Основы оценки персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 03:56, курсовая работа

Описание работы

Аттестация - одна из наиболее эффективных и действенных систем оценки персонала организации. Это социальный механизм и кадровая технология, позволяющая произвести определение квалификации и уровня знаний работника; оценку его способностей, деловых и нравственных качеств.

Содержание

Введение---------------------------------------------------------------------стр.2
1. Основные понятия аттестации, как метода оценки персонала.
1.1. Цели аттестации и роль руководителя-----------------------------стр.7
1.2. Элементы аттестации персонала.-----------------------------------стр.10
2. Система аттестации персонала в МОУ ДОД «Школа искусств №2»
2.1.Описание организации------------------------------------------------стр.12
2.2. Подготовка и проведение аттестации.------------------------------стр.13
2.3. Решение аттестационной комиссии.---------------------------------стр.21
Заключение----------------------------------------------------------------------стр.23
Список литературы------------------------------------------------------------стр.27
Приложение

Работа содержит 1 файл

курсовая основы оценки персонала.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ

Введение---------------------------------------------------------------------стр.2

1. Основные понятия аттестации, как  метода оценки персонала.

1.1. Цели  аттестации и роль руководителя-----------------------------стр.7

1.2. Элементы  аттестации персонала.-----------------------------------стр.10

2. Система  аттестации персонала в МОУ  ДОД «Школа искусств №2»

2.1.Описание  организации------------------------------------------------стр.12

2.2. Подготовка  и проведение аттестации.------------------------------стр.13

2.3. Решение  аттестационной комиссии.---------------------------------стр.21

Заключение----------------------------------------------------------------------стр.23

Список  литературы------------------------------------------------------------стр.27

Приложение 
 
 
 
 
 
 
 

                
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Аттестация - одна из наиболее эффективных и  действенных систем оценки персонала  организации. Это социальный механизм и кадровая технология, позволяющая  произвести определение квалификации и уровня знаний работника; оценку его способностей, деловых и нравственных качеств. 

     Аттестация - некоторый законченный, оформленный, зафиксированный результат оценки работника. Из определения аттестации следует, что совершенно определенной функцией этой процедуры является установление факта пригодности того или иного человека к определенной социальной роли. 

     Помимо  этого, аттестация должна являться эффективной  формой контроля за профессиональным ростом и деловой квалификацией  специалиста. Признание служащего  несоответствующим занимаемой должности влечет постановку вопроса о его переподготовке и переводе на нижестоящую должность. 

     Аттестация  как социальный механизм выполняет  следующие функции:

     - диагностическую, или оценочную, - изучение и оценка деятельности, поведения, личности специалистов в целях их наиболее правильного использования;

     - прогностическую, которая заключается в определении возможностей, способностей работника к дальнейшему росту, совершенствованию, в уточнении перспектив каждого конкретного специалиста;

     - корректирующую, которая состоит в определении каких-либо специальных мероприятий или конкретных направлений работы по изменению некоторых элементов деятельности и поведения специалистов;

     - воспитательную - воздействие на личностные качества работника, в первую очередь на его мотивационную сферу.

     Знание  и учет этих функций позволяет  при разработке системы аттестации в организации избежать односторонней  оценки результатов деятельности служащих и рассматривать их в диалектическом единстве, синергетической целостности. Этому же способствует и опора на соблюдение принципов открытости, коллегиальности, системной целостности оценки профессиональной деятельности, обеспечивающих объективное отношение к персоналу в процессе аттестации.  

     При аттестации должны оцениваться объективные результаты профессионального труда специалиста, соответствие результата его труда нормам и стандартам, проявляющиеся в мастерстве, а также оригинальность, нестандартность результата его труда, проявляющегося в творчестве. Такой взгляд предполагает системно-целостный подход при рассмотрении уровня профессионализма сотрудника в процессе его аттестации. 

     Профессионализм предполагает высокий уровень компетентности, сформированной на уровне продуктивной модели личностной деятельности и профессионально важных качеств, высоком уровне навыков и умений персонала. При разработке системы аттестации организации целесообразно учесть несколько аттестационных блоков. Это - профессиональная компетентность (эффективность профессиональной деятельности, профессиональные способности, профессиональное мышление, способность работать в экстремальной ситуации, способность противостоять неблагоприятным профессиональным факторам и др.); социальная коммуникативная компетентность (профессиональное общение, формы профессионального сотрудничества, конфликтоустойчивость и т. д.); личностная компетентность (профессиональные мотивы, притязания, ожидания, удовлетворенность трудом); индивидуальная компетентность (мотивы и способность к саморазвитию, самопроектированию, самокоррекции, самосохранению, стрессоустойчивость, позитивная динамика работоспособности и др.) 

     Практичной  для применения представляется рекомендация четко определять и описывать  требования на каждую квалификационную категорию, чтобы каждый аттестуемый  специалист ясно представлял себе, какими профессиональными и психологическими качествами он должен обладать для получения той или иной новой квалификационной категории. Если качества, необходимые для разных уровней профессионализма, можно представить и количественно, то целесообразно построение квалификационного профиля специалиста.

     В ряде работ западных авторов приводятся требования к аттестации, имеются  схемы аттестации, формы служебных  характеристик, признаки, по которым  осуществляется оценка персонала. При  этом определяются три группы аттестационных характеристик: отражающие профессионально важные качества, личностные особенности и способности управлять персоналом, т. е. способность к взаимодействию с внешним окружением. Подобное разделение позволяет наиболее полно и качественно оценить системность аттестуемого работника.

     Создавая  систему оценки, важно ответить на два вопроса: что оценивать и  как оценивать? Важно использовать различные методы оценки и аттестации специалистов для выполнения главного условия, т. е. обоснованной целесообразности и полезности должности, относительно которой проводится аттестация, подразделения и службы, в штат которой включена эта должность, обоснованность структуры органа управления.

     В настоящее время стали популярными  групповые упражнения, специальные задания, наглядно характеризующие в процессе их выполнения испытуемыми конкретные деловые качества и способности. Кроме того, традиционно используются психологические личностные тесты. Подобные методы оценки персонала могут быть использованы при аттестации сотрудников любой организации. В процессе процедуры аттестации выполняется работа по анализу результатов практической деятельности специалистов, определяются требования, предъявляемые к аттестуемым самой деятельностью, затем описанная деятельность переводится в критерии оценки. Данная процедура оценки проводится с использованием методов психодиагностики. Набор психодиагностических процедур включает в себя:

     а) тесты на оценку личностных свойств (цветовой тест Люшера, 16-факторный  опросник Кеттелла);

     б) тесты на оценку психологических качеств, интеллектуальных и управленческих способностей (калифорнийский психологический опросник (CPI), типологический опросник Майерс-Бриггс), тест «Управленческая решетка» для менеджеров, организационный тест «Почтовый ящик», краткий ориентировочный тест. 

     В процедуру аттестации также входили  групповые упражнения, медицинское  обследование и обсуждение результатов  психодиагностических исследований с  аттестуемыми. Итоговое экспертное заключение состоит из констатации уровня имеющегося состава специалистов организации и анализа полученных данных каждого конкретного аттестуемого. В результате оценивались ряд характеристик сотрудников, определяемых наличием тех или иных профессионально важных и личностных качеств и умений.Несмотря на то, что оценка персонала есть неотъемлемый элемент функционирования организации, в отечественной практике официально определена только аттестация. С нашей точки зрения ошибочно ставить знак равенства между аттестацией и оценкой персонала. Аттестация – это бесспорно, оценка, но ее цель – всегда оценка соответствия сотрудника требованиям занимаемой должности. В то же время оценка персонала – более широкое понятие и цели ее могут быть разными. Оценка деятельности сотрудников должна быть систематизирована, т.к. фрагментарность оценивания персонала не дает целостного представления о сотруднике. Получаемая в результате проводимой систематизированной оценки информация позволяет: проводить изменения в кадровом составе организации, информировать работников об уровне его работы, стимулировать деятельность сотрудников и т.д. Система оценки персонала ведет, в конечном счете, к совершенствованию деятельности организации в целом. 

     Аттестация  персонала: цели аттестации персонала  и роль руководителей. Актуальность аттестации персонала – создать систему оценки, одинаково сбалансированную с точки зрения точности, объективности, простоты и понятности очень сложно, поэтому на сегодняшний день существует несколько систем оценки персонала, каждая из которых имеет свои достоинства и недостатки. Однако наиболее распространенной является, безусловно, система периодической аттестации персонала. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Основные понятия  аттестации, как метода  оценки персонала.

     1.1. Цели аттестации  и роль руководителя.

     Аттестация персонала – кадровые мероприятия, призванные оценить соответствие уровня труда, качеств и потенциала личности требованиям выполняемой деятельности. Главное назначение аттестации – не контроль исполнения, а выявление резервов повышения уровня отдачи работника.

     Одно  из основных требований, предъявляемых  к процедурам аттестации – это  объективность оценки сотрудника..Субъективность руководителя при аттестации персонала, может привести к одностороннему восприятию сотрудника и как следствие  к неверным кадровым решениям. Именно эта причина лежит в основе многочисленных приемов направленных на повышения объективности получаемых результатов.Всем известно, что основная задача аттестации персонала – это оценить соответствие уровня труда, качества и потенциала личности требованиям выполняемой деятельности. Однако, такая оценка проводится не ради самой оценки. Она проводится для того, чтобы на ее основе принять верное кадровое решение о поощрении (наказании), перемещении или обучении сотрудников.Иными словами, основной целью аттестации, так же как и других кадровых мероприятий, является приведение человеческого ресурса в соответствие со стратегией фирмы.

     Однако, превратившись в средство управления, аттестационное собеседование должно оставаться так же и средством кадровой работы. Иными словами, руководитель может использовать аттестацию, чтобы повлиять на сотрудников и это может само по себе повысить эффективность работы его подразделения, даже учитывая, что руководитель субъективен. Но аттестация также должна служить основанием для принятия кадровых решений о направлении на обучение, зачислении в кадровый резерв, изменении оплаты труда и т.п. Для этого результаты оценки сотрудника и рекомендации, подготовленные на их основе, должны быть объективны.

     Таким образом, позитивное влияние субъективности руководителя на эффективность управления коллективом и негативное влияние на результаты оценки сотрудников – составляют проблему при аттестации.

     Традиционно влияние субъективности непосредственного  руководителя на результаты аттестации персонала предотвращается следующими способами:

  • используется перекрестная оценка сотрудника – один сотрудник оценивается несколькими экспертами и несколькими методиками;
  • игнорируются крайние оценки – самая низкая и самая высокая, чтобы избежать специального «заваливания» или «подтягивания» сотрудника кем-то из аттестационной комиссии;
  • используется дифференциация оценок – оценка сотрудника осуществляется по трем направлениям: личностно-деловые качества, требуемые знания и умения, результаты труда. По каждому направлению оценку дает соответствующий специалист или группа специалистов.

Информация о работе Основы оценки персонала