Организация взаимодействия в процессе коллективного принятия решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 23:23, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - выделение аспектов процесса принятия групповых решений, актуальных для осуществления управления этим процессом, и выработка рекомендаций.

Содержание

Введение

Глава 1. Принятие групповых решений

1.1 Специфика процесса принятия группового решения
1.2 Групповая задача как объект и источник принятия группового решения
1.3 Групповая дискуссия и ее роль в принятии групповых решений
1.4 Методы коллективного принятия решений

Глава 2. Управление процессом группового принятия решений

2.1 Закономерности структурной организации принятия группового решения
2.2Качество групповых решений
2.3Стратегии выработки группового решения

Заключение

Литература

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по дисциплине Основы менеджмента.Гр.МСД-11.Воробьева Т.В..docx

— 56.31 Кб (Скачать)

 

Левин предложил следующую  психологическую интерпретацию  полученного результата. На лекции домохозяйки пассивно слушали предлагаемые рассуждения, они интерпретировали излагаемые им факты в свете собственного прошлого опыта. После лекции они  имели два варианта поведения: покупать или не покупать субпродукты. В момент лекции решение не было принято, и  поэтому никакой поддержки группой  в пользу принятия решения они  не имели; в группе не возникло социальной нормы, которой бы в дальнейшем следовали  члены этой группы. Поэтому изменение  мнения базировалось исключительно  на эффективности убеждения, а она  оказалась невысокой. Напротив, в  ходе групповой дискуссии каждый член группы чувствовал себя включенным в принятие решения, и это ослабляло  сопротивление нововведению. В ходе дискуссии стал очевидным факт, что  другие члены группы также движутся в направлении определенного решения, это укрепляло собственную позицию. Решение, таким образом, было подготовлено шаг за шагом, принятое решение превращалось в своеобразную групповую норму, поддержанную и принятую участниками дискуссии. Такой эффект стал возможным потому, что решение не было навязано, а было именно принято группой.

 

Со времени этого эксперимента Левина было проведено много других экспериментальных исследований по изучению механизма и эффекта  коллективного принятия решения  и выяснению роли групповой дискуссии  в этом процессе.

 

 Были выявлены две  важные закономерности:

 

1) групповая дискуссия  позволяет столкнуть противоположные  позиции и тем самым помочь  участникам увидеть разные стороны  проблемы, уменьшить их сопротивление  новой информации;

 

2) если решение инициировано  группой, то оно является логическим  выводом из дискуссии, поддержано  всеми присутствующими, его значение  возрастает, так как оно превращается  в групповую норму. 

 

Значение групповой дискуссии  изучалось в дальнейшем не только с точки зрения ценности принятого  решения, но и с точки зрения тех  последствий, которые сам факт дискуссии  имел для группы в плане перестраивания структуры внутриколлективных отношений. Что же касается влияния групповой дискуссии как стадии, предшествующей принятию коллективного решения, то направление дальнейшего анализа также обозначилось довольно четко: начался - особенно на прикладном уровне - активный поиск различных форм групповой дискуссии, стимулирующих принятие решения.

 

Некоторые из этих форм хорошо известны, они выдвинуты самой  практикой, их ценность давно осознана и даже получила закрепление в  пословицах («ум хорошо, а два  лучше» и т.д.). Например, широко практикуемой формой являются различного рода совещания, что - в терминах социально-психологического анализа - является своеобразной формой групповой дискуссии. Можно сказать, что социальная психология в долгу  перед практикой в смысле описания психологической структуры совещании, выявления резервов для принятия оптимальных групповых решений.

 

Наряду с этим в исследованиях  по проблемам коллективных решений  выдвинуты и новые формы групповых  дискуссий. Одна из них, введенная А.Осборном, получила название «брейнсторминг» («мозговая атака»). Суть дискуссии такого плана заключается в том, что для выработки коллективного решения группа разбивается руководителем на две части: «генераторов идей» и «критиков». На первом этапе дискуссии действуют «генераторы идей», задача которых состоит в том, чтобы набросать как можно больше предложений относительно решения обсуждаемой проблемы. Предложения могут быть абсолютно неаргументированными, даже фантастическими, но обязательно условие, что на этом этапе их никто не подвергает критике. Цель - получить как можно больший массив самых разнообразных предложений. В этой связи встает чрезвычайно важный вопрос о значении критичности личности в ходе принятия решения. Традиционно критичность позиции рассматривается как позитивная черта, препятствующая суггестивному воздействию. Однако в экспериментальных исследованиях было установлено, что чрезмерная критичность на определенных фазах принятия группового решения играет не положительную, а отрицательную роль.

 

На втором этапе в дело вступают «критики», они начинают сортировать  поступившие предложения: отсеивают  совершенно непригодные, откладывают  спорные, безусловно, принимают очевидные  удачи. При повторном анализе спорные предложения обсуждаются, и из них удерживается также максимум возможного. В конечном итоге группа получает довольно богатый набор различных вариантов решения проблемы.

 

Принципы метода «мозгового штурма»:

 

- четкая формулировка  цели и/или задач и ограничений. 

 

- обеспечение максимальной  свободы участникам (предоставление  слова каждому, поощрение застенчивых,  «придержание» наиболее активных и авторитетных, полная свобода мнений, поощрение "безумных" идей, аналогий - литературных, музыкальных, биологических и т.д.);

 

- тщательное формирование  состава участников (определение  численности; по специализации,  предназначенное для полного  покрытия необходимой области,  а в некоторых случаях, выходящего  за ее пределы, а также возможности  частичной взаимной замены; психологический  комфорт участников - отсутствие  злокачественных конфликтов, явных  лидеров; по квалификации - высокий  и примерно равный уровень);

 

- иерархическое ведение  обсуждений: сначала - максимально  вширь, затем оценка перспективности  вариантов и отбор наилучших,  потом снова вширь; 

 

- огромная роль ведущего  и демократический стиль руководства: (создание творческой, целенаправленной  и бесконфликтной атмосферы; умение  выявлять предложения и направлять  ход дискуссии (греческий метод).

 

Существуют следующие  модификации процедуры проведения мозгового штурма.

 

Метод индивидуального мозгового  штурма. Все роли (фасилитатора, фиксатора, генератора и оценщика идей) выполняет один человек. Длительность сеанса - 3-10 минут. Фиксация с помощью ручки, ПК или (самое эффективное) - диктофон. Оценка идей должна быть отложена. Помогает проведение разминки. Недостаток - отсутствие синергического эффекта. Преимущество - оперативность и экономия на людях.

 

Письменный мозговой штурм. Используется, прежде всего, при географической разобщенности участников, следовательно, возможность набрать специалистов экстра-класса. Недостатки - отсутствие синергетического эффекта, продолжительность  процесса.

 

Метод прямого мозгового  штурма. В отличие от классического  метода мозгового штурма процесс  формулировки проблемы (целей, ограничений  и т.д.) проходит также с помощью метода мозгового штурма, причем с тем же самым составом участников.

 

Метод массового мозгового  штурма. Используется для решения  глобальных проблем. Создается компетентная группа, которая разбивает исходную задачу на части. Затем отдельно по каждому блоку проводится метод  мозгового штурма. Следующий этап - сбор руководителей групп и обсуждение всех идей.

 

Метод двойного (парного) мозгового  штурма. Введение критики идей. Этапы: прямой мозговой штурм, обсуждение, продолжение  выдвижения идей.

 

Метод мозгового штурма с  оценкой идей. Это объединение  двойного, индивидуального и обратного  метода. Используется для решения  сверхсрочных проблем. Высокие требования к участникам: квалификация, собранность, умение участвовать в методе мозгового  штурма. Этапы: генерация идей, ознакомление всех участников с вариантами идей и комментариями и самостоятельная  оценка вариантов, выбор нескольких (3-5) лучших вариантов с указанием  их достоинств и недостатков, обсуждение с мини-штурмами, сужение списка лучших вариантов с уточнением достоинств и недостатков, индивидуальные презентации  лучших вариантов и их коллективное ранжирование. Недостатки: нагрузочность, конфликтность. Достоинства: снятие эффекта «единого мозга», возможность организовать конструктивную критику.

 

Обратный мозговой штурм. Используется при реализации проектов, состоящих из многих этапов (элементов). В случае неудачи одного этапа - срыв всего процесса. Следовательно, самое важное - убедиться в верности каждого элемента. Цель мозгового штурма - максимальное выявление всех недостатков. Этапы: составление списка существующих, потенциальных и возможных в будущем недостатков с помощью мозгового штурма; их ранжирование.

 

Метод корабельного совета. Высказывания проводятся в соответствии с иерархией. Недостатки: при возникновении  идеи после своей очереди ее нельзя высказать.

 

Метод конференции идей. Это метод мозгового штурма, но в более непринужденной обстановке, например, за круглым столом.

 

Метод «брейнсторминга» некоторое время тому назад считался очень популярным, завоевавшим признание, особенно при выработке различных технических решений. Однако, как это часто бывает со многими начинаниями, по-видимому, какие-то стороны метода были переоценены, что в дальнейшем, напротив, породило довольно сильный скептицизм относительно его возможностей. Естественно, «брейнсторминг» не может заменить собой другие подходы, и его абсолютизация нецелесообразна. Но в конкретных ситуациях он приносит определенную пользу.

 

Другой метод групповой  дискуссии, разработанный У. Гордоном, - это метод синектики, буквально - метод соединения разнородного. Почерк этого метода напоминает брейнсторминг, так как основная идея та же - выработать на первом этапе как можно больше разнообразных, а в данном случае - и прямо противоположных, взаимоисключающих предложений. Для этого в коллективе выделяются «синекторы» - своеобразные затравщики дискуссии. Дискуссию ведут именно они, хотя и в присутствии всей группы. Синекторы - это люди, наиболее активно заявляющие свою позицию в группе. Экспериментально установлено, что их оптимальное число - 5-7 человек. Они начинают дискуссию, впоследствии в нее включаются и другие члены группы, но задача синекторов - наиболее четко формулировать противоположные мнения: коллектив должен «видеть» две возникшие крайности в решении проблемы с тем, чтобы всесторонне оценить их. В ходе дискуссии отбрасываются эти крайности, принимается решение, удовлетворяющее всех. При применении метода синектики широко используется логический прием рассуждения по аналогии. В условиях, например, дискуссии по техническим вопросам допускается даже такая аналогия, когда один из синекторов отождествляет себя с каким-либо техническим процессом - током воды, вращением вала и т.д. или каким-либо физическим объектом. Широко применяются и более простые аналогии, например, предлагающие решения, ссылаясь на опыт других наук. Как и в случае с брейнстормингом, подобного рода дискуссии широко применяются при обсуждении технических проблем и дают здесь также известный эффект.

 

    1.  Методы коллективного принятия решений.

 

1)Примером коллективного принятия решений может служить метод Дельфи, получивший название от греческого города Дельфы, прославившегося жившими там мудрецами - предсказателями будущего. Метод Дельфи - многотуровая процедура анкетирования. После каждого тура данные анкетирования дорабатываются, и полученные результаты сообщаются экспертам с указанием расположения оценок. Первый тур анкетирования проводится без аргументации, во втором отличающийся от других ответ подлежит аргументации или же эксперт может изменить оценку. После стабилизации оценок опрос прекращается и принимается предложенное экспертами или скорректированное решение.

 

2) Морфологический метод и метод анализа круга проблем. Методы состоят в разложении исходной проблемы на компоненты или возникающие проблемы, а затем в их последующей разбивке на альтернативные способы реализации. Затем составляются все возможные варианты сочетаний. Для каждого из них или лишь для наиболее перспективных вариантов составляется соответствующий проект.

 

3) Метод аналогий. Идея метода состоит в вычленении возникшей проблемы и попытке ее решения с помощью идей из других сфер жизни и науки. Одно время метод применялся настолько успешно, что на его основе родилась целая наука - синектика. Ее область, занимающаяся заимствованием технических идей в биологии, называется бионикой.

 

Для использования метода аналогий необходимо:

 

- вычленить причину затруднений; 

 

- предельно формализовать  ее до уровня, воспринимаемого  специалистами из других областей;

 

- описать цели будущего  решения и объективные ограничения; 

 

- выделить область жизни  или науки, в которой могут  быть близкие по своему смыслу  решения; 

 

- подобрать команду специалистов  из выбранной области; 

 

- организовать и провести  мозговой штурм; 

 

- интерпретировать для  исходной области полученные  варианты решений; 

 

- выбрать из них реализуемые  и наиболее эффективные.

 

4) Случайный импульс. Наш мыслительный аппарат функционирует в виде самоукрупняющейся запоминающей системы. Объем внимания отличается ограниченностью и ассоциативностью. Т.е. при одновременном поступлении в мозг двух сигналов при специально созданных условиях между ними должна установиться некая логическая цепочка, которая может существенно изменить восприятия каждого из сигналов.

 

Основные приемы для ускорения  этого процесса:

 

- объединение множества  людей; 

 

- посещение мест, где много  случайных вещей (магазин, выставка,   библиотека и т.д.);

 

- сознательное объединение  ранее несвязанных мыслей, например, с помощью случайных слов-подсказок.

 

5) Метод «635». Шесть человек высказывают по три идеи по заданному вопросу за пять минут. Затем по часовой стрелке листки с их мнениями передаются, например, по часовой стрелке. За следующие пять минут каждый участник должен ознакомиться со всеми предложениями своего соседа и детализировать их. Так поступают до тех пор, пока каждый не поработал над всеми идеями группы. Через полчаса, как максимум, готово 18 разработанных предложений. Следующие полчаса даются на их обсуждение, дополнение и выбор наилучших вариантов.

 

6) Метод модераций. Участники заполняют по три карточки с кратким описанием имеющихся проблем (анонимно). Модератор тасует полученные карточки и по очереди оглашает их содержание, предлагая отнести их к определенным группам. Если мнения участников расходятся, окончательное решение принадлежит автору данной карточки. В результате все проблемы оказываются разбиты на группы (кластеры). Обсуждается каждый из кластеров. Предлагаются следующие возможности: исключение (включение) из него каких-либо проблем, разбиение на несколько более мелких групп или, наоборот, их укрупнение. Разрабатывается общее наименование кластеров. Определяется их относительная важность.

Информация о работе Организация взаимодействия в процессе коллективного принятия решения