Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 23:11, шпаргалка
Ответы на 58 вопросов.
Особое место среди экспертных методов занимает разработка графических и табличных описаний организационных структур и процессов управления, отражающих рекомендации по их наилучшей организации. К такого рода описаниям относятся, в частности, маршрутная технология выполнения управленческих функций или их этапов, основанная на принципах научной организации труда, а также на прогрессивных методах и технических средствах осуществления управленческих работ и регламентирующая порядок их выполнения. Этому предшествует разработка вариантов организационных решений, направленных на устранение выявленных организационных проблем, отвечающих научным принципам и передовому опыту организации управления, а также требуемому уровню количественно-качественных критериев оценки эффективности организационных структур. Как правило, при этом осуществляется табличное представление преимуществ и недостатков каждого из вариантов с целью их последующего обсуждения и анализа.Метод структуризации целей предусматривает выработку системы целей организации (включая их количественную и качественную формулировки) и последующий анализ организационных структур с точки зрения их соответствия системе целей. При его использовании чаще всего выполняются следующие этапы:1) разработка системы («дерева») целей, представляющей собой структурную основу для увязки всех видов организационной деятельности, исходя из конечных результатов (независимо от распределения этих видов деятельности по организационным подразделениям и программно-целевым подсистемам в организации);2) экспертный анализ предлагаемых вариантов организационной структуры с точки зрения организационной обеспеченности достижения каждой из целей, соблюдения принципа однородности целей, устанавливаемых каждому подразделению, определения отношений руководства, подчинения, кооперации подразделений, исходя из взаимосвязей их целей, и т. п.;3) составление карт прав и ответственности за достижение целей как для отдельных подразделений, так и по комплексным межфункциональным видам деятельности, где регламентируется сфера ответственности (продукция, ресурсы, рабочая сила, производственные и управленческие процессы, информация); конкретные результаты, за достижение которых устанавливается ответственность; права, которыми наделяется подразделение для достижения результатов (утверждение и представление на утверждение, согласование, подтверждение, контроль).
Метод организационного моделирования представляет собой разработку формализованных математических, графических, машинных и других отображений распределения полномочий и ответственности в организации, являющихся базой для построения, анализа и оценки различных вариантов организационных структур по взаимосвязи их переменных. Можно назвать несколько основных типов организационных моделей:* математико-кибернетические модели иерархических управленческих структур, описывающие организационные связи и отношения в виде систем математических уравнений и неравенств или же с помощью машинных имитационных языков (примером могут служить модели многоступенчатой оптимизации, модели системной, «индустриальной» динамики и др.);* графо-аналитические модели организационных систем, представляющие собой сетевые, матричные и другие табличные и графические отображения распределения функций, полномочий, ответственности, организационных связей. Они дают возможность анализировать их направленность, характер, причины возникновения, оценивать различные варианты группировки взаимосвязанных видов деятельности в однородные подразделения, «проигрывать» варианты распределения прав и ответственности между разными уровнями руководства и т. п. Примерами могут служить «метасхемные» описания материальных, информационных, денежных потоков совместно с управленческими действиями; матрицы распределения полномочий и ответственности; органиграммы процессов принятия решений; таблицы коэффициентов связей между функциями производства и управления и др.;* натурные модели организационных структур и процессов, заключающиеся в оценке их функционирования в реальных организационных условиях. К ним относятся организационные эксперименты - заранее спланированные и контролируемые перестройки структур и процессов в реальных организациях; лабораторные эксперименты - искусственно созданные ситуации принятия решений и организационного поведения, сходные с реальными организационными условиями; управленческие игры -действия практических работников (участников игры), основанные на заранее установленных правилах с оценкой их текущих и долгосрочных последствий (в том числе с помощью ЭВМ);
* математико-статистические
модели зависимостей между исходными
факторами организационных систем и характеристиками
организационных структур. Они построены
на основе сбора, анализа и обработки эмпирических
данных об организациях, функционирующих
в сопоставимых условиях. Примерами могут
служить регрессивные модели зависимости
численности ИТР и служащих от производственно-
Процесс проектирования
организационной структуры управления
должен быть основан на совместном использовании
охарактеризованных выше методов. На стадиях
композиции и структуризации наибольшее
значение имеют метод структуризации
целей, экспортно-аналитический метод,
а также выявление и анализ организационных
прототипов. Более формализованные методы
должны быть использованы для углубленной
проработки организационных форм и механизмов
отдельных подсистем на стадии регламентации.
Для проектирования организационных структур
новых организаций преимущественно используются
формально-аналитические методы и модели,
для совершенствования действующих организаций
- методы диагностических обследований
и экспертного изучения, организационной
системы. Выбор метода решения той или
иной организационной проблемы зависит
от ее характера, а также от возможностей
для проведения соответствующего исследования,
определяемых наличием его методики, необходимой
информации, а также квалификацией разработчиков
системы и сроками представления рекомендаций.
