Основные функции, методы и принципы менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:44, курсовая работа

Описание работы

Сегодня наше общество осуществляет исключительно трудную, во многом противоречивую перемену. В социально-политической жизни это переход от тоталитаризма к демократии, в экономике - от административно-командной системы к рынку. Такие изменения в обществе, в экономике, во всем нашем жизненном укладе сложны тем, что они требуют изменения нас самих.
Важная часть этого изменения, как показывает мировой опыт - постижение науки и искусства менеджмента.
Менеджмент - современная система управления предприятием, действующая в условиях рыночной экономики. Термин «Менеджмент» по сути является аналогом термина « управление», его синонимом. Однако есть отличие. Управление относится к живой и неживой сфере. Например, управление техникой, биологическими процессами, государством. Т.е. управление является более широким понятием. Менеджмент применяется только в управлении социально-экономическими системами.

Содержание

Введение. 3
1. Функции менеджмента. 4
1.1. Прогнозирование и планирование. 4
1.2. Функция организации 6
1.3. Мотивация и стимулирование. 7
1.4. Контроль. 8
1.5. Координация и регулирование. 9
2. Принципы менеджмента. 10
3. Основные методы менеджмента. …11
4. Реализация основных функций менеджмента на примере ООО «Криста».................................................................................................................14
4.1Планирование………………………………………………………………...14
4.2.Мотивация……………………………………………………………………15
4.3.Контроль и анализ…………………………………………………………...16
4.4. Рекомендации по совершенствованию функций планирования и мотивации на ООО «Криста»…………………………………………………..19
Заключение 23
Список литературы. 24

Работа содержит 1 файл

Морозова_основы менеджмента_курсовая работа.docx

— 58.55 Кб (Скачать)

     Финансы нужны предприятию для его  производственного и социального  развития, Деньги дают предприятию  возможность заработать еще большие  деньги, т. е. получить прибыль. Именно получение прибыли позволяет  судить о том, нужную ли для общества работу делает данный завод или фабрики, эффективно и экономно ли производство. Если продукция, выпускаемая предприятием, нужна - будет прибыль, не нужна —  прибыли не будет. Чтобы обеспечить себе прибыль, предприятие, не ожидая указания сверху, само станет повышать качество продукции и услуг, снижать их себестоимость, наращивать производительность труда, совершенствовать оборудование и приемы работы.

     Финансовая  самостоятельность предприятия, то что мы сегодня называем самофинансированием, предусматривает не только новые  права руководителя, но и высокую  финансовую ответственность его  перед собственником и трудовым коллективом.

     Административные, социально - психологические и воспитательные методы менеджмента.

     Регламентирование деятельности предприятия. Это наиболее жесткая форма административного  воздействия в разработке и реализации таких организационных документов, которые определяют порядок управления предприятием, а именно: а) положений  общеорганизационного порядка, например положения о данном предприятии; б) структуры (организации) управления предприятием; в) штатного расписания и должностных инструкций (функциональных обязанностей) по управлению предприятием; г) положений, определяющих внутренний порядок работы, а также статус, задачи и полномочия различных звеньев  управления, например положения об органах линейного, функционального  и целевого управления.

     Нормирование  деятельности предприятия. Оно заключается  в разработке и реализации норм, т. е. правил, и нормативов (количественного  выражения этих норм), устанавливающих  границы деятельности предприятия. Этот рычаг административного управления более гибок, чем регламентирование. Он неразрывно связан с экономическим  управлением, обеспечивает его ориентирами  для движения в нужном направлении. Сегодня широко используются нормы  выработки, времени, численности, нормативы, устанавливающие соотношения между  различными технико-экономическими показателями и т. Д.

     Инструктирование. Оно сводится к ознакомлению персонала  с правилами работы, порядком ее выполнения, ожидаемыми трудностями, рекомендациями по их преодолению. Это в основном методическая разработка информационного  характера - наиболее мягкая форма административного  воздействия.

