Основы менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 08:27, контрольная работа

Описание работы

Первой целью моей контрольной работы стал алгоритм по разработке способов профилактики и устранения конфликтных ситуаций в коллективе фирмы.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
изучить методологические основы профилактики и устранения конфликтов в производственных коллективах; провести анализ действующей системы устранения конфликтов, а также определить стратегии поведения в конфликте; разработать алгоритм по профилактике и устранению конфликтных ситуаций в фирме.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….......3
1. Сущность и характер конфликтов, происходящих в организации………...……..……..……………………………………………….......4
1.1 Действия менеджера в конфликтной ситуации………………..………..…..5
1.2 Методы разрешения конфликта …………....…......………......................…..5
1.3 Стратегии поведения в конфликте………………………………………...…6
1.4 Мои решения в проблемной ситуации на месте руководителя подразделения …………………………………………………………………….…8
2. Характеристика формальной и неформальной групп…………………….11
2.1 Причины разделения групп……………………..…………………………..13
2.2 Различия между формальной и неформальной группами………………...14
2.3 Связь формальных и неформальных групп и их лидерство …..………….15
Заключение………………………………………………………………………….18
Список использованной литературы……………………………………………...19

Работа содержит 1 файл

ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА.doc

— 150.50 Кб (Скачать)

3. Между личностью и группой.

 Коллектив устанавливает нормы поведения. Каждый должен их соблюдать, чтобы быть принятым неформальной группой. В ЗАО «Сатурн» существует неписаный закон: «Мой клиент – это мой клиент». Ни под каким предлогом новый член коллектива не должен его нарушать. Иначе группа его не примет. В процессе адаптации каждый работник сам для себя выбирает стиль своего поведения и способы разрешения и предупреждения конфликта.  Очень часто, на собрании, обсуждая возможности увеличение объема продаж, большинство считает, что этого можно добиться путем снижения цены на изделия, а кто-то один, твердо убежден, что такая тактика приведет к уменьшению прибыли и создаст мнение, что резиновые лодки, предлагаемые ЗАО «НПО Сатурн»» по качеству ниже, чем у конкурентов.

Менеджера, мнение которого отличается от мнения коллектива, можно рассматривать, как источник конфликта, потому, что он или она идет против мнения группы. Руководство, в основном, прислушивается к мнению большинства, но предложения меньшинства всегда принимаются к рассмотрению. Инициативность поощряется морально и материально. Директор ЗАО «Сатурн» (тоже работающий по найму) вынужден принимать дисциплинарные меры, которые могут оказаться непопулярными в глазах подчиненных. Тогда группа изменяет отношение к руководителю. На фоне такого конфликта очень страдает производительность труда. Руководитель вынужден много времени проводить в объяснениях своих решений, вместо непосредственного решения производственных вопросов.

Эта конфликтная ситуация существует со времени основания  фирмы, очень мешает нормальной работе фирмы, но директор старается никогда не вмешиваться в нее. На фоне этого конфликта происходит текучесть кадров на производственной базе.

Основные направления  профилактической работы с персоналом организаций включают: планирование индивидуальной профессиональной карьеры сотрудников исходя из анализа данных профессионального отбора, оценки качества деятельности сотрудника, его индивидуально-психологических качеств, профессионального потенциала; повышение мотивации труда; контроля трудовой дисциплины; формирования ориентации на высокий стандарт деятельности; использования метода соревнования; создание благоприятного психологического климата в коллективе посредством регулярной диагностической оценки межличностных взаимоотношений в коллективе и своевременной коррекционной работы; создание условий для командного взаимодействия сотрудников; психологическое консультирование с целью оказания конфликтологической и психологической помощи в решении проблем, развитие навыков коммуникативной культуры.

2.  Характеристика формальной и неформальной групп

Если формальная организация  представляет собой скелет компании, то неформальная — ее центральную нервную систему, обеспечивающую процесс коллективного мышления, деятельность и реакции сотрудников.

