Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 05:51, курсовая работа
Складская система, являющаяся подразделением логистической подсистемы, играет весомую роль в едином функционировании целостного механизма предприятия. Отмечается важность логистики, прежде всего с точки зрения внутреннего оборота материальных потоков, в том числе в рамках производственного процесса. Стадия подготовки продукта в состоянии полуфабриката, поставка и складирование материалов и комплектующих для выпуска продукции, все данные процессы представляют собой механизм деятельности предприятия, регулируемый персоналом и менеджерами, отвечающими за логистику складирования и логистику запасов. С точки зрения планирования краткосрочного выпуска товаров предприятием, расчет необходимого уровня поставки комплектующих на склад, создание необходимого объема запасов, выбор наиболее «удобных» для предприятия поставщиков являются важнейшими функциями ответственных работников предприятия. От четкого выполнения данных функций работниками предприятия зависит выпуск продукции предприятием, от части прибыль и конкурентоспособность предприятия.
1. Введение 3
2. Основные понятия и определения логистики как подсистемы наук об управлении предприятием 4
2.1. Понятие логистики 4
2.2. Системы логистики, их определение и виды 6
2.3. Место логистики запасов в логистической системе предприятия 11
3. Логистика запасов 14
3.1. Категория товарно-материальных запасов 14
3.2. Виды запасов 16
3.3. Системы управления запасами на фирмах 19
3.3.1. Общая информация 19
3.3.2. Основные системы управления запасами 23
3.3.3. Прочие системы управления запасами 26
4. Методические основы проектирования эффективной логистической системы управления запасами 29
5. Заключение 31
6. Список использованной литературы: 32
Следует иметь
в виду, что стоимость дефицита
запасов больше,
чем просто цена упущенных торговых сделок
или нереализованных заказов. В нее входят
и потери времени на изготовление
продукции, и потери рабочего времени,
и, возможно, потери времени из-за дорогостоящих
перерывов в производстве при переходах
между сложными технологическими процессами.
Технологические
и переходные запасы
В любой момент времени в системе материально-технического снабжения обычно имеются определенные запасы, движущиеся из одной части этой системы в другую. В тех же случаях материально-технического снабжения, когда перемещение запасов с одного уровня на другой занимает много времени, объемы переходных запасов будут велики. При длительных сроках реализации заказов (например, при больших промежутках времени между изготовлением товара и его прибытием в готовом виде на склад) общее количество технологических запасов окажется сравнительно большим. Точно так же при больших временных интервалах между моментом выхода товара со склада и моментом его получения заказчиком будет накапливаться большое количестве переходных запасов. К примеру, при среднем уровне спроса на данный товар, равном 200 изделий в неделю, и сроке его поставки заказчику, равном двум неделям, общий объем переходных запасов этого товара составит в среднем 400 изделий.
Для вычисления
(оценки) среднего количества технологических
или переходных товарно-материальных
запасов в данной системе материально-технического
обеспечения в целом используется следующая
формула:
где J — общий объем
технологических или переходных (находящихся
в процессе транспортировки) товарно-материальных
запасов;
S — средняя норма продаж этих запасов на тот или иной период времени;
Т — среднее время транспортировки.
Запасы
объемом в одну
партию товара, или циклические
запасы
Особенность большинства предпринимательских систем заключается в том, что товары заказываются в количествах, избыточных по отношению к необходимым на данный момент объемам. Тому есть ряд причин, как-то: задержка с получением заказанных товаров в полном объеме, что вынуждает заказчиков (в особенности посредников) хранить какое-то время те или иные товары на складе; скидки, предоставляемые заказчикам при продаже им товаров купленными партиями; налогообложение торговых сделок с минимальным размером партий, делающее невыгодной отправку заказчику товаров в количествах меньше установленного размера, и некоторые другие.
При этом существуют определенные ограничения на размер товарно-материальных запасов. Ограничителем выступают издержки их хранения. Поэтому возникает необходимость достижения баланса между преимуществами и недостатками, с одной стороны, заказа, а с другой — хранения товаров.