51.Основы теории принятия решений.Задача принятия решения направлена на определение наилучшего (оптимального) способа действий для достижения поставленных целей. Под целью понимается идеальное представление желаемого результата. Если фактическое состояние не соответствует желаемому, то имеет место проблема. Выработка плана действий по устранению проблемы составляет сущность задачи принятия решений.
Проблема всегда связана с определенными условиями, которые обобщенно называют ситуацией. Совокупность проблемы и ситуации образует проблемную ситуацию. Выявление и описание проблемной ситуации дает исходную информацию для постановки задачи принятия решений.Субъектом всякого решения является лицо, принимающее решение (ЛПР). Понятие ЛПР является собирательным. Это может быть одно лицо - индивидуальное ЛПР или группа лиц, вырабатывающих коллективное решение, - групповое ЛПР. Для помощи ЛПР в сборе и анализе информации и формировании решений привлекаются эксперты - специалисты по решаемой проблеме.Принятие решения происходит во времени, поэтому вводится понятие процесса принятия решений. Этот процесс состоит из последовательности этапов и процедур и направлен на устранение проблемной ситуации.В процессе принятия решений формируются альтернативные (взаимоисключающие) варианты решений и оценивается их предпочтительность. Предпочтение - это интегральная оценка качества решений, основанная на объективном анализе (знании, опыте, проведении расчетов и экспериментов) и субъективном понимании ценности и эффективности решений.Конечным результатом задачи принятия решений является решение, которое представляет собой предписание к действию.
Решение называется допустимым, если оно удовлетворяет ограничениям: ресурсным, юридическим, правовым, морально-этическим. Решение называется оптимальным (наилучшим), если оно обеспечивает экстремум (максимум или минимум) критерия выбора при индивидуальном ЛПР или удовлетворяет принципу согласованности при групповом ЛПР.
Обобщенной характеристикой решения является его эффективность. Эта характеристика включает эффект решения, определяющий степень достижения целей, отнесенный к затратам на их достижение. Решение тем эффективнее, чем больше степень достижения целей и меньше затраты на их реализацию.Теория принятия решений представляет собой набор понятий и систематических методов, позволяющих всесторонне анализировать проблемы принятия решений в условиях неопределенности.Цель теории принятия решений - совершенствование процесса принятия решений.В основе ТПР лежит представление о том, что выбор альтернатив должен определяться двумя факторами: 1. Представлениями ЛПР о вероятностях различных возможных исходов, которые могут иметь место при выборе того или иного варианта решения.
2. Предпочтениями,
отдаваемыми им различным исходам.Для
удобства изложения, выделим 4 этапа процесса
принятия решений:1. Формирование возможных
исходов. 2. Описание вероятностей возможных
исходов.3. Ранжировка предпочтений возможных
исходов через их полезность.4. Рациональный
синтез информации, полученной на первых
трех этапах.
52.Диагностика и оценка изменений организационной структуры.Подход к оценки эффективности различных вариантов орг. стр-ры определяется с помощью показателей эффективности орг. стр-ры. Данные показатели подразделяют на 3 группы:1) характеризующая эффективность выражающаяся через конечные результаты деятельности организации и затраты на управление (пример: прибыль, объем выпуска продукции, с/с и т.д.);2) характеризующие создание и организацию процесса управления в том числе непосредственные результаты и затраты управленческого труда;
3) характеризующие рациональность орг. стр-ры и ее технико-организационный уровень.
Эти показатели используют в качестве нормативных при анализе эффективности проектируемых вариантов орг. стр-р. К этим показателям относят:- нормы управляемости;- звенность системы управления;- показатель централизации и децентрализации;- уровень функциональной замкнутости подсистем;- уровень специализации, стандартизации и формализации функций управлений.
Оптимизация ОСУ предусматривает использование следующих параметров:1) затраты на содержание системы управления;2) информационная нагрузка на менеджеров;3) время на обработку информации;
4) затраты времени на принятие и реализацию решений;5) наличие ошибок в УР.
Признаки оптимальной
структуры: !) небольшие подразделения
с высококвалифицированным профессионалом;
2) небольшое число уровней управления;
3) ориентация на потребителя; 4) реактивность;
5) низкие затраты на управление; 6) наличие
в структуре групп специалистов.