     Распорядительное  воздействие. Это форма повседневной организации административной работы. Она включает подготовку, издание  и реализацию всевозможных постановлений, директив, приказов, указаний, резолюций, распоряжений. Распорядительное воздействие  может носить как письменный, так  и устный характер. Каждый руководитель (линейный, функциональный) применительно  к занимаемой должности имеет  свой «набор» таких воздействий  и свою процедуру их реализации. [9, с.47]

     4. Реализация основных функций менеджмента на примере ООО «Криста».

                                             4.1. Планирование.

     Как известно, планирование является первоначальной стадией процесса управления.

     Планирование  имеет в виду разумную озабоченность  тем, что может произойти в  будущем, и подготовку мер с целью  предупредить те нежелательные события, которых можно избежать.

     Тот, кто планирует, должен сознательно  обеспечить такое положение, при  котором планируемое предложение  равнялось бы планируемому спросу. Если он не сумеет добиться этого, возникнут  излишки и дефицит. Если при этом все еще не будет использован  рыночный механизм, если не будут снижены  или повышены цены, возникнет неприятная проблема хранения или уничтожения  излишка или же, напротив, начнется жестокая борьба между теми, чей  спрос не удовлетворяется.

         Планирование – это прежде  всего процесс принятия решений,  позволяющих обеспечить эффективное  функционирование и развитие  организации в будущем, уменьшить  неопределенность.

          В принятии таких решений состоит  процесс планирования в широком  смысле. В узком – планированием  является составление специальных  документов – планов, определяющих  конкретные шаги организации  в деле осуществления принятых  решений.

         Планирование заключается в основном  в определении главных целей  деятельности фирмы и ориентировано  на определение намечаемых конечных  результатов с учетом средств  и способов достижения поставленных  целей и обеспечения необходимыми  ресурсами.

         Что касается рассматриваемого  нами предприятия, то на данный  момент основной целью деятельности  общества является получение  прибыли полученной в результате  удовлетворения потребностей потребителей  в определенных товарах или  услугах.

     Данную  цель можно разложить на несколько  составляющих:

1. Планирование роста прибыли.

2. Планирование издержек предприятия,  и, как следствие, их уменьшение.

3. Увеличение доли рынка, увеличение доли продаж.

4. Улучшение социальной политики фирмы.

     Сальдо доходной и расходной частей всех планов включается в бюджет, то есть в план расходов и доходов,  поскольку ориентиром является сохранение ликвидности -  платежеспособности  предприятия. Обычно  отдельные планы составляются только по количественным показателям и лишь после их взаимоувязки производится расчет денежных показателей.

     В разработке планов принимает участие  весь руководящий состав ООО «Криста»: генеральный директор, начальник  отдела кадров, коммерческий директор, главный бухгалтер.

     Особое  внимание обращает на себя тот факт, что в ООО «Криста» отсутствует  долгосрочное планирование, являющееся непременным условием стратегического  планирования, необходимого для выживания  в условиях рынка. Краткосрочные  планы составляются период в 1 – 2 года, не более. Это говорит о серьезных  просчетах в деятельности руководства. [5, с.67] 

     4.2. Мотивация.

         В продолжение разговора о  недостаточности внимания руководства  к вопросам управления персоналом  ООО «Криста» коснемся вопросов  мотивации.

         При планировании и организации  работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнить  данная организация, когда, как  и кто, по его мнению, должен  это сделать. Если выбор этих  решений сделан эффективно, руководитель  получает возможность воплотить  свои решения в дела, применяя  на практике основные принципы  мотивации.

         Мотивация - это процесс побуждения  себя и других к деятельности  для достижения личных целей  или целей организации.

         Общеизвестным фактом является  то, что методы мотивации персонала  могут быть как материальными,  так и нематериальными.

         Что касается материальных методов,  то первоочередное внимание следует  обратить на организацию заработной  платы.

         На данном предприятии организация  заработной платы имеет относительно  упрощенный характер.

         Рядовые работники (продавцы магазинов,  работники складов, младший обслуживающий  персонал (технички, грузчики), охрана  имеют строго фиксированный оклад,  не зависящий от их личного  вклада в деятельность организации,  а также получают премии по  результатам работы всего предприятия  в целом. Такая же схема оплаты  труда применяется к работникам  бухгалтерии и отдела кадров.