Этот баланс
достигается выбором
где А - затраты на производство;
D - средний уровень спроса;
v - удельные затраты на производство;
r - затраты на хранение.
Резервные, или «буферные», товарно-материальные запасы служат своего рода «аварийным» источником снабжения в тех случаях, когда спрос на данный товар превышает ожидания. На практике спрос на товары удается точно спрогнозировать чрезвычайно редко. Это же относится и к точности предсказания сроков реализации заказов. Отсюда и необходимость в создании резервных товарно-материальных запасов.
В определенной степени услуги, предлагаемые той или иной компанией, представляют собой функцию ее резервных запасов, и наоборот: резервные запасы компании являются функцией ее услуг. Ясно, что компания будет пытаться минимизировать уровень своих резервных запасов в соответствии с декларированной ею стратегией обслуживания заказчиков. И здесь опять возникает необходимость компромисса — на этот раз между издержками хранения резервных запасов, предназначенных для приспособления к неожиданным колебаниям спроса, и выгодами, получаемыми компанией при поддержании такого уровня обслуживания своих клиентов.
Следовательно, определение точного уровня необходимых резервных запасов зависит от трех факторов, а именно:
- возможного
колебания сроков
- колебания спроса на соответствующие товары на протяжении срока реализации заказа;
- осуществляемой
данной компанией стратегии
Определение точного уровня резервных запасов, необходимых в условиях нестабильности сроков реализации заказов и изменчивого спроса на товары и материалы, — дело нелегкое. Вероятностная природа вышеуказанных колебаний и нестабильности означает, что для нахождения удовлетворительных решений проблем, связанных с резервными товарно-материальными запасами, обычно необходимо соответствующее моделирование или имитация.
Поскольку в фирмах различных отраслей экономики создание товарно-материальных запасов определяется той специфической ролью, которую они играют в процессе выпуска продукции, постольку объяснимы и различия в подходах к политике капиталовложений в данной области и к определению приоритетности задач, решаемых в ходе производства. В фирмах некоторых отраслей народного хозяйства основной задачей является контроль за сырьем, в других — за готовой продукцией, а на предприятиях отраслей, производящих инвестиционные товары, большая часть организационных усилий концентрируется на контроле за незавершенным производством.
Так, фирмы, выпускающие
железнодорожный подвижной
Прямо противоположна
ситуация в фирмах, выпускающих шины.
Успех здесь в основном зависит
от того, насколько быстро удовлетворяется
спрос, и поэтому готовые изделия должны
иметься в наличии. Производство
шин на заказ осуществляется редко, так
как потребители отдают предпочтение
определенному сорту или марке продукции.
Здесь характерным является неоднократная
продажа одному и тому же потребителю
одного и того же (по номенклатуре) товара.
Инвестиции в запасы сырья и незавершенное
производство в фирмах шинной промышленности
поддерживаются на минимальном уровне.
Многие из фирм, функционирующих в различных отраслях экономики, относительно успешно осуществляют инвестиции в товарно-материальные запасы. В то же время в большом количестве фирм бытует мнение, что управление запасами является сферой ответственности низшего уровня руководства — задачей чисто технического порядка. Вместе с тем американские специалисты, проводившие анализ политики по управлению запасами торговых фирм (розничных и оптовых), действующих в 17 различных отраслях экономики, пришли к выводу, что если бы типичная не преуспевающая фирма делала то же самое, что и преуспевающая, то ей бы удалось добиться ускорения оборачиваемости товарных запасов в два раза, т. е. при одном и том же товарообороте она смогла бы сократить запасы из 50%.
Коэффициенты оборачиваемости капитала характеризуются значительной изменчивостью и существенно отличаются не только у преуспевающих и не преуспевающих компаний, но и у фирм различного типа. Последнее объясняется в основном спецификой структуры издержек, существующей в отраслях народного хозяйства, сезонными колебаниями сбыта, нормами конкурентной борьбы, принятыми в той или иной отрасли экономики, уровнем рентабельности, стилем руководства предприятиями и характером деловых операций. Таким образом, перечисленные обстоятельства следует отнести к весьма важным факторам, оказывающим серьезное влияние на эффективность политики любой фирмы в области создания и реализации запасов.
