Основные направления управления социальным развитием трудового коллектива

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 13:59, курсовая работа

Описание работы

Предмет: направления управления социальным развитием трудового коллектива в туристической деятельности.

Задачи:

1.Проанализировать существующий материал по этому вопросу.

2.Сформулировать основные направления управления социальным развитием трудового коллектива.

3. Рассмотреть функционирование полученных данных на примере туристической организации.

4. Сделать выводы.

Содержание

Введение …2
Основные направления управления социальным развитием коллектива …3
Определение понятия социального развития …3
Основные направления управления социальным развитием трудового коллектива …6
Социологическое исследование …6
Социальное планирование как направление управления социальным развитием трудового коллектива …12
Практическое рассмотрение вопроса …17
2.1 Информация о предприятии …17

2.2 Результаты социологического исследования …18

2.3 План социального развития трудового коллектива …22

4) Заключение …26

5) Список литературы …27

6) Приложения

Работа содержит 1 файл

13.doc

— 139.00 Кб (Скачать)

     Объект  исследования - это социальный процесс, или область социальной действительности, или какие-то социальные условия, явно или неявно содержащие в себе социальное противоречие и порождающие проблемную ситуацию, на которую направлен процесс познания. В социологии объектом исследования выступают трудовая деятельность работающих и условия, в котором эта деятельность осуществляется, социальные явления и процессы сферы труда.[12; с.69-70]

     Предмет социологического исследования - это  свойства и стороны объекта, которые  наиболее выпукло выражают скрывающееся в нем противоречие, исследуемую  проблему. Остальные особенности объекта остаются как бы вне поля зрения. Таким образом, в предмете выражается взаимосвязь проблемы и объекта исследования.

     Один  и тот же объект может заключать  в себе несколько различных предметов  исследования, содержание каждого их которых зависит от того, какую именно сторону объекта он отражает, с какой целью и для решения какой проблемы он выбран.

     Объект  и предмет социологического исследования могут совпадать, если исследователь  ставит перед собой задачу познания всей совокупности закономерностей функционирования и развития социального объекта. Если же исследователь ограничивается изучением отдельных характеристик объекта, то предметом исследования являются стороны объекта, которые содержат эти характеристики.

     Для того чтобы получить достоверные результаты социологического исследования, необходимо знать, какую информацию следует собрать, почему именно ту, а не другую, и в какой форме. Получить правильный ответ на поставленные исследователем вопросы позволяет логический анализ предмета исследования, который заключается в том, что предмет исследования расчленяется на составные элементы, которые при помощи отдельных инструментов каждый в отдельности изучается и на основании синтеза полученных сведений составляется целостное представление об этом предмете.

     В процессе предварительного анализа  и выделения наиболее значимых с  точки зрения решения проблемы факторов формируются рабочие гипотезы - научно обоснованные предположения, выдвигаемые  для объяснения структуры социальных объектов, характера и сущности связей между изучаемыми социальными явлениями, факторов, обуславливающих эти связи. Рабочая гипотеза конкретизирует цель исследования, является его главным методологическим инструментом. На ее проверку направлено все исследование, в результате которого гипотеза либо подтверждается и становится положением теории, истинность которого уже доказана, либо опровергается.[20; с.45-46]

     Разработка  методической части программы социологического исследования включает решение вопросов методики и техники исследования, выбора методов сбора, обработки и анализа социологической информации. В решении этих вопросов исходным является определение генеральной и выборочной совокупности.

     Генеральная - это совокупность единиц изучаемого объекта, имеющая отношение к  проблеме исследования. Познать всю генеральную совокупность очень трудно, при большом количестве изучаемых единиц объекта такое познание требует больших материальных, финансовых и временных затрат. Решить этот вопрос помогает знание того, что наиболее существенные качества являются общими для однотипных социальных явлений, и для того чтобы выяснить эти качества, совсем не обязательно исследовать всю генеральную совокупность. Трудность состоит в том, чтобы найти такую часть генеральной совокупности, выводы из изучения которой можно было бы переносить на всю совокупность явлений и объектов. Такая часть генеральной совокупности называется выборочной совокупностью.