53.Цели организации и корректировка организационных структур.решения о корректировке структур принимаются высшими руководителями организации как часть их основных обязанностей. Значительные по масштабам организационные предприятия не осуществляется до тех пор, пока не появится твёрдая корректировка структуры или разработка нового проекта.Неудовлетворительное функционирование предприятия. Наиболее распростронённой причинной необходимости разработки нового проекта организации являются неудачи в попытке снижения роста издержек, повышения производительности, расширения всё сужающихся внутренних и внешних рынков или в привлечении новых финансовых ресурсов. Обычно прежде всего предпринимаются изменения в составе и уровне квалификации работающих, разработка специальных программ. Но причина неудовлетворительной деятельности предприятия заключается в определённых недостатках организационной структуры управления.Перегрузка высшего руководства. Если меры по изменению методов и процедур управления не позволяют уменьшить нагрузку, не приводят к продолжительному облегчению, то весьма эффективным средством решения этой задачи становится перераспределение прав и функций, корректировки и уточнения в формах организации.Отсутствие ориентации на перспективу. Будущее развитие предприятия требует со стороны высших руководителей всё большего внимания стратегическим задачам. В то же время до сих пор многие руководители продолжают уделять основное время оперативным вопросам. Что приведёт к простой экстраполяции текущих тенденций в будущем. Высший руководитель должен осознавать, что его важнейшая обязанность заключается в том, чтобы сделать предприятие способным разработать и реализовать стратегическую программу.Разногласия по организационным вопросам. Каждый опытный руководитель знает, что стабильность в организационной структуре предприятия существует внутренняя гармония. Эта структура затрудняет достижение целей, допускает несправедливое распределение власти и т.д. Когда возникают глубокие и устойчивые разногласия по поводу организационной структуры, единственным выходом является тщательное изучение структуры. Смена руководства часто вызывает решение о реорганизации. Группа которая придёт на смену, может найти такую форму совершенно не соответствующей её подходу к проблемам предприятия.В зависимости от специфики отрасли, особенностей состояния среды, характера и содержания миссии в каждой компании устанавливаются свои собственные цели, особенные как по набору параметров организации, так и по количественной оценке этих параметров. Однако, несмотря на ситуационность подобного выбора, выделяют четыре сферы, применительно к которым организации устанавливают цели: их доходы, работа с клиентами, потребности и благосостояние сотрудников, социальная ответственность. Наиболее же распространенными направлениями, по которым в деловых компаниях определяются цели, являются следующие:1) прибыльность, отражаемая в показателях (величина прибыли, рентабельность, доход на акцию;2) положение на рынке, описываемое такими показателями, как доля рынка, объем продаж и т.д.;3) производительность, выражающаяся в издержках на единицу продукции, материалоемкости, отдаче с единицы производственных мощностей;
4) финансовые ресурсы,
характеризующиеся структурой капитала,
движением денег в организации, величиной
оборотного капитала и т.п.;5) мощности
компании, выражаемые в целевых показателях,
касающихся размера занимаемых площадей,
количества единиц техники и т.д.;6) разработка,
производство продукта и обновление технологии;7)
изменения в организации и управлении,
человеческие ресурсы;8) работа с покупателями
и оказание помощи обществу.
54.Подходы к решению
задачи проектирования организационной
структуры.Можно выделить четыре подхода
к решению задачи проектирования организационных
структур: нормативно-функциональный,
организационного моделирования, функционально-технологический
и системно-целевой.Нормативно-
До недавнего времени нормативно-функциональный подход имел наибольшее распространение и был положен в основу методических рекомендаций по построению организационных структур ПХС. Однако в настоящее время значение этого подхода снижается. Причина заключается в том, что он ориентирован на типовую номенклатуру функций управления и структурных управленческих подразделений. В условиях значительного разнообразия видов организаций и конкретных условий их деятельности возможности этого подхода ограничены.
Функционально-технологический подход к построению организационных структур основан на рационализации потоков информации и технологии ее обработки. Для определения характеристик организационной структуры: численности управленческого персонала, количества уровней управления, степени централизации, структуризации и диапазона управления и др. -- предлагается установить корреляционные зависимости этих характеристик от внутренних и внешних факторов и рационализировать функции по вертикали и горизонтали. Однако рассчитанные на основе этих зависимостей характеристики ориентируют на некоторый сложившийся уровень организации управления в отрасли. При данном подходе можно достаточно полно учесть особенности конкретной организации. Он универсален, но вместе с тем трудоемок, ориентируйся на стабильную номенклатуру сложившихся функций травления, подчинение организационной структуры схеме документооборота в ПХС. Это ограничивает возможности использования данного метода.В условиях действующего предприятия попытки совершенствовать организационную структуру будут наталкиваться на стремление управленческих работников сохранить сложившуюся, привычную для них схему документооборота, которая не всегда рациональна. В условиях проектирования нового объекта использование функционально-технологического подхода вызовет серьезные трудности из-за отсутствия информации, необходимой для его реализации.Метод организационного моделирования представляет собой разработку формализованных математических, графических, иных отображений распределения полномочий и ответственности в субъекте управления, что является базой для построения, анализа и оценки различных вариантов организационных структур по взаимосвязи их переменных. В управленческой практике широко применяются следующие типы организационных моделей:
Информация о работе Основы теории управления и структур производственных систем. Ответы