В настоящее время в промышленно развитых странах с рыночной экономикой проявляется весьма существенный разрыв между теорией и практикой принятия решений в рассматриваемой сфере, и возник он, прежде всего по двум причинам. Во-первых, в недавнем прошлом высшее руководство фирм слишком много внимания уделяло быстрому росту объема продаж в ущерб эффективности управления товарно-материальными запасами и производством. Во-вторых, многие ученые и экономисты, занимавшиеся вопросами управления, излишне много внимания уделяли разработке математически «чистых» моделей принятия решений, имевших малую практическую ценность.
Указанные причины имели под собой определенные основания. Народное хозяйство большинства стран Запада пережило эру экономического роста, характеризовавшего их послевоенное развитие. Первоначально рост достигался за счет энергичного покрытия отложенного спроса, накопившегося за годы войны. Впоследствии расширение потребительского спроса также поддерживало высокие темпы роста, который обеспечивался, кроме того, формированием новых внутренних рынков и рынков в развивающихся странах. В такой экономической обстановке для руководства фирм было резонным направлять усилия на обеспечение быстрого роста объема продаж. Управление запасами и планирование производства, а этот период стояли на втором плане.
В 60-е годы высшее руководство фирм получило возможность использовать достижения научно-технического прогресса. Управление деятельностью фирм стало осуществляться на основе применения вычислительных машин. В связи с этим возросли требования, к получению информации относительно затрат на текущую производственную деятельность, в том числе на создание и хранение товарно-материальных запасов. Управление запасами и планирование производства стали играть более заметную роль в хозяйственной деятельности фирм.
В 70-80-е годы произошли
еще более важные изменения в
сфере производства, темпы экономического
роста замедлились, и это привело к существенным
переменам на рынке. Покупатель начал
требовать максимально разнообразной
продукции (или максимальной свободы выбора).
Количество видов изделий, требуемого
для насыщения рынка, становится все большим,
соответственно жизненные циклы товаров
— короче. Все это привело к расширению
номенклатуры товаров и во многих случаях
к повышению издержек производства. Поэтому
среди прочих вопросов, которые встали
перед руководством фирм, не последнее
место занимает повышение эффективности
распределения внутренних ресурсов, т.
е. совершенствование управления товарно-материальными
запасами.
В условиях обострившейся
конкуренции среди мер, с помощью
которых можно обеспечить рационализацию
производства и усовершенствовать его
технологию, следует выделить снижение
времени на прохождение изделий и запасов
в цехах и на складах. Применяемые сегодня
для этого системы управления производством
всегда удовлетворяют требованиям рынка.
К их основным недостаткам следует отнести:
- слишком большие отклонения сметного планирования от реального положения дел, несмотря на значительные затраты на электронную обработку данных и систему в целом;
- отсутствие возможностей эффективно влиять на производительность, сроки прохождения цикла и необходимый уровень запасов;
- недостаточная свобода действий планирующих структур и связанных с планированием сотрудников.
Как показывает зарубежный опыт, в промышленно развитых странах эффективное время обработки детали составляет максимально 20 % от времени прохождения цикла. Это свидетельствует о весьма длительном нахождении детали в производстве в полу готовом виде и приводит к созданию больших запасов, а соответственно и росту затрат на них. Исследования, проводимые в ряде западных стран, дают основания утверждать, что ожидаемая прибыль от каждого процента сокращения уровня запасов может быть приравнена к 10-процентному росту оборота.
В настоящее время значительно возросли требования рынка к параметрам изделий, и, прежде всего к их качеству. Произошло это вследствие преобладания предложения над спросом, наличии избыточных производственных мощностей и т.д. Отсюда следует, что успеха в конкурентной борьбе может достигнуть тот, кто наиболее рациональным образом построил свое производство, так что его экономические показатели находятся на оптимальном уровне. Эта цель достигается, кроме прочих мер, путем: