Основы стратегического управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 20:52, курсовая работа

Описание работы

Ресторанный бизнес всегда приносил своим владельцам немалую прибыль. Рынок общественного питания, к которому относятся кафе, бары и рестораны уверенно развивается и продолжает расти, а вмести с этим, растут и требования людей к заведениям, куда они приходят отдохнуть и вкусно поесть. Потребитель всегда будет нуждаться в том ресторане, что сможет предложить высокий уровень обслуживания. Возможно, именно таким станет ресторан, который откроется, полагаясь на готовый бизнес-план ресторана.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы стратегического управления
1.1. Сущность стратегического управления и его ключевые понятия
1.2. Порядок разработки и реализации стратегии развития предприятия
Глава 2. Анализ технико-экономических данных
2.1. Анализ факторного воздействия внешнего окружения на организацию
2.2. Анализ внутренней среды организации
Глава 3. Выбор стратегии развития предприятия социально-культурной сферы
3.1. Основные направления стратегического развития предприятия
3.2. Ситуационный анализ
3.3. Составление стратегического плана предприятия
Заключение 39
Список литературы 41
Приложение 1. Этапы стратегического управления на предприятии…………..42
Приложение 2. Матрица SWOT-анализа………………………

Работа содержит 1 файл

Основы стратегического управления.doc

— 677.00 Кб (Скачать)

VI. Следующей особенностью стратегического менеджмента является большая концентрация в общей стратегической деятельности таких работ как проектирование и прогнозирование.

         Процесс выработки стратегии не завершается каким-либо немедленным действием. Обычно он заканчивается установлением общих направлений, продвижение по которым обеспечит рост и укрепление позиций фирмы.

 

 

1.2. Порядок разработки и реализации стратегии развития

предприятия

Согласно теории стратегического менеджмента, изложенной А. А. Томпсоном и А. Дж. Стриклендом, стратегический менеджмент включает решения пяти взаимосвязанных задач, которые также можно считать этапами стратегического управления, в которых анализ не выделяется в качестве самостоятельной составляющей, а предусматривается в составе каждого этапа [6, с. 138]:

1. определение вида коммерческой деятельности и формирование стратегических направлений развития, т. е. необходимо обозначить цели и долгосрочные перспективы развития;

2. превращение общих целей в конкретные направления работы;

3. умелая реализация выбранного плана для достижения желаемых показателей;

4. эффективная реализация выбранной стратегии;

5. оценка проделанной работы, анализ ситуации на рынке, внесение корректив в долгосрочные основные направления деятельности, в цели, в стратегию или в ее осуществление на основе приобретенного опыта, изменившихся условий, новых идей или новых возможностей.

Процесс стратегического управления состоит из нескольких этапов, выполняемых непоследовательно: циклично, параллельно-последовательно (рис. 1.3).

Рис. 1.3. Основные этапы процесса стратегического управления

 

          Стратегическое управление является процессом, который в свою очередь состоит из ряда логически связанных процессов (субпроцессов). Существенной характеристикой процесса стратегического управления является постоянная корректировка результатов каждого этапа и наличие обратной связи, учитывающей опыт реализации стратегий, динамику факторов среды.

В состав основных этапов стратегического управления входят:

      Исследование и анализ внешней и внутренней среды или непрерывное слежение – мониторинг среды в том случае, если эти процедуры становятся обязательными и постоянными.

      Долгосрочное планирование – если среда стабильна или, если фирма является монополистом и уверена в незыблемости своего положения.

      Прямое стратегическое планирование – построение сценариев развития ситуаций, как возможных альтернатив будущего. При этом очень важно спрогнозировать – что произойдет с выявленными на этапе исследований и анализа проблемами организации, не приведет ли их развитие и действие на фирму внешних факторов к кризису и банкротству. Если фирму устраивают прогнозируемые альтернативные варианты, то, в принципе, она может остановиться на данном этапе стратегического управления, сконцентрировав усилия на текущем управлении хозяйственной деятельностью.

      Формулировка миссии организации или корректировка имеющейся миссии при изменившихся условиях среды. Если предприятие создается вновь, то в качестве предварительной миссии принимается предпринимательская идея.

      Проектирование системы целей организации. Цели организации отражают те состояния, которые она желает достичь.

      Проектирование системы стратегий. Система стратегий должна «пронизывать» деятельность всей фирмы и быть самым тесным образом увязана с миссией и системой целей организации. При разработке стратегий очень важным является вопрос распределения ресурсов, так как стратегии конкурируют между собой за ограниченные ресурсы фирмы. Поэтому необходимо установить приоритеты стратегий.

      Проектирование целевых программ, основу которых составляют бизнес-проекты, планы и бюджеты. Через целевые программы происходит превращение миссии, целей, стратегий в конкретные действия. Здесь же устанавливается система нормативных показателей необходимых в будущем для реализации и контроля запланированных действий.

      Корректировка сценариев с учетом запланированных действий организации. Оценка приемлемости прогнозируемых сценариев-альтернатив.

      Реализация стратегий состоит из двух этапов – подготовительного и основного. Подготовительный этап включает проведение реструктуризации – организационной, производственно-технической, финансовой, обеспечение необходимыми ресурсами. Основной этап – это осуществление конкретных действий, установленных целевыми программами.

      Оценка результатов и внесение необходимых корректив [4, с. 57].

Порядок следования этапов может меняться.

Систему стратегического управления должны обеспечивать следующие составляющие:

      стратег-лидер, то есть человек, находящийся во главе организации и являющийся «духовным отцом» имиджа, концептуального представления, стратегического видения организации;

      наличие методологии стратегического управления – политики, тактики, правил и процедур;

      структура организации, соответствующая принятой стратегии;

      организационная культура, обеспечивающая принятую стратегию;

      адекватный стратегии персонал, наличие системы его отбора и обучения;

      наличие достаточных финансовых ресурсов [7, с. 95].

С учетом рассмотренных различных точек зрения наиболее общей и целесообразной может быть признана следующая последовательность этапов стратегического управления на предприятиях (Приложение 1).

Исходя из анализа работ по стратегическому менеджменту, содержание показанных в Приложении 1 этапов может быть следующим:

Этап 1. Предварительная оценка состояния предприятия и влияния внешней среды, определение основных ориентиров (целей и миссии) предприятия и периода разработки стратегии;

Этап 2. Углубленное исследование внешней среды предприятия и определение рынков сбыта;

Этап 3. Оценка сильных и слабых сторон деятельности предприятия;

Этап 4. Выбор ориентиров и определяющей стратегической модели развития предприятия с учетом стадии его жизненного цикла и вариантов стратегии в рамках этой модели;

Этап 5. Выбор и проработка собственной стратегии и формирование системы стратегических целей;

Этап 6. Конкретизация целевых показателей стратегии по периодам ее реализации, разработка стратегического плана;

         Этап 7. Реализация стратегии и оценка результатов деятельности [8, с. 198].

         Изложенный выше материал позволяет сделать следующий вывод. Стратегическое управление является непрерывным процессом. После того как стратегии внедрены, необходимо их отслеживать и производить в определенные периоды оценку их реализации. Важным условием при этом является выбор соответствующих критериев, которые определяют, насколько удачно выбрана стратегия с точки зрения стратегического анализа. Это, прежде всего, ее осуществимость, т.е. степень трудности и объем усилий для того, чтобы данная стратегия была применена на практике, а также ее приемлемость, т.е. определение того, в какой мере результаты применения конкретного стратегического варианта направлены на выполнение миссии организации и достижение ее целей.       

Стратегический менеджмент развивает широту управленческого мышления руководителей, делает их более полезными для организации.

Итак, в первой главе курсовой работы было изучено значение стратегического управления в деятельности хозяйствующих субъектов, его особенности и ключевые понятия: стратегическое управление, функции, стратегии и их виды, стратегические цели. Также была рассмотрена структура разработки и реализации стратегии предприятия: этапы и их содержание. Выбор стратегии предполагает изучение альтернативных направлений развития организации, их оценку и выбор лучшей стратегической альтернативы для реализации.


Глава 2. Анализ технико-экономических данных

 

2.1. Анализ факторного воздействия внешнего окружения на

организацию

          Кафе «Мечта» основано в 2000 году, путем создания общества с ограниченной ответственностью «Мечта», зарегистрированном в государственном реестре от 24 апреля 2000г. Вид объекта – кафе на 40 посадочных мест, специализация – общественное питание. Полное наименование общества: общество с ограниченной ответственностью «Мечта». Сокращенное наименование общества: ООО «Мечта».

В закусочной есть два подразделения: бар и кухня. Основными поставщиками бара являются: ООО «1-я Федерация» (пиво), ООО «Алко ДВ», НВТ (алкогольная продукция). Основные поставщики кухни: ООО «Борисик», ООО «Полюс» (морепродукты), закуп мяса осуществляется на сельскохозяйственном рынке.

Рабочий день руководителей и персонала длится с 11:00 до 23:00. Обслуживающий персонал работает в две смены три через три.

В рамках управления маркетингом проведем анализ рынка общественного питания.

Потребительский рынок Санкт-Петербурга емкий, разнообразный, динамично развивающийся, включает в себя различные сферы деятельности, где одним из лидеров по обороту, востребованности услуг, количеству предприятий и численности занятых работников сегодня, несомненно, является общественное питание.

Вместе с тем отрасль, как никакая другая, в ходе реформирования экономики, претерпела революционные изменения.

С начала 90-х годов сеть предприятий общественного питания увеличилась в 6,0 раз, ежегодный прирост составляет в среднем 4% или около 200 предприятий и на 01.01.2007 сеть насчитывала 5005 предприятий в т. ч.: Ресторанов – 8%; Баров – 12%; Кафе – 49 %; Закусочных – 21%; Буфетов – 5%; Столовых – 4%; Кулинарий – 1%

Рис.2.1. Структура заведений питания

В летний период сеть увеличивается за счет открытия летних кафе и выносных столиков (около 700 точек).

Оборот общественного питания за 2010 год составил 13,1 млрд. рублей, или 104% к аналогичному периоду 2009 года. Число работающих в отрасли составляет 120 тысяч человек, обеспеченность посадочными местами - 118% или 47,2 пос. мест на 1000 жителей (относительно норматива 40 пос. мест на 1000 жителей).

Вместе с тем, в девяти районах (Фрунзенский, Красносельский, Приморский, Красногвардейский, Калининский, Кировский, Выборгский, Кронштатский, Колпинский) уровень обеспеченности ниже гарантируемого норматива стандарта (40,3 посадочных места на 1000 жителей).

Структура предприятий общественного питания определяется принадлежностью к определенной группе районов. Так в центральных районах (Центральный, Василеостровский, Адмиралтейский, Петроградский) в общем количестве предприятий наибольший удельный вес кафе, баров в общем количестве предприятий составляет 76,5 %, в промышленных районах (Московский, Невский, Красногвардейский, Кировский, Калининский) и в районах массовой застройки (Приморский, Красносельский, Фрунзенский, Выборгский) больше кафе, закусочных, столовых, буфетов (соответственно 83% и 85%).

Рис. 2.2. Структура заведений питания по районам

          Перечисленные характеристики важны для понимания экономической особенности отрасли, в которой действует организация ООО «Мечта». Они влияют на формирование будущей стратегии. В таблице 2.1 приводятся примеры некоторых экономических параметров отрасли, ситуация в отрасли, складывающаяся под их влиянием и стратегические выводы, которые можно сделать  при формировании стратегии.

Таблица 2.1

Примеры стратегических выводов из некоторых  экономических характеристик отрасли

Характеристики отрасли

Стратегические выводы

Емкость рынка

Маленькие рынки  - обычно не привлекают крупные компании.

Темпы роста отрасли

Замедленный рост -  порождает усиленную конкуренцию и потрясения для небольших и слабых компаний.

Прибыльность отрасли

Высокоприбыльная отрасль  - привлекательна для потенциальных конкурентов.

Потребность в капитале

Низкая потребность  в капитале делает инвестиционные решения критичными, создает барьеры для входа и выхода.

Барьеры входа-выхода

Низкие барьеры не защищают позиции и прибыль ООО «Мечта».

Вертикальная интеграция

Поднимает потребности в капитале, часто создает конкурентные различия среди частично не интегрированных фирм.

Информация о работе Основы стратегического управления