Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 03:56, курсовая работа
Аттестация - одна из наиболее эффективных и действенных систем оценки персонала организации. Это социальный механизм и кадровая технология, позволяющая произвести определение квалификации и уровня знаний работника; оценку его способностей, деловых и нравственных качеств.
Введение---------------------------------------------------------------------стр.2
1. Основные понятия аттестации, как метода оценки персонала.
1.1. Цели аттестации и роль руководителя-----------------------------стр.7
1.2. Элементы аттестации персонала.-----------------------------------стр.10
2. Система аттестации персонала в МОУ ДОД «Школа искусств №2»
2.1.Описание организации------------------------------------------------стр.12
2.2. Подготовка и проведение аттестации.------------------------------стр.13
2.3. Решение аттестационной комиссии.---------------------------------стр.21
Заключение----------------------------------------------------------------------стр.23
Список литературы------------------------------------------------------------стр.27
Приложение
СОДЕРЖАНИЕ
Введение----------------------
1. Основные понятия аттестации, как метода оценки персонала.
1.1. Цели
аттестации и роль
1.2. Элементы
аттестации персонала.--------------------
2. Система аттестации персонала в МОУ ДОД «Школа искусств №2»
2.1.Описание
организации-------------------
2.2. Подготовка
и проведение аттестации.------
2.3. Решение
аттестационной комиссии.------
Заключение--------------------
Список
литературы--------------------
Приложение
Введение
Аттестация - одна из наиболее эффективных и действенных систем оценки персонала организации. Это социальный механизм и кадровая технология, позволяющая произвести определение квалификации и уровня знаний работника; оценку его способностей, деловых и нравственных качеств.
Аттестация
- некоторый законченный, оформленный,
зафиксированный результат
Помимо этого, аттестация должна являться эффективной формой контроля за профессиональным ростом и деловой квалификацией специалиста. Признание служащего несоответствующим занимаемой должности влечет постановку вопроса о его переподготовке и переводе на нижестоящую должность.
Аттестация как социальный механизм выполняет следующие функции:
- диагностическую, или оценочную, - изучение и оценка деятельности, поведения, личности специалистов в целях их наиболее правильного использования;
- прогностическую, которая заключается в определении возможностей, способностей работника к дальнейшему росту, совершенствованию, в уточнении перспектив каждого конкретного специалиста;
- корректирующую, которая состоит в определении каких-либо специальных мероприятий или конкретных направлений работы по изменению некоторых элементов деятельности и поведения специалистов;
- воспитательную - воздействие на личностные качества работника, в первую очередь на его мотивационную сферу.
Знание и учет этих функций позволяет при разработке системы аттестации в организации избежать односторонней оценки результатов деятельности служащих и рассматривать их в диалектическом единстве, синергетической целостности. Этому же способствует и опора на соблюдение принципов открытости, коллегиальности, системной целостности оценки профессиональной деятельности, обеспечивающих объективное отношение к персоналу в процессе аттестации.
При аттестации должны оцениваться объективные результаты профессионального труда специалиста, соответствие результата его труда нормам и стандартам, проявляющиеся в мастерстве, а также оригинальность, нестандартность результата его труда, проявляющегося в творчестве. Такой взгляд предполагает системно-целостный подход при рассмотрении уровня профессионализма сотрудника в процессе его аттестации.
Профессионализм
предполагает высокий уровень
Практичной для применения представляется рекомендация четко определять и описывать требования на каждую квалификационную категорию, чтобы каждый аттестуемый специалист ясно представлял себе, какими профессиональными и психологическими качествами он должен обладать для получения той или иной новой квалификационной категории. Если качества, необходимые для разных уровней профессионализма, можно представить и количественно, то целесообразно построение квалификационного профиля специалиста.
В ряде работ западных авторов приводятся требования к аттестации, имеются схемы аттестации, формы служебных характеристик, признаки, по которым осуществляется оценка персонала. При этом определяются три группы аттестационных характеристик: отражающие профессионально важные качества, личностные особенности и способности управлять персоналом, т. е. способность к взаимодействию с внешним окружением. Подобное разделение позволяет наиболее полно и качественно оценить системность аттестуемого работника.
