Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 22:43, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение особенностей стиля управления, т.е. стилей управления руководителя.
Задачи исследования:
· изучение разных подходов к определению стиля управления;
· определение стиля управления современных руководителей различных компаний
· сведение результатов определения стиля руководства разных методик.
Введение…………………………………………………………………………….2
Управление и управленческая деятельность……………………………………...2
Черты и качества успешного руководителя…………………………………….…3
Современный Руководитель………………………………………………………..7
Стили руководства………………………………………………………………...11
Авторитарный стиль управления……………………………………….…11
Демократический стиль управления……………………………………....14
Либеральный стиль управления………………………………………..….16
Анализ и сходства основных стилей управления………………………………..18
Основные смешанные стили управления……………………………………...…20
Стили управления на примерах некоторых фирм………………………..……...21
Заключение………………………………………………………………………....24
Список литературы………………………………………………………………...25
Современный Руководитель.
В работе руководителя много привлекательных сторон: она предоставляет большие возможности для развития личности, придает человеку достоинство, является захватывающей и увлекательной. Менеджеру приходится часто решать сложнейшие задачи в условиях критических ситуаций и неопределенных перспектив.
В прошлом на должность менеджеров старались подобрать людей с ярко выраженными диктаторскими замашками, поскольку рабочие были в большинстве своем покорной, малообразованной, безликой массой и наилучшим способом обращения с ними считалось принуждение.
В этих условиях формула действий управляющего была: "бизнес - есть бизнес, работай, не рассуждая".
С пониманием того, что рабочих нужно не принуждать к труду, а поощрять, изменились и требования к управляющим. Главным их достоинством стала способность играть роль главы семьи, который по-отечески относится к подчиненным, действуя по формуле: "твердость, но справедливость" .
Все это, безусловно, помогло снять многие проблемы и прежде всего антагонизм между рабочими и менеджерами.
Кризисные ситуации, все больше и больше потрясавшие западную экономику, потребовали от управляющих новых качеств. Просто ужиться с людьми было не достаточно - взаимодействие нужно было обеспечить надежной материальной базой, которую создавал надежный бесперебойный сбыт товаров. Это потребовало от менеджера еще и маклерских способностей.
И
наконец, сегодня фирмы выросли
настолько, что единоличное управление
ими стало практически
В процессе управления менеджер осуществляет ряд конкретных функций, среди которых: организация и планирование деятельности коллектива и своей собственной работы; распределение заданий и инструктаж подчиненных; контроль за ними; подготовка и чтение отчетов; проверка и оценка результатов работы; ознакомление со всеми новинками в мире бизнеса, техники и технологии, выдвижение и рассмотрение новых идей и предложений; решение вопросов, выходящих за пределы компетенции подчиненных; знакомство с текущей корреспонденцией; ответы на звонки и прием посетителей; проведение собраний и представительство; заполнение форм отчетности; ведение переговоров; повышение квалификации.
Все эти работы характеризуются: высоким разнообразием (до 200 видов действий в день), разнообразием формы самих этих действий и места их осуществления, широкими контактами и коммуникациями внутри и вне фирмы, быстрой сменой событий, людей и действий.
Выполняя свои повседневные обязанности, менеджер общается с различными категориями лиц. Прежде всего, это партнеры. Иногда они могут быть весьма неприятными, выдвигающими несуразные требования и даже угрожающими, но в любом случае обращаться с ними нужно корректно, не показывая раздражения. Другая категория людей, с которыми приходится общаться, - руководители различного ранга. В разговорах с ними выражаться следует четко и недвусмысленно, придерживаться только фактов или собственных соображений, кратко излагать мысли. Ставя какую-то проблему, лучше всего сразу же предложить вариант ее решения, чтобы босс не занимался ею от начала до конца. Вообще, лучше всего большую часть его работы взять на себя - он этого не забудет. С подчиненными общение должно быть в высшей мере доверительным и доброжелательным - от них, как известно в решающей степени зависит судьба менеджера. И наконец, менеджер постоянно общается с коллегами – руководителями других подразделений. Прямого влияния на них он оказать не может и здесь в особой мере нужно уметь вести переговоры, торговаться и убеждать.
В процессе общения менеджеру приходится выполнять три основных роли.
Во-первых, это роль координатора, связывающего одну группу людей с другой и упрощающего диалог между ними. Эту роль, имидж и представительство во внешнем мире; фактический может играть номинальный глава фирмы, обеспечивающий ее вдохновляющий действия людей, направленные на лидер, достижение целей фирмы; коммуникатор, создающий возможность надежных непрерывных контактов между сотрудниками.
Во-вторых, это роль информатора, обеспечивающего прием, передачу и обработку различного рода информации. Эту роль может играть контролер, следящий за работой подчиненных, сравнивающий ее с поставленными целями. Ее может взять на себя распространитель идей, который в курсе всех изменений, влияющих на работу сотрудников, информирующий их об этом, разъясняющий политику фирмы. Это и представитель, разъясняющий значение и характер проблем другим подразделениям или партнерам.
В-третьих, это роль, связанная с принятием решений. Ее играет предприниматель, ищущий новые пути достижения целей и берущий на себя всю ответственность за риск, связанный с ними. Ее играет менеджер, ответственный за распределение ресурсов фирмы. Ее, наконец, играет представитель фирмы, ведущий переговоры с партнерами.
Менеджеры
высшего звена фирмы обычно являются
номинальными главами, координаторами,
представителями, определяют цели и
основные принципы деятельности. Менеджеры
среднего звена чаще всего выступают
в качестве генераторов идей, представителей
на переговорах, координаторов деятельности
своих подчиненных, определяя их
функциональные обязанности и цели,
совершенствующие производственный процесс.
Менеджеры низшего звена –
мастера - находятся ближе к
По своему отношению к работе менеджеры делятся на пассивных и активных. Пассивные используют, как правило, принципы деятельности, выработанные другими, замыкаются преимущественно на своих подчиненных, пытаясь контролировать все их действия. В повседневной работе такие менеджеры ограничиваются решением узких проблем, причем с рутинных позиций. Они берутся лишь за то, что служит на пользу их карьере и позволяет "набрать очки", да и здесь, боясь риска, действуют только по схеме "так, чтобы наверняка", не пытаются расширить кругозор, а нехватку знаний и идей пополняют их воровством у своих подчиненных.
В
противоположность пассивному руководитель
активного типа не сидит на месте,
стремится к испытаниям, полностью
отдает себя работе. Он обладает четкими
жизненными установками, требователен
к себе и окружающим, стремится
к совершенству. Такой руководитель
постоянно находится в гуще жизни,
непрерывно вырабатывает и пересматривает
и соответствии с обстановкой
принципы деятельности для себя и
для других. Он стремится конструктивно
использовать любые, даже конфликтные,
ситуации, не боясь риска и ответственности.
Активный менеджер ищет и устанавливает
срочные контакты с окружающими,
поощряет их самостоятельность, дает возможность
выдвинуться. У активного. менеджера
есть все необходимые задатки
для того, чтобы стать лидером
коллектива, совмещающим в себе официальное
признание руководства и
Лидерство - это искусство влияния на людей, вдохновения их на то, чтобы они по доброй воле стремились достичь неких целей. Очень часто, к сожалению, особенно в политике, это оказываются личные амбициозные цели самого лидера.
Люди следуют за лидером прежде всего потому, что он в состоянии предложить им (хотя и не всегда реально дать) средства для удовлетворения их важнейших потребностей, указать нужное направление деятельности.
Власть
лидера основывается на хорошем знании
подчиненных, умении поставить себя
на их место, анализировать ситуацию,
определять ближайшие и отдаленные
последствия своих действий, стремлении
к самосовершенствованию, способности
вселять в подчиненных
Лидер
прекрасно чувствует и понимает
психологические особенности
Но
подлинным источником власти лидера
над людьми является его независимость,
готовность в любой момент освободить
занимаемое место, поскольку выражение
интересов коллектива вовсе еще
не означает покорности ему.
Стили руководства.
Стиль
руководства - это привычная манера
поведения руководителя по отношению
к своим подчиненным с целью повлиять
на них или побудить к действию (выполнению
заданий). Самое раннее исследование эффективности
стилей лидерства было проведено К. Левиным.
К. Левин выделил три одномерных стиля
руководства - авторитарный (директивный),
демократический (коллегиальный), попустительский
(архаичный). Иногда последний стиль называют
либеральным или нейтральным
Авторитарный, демократический
и либеральный стили управления не имеют
между собой барьера, и на деле плавно
переходят друг в друга, образуя непрерывную
цепочку, что показано на схеме
Авторитарный стиль управления | Демократический стиль управления | Либеральный стиль управления | ||||
Эксплуата-торский | Благожелатель- ный | Консультативный | Партисипатив-ный | Либеральный | Бюрократичес-кий |
1. Авторитарный стиль управления состоит в том, что вся полнота власти находится у руководителя и все решения принимаются им единолично, не учитывая мнения подчиненных. Менеджер имеет полную власть и никаких преград для ее использования; сохраняет за собой право на любые чрезвычайные полномочия; имеет определенный набор уникальных знаний и навыков; руководит формально, не является действительным лидером, не имеет поддержку и понимание. Подчиненные: зависимы от своего руководителя; не имеют возможности высказывать свое мнение; имеют невысокую квалификацию; могут подвергнуться применению чрезвычайных полномочий; не обладают независимостью; становятся последователями авторитарного режима.
Ситуация
на рабочих местах: царит строгая
дисциплина, посредством строгого контроля.
Уровень прибыли не высок. Осуществляется
жесткий контроль объема затрат на
производство. Существует постоянная
опасность травматизма. Работа не требует
высоких профессиональных навыков,
часто производится переоборудование,
смена производственного
В данном случае используется командный метод управления. Авторитарный стиль управления необходим в кризисной ситуации, когда решения должны приниматься быстро и быть четко скоординированы, что значительно затрудняется в условиях коллективной деятельности по разработке решений.
Положительные моменты:
Отрицательные моменты:
В
результате снижается удовлетворенность
сотрудников своей
Подобная структура управления была распространена в нашей стране в эпоху тоталитаризма (время правления Сталина).