Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 23:23, курсовая работа
Цель курсовой работы - выделение аспектов процесса принятия групповых решений, актуальных для осуществления управления этим процессом, и выработка рекомендаций.
Введение
Глава 1. Принятие групповых решений
1.1 Специфика процесса принятия группового решения
1.2 Групповая задача как объект и источник принятия группового решения
1.3 Групповая дискуссия и ее роль в принятии групповых решений
1.4 Методы коллективного принятия решений
Глава 2. Управление процессом группового принятия решений
2.1 Закономерности структурной организации принятия группового решения
2.2Качество групповых решений
2.3Стратегии выработки группового решения
Заключение
Литература
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и науки РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кисловодский институт экономики и права
Курсовая работа
По дисциплине: Основы менеджмента
На тему: Организация взаимодействия в процессе коллективного принятия решения
Работу выполнил (а):
Студент (ка) 1 курса
Группы МСД-11
Ф.И.О. Воробьева
Татьяна Васильевна
Работу проверил (а):
___________________
Кисловодск 2012г.
Введение
Глава 1. Принятие групповых решений
1.1 Специфика процесса принятия группового решения
1.2 Групповая задача
как объект и источник
1.3 Групповая дискуссия
и ее роль в принятии
1.4 Методы коллективного принятия решений
Глава 2. Управление процессом группового принятия решений
2.1 Закономерности структурной
организации принятия
2.2Качество групповых решений
2.3Стратегии выработки группового решения
Заключение
Литература
Групповое взаимодействие -
естественная черта человеческого
поведения, но создание существенных,
значимых гармоничных взаимосвязей
как условие эффективной
Еще один важный фактор эффективной
групповой деятельности - степень
взаимосвязанности членов коллектива
между собой. Сплоченность групп, о
чем упоминалось выше, является основным
условием высокой интеграции между
членами групп, формирования отношений
взаимопомощи, следствием чего становится
удовлетворение своим трудом, высокая
дисциплина, осуществление внутригруппового
контроля и повышение
В современном мире большинство важных политических, экономических, финансовых, правовых, социальных решений принимаются в процессе общения и коллективного взаимодействия. В таких условиях, исследование особенностей группового подхода к решению, обращение к проблеме качества и эффективности коллективных решений представляется актуальным и вызывает особый интерес с практической точки зрения.
Процесс принятия группового решения тесно связан с проблемой лидерства и руководства, потому что принятие решения - одна из важных функций руководителя, а организация группы для принятия такого решения - особенно сложная функция. В современных условиях, когда деятельность групп активизируется во многих звеньях общественного организма, эта проблема приобретает особую актуальность. Не только в социальной психологии, психологии управления, но и в повседневной практике разработаны различные методы принятия групповых решений, и дело науки - выявить в полной мере их возможности, оценить их эффективность и применимость в различных конкретных ситуациях. Более подробное рассмотрение управленческих аспектов процесса принятия коллективного решения будет способствовать повышению качества групповых решений и сплоченности коллективов, более эффективной деятельности групп.
Цель курсовой работы - выделение аспектов процесса принятия групповых решений, актуальных для осуществления управления этим процессом, и выработка рекомендаций.
Объект исследования - процесс принятия групповых решений.
Предмет исследования - управленческие аспекты процесса принятия групповых решений.
Степень изученности данной темы: изучением процесса принятия группового решения занимаются специалисты в области социальной психологии и менеджмента.
Теоретическая значимость исследования. Говорить о принятии группового решения только с точки зрения управления этим процессом невозможно, так как здесь необходимо учитывать многие факторы групповой динамики. В данной работе предпринята попытка синтезировать взгляды на процесс принятия группового решения как с позиций социальной психологии, так и с позиций менеджмента.
Практическая значимость исследования. Разработанные рекомендации могут быть использованы руководителями групп различного характера для более эффективного управления принятием коллективных решений.
Глава 1. Принятие групповых решений
1.1 Специфика процесса принятия группового решения
Перед тем как ставить задачу изучения особенностей процесса принятия группового решения, необходимо обратиться к определению данного понятия.
Так, словарь психологических терминов дает следующее определение:
“Групповое принятие решений – осуществляемый группой выбор из ряда альтернатив в условиях взаимного обмена информацией при решении общей для всех членов группы задачи. Процедура группового принятия решения предполагает обязательное результирующее согласование мнений членов группы в отличие от групповой дискуссии, которая обычно рассматривается как фаза, предшествующая групповому принятию решения. В отдельных случаях групповое принятие решения используется в условиях ограниченного обмена информацией, когда члены группы могут только сообщить о своих первоначальных решениях. От группового принятия решения следует отличать переход от индивидуальных решений к групповым без взаимодействия участников».
Необходимо отметить также, что при коллективном принятии решения речь идет о групповом обсуждении определенной проблемы, в результате, которого коллектив как таковой принимает конкретное решение.
Рассмотрим более подробно
структуру коллективного
1. Установление фактов (групповое интервью).
2. Оценка фактов (мнения
по поводу установленных
3. Поиск решения.
4. Принятие решений
Первый этап: основная задача
заключается в сборе данных. Этот
этап носит исключительно
Второй этап носит оценочный, диагностический характер. Участники имеют возможность говорить все, что они думают о собранных данных. Руководитель собрания в это время только регистрирует высказываемые мнения. Приступать к поиску решений проблемы на этом этапе еще преждевременно.
