Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 15:24, курсовая работа
Целью курсовой работы является освещение теоретических основ организации труда, факторов на нее влияющих, а также разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-рассмотреть теоретические аспекты организации труда;
-раскрыть особенности управленческого труда в туризме;
-раскрыть принципы рациональной организации труда в туризме.
Введение………………………………………………………………….………..2
1. Теоретические аспекты организации труда на предприятии………………..4
1.1 Организация труда на предприятии: содержание, принципы и основные факторы…………………………………………………………………………....4
1.2 Условия труда и факторы их формирования…………………………..……9
2. Управленческий труд в туризме……………………………………………..13
2.1 Содержание и особенности управленческого труда в туризме…………..13
2.2 Особенности мотивации в туризме……………………………………....…15
3. Общие принципы рациональной организации труда аппарата управления.25
3.1 Оплата и стимулирование труда…………………………………….…..….25
3.2 Разделение управленческого труда…………………………………..……..27
3.3Техническое обеспечение и механизация труда……………………...……32
Заключение……………………………………………………………………….37
Список использованной литературы……………………...……………………39
Наконец, на отдельном рабочем месте решаются такие задачи организации труда, как внедрение наиболее прогрессивных рабочих приемов и рациональное содержание всего комплекса трудовых операций по изготовлению изделия в целом, правильное устройство и планировка рабочих мест, равномерное и бесперебойное обеспечение их инструментом, материалами и т.п., создание надлежащих санитарно-гигиенических и эстетических условий для работы и жизнедеятельности человека.
1.2. Условия труда и факторы их формирования
В цивилизованном обществе большое
значение придается условиям труда
и их улучшению. Во многих конвенциях
и рекомендациях МОТ
Понятие «работоспособность» отличается от понятия «трудоспособность». Это отличие состоит в том, что трудоспособность является качественной чертой самой человеческой личности безотносительно к выполняемой работе. Работоспособность же человека характеризует не только трудоспособность человека, но и его возможность выполнять конкретную работу при определенных условиях. Следовательно, трудоспособность человека является основой его работоспособности. Поэтому важно различать пять фаз трудоспособности человека: становление, развитие, расцвет, затухание и прекращение, связанных с его возрастом и физическим здоровьем. Однако установленные юридическими законами границы трудоспособности являются весьма условными. Более важными представляются естественные границы.
Работоспособность человека имеет
свои специфические условия
- физическое усилие. Различают четыре вида физического усилия: незначительное, среднее, тяжелое и очень тяжелое;
- нервное напряжение. Различают три вида нервного напряжения: незначительное, среднее, повышенное;
- темп работы. Различают три уровня: умеренный, средний, высокий;
- рабочее положение. Различают четыре вида рабочего положения: ограниченное, неудобное, неудобно-стесненное и очень неудобное;
- монотонность работы. Различают три уровня: незначительная, средняя, повышенная;
- температура, влажность,
- загрязненность воздуха. Различают пять степеней загрязненности воздуха: незначительная, средняя, повышенная, сильная, очень сильная;
- производственный шум. Различают умеренный, повышенный и сильный шум;
- вибрация, вращение, толчки. Различают три уровня значений указанных факторов: повышенные, сильные, очень сильные;
- освещенность в рабочей зоне. Различают два уровня значений этого фактора: недостаточная и плохая или ослепляющая.
Каждый из указанных десяти факторов, определяющих условия труда, действует обособленно. Их влияние должно учитываться отдельно по каждому рабочему месту в процессе его аттестации и паспортизации и далее отражаться в интегральной оценке условий труда. Все указанные факторы производственной среды имеют психологические и физиологические границы.
На работоспособность человека оказывают влияние и факторы личностного порядка (настроение, отношение к труду, состояние здоровья). Прямых измерителей влияния указанных факторов на результативность труда нет. Косвенным же измерителем может быть прирост выработки в единицу времени при неизменных условиях производственной среды и качественного состояния рабочей силы. Случаев, когда на одном рабочем месте одновременно действовали бы все десять факторов, в жизни не бывает. Считают, что на одном рабочем месте могут действовать от одного до трех факторов.
Важное и самостоятельное
2. Управленческий труд в туризме
2.1. Содержание и особенности управленческого труда в туризме
Менеджмент туристической
Первая цель – на основе рационализации управления трудовыми процессами обеспечить устойчивое развитие своей фирмы.
Вторая цель – оказать содействие в обеспечении жизнеспособности (конкурентоспособности) своего региона на рынке туристических услуг.
