Основные мероприятия по совершенствованию системы управления городским пассажирским транспортом

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 13:21, курсовая работа

Описание работы

Исходя из вышесказанного, можно определить цель данной курсовой работы, которая заключается в исследовании проблемы управления развитием городского пассажирского транспорта в России.
Для достижения поставленной цели необходимо дать характеристику городскому пассажирскому транспорту как объекту муниципального управления, рассмотреть, каким образом производится оценка состояния городского транспорта и определить основные мероприятия по развитию городского пассажирского транспорта как на федеральном, так и на местном уровне.

Содержание

Введение
1. Различные виды внутригородского транспорта и их роль в формировании всей пространственной структуры города
2. Городской пассажирский транспорт как объект муниципального управления
2.1. Понятие и правовое регулирование городского пассажирского транспорта
2.2 Государственное и муниципальное управление городским пассажирским автотранспортом
2.3 Оценка состояния городского пассажирского транспорта по основным показателям
3. Основные мероприятия по совершенствованию системы управления городским пассажирским транспортом
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Управление городским автотранспортом.doc

— 134.00 Кб (Скачать)

      Городской пассажирский транспорт может действовать  на основе публичной и частной  собственности.

      К городскому пассажирскому транспорту относятся автобусы, трамваи, троллейбусы, метрополитен, маршрутные и линейные такси.

      Автобусы, трамваи, троллейбусы, метрополитен и  маршрутные такси осуществляют пассажирские перевозки по определенным маршрутам, согласно расписанию движения, за плату  в соответствии с установленным тарифом.

      Линейные  такси оказывают услуги по перевозке  в порядке заявок пассажиров за плату  по показанию таксометра (счетчика).

      Перевозка пассажира городским пассажирским транспортом осуществляется на основе договора перевозки.

      Договор перевозки пассажира является публичным договором.

      Сторонами договора перевозки являются:

      перевозчик - юридическое или физическое лицо, владеющее транспортным средством  на правах собственности или иных законных основаниях, оказывающее на коммерческой основе услуги городских пассажирских перевозок и имеющее на это специальное разрешение (лицензию);

      пассажир - физическое лицо, пользующееся услугами перевозчика.

      По  договору перевозки перевозчик обязан перевезти пассажира и его  багаж в пункт назначения. Пассажир обязан оплатить установленную плату за проезд, а при наличии багажа - и за провоз багажа.

      Общественный  городской пассажирский транспорт (ГПТ) обеспечивает каждодневные транспортные потребности трех четвертей населения  России. Доступность и качество его  услуг во многом определяют реальный уровень жизни, социальный климат, влияют на мнение об эффективности работы органов власти.

      Ответственность государства за доступность и  качество услуг городского транспорта в настоящее время особенно высока.

      Мы  переживаем непростой период социально-экономического развития, когда для огромной части населения России буквально жизненно необходим минимальный гарантированный уровень транспортного обслуживания.

      Кроме того, автомобилизация страны стремительно набирает темпы. Она радикально меняет характер транспортной подвижности и всю транспортную ситуацию уже в десятках городов. Поэтому настоятельно необходимо воссоздание эффективного городского общественного транспорта как альтернативы неконтролируемому росту числа личных автомобилей.

      Очевидно, что даже эти две задачи – а есть и другие - не могут быть решены усилиями одних только муниципальных органов управления, на которые возложена организация транспортного обслуживания населения в городах.

      За  годы реформ городской транспорт  претерпел существенные изменения. Главное заключается в том, что он стал сектором смешанной экономики.

      Городской транспорт уже невозможно представить  себе без частных предприятий  и индивидуальных предпринимателей. Они образуют так называемый коммерческий сектор городского транспорта, который работает в основном на условиях самоокупаемости. По имеющимся оценкам, в этом секторе выполняется до 25% всего объема перевозок пассажиров в городском и пригородном сообщении.  

      2.2 Государственное и муниципальное управление городским пассажирским автотранспортом 

      Государство регулирует деятельность городского пассажирского  транспорта путем лицензирования, налогообложения, кредитования,  финансирования и  ценообразования, осуществление инвестиционной, единой научно-технической политики, а также другими предусмотренными законодательством средствами.

      К полномочиям органов государственной  власти на местах в области регулирования  и управления деятельностью городского пассажирского транспорта относятся:

      определение основных направлений развития и утверждение комплексных региональных программ;

      заключение  договора на транспортное обслуживание населения с органом по управлению городским пассажирским транспортом  и утверждение плана организации  движения;

      установление  предельных тарифов и организация контроля за их соблюдением;

      решение вопросов размещения, строительства  и обустройства пассажирских станций, остановочных и диспетчерских пунктов, других объектов;

      контроль  за качеством пассажирских перевозок;

      осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством.