В каждой организации существуют формальные группы. Назначение формальных групп по отношению к организации в целом состоит в выполнении конкретных задач и достижении определенных целей. Данные группы осуществляют формальные функции, такие, как выполнение конкретных работ, генерирование идей, поддержание связей и т.д., что содействует достижению целей организации. Ясно, что достижение каждой цели требует создания определенной структурной единицы (в отдельных случаях нескольких структурных единиц), действующей достаточно автономно, причем, согласно требованиям кооперации и осуществления совместной трудовой деятельности, эта структурная единица должна быть формально связана с другими структурными единицами организации. При создании формальных групп члены организации объединяются искусственно в соответствии с порученными им официальными ролевыми предписаниями и заранее спланированной структурой организации. Наиболее существенными чертами формальной группы являются наличие поставленной высшим руководством организации перед группой задачи, а также формально закрепленной, максимально стандартизованной системы поведенческих норм, санкций, ролевых требований, т.е. формальной роли. В организации могут создаваться и временные формальные группы для реализации конкретной задачи. Формальные группы могут быть классифицированы по многим основаниям, например по различию в членстве, по выполняемым задачам, по позициям внутри организационной структуры.

Выделяют три типа формальных групп: команды менеджеров (командная соподчиненная группа руководителя), рабочие группы и комитеты.

Команда менеджеров, прежде всего, высшего звена, состоит из руководителя и его непосредственных подчиненных (заместителей), которые, в свою очередь также могут быть руководителями. Типичная командная группа — руководитель организации и его заместители, возглавляющие различные функциональные направления. На цеховом уровне начальник цеха и его заместители также образуют командную соподчиненную группу.

Рабочие группы формируются и функционируют как обособленные структурные подразделения, создаваемые для выполнения специализированных функций, выделившихся в процессе разделения труда в производстве и в управлении. Это функциональные рабочие группы. Формальные группы могут создаваться для работы над конкретным проектом или проблемой. После завершения задания они могут быть расформированы или им поручают работу над другим проектом, проблемой. Это целевые рабочие группы.

Комитет — формальная группа, которой делегированы полномочия для выполнения какого-либо задания или комплекса заданий. Разновидностями комитетов могут быть комиссии, советы. Основное отличие комитета от других формальных групп — это групповое принятие решений. Пример комитета — совет директоров любой крупной компании.

Наряду с формальными  в организации возникают и действуют неформальные группы. Они создаются самими членами организации.

Неформальная группа может проявляться в двух разновидностях.

В первой из них неформализованные служебные отношения несут функциональное содержание и существуют параллельно с формальной организацией, дополняя ее. Примером может служить система деловых связей между работниками, сложившаяся стихийно в дополнение к существующей структуре управления (в этом случае говорят о неформальной структуре управления).

Во втором случае межличностные связи возникают в силу взаимного притяжения, симпатий, общих взглядов на жизнь, привычек, увлечений, вне связи с функциональной необходимостью. Это могут быть товарищеские отношения, клубы по интересам и т.п.

Как правило, руководители отрицательно относятся к существованию неформальных групп, считают их результатом неэффективного управления и не видят их потенциальные достоинства.

Руководители должны понимать, что вне зависимости  от их воли неформальные группы существуют, с ними бесполезно бороться, с ними нужно считаться, искать способы эффективного взаимодействия, использовать их сильные стороны для достижения целей организации.

2.1 Причины  разделения групп

Группы формируются  в результате деятельности определенных организационных структур и разделения труда в организации. Так, процесс интеграции членов организации в группы может происходить в подразделениях в ходе совместной деятельности в соответствии с технологическими цепочками, т.е. появление групп может быть реакцией на внедренный технологический процесс, предполагающий постоянные пространственные контакты определенных членов организации, их взаимозависимость и совместное достижение общих целей.

Рис. 1. Схема формирования горизонтального связующего звена  в двух группах

Группы могут возникать и тогда, когда некоторые члены организации видят себя как группу, осознают границы своей группы по отношению к другим структурным единицам и социальным общностям внутри организации.

Группы могут формироваться  в результате заранее спланированных действий руководства организации как некоторая часть формальной структуры. Но иногда возникают неформальные структуры организации как следствие непланируемых социальных процессов.

2.2 Различия между формальной и неформальной группами

Формальная  организация создана по воле руководства для достижения целей организации. Это командные группы, комитеты, рабочие группы. Их функции - выполнение конкретных задач и достижение целей. 

Неформальная  организация - это стихийно образовавшаяся группа людей, вступивших в регулярное взаимодействие для достижения определенных целей.

В формальной организации  отношения регламентированы, в неформальной‚- нет. Процесс управления относится  только к созданию и функционированию формальной организации;  формальная организация планируется руководством, неформальная имеет спонтанный характер создания. Основами отношений являются личные симпатии, общность взглядов, целей, интересов, дружеские отношения.

Таблица  Различия между формальной и неформальной группой

Сравниваемый параметр

Формальная группа

Неформальная группа

Цели деятельности

Официально предписаны

Определяются самими членами 

Взаимоотношения между  членами группы

Официальные

Неофициальные

Характер (структура) отношений 

Вертикальное соподчинение

Отношения равноправные, дружеские, хотя и выделяется лидер

Организационная основа взаимодействия

Права и обязанности 

Власть и политика

Основное внимание уделяется 

Должности

Каждому человеку как  личности

Возглавляет

Руководитель (формальный лидер)

Неформальный лидер 

Источник власти лидера

Делегируется руководством

Личностный, исходит от группы

Регулятор поведения  в группе

Правила

Нормы

Способы приведения поведения  членов группы в соответствие с нормами  и правилами 

Вознаграждения и штрафы

Санкции


 

2.3 Связь формальных и неформальных групп и их лидерство

В формальной структуре  любой организации существуют неформальные группы. Эти группы основаны преимущественно  на межличностных отношениях, удовлетворении (или неудовлетворении) психологических  и социальных потребностей, не связанных с формальными целями и задачами. В этом случае члены социальных групп в организации ориентированы не на социальные статусы и роли, а на первичные групповые отношения. В таких группах развивается взаимозависимость, ее члены постоянно оказывают влияние на поведение друг друга и способствуют удовлетворению личных потребностей, например в общении, в других социальных мотивациях, которые отсутствуют в чисто рабочих ситуациях, особенно в условиях промышленных предприятий.

Членство в неформальной группе может быть прекращено через формальную структуру, в частности путем перевода работника в другую, пространственно удаленную часть организации или перехода по вертикали на другой управленческий уровень. В некоторых случаях неформальная группа может одновременно быть формальной или частью формальной группы (актив отдела, управления, сектора или даже организации в целом). Положение неформальной группы в организации показано на рис. 2.

Члены неформальной группы обычно выдвигают собственного лидера, который имеет неформальную власть только в пределах данной группы. Как правило, неформальный лидер отражает установки и ценности членов группы, помогает разрешать конфликты, ведет группу к достижению целей, устанавливает связи вне группы и использует их, что способствует адаптации группы в условиях организации. Неформальный лидер часто меняется в зависимости от ситуации. В некоторых случаях неформальный лидер одновременно выполняет функции формального лидера. Однако такая ситуация не характерна для организации, поскольку неформальный лидер, получивший формальный статус, обычно теряет неформальный авторитет, будучи вынужден применять к членам группы формальные санкции.


Рис. 2. Примеры формирования неформальных групп в формальных структурах

 

 

Итак, группы в организации могут быть как формальными, так и неформальными; неформальные группы не являются частью формальной организационной структуры; их могут возглавлять работники, которые имеют лишь небольшую власть (или вообще не имеют формальной власти) в организационной структуре. Однако такие группы могут быть очень сильными и полезными при выполнении заданий.

Лидерство— способность оказывать влияние на других людей, направляя их усилия на достижение целей организации.

В формальной группе формальным лидером выступает руководитель. Успех работы группы во многом зависит от него, поскольку лидер формирует основные принципы взаимодействия, задает вектор развития, влияет на социально-психологический климат, взаимоотношения в коллективе, он имеет право и власть поощрять или наказывать членов группы по результатам работы.

Информация о работе Основы менеджмента