Создавая систему оценки, важно ответить на два вопроса: что оценивать и как оценивать? Важно использовать различные методы оценки и аттестации специалистов для выполнения главного условия, т. е. обоснованной целесообразности и полезности должности, относительно которой проводится аттестация, подразделения и службы, в штат которой включена эта должность, обоснованность структуры органа управления.
В
настоящее время стали
а) тесты на оценку личностных свойств (цветовой тест Люшера, 16-факторный опросник Кеттелла);
б) тесты на оценку психологических качеств, интеллектуальных и управленческих способностей (калифорнийский психологический опросник (CPI), типологический опросник Майерс-Бриггс), тест «Управленческая решетка» для менеджеров, организационный тест «Почтовый ящик», краткий ориентировочный тест.
В
процедуру аттестации также входили
групповые упражнения, медицинское
обследование и обсуждение результатов
психодиагностических исследований с
аттестуемыми. Итоговое экспертное заключение
состоит из констатации уровня имеющегося
состава специалистов организации и анализа
полученных данных каждого конкретного
аттестуемого. В результате оценивались
ряд характеристик сотрудников, определяемых
наличием тех или иных профессионально
важных и личностных качеств и умений.Несмотря
на то, что оценка персонала есть неотъемлемый
элемент функционирования организации,
в отечественной практике официально
определена только аттестация. С нашей
точки зрения ошибочно ставить знак равенства
между аттестацией и оценкой персонала.
Аттестация – это бесспорно, оценка, но
ее цель – всегда оценка соответствия
сотрудника требованиям занимаемой должности.
В то же время оценка персонала – более
широкое понятие и цели ее могут быть разными.
Оценка деятельности сотрудников должна
быть систематизирована, т.к. фрагментарность
оценивания персонала не дает целостного
представления о сотруднике. Получаемая
в результате проводимой систематизированной
оценки информация позволяет: проводить
изменения в кадровом составе организации,
информировать работников об уровне его
работы, стимулировать деятельность сотрудников
и т.д. Система оценки персонала ведет,
в конечном счете, к совершенствованию
деятельности организации в целом.
Аттестация
персонала: цели аттестации персонала
и роль руководителей. Актуальность
аттестации персонала – создать систему
оценки, одинаково сбалансированную с
точки зрения точности, объективности,
простоты и понятности очень сложно, поэтому
на сегодняшний день существует несколько
систем оценки персонала, каждая из которых
имеет свои достоинства и недостатки.
Однако наиболее распространенной является,
безусловно, система периодической аттестации
персонала.
1.1. Цели аттестации и роль руководителя.
Аттестация персонала – кадровые мероприятия, призванные оценить соответствие уровня труда, качеств и потенциала личности требованиям выполняемой деятельности. Главное назначение аттестации – не контроль исполнения, а выявление резервов повышения уровня отдачи работника.
Одно из основных требований, предъявляемых к процедурам аттестации – это объективность оценки сотрудника..Субъективность руководителя при аттестации персонала, может привести к одностороннему восприятию сотрудника и как следствие к неверным кадровым решениям. Именно эта причина лежит в основе многочисленных приемов направленных на повышения объективности получаемых результатов.Всем известно, что основная задача аттестации персонала – это оценить соответствие уровня труда, качества и потенциала личности требованиям выполняемой деятельности. Однако, такая оценка проводится не ради самой оценки. Она проводится для того, чтобы на ее основе принять верное кадровое решение о поощрении (наказании), перемещении или обучении сотрудников.Иными словами, основной целью аттестации, так же как и других кадровых мероприятий, является приведение человеческого ресурса в соответствие со стратегией фирмы.
Однако, превратившись в средство управления, аттестационное собеседование должно оставаться так же и средством кадровой работы. Иными словами, руководитель может использовать аттестацию, чтобы повлиять на сотрудников и это может само по себе повысить эффективность работы его подразделения, даже учитывая, что руководитель субъективен. Но аттестация также должна служить основанием для принятия кадровых решений о направлении на обучение, зачислении в кадровый резерв, изменении оплаты труда и т.п. Для этого результаты оценки сотрудника и рекомендации, подготовленные на их основе, должны быть объективны.
Таким образом, позитивное влияние субъективности руководителя на эффективность управления коллективом и негативное влияние на результаты оценки сотрудников – составляют проблему при аттестации.
Традиционно влияние субъективности непосредственного руководителя на результаты аттестации персонала предотвращается следующими способами: