вошла в режим стабильного функционирования. При этом первостепенную роль начинает играть служба внутреннего аудита. Ее главной задачей становится проверка степени практического выполнения требований, установленных в документах ИСМ. Для решения этой задачи служба внутреннего аудита должна адаптировать рекомендации ИСО 19011 [16], распространяющиеся на аудит систем менеджмента и экологии, ко всем видам деятельности организации, охватываемой интегрированной системой.
Сертификацию
разработанной и внедренной в
организации ИСМ следует
В ходе подготовки к сертификации осуществляются: выбор органа по сертификации ИСМ, проведение предсертификационного аудита силами внутренних аудиторов и внешних консультантов, подготовка персонала к взаимодействию с внешними аудиторами.
Сертифицировать ИСМ может один или несколько органов путем последовательной сертификации входящих в нее систем менеджмента . Однако наиболее предпочтителен для организации вариант сертификации ИСМ в целом одним органом. В настоящее время подобные сертификационные услуги в России предлагает ряд международных организаций.
Итак, в заключение несколько общих соображений, касающихся данной проблемы.
Создание ИСМ — сложный инновационный проект, направленный на повышение эффективности общего менеджмента организации. Ожидаемая результативность создания ИСМ может быть достигнута лишь в случае грамотного управления этим проектом. При создании ИСМ главенствующая роль должна принадлежать менеджерам организации и прежде всего — руководителям высшего звена. При разработке ИСМ следует избегать механического объединения требований международных стандартов на менеджмент (без учета концепций и принципов, на которых базируются эти стандарты, и специфики сложившегося в организации менеджмента ), что может привести к их формальному, поверхностному внедрению. Интегрирование систем менеджмента (качества, экологии, безопасности и социальной ответственности), отвечающих требованиям международных стандартов, следует рассматривать как предпосылку для устойчивого развития организации.