      Органы  государственной власти на местах и  органы по управлению городским пассажирским транспортом, исходя из потребностей населения, обеспечивают развитие маршрутной сети и различных видов городского пассажирского транспорта с учетом их эффективного использования.

      Организация маршрутов, в том числе открытие новых и изменение действующих, определение места расположения пассажирских станций, остановочных и  диспетчерских пунктов осуществляются органом по управлению городским  пассажирским транспортом по согласованию с органами государственной власти на местах.

      На  территории пассажирских станций и  остановочных пунктов должны быть оборудованы  перроны для безопасной посадки  и высадки пассажиров, в том  числе инвалидов и пассажиров с детьми.

      На  пассажирских станциях и остановочных пунктах с разрешения государственных  органов власти на местах могут размещаться  объекты оказания услуг населению. При этом должна быть обеспечена безопасность жизни и здоровья пассажиров и  безопасность движения транспорта.

      Пассажирские  станции, остановочные и диспетчерские  пункты должны отвечать санитарным и  техническим требованиям, предъявляемым  к данному виду сооружений, иметь  современный дизайн.

      Транспортные  средства городского пассажирского  транспорта

      должны  иметь сертификаты на соответствие требованиям безопасности, охраны труда, экологии, а также стандартам и  техническим условиям, медико-санитарным и противопожарным нормам. Транспортные средства должны быть зарегистрированы в установленном законодательством порядке.

      Транспортные  средства, не прошедшие сертификацию и не зарегистрированные в установленном  порядке, к эксплуатации не допускаются.

      В салоне городского пассажирского транспорта должна быть информация о маршруте движения, стоимости проезда пассажира и провоза багажа, а также иная необходимая информация. В городском пассажирском транспорте перевозчик создает необходимые удобства для проезда инвалидов и пассажиров с детьми. 

2.3 Оценка состояния городского пассажирского транспорта по основным показателям 

      Оценка  состояния городского пассажирского  транспорта осуществляется по отдельным  видам транспорта. Как уже отмечалось выше, в настоящее время пассажирские перевозки осуществляются муниципальными автобусным и троллейбусным транспортом. Кроме того, перевозки осуществляются почасовыми и ведомственными автобусами. В последние годы широко используются так же коммерческие автобусы и микро автобусы частных транспортных предприятий.

      Пример  общей  характеристики сети и работы всех видов городского транспорта можно использовать данные таблицы 1. 

      Таблица 1

      Общая характеристика работы городского транспорта 

№№ 
п/п
Наименование  показателей Ед. измерения Виды  транспорта
автобус троллейбус микроавтобус
1. Протяженность сети км      
2. Количество  маршрутов шт      
3. Объем перевозок млн. пасс/%      
4. Пассажирская  работа млн. пасс      
5. Средняя дальность поездки км/% 
км
     
 

      Показатели  работы транспорта по муниципальным  предприятиям приводятся по отчетным данным предприятий. Показатели работы маршрутного такси определяются ориентировочно расчетным путем.

      Согласно  данным таблицы определяется соотношение  между видами транспорта для городских  перевозок, выявляются основные общественные виды транспорта.

      Из  таблицы анализируется общее  количество пассажироперевозок при изменении численного состава парка, средняя дальность поездки по городу, коэффициент использования парка. 

      На  основании данных таблицы определяется эксплуатационная скорость движения автобусов  и коэффициент использования  вместимости.  

      Основные  показатели работы троллейбусного транспорта приводятся в таблице 2. 

      Таблица 2

      Основные  показатели работы троллейбусного транспорта 

№№ 
п/п
Наименование  показателей ед.изм 2003 2004
1. Протяженность линий в двухпутном исчислении. км    
2. Инвентарное количество подвижного состава. маш.    
3. Коэффициент использования парка. %    
4. Перевезено  пассажиров в год. млн.пасс    
5. Транспортная  работа. млн.пасс км    
6. Средняя дальность поездки. км    
7. Средняя эксплуатационная скорость. км/час    
8. Среднесуточная продолжительность работы на линии. час    
 

      На  основании показателей, приведенных  в таблице 2 делается вывод о том, достаточно ли стабильно работает  троллейбусный транспорт.

      Необходимо  отметить, что в России традиционной основой городского пассажирского  транспорта остаются государственные и муниципальные предприятия, которые относятся к так называемому социальному сектору городского транспорта. Это перевозчики, которые эксплуатируют городские автобусы большой вместимости и основную часть парка электротранспорта, обслуживают пассажиров, имеющих льготы, предоставляют услуги на малорентабельных маршрутах и работают на основе муниципального заказа, получая соответствующие субсидии.

Информация о работе Основные мероприятия по совершенствованию системы управления городским пассажирским транспортом