Основные типы руководства

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 11:44, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Рассмотреть современные типы руководства организацией
Задачи:
1. Обобщить понятие типов руководителей.
2. Рассмотреть формирование типа руководителя.
3. Изучить виды типов руководства.
4. Проанализировать типы руководства менеджеров в конкретной организации.

Содержание

Введение
1. Понятие типов (стилей) руководства, виды и характеристика
1.1. Понятие типов (стилей) руководства
1.2. Формирование типа (стиля) руководителя и его эффективность
1.3. Виды типов (стилей) руководства и их характеристика
2. Анализ Типа руководства на предприятии
2.1. Краткая характеристика группы компаний «Гранд Авто»
2.2. Методики исследования типов руководства в компании «Гранд Авто»
2.3. Результаты исследования
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

Работа содержит 1 файл

Менеджмент Основные типы руководства.doc

— 409.50 Кб (Скачать)

Таблица 1

Таблица различий стилей руководства

 



2

 

Показатели

Деспотический

Бюрократический

Патриархальный

Кооперативный

Попуcтuтельский

Отношение к работникам

Как к деталям механизма ("винтикам")

Как к безличным должностям

Как к детям "неразумным"

Как к партнерам и сотрудникам

Как к независимым индивидам

Основа авторитета и власти

Иерархия

Аппарат

"Отец в семье"

Компетентность

Самостоятельность

Реализация решений

По приказу

Письменное указание

Разъяснение ("наставление")

Согласие

Баланс сил

Источники информации

Первое лицо

По линии формального подчинения

"Доброжелательно сверху"

Отовсюду

Случайные

Контроль

Тотальный

Докладные записки и проверки

Эмоциональное отношение

Руководителем по результату

Самостоятельно

Мотивация

Страх

Продвижение

Зависимость

Ответственность

Свобода


 



2

 

 

Данное различение интересно и важно тем, что выделенные стили не просто рядоположенные в некотором перечислении. В зависимости от степени внимания на производстве и на человеческом факторе они образуют систему, которую можно проиллюстрировать графически (рис. 1).

Рис. 1 Система стилей

 

Как видно из приведенного графика, стили руководства задают как бы пространство выбора, в котором происходит формирование определенного конкретного стиля.

В чистом виде стили руководства практически не встречаются. В реальной жизни и практике менеджмента, действительно, имеет место пространство или шкала стилей с акцентом на тех или иных аспектах руководства[3].


2. Анализ Типа руководства на предприятии

 

2.1. Краткая характеристика группы компаний «Гранд Авто»

 

В качестве практического примера изучения стиля руководства мною будут рассмотрены стили руководства менеджеров группы компаний «Гранд Авто»

В начале своей деятельности компания осуществляла пассажирские перевозки, что являлось ее единственным источником дохода и представляла собой небольшое ООО с минимальным штатом сотрудников.

В настоящее время в группу компаний «Гранд Авто» входит несколько предприятий, осуществляющих различные виды деятельности, помимо перевозок: услуги по продаже недвижимости, дисконтные системы и электронные карты оплаты, услуги автосервисов и автомоек, страхование.  В настоящее время в штате компании насчитывается более 300 человек и она является одной из наиболее динамично развивающихся компаний Сибирского региона.

Главным принципом работы, безусловно, является поддержание высокого качества оказываемых услуг. Его соблюдение обеспечивается выполнением широкого комплекса мероприятий от постоянного совершенствования методологии работы в соответствии с изменениями экономической среды до многоступенчатой системы проверки результатов работы. Все это позволило компании создать во многом уникальную систему контроля и обеспечения качества работ.

Профессионализм сотрудников служит гарантом надежности и качества услуг. Высокие требования к кандидатам на работу в компании сочетаются с постоянным повышением их квалификации, что дает возможность решать любые, даже самые сложные, задачи, которые ставят клиенты.

2.2. Методики исследования типов руководства в компании «Гранд Авто»

Стиль руководства — это устойчивый комплекс черт руководителя, проявляющихся в его отношениях с подчиненными. Иными словами, это способ, которым начальник управляет подчиненными и в котором выражается независимый от конкретных ситуаций образец его поведения. В основе выделения стилей руководства лежит различное распределение полномочий по принятию решений между руководителем и подчиненными. Стиль руководства характеризует не вообще поведение руководителя, а именно устойчивое, инвариантное в нем, постоянно проявляющееся в различных ситуациях. Поиск и использование оптимальных стилей руководства призваны способствовать повышению трудовых достижений и удовлетворенности работников.

Концепция стилей руководства получила интенсивное развитие после второй мировой войны. Однако и до сих пор ее разработки сталкиваются с рядом нерешенных проблем. Назовем главные из них:

1) трудности при определении эффективности стиля руководства. Результаты, которые должны быть достигнуты с помощью определенного стиля, включают многие компоненты, и их нелегко свести к какой-то одной величине и сопоставить с результатами применения других стилей;

2) сложность установления причинно-следственных связей между стилем руководства и эффективностью его использования. Обычно стиль руководства рассматривается как причина достижения определенного следствия — производительности сотрудников.

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.1

Характерные черты классических стилей руководства

Критерий

Авторитарный

Демократический

Попустительский

1. Постановка целей

Цели ставит руководитель

Цели — результат группового решения при поддержке руководителя

Полная свобода для принятия индивидуальных и групповых решений, минимальное участие руководителя

2. Распределение заданий

Все задания дает руководитель, причем сотрудник не знает, какое задание он получит в следующий раз

Устанавливается определенный порядок распределения работ. В зависимости от пожеланий сотрудника руководитель может давать совет и предлагать другое задание

Руководитель предоставляет необходимые материалы и по просьбе сотрудника дает информацию

3. Оценка работы

Руководитель лично награждает и наказывает работников, но сам в трудовом процессе не участвует

Руководитель стремится использовать объективные критерии критики и похвалы, пытается непосредственно участвовать в работе группы

Руководитель дает отдельные спонтанные комментарии, регулирование и оценка групповой работы отсутствуют

4. Трудовая атмосфера

Высокая напряженность, враждебность

Свободная, дружеская атмосфера

Атмосфера произвола отдельных сотрудников

5. Групповая сплоченность

Покорное, беспрекословное повиновение

Высокая групповая сплоченность, низкая текучесть

Низкая групповая сплоченность

6. Интерес к выполняемым заданиям

Низкий

Высокий

Минимальный

Критерий

Авторитарный

Демократический

Попустительский

7. Интенсивность (качество) работы

Высокая интенсивность

Высокая оригинальность результатов

8. Готовность к работе

При отсутствии руководителя перерыв в работе

При отсутствии руководителя продолжение работы

Перерывы в работе по желанию

9. Мотивация труда

Минимальная

Высокая мотивация каждого работника и группы в целом

Минимальная

 

Однако такое, казалось бы, лежащее на поверхности причинно-следственное отношение не всегда соответствует действительности. Часто именно характер достижений сотрудников (незначительные или высокие достижения) побуждает руководителя к использованию определенного стиля;

3) изменчивость ситуации, прежде всего внутри самой организации. Стили руководства обнаруживают свою эффективность лишь при определенных условиях, но эти условия не остаются неизменными. С течением времени и сотрудники, и руководитель могут менять свои ожидания и отношения друг к другу, что может сделать стиль неэффективным, а оценку его использования — недостоверной.

Несмотря на эти и некоторые другие трудности, стили руководства являются важным ориентиром в решении задач повышения эффективности руководства.

Определить стиль руководства можно двумя способами:

1) посредством выяснения особенностей индивидуального стиля руководства, который использует начальник по отношению к подчиненным;

2) с помощью теоретической разработки комплекса типичных требований к поведению руководителя, направленных на интеграцию сотрудников и их использование в процессе достижения целей организации.

При тестировании использовалась методика самотестирования.

Методика представляет собой опросник, с помощью которого можно узнать о склонности субъекта к тому или иному стилю руководства. При этом учитывалось, что при реальном руководстве человек может использовать другой стиль.

Предъявлялась следующая инструкция:

Представьте себе, что вы руководите коллективом. Вам предлагается ответить, как бы вы осуществляли это руководство в ситуациях, изложенных в опроснике. По каждому пункту опросника из трех вариантов ответа (а, б, в) выберите тот, который в большей степени характеризует ваше поведение в качестве руководителя, и соответствующую ответу букву обведите кружочком.

Текст опросника по методике Захарова и Журавлева и ключ к нему представлены в Приложении №1.

Поскольку в «чистом» виде склонность к одному из стилей руководства практически не встречается, речь может идти о смешанных стилях руководства с тенденцией склонности к одному из них. Как отмечает Е. П. Ильин, опрашиваемые чаще всего выбирают ответы, характеризующие демократический стиль руководства. Если таких ответов больше 12, можно говорить о склонности к демократическому стилю; если меньше и при этом выборы А превалируют на 3 очка над Л, можно говорить о склонности к авторитарно-демократическому стилю, а в случае превалирования на 3 очка выборов Л над А - о склонности к либерально-демократическому стилю.

Проведем исследование стиля руководства по методике, предложенной В.П. Захаровым (Приложение 2).

Анализ коммуникативной компетентности проведем по тест-опроснику КОС представленному в Приложении 3.

Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущей к взаимному пониманию. Коммуникация в переводе  с латинского языка обозначает “общее, разделяемое со всеми”. Если не достигается взаимопонимания, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.

Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в понимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов). Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

Исследование коммуникативной компетентности проведем при помощи тест-опросника КОС - модификация тест-опросника А.Мехрабиана (М.Ш. Магомед-Эминов).

Тест-опросник КОС целесообразно проводить для оценки коммуникативных и организаторских склонностей руководителя.

Процедура исследования

Исследование коммуникативных и организаторских склонностей с помощью тест-опросника КОС можно проводить и с одним испытуемым и с группой. Испытуемым раздаются тексты опросника, бланки для ответов, и зачитывается инструкция.

2.2. Результаты исследования

В эксперименте приняли участие 20 руководителей среднего звена группы компаний «Гранд Авто»

Проанализируем коммуникативные способности исследуемой группы с помощью теста-опросника КОС (Приложение 3).

Результаты исследования по данной методике приведены в табл. 2.2 и на рис. 2.1.

Таблица 2.2

Результаты исследования коммуникативных склонностей по тесту-опроснику КОС

Кк

Шкала оценки

Количество участников

0,10-0,45

1

2

0,46-0,55

2

4

0,56-0,65

3

7

0,66-0,75

4

5

0,75-1,00

5

2

Информация о работе Основные типы руководства