Третий этап представляет
собой поиски решения. Его можно
назвать «квазибрейнстормингом»
Таким образом, процесс группового
принятия решения по своей сути сходен
с процессом индивидуального
принятия решения. В обоих случаях
имеют место одни и те же стадии:
осознание проблемы, сбор информации,
выдвижение и оценка альтернатив
и выбор одной из них. Однако процесс
коллективного принятия решений
является более сложным в социально-
Некоторые исследователи (Р.Хейсти, Г.Хилл, 1976) обнаружили, что групповые решения логических задач превосходили индивидуальные общим развитием, но самый эрудированный представитель группы в одиночку работал лучше, чем вся группа в целом. При решении сложных вопросов коллективная работа имеет неоспоримые преимущества, так как члены группы могут поделиться мнениями и исправить ошибки друг друга. Следовательно на эффективность коллективной работы значительно сказывается и то, каким образом взаимодействуют члены коллектива между собой.
При коллективном принятии
решений возрастает приемлемость принятых
решений для всех членов группы.
Известно, что многие решения не
удается воплотить в жизнь, потому
что люди не согласны с ними. Но если
люди сами участвуют в принятии решений,
они охотнее поддерживают их и
побуждают других согласиться с
ними. Участие в процессе принятия
решений налагает на индивида соответствующие
моральные обязательства и
Таким образом, можно сделать вывод о том, что групповое решение бывает лучше индивидуального обычно в том случае, если участники группы не имеют опыта принятия индивидуальных решений. С другой стороны, опыт групповых решений повышает качество решений, принимаемых индивидуально.
1.2 Групповая задача
как объект и источник
В данном случае речь идет о групповом обсуждении какой-либо проблемы, в результате которого группа принимает определенное решение. Среди выделяемых специалистами переменных процесса принятия группового решения задача занимает весьма существенное место: во многом она может быть квалифицирована как источник и объект этого процесса.
При групповом принятии решений возрастает приемлемость принятых решений для всех членов группы. Известно, что многие решения не удается воплотить в жизнь, потому что люди не согласны с ними. Но если люди сами участвуют в принятии решений, они охотнее поддерживают их и побуждают других согласиться с ними. Участие в процессе принятия решений налагает на индивида соответствующие моральные обязательства и повышает уровень его мотивации, если ему предстоит выполнять эти решения. Важное достоинство групповых решений состоит в том, что они могут восприниматься более легитимными по сравнению с решениями, принятыми единолично (Карпов, 2000) .
Таким образом, можно сделать вывод о том, что групповое решение бывает лучше индивидуального обычно в том случае, если участники группы не имеют опыта принятия индивидуальных решений. С другой стороны, опыт групповых решений повышает качество решений, принимаемых индивидуально.
Наиболее обобщенная классификация групповых задач разработана Д. Хакменом и Ч. Моррисом. Она включает следующие типы групповых задач:
- продуктивные (их решение
ведет к получению
- дискуссионные (требуют
от членов группы дискуссии
по поводу конкретного вопроса
и выработки согласованного
- проблемные (они требуют выявления специфики процесса, развертываемого с целью решения некоторой проблемы).
Групповая задача (согласно М.Шоу) имеет такие измерения, как;
- трудность (величина усилия, требуемого для выполнения задачи);
- множественность решений
(сложное измерение,
- внутренний интерес к задаче (степень, в которой задача сама по себе представляет интерес для членов группы, побуждая их активность);
- требования кооперации (степень интеграции действий членов группы для выполнения задачи);
- интеллектуально-манипулятивные требования (диапазон требований к решению задачи: от чисто умственного, до чисто двигательного характера);
- популяционное знакомство
(степень, в которой члены
Феноменология решения групповых задач включает ряд проявлений, таких, как: социальная фасилитация, сдвиг риска, групповая поляризация, синхронизация уровней притязаний, заключение сделок, ведение переговоров и др.
Социальная фасилитация представляет собой изменение поведения индивида в результате присутствия других людей. Эмпирические исследования показывают, что присутствие других людей: повышает уровень физиологического возбуждения индивида, если он выполняет сложную задачу: повышает скорость выполнения простой задачи и снижает скорость выполнения сложной задачи; уменьшает точность сложного действия и немного увеличивает точность простого действия. Сдвиг риска проявляется в принятии участниками в группе более рискованных решений, чем в одиночку. Феномен групповой поляризации заключается в разбиении группы на подгруппы участников, со сходными мнениями относительно предполагаемого решения.
Таким образом, добиться высокой
эффективности при организации
групповой деятельности не легко, т.к.,
влияет множество психологических, социальных,
этно-функциональных, и даже пространственно-
И все же коллектив может добиваться значительных творческих результатов и высокоэффективных решений, собирая разностороннюю информацию и совершенствуя оценку возможных альтернативных решений.
1.3 Групповая дискуссия
и ее роль в принятии
Наиболее исследована роль групповой дискуссии, предшествующей принятию коллективного решения. На экспериментальном уровне эта проблема, как и другие вопросы групповой динамики, была изучена Левиным. Эксперимент был осуществлен в США в годы второй мировой войны и имел прикладное значение. В условиях экономических затруднений в связи с военной ситуацией в США снизилось количество пищевых продуктов, поступающих в торговую сеть. Вместо мяса населению предлагались многочисленные субпродукты, однако домохозяйки бойкотировали их покупку. Цель экспериментального исследования Левина состояла в том, чтобы сравнить эффективность воздействия на мнение домохозяек традиционной формы, используемой рекламой (лекции), и новой формы - выработки собственного группового решения на основе групповой дискуссии. Было создано шесть групп добровольцев-домохозяек из Красного Креста, каждая группа по 13-17 человек. Некоторым из этих групп были прочитаны лекции о пользе субпродуктов и о желательности их покупки, а в других группах была проведена дискуссия по этим же вопросам. Через неделю были проведены интервью с целью выяснить, насколько изменились мнения домохозяек. В группах, слушавших лекции, было зарегистрировано 3% изменения мнений, в группах, где прошли групповые дискуссии, - 32%.
Информация о работе Организация взаимодействия в процессе коллективного принятия решения