         Заведующие магазинов также имеют  фиксированный оклад + премия  по результатам деятельности  их подразделения + премия по  результатам деятельности всего  предприятия.

         Руководители служб (коммерческий  директор и его заместитель,  главный бухгалтер, начальник  отдела кадров, начальник отдела  охраны) помимо должностного оклада  имеют процент от прибыли.

         Таким образом, непосредственно  материально заинтересованными  в улучшении показателей работы  ООО «Криста» являются руководящие  работники, а зависимость заработной  платы остальных работников от  эффективности его работы явно  недостаточна.

     Экономическая ответственность работников ООО  «Криста» реализуется путем прямого уменьшения заработной платы виновных работников на сумму предъявленных к ним претензий за упущения в работе.

         Что касается нематериальных  форм мотивации, то здесь ситуация  складывается еще более плачевная.  Единственным проявлением данных  форм является вынесение благодарности  персоналу ООО «Криста» за  достигнутые результаты (объемы  продаж и/или отсутствие жалоб  со стороны покупателей), а также  звание «Лучший работник года»  (по тем же критериям).

         Таким образом, мотивация, как  функция управления, на данном  предприятии выражена слабо, что  выражается прежде всего в  высокой текучести. Это несомненно  оказывает самое пагубной воздействие  на результаты работы ООО «Криста». 

     4.3. Контроль и анализ.

          Анализ и контроль являются настолько взаимосвязанными функциями управления, что, характеризуя их проявление на данном предприятии, я считаю целесообразным рассмотреть их в комплексе, так как именно в процессе контроля происходит анализ основных показателей результативности работы предприятия, анализ использования имеющихся ресурсов и разработка последующих планов на основе данного анализа.

         Контроль - это процесс, обеспечивающий  достижение целей организации.  Он необходим для обнаружения  и разрешения возникающих проблем  раньше, чем они станут слишком  серьезными, и может также использоваться  для стимулирования успешной  деятельности.

         Процесс контроля состоит из  установки стандартов, изменения  фактически достигнутых результатов  и проведения корректировок в  том случае, если достигнутые  результаты существенно отличаются  от установленных стандартов.

         Осуществление функции контроля  опирается в первую очередь на организацию системы учета и отчетности, включающей финансовые и производственные показатели деятельности и проведение их анализа.

         В ООО «Криста» используют  две формы контроля: финансовый (как  основа общего управленческого  контроля) и административный.

         Финансовый контроль реализуется  на основании сопоставления с  финансовым планом предприятия  достигнутых результатов, он осуществляется  путем получения от каждого  хозяйственного подразделения финансовой отчетности по важнейшим экономическим показателям деятельности по стандартным формам, принятым в ООО «Криста».

         Административный контроль осуществляется  за  соответствием хозяйственных результатов показателям, запланированным в текущем бюджете; производится сравнение объема фактических и планируемых продаж; анализируются изменение доли фирмы на рынке как в целом, так и по отдельным продуктам и сегментам рынка. Рассмотренные выше функции планирования и организации помогают в осуществлении предварительного контроля. Основными средствами осуществления предварительного контроля является реализация определенных правил, процедур и линий поведения. Поскольку правила и линии поведения вырабатываются для обеспечения выполнения планов, то их строгое соблюдение - это способ убедиться, что работа развивается в заданном направлении. В качестве форм осуществления предварительного контроля используются должностные инструкции, положения о структурных подразделениях, правила трудового распорядка и т.п. В данной организации предварительный контроль используется в трех ключевых областях - по отношению к человеческим, материальным и финансовым ресурсам. Предварительный контроль в области человеческих ресурсов достигается за счет тщательного анализа тех деловых и профессиональных знаний и навыков, которые необходимы для выполнения тех или иных должностных обязанностей и отбора наиболее подготовленных и квалифицированных людей.

Информация о работе Основные функции, методы и принципы менеджмента