Представим туристическую фирму как целевую коалицию заинтересованных элементов и звеньев системы. Государство, поставщики, клиенты, акционеры и сотрудники – все каким – то образом участвуют в создании успеха на предприятии и влияют на трудовые процессы. Каждая группа оказывает фирме услуги в надежде, что она оплатит им деньгами или нематериальным товаром (престиж, социальные контакты и т.п.). В связи с этим трудовые отношения в туризме следует рассматривать с учётом таких факторов:
-клиенты хотят получить услуги по выгодным ценам
-население хотело бы иметь в своём городе возможность трудоустройства и определённые социальные услуги;
-государство рассчитывает на налоговые сборы и рабочие места;
-поставщики заинтересованы в выгодных предложениях и устойчивой платёжеспособности;
-сотрудники фирмы ценят свою надёжную и выгодную работу и заинтересованы в хорошем имидже предприятия и др.
Само собой разумеется, что между этими группами возникают конфликты, обусловленных различием их целей и интересов. Чтобы менеджмент был успешным и оставался таким на протяжении длительного времени, он должен удовлетворять интересы всех групп. В дальнейшем все группы должны быть готовы к сотрудничеству.
Предпосылкой работы с
различными группами населения является
метод уравновешивания
Задача менеджмента в
области управления процессами труда
– распознать у своих сотрудников,
принадлежащих к различным
Управленческий труд в
туризме не создаёт материальных
благ, но является неотъемлемой частью
труда совокупного рабочего и
в этом отношении он выступает
как труд производительный. Понятие
управленческого труда в
2.2. Особенности мотивации в туризме
Мотивационный менеджмент - это вид управленческой деятельности, связанный с формированием и развитием системы мотивирования и стимулирования персонала организации, направленный на достижение индивидуальных, групповых и организационных целей. Основу мотивационного менеджмента составляют мотивация и стимулирование труда.
Мотивация - это совокупность факторов, механизмов и процессов, обеспечивающих возникновение побуждения к достижению необходимых для индивида целей.
Мотив (фр. motif - побуждение) - побуждение к активной деятельности личности, социальной группы, связанной со стремлением удовлетворить их определенные потребности.
Потребности - это нужда в чем-либо объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности, социальной группы, внутренний побудитель активности. Потребности вызывают особое состояние психики личности, ощущаемое или осознаваемое им как «напряжение», «неудовлетворенность», отражение несоответствия между внутренним состоянием и внешними условиями его деятельности, проявляющиеся во влечениях и мотивах. Потребности стимулируют поведение, которое осознается работниками. В этом случае они принимают конкретную форму интереса к тем или иным видам деятельности, объектам или предметам.
Стимулирование - вид управленческой деятельности, направленной на управление трудовым поведением персонала организации для достижения ее целей посредством влияния на условия жизнедеятельности работника. В широком смысле слова стимулирование - совокупность требований и соответствующая им система поощрений и наказаний.
Мотивационный процесс начинается
с физиологической или
1. Первичные мотивы. Первичные мотивы являются врожденными и имеют физиологическое происхождение, поэтому их называют: «первичные», «физиологические», «биологические», «врожденные». Использование термина «первичный» не означает, что эта группа мотивов имеет некоторое превосходство над другими (общими и вторичными) мотивами. К категории первичных относятся мотивы, отвечающие двум условиям: быть врожденными и обусловливаться физиологией. Исходя из этого самыми обычными из первичных мотивов являются голод, жажда, сон, стремление избежать боли, секс и материнский инстинкт. Поскольку с точки зрения физиологии все люди одинаковы, они, естественно, будут иметь одни и те же первичные потребности.
2. Общие мотивы. При классификации общие мотивы не всегда выделяются в отдельную категорию. Однако она бывает, необходима, так как существуют мотивы, находящиеся между первичными и вторичными мотивами. Это врожденные, но не обусловленные физиологией мотивы. В то время как первичные мотивы стремятся снизить напряжение, общие мотивы побуждают человека к усилению стимулирования, поэтому иногда их называют стимулирующими. К ним относят такие мотивы, как любопытство, желание манипулировать, привязанность и т.д.
3. Вторичные мотивы. Эти мотивы являются самыми значимыми. По мере того как человеческое общество развивается экономически и становится более сложным, первичные и в меньшей степени общие мотивы при мотивации поведения уступают приобретенным вторичным. Даже с учетом некоторых очевидных исключений, с которыми все еще приходится бороться, мотивы голода и жажды все же не являются доминирующими среди людей, живущих в экономически развитых странах.
Вторичные мотивы тесно связаны с концепциями научения и подкрепления, когда подкрепление рассматривается как элемент, служащий для повышения мотивации к повторению поведения.
Мотивационный процесс является целенаправленным. Цели, которые хочет достичь работник, рассматриваются руководителями в качестве стимулов, привлекающих данного индивида. Достижение намеченных целей выражается в удовлетворении потребностей путем действий и тем самым появляется целенаправленное поведение. По истечении определенного периода руководство оценивает такое поведение с помощью вознаграждения или наказания. Результаты такой оценки принимаются работником, и происходит переоценка «нехватки» в потребностях. Это в свою очередь способствует новому возобновлению процесса мотивации.
Информация о работе Основные направления рациональной организации труда туристского предприятия