     Существует  несколько приемов выборки: случайная  повторная, случайная бесповторная, механическая, типическая и гнездовая.

     После составления предварительной схемы  выборочной совокупности конкретизируются объекты изучения, определяется метод  сбора информации (наблюдение, анализ документации, опрос) и необходимое  количество инструментария.

     Под инструментарием социологического исследования подразумевается набор специальных документов (анкет, опросных листов и т.д.), с помощью которых и осуществляется сбор эмпирической информации об изучаемом объекте.

     В программе социологического исследования указываются также методы обработки и анализа полученной информации.

     После завершения разработки программы исследования и на ее основе составляется рабочий  план.

     Рабочий план исследования в отличие от программы  носит оперативный характер и  определяет последовательность проведения исследования, намеченных процедур. Понятие "процедура" относится как к исследованию в целом, так и к отдельным его стадиям и означает определенную последовательность всех операций, комплекс организационных и познавательных действий исследования.[5; с.67-69]

     Общая процедура исследования включает следующие  стадии: разработку программы исследования (определение проблемы, целей и  задач, выбора объекта, способа сбора  информации, разработка инструментария); сбор первичной социологической  информации; обработку и анализ собранной информации. В то же время каждый из этих видов работ относительно самостоятелен и предполагает различные пути и средства решения исследовательской задачи.

     В рабочем плане указываются календарные  сроки проведения конкретных видов  работ, материальные и трудовые затраты, необходимые для достижения конечной цели исследования.

     Для введения в рабочий план фактора  времени, обеспечения четкого и  своевременного выполнения отдельных  видов работ можно использовать схему сетевого графика, который  позволяет маневрировать ресурсами с учетом узких мест работы.

     Завершение  разработки плана исследования служит формальным основанием начала работ  непосредственно на объекте исследования, то есть второго этапа исследования - этапа подготовки его реализации. На этом этапе проводятся разъяснительная работа участников среди исследования, издания соответствующих распоряжений и указов, проверка надежности инструментария.

     На  третьем этапе (этапе реализации) собирается необходимая информация и заполняются таблицы, производится математическая обработка полученной информации и составляется отчет о полученных результатах математической обработки.

     На  четвертом этапе исследования анализируются  результаты математической обработки  полученной информации, составляются отчет по итогам социологического обследования и пояснительная записка к нему, оформляются приложения. В приложении к отчету даются таблицы, данные которых иллюстрируют положения всех разделов отчета. Сюда же помещаются основные методические материалы, по которым проводились исследования.

     1.2.2 Социальное планирование, как направление управления социальным развитием трудового коллектива

     Социальное  планирование - это система методов  и средств планомерного управления развитием трудового коллектива как социальной общности, целенаправленное регулирование социальных процессов и развития социальных отношений на уровне коллективов.

     Социальному планированию на предприятии в сфере туризма должно предшествовать комплексное социологическое исследование трудового коллектива, целью которого может быть изучение социальной структуры работников, выявление ее слабых звеньев и направлений совершенствования. Изучению подлежат вопросы отношения людей к труду, факторы привлекательности и непривлекательности труда в организации в целом и в каждом его подразделении.

     Особое  внимание необходимо уделять изучению степени содержательности труда, его  условий и уровня его оплаты, текучести  кадров, дисциплины труда, ценностных ориентаций в коллективе.

     Социологическое исследование завершается разработкой  научно обоснованных рекомендаций по изменению социальных параметров трудового коллектива, а также конкретных предложений по различным направлениям работы в коллективе предприятия. Подобные рекомендации и предложения становятся основой социального планирования на текущий период (год) и перспективу (3-5 лет и более).

     План  социального развития - совокупность научно обоснованных мероприятий, заданий, показателей по всему комплексу  социальных проблем, реализация которых  способствует наиболее эффективному функционированию коллектива.

     В планировании социального развития трудовых коллективов особое теоретическое  и практическое значение имеет определение  целей и задач разрабатываемых  планов. От того, насколько четко  сформулированы цель и задачи достижения цели, зависят направленность теоретических разработок и эффективность социального планирования на практике. Для правильного их формирования важно учесть взаимосвязь социального и экономического развития коллектива.

     План  социального развития трудового  коллектива имеет директивный характер, и после утверждения становится обязательным для исполнения. На основе его организуется деятельность коллектива по решению запланированных социальных задач.

     Разработка  плана социального развития коллектива включает в себя четыре этапа.

     На  первом - подготовительном этапе принимается  решение о разработке плана социального  развития, формируются рабочие группы, заключаются договоры с организациями, привлекаемыми к разработке плана, уточняется структура плана, составляются календарные графики выполнения работ, определяются программа и методы проведения исследований исходя из конкретных производственных условий; разрабатываются формы рабочей документации, определяется содержание работ и распределяются функции между исполнителями (творческими бригадами), проводятся инструктаж и информирование коллектива.

     На  втором - аналитическом этапе определяется степень выполнения предыдущего  плана социального развития, изучается  социальная структура, условия труда, быта и отдыха, уровень заработной платы и др. собранные материалы сравниваются с нормативными данными, достижениями передового опыта науки и техники, что способствует научному обоснованию плана. Собирается первичная социальная информация, проводятся конкретные социологические исследования. Результаты работы данного этапа (выявленные общие тенденции, закономерности) оформляются аналитической запиской.

     На  третьем - разработочном этапе проектируются  мероприятия, предложения и рекомендации, определяются показатели социального развития коллектива, которые должны быть конкретными и реально выполнимыми. Составляется первоначальный вариант (проект) плана по разделам, определяется экономическая и социальная эффективность предлагаемых мероприятий. Эти мероприятия согласовываются с функциональными службами и передаются в рабочую группу, которая формирует сводный проект плана. Последний, согласовывается с главными специалистами предприятия и руководителем предприятия.

     На  четвертом - контрольном этапе разрабатывается система контроля за реализацией плана социального развития, которая включает сложившуюся на предприятии систему учета, контроля и отчетности.[11; с.56-59]

     В плане социального развития целесообразно  выделить следующие разделы и направления работ:

     1. Совершенствование социальной структуры коллектива. В этом разделе обращается особое внимание на сокращение доли или полную ликвидацию тяжелых и вредных для здоровья работ, на сокращение доли малоквалифицированного труда, на повышение образовательного и квалификационного уровней работников, на изменение (если в этом есть необходимость) половозрастной структуры коллектива. Отдельно рассматривается труд женщин, подростков, лиц пожилого возраста с указанием тех структурных изменений, которые целесообразно провести среди этих категорий трудящихся.

     2. Социальные факторы развития производства и повышения его экономической эффективности. Здесь планируются мероприятия, связанные с техническим перевооружением производства, с внедрением новой техники и технологии. Среди таких мероприятий можно назвать проектирование прогрессивных форм организации и оплаты труда, снижение его монотонности. Насыщение производства высокопроизводительной техникой обостряет проблему высвобождения работников и обеспечения занятости персонала предприятия. Целесообразно использовать различные формы занятости: неполный рабочий день, режимы гибкого рабочего времени, надомный труд для женщин и пенсионеров и др. Важно, чтобы в плане нашли отражение вопросы преодоления инфляции, повышения работникам реальной заработной платы. В условиях роста технической вооруженности предприятия следует всячески поддерживать обучение без отрыва от производства. Необходимо предусмотреть также меры по стимулированию рационализации и изобретательства.

     3. Улучшение условий труда и быта работников. В плане нужно особо выделить участки и подразделения с неблагоприятными условиями труда, для которых необходимо предусмотреть меры по оздоровлению производственной среды, по замене оборудования, являющегося источником повышения вредности и опасности, или по надежной изоляции такого оборудования. Предусматриваются также мероприятия по соблюдению санитарно-технических норм, стандартов безопасности труда, по организации на предприятии хорошо оборудованных бытовок, пунктов приема пищи, стирки спецодежды, ремонта обуви, по доставке рабочим через столы заказов продуктов и промышленных товаров и др. Особо выделяются вопросы обеспечения работников жильем, детскими дошкольными учреждениями, местами отдыха и др.

Информация о работе Основные направления управления социальным развитием трудового коллектива