Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2010 в 18:12, курсовая работа
Высокоразвитое состояние мира сегодня объясняется успешным управлением. Управление осуществляется на каждой стадии деятельности современных организаций. Менеджмент как современная система управления предприятием, действующим в условиях рыночной экономики, предполагает создание условий, необходимых для его эффективного функционирования и развития. Речь идёт о такой организации управления, которая порождена объективной необходимостью и закономерностями рыночных отношений хозяйствования. Особенность современного менеджмента состоит в его направленности на обеспечение рациональной организации управления предприятием.
Анализ организации управления предприятием позволяет оценить гибкость, эффективность, надёжность управления, способность к постоянным воздействиям со стороны окружающей среды.
Введение___________________________________________________________4
1.Общая характеристика предприятия__________________________________5
2. Организация процесса управления предприятием
2.1.Производственная структура предприятия _________________________7
2.1.1. Производственная структура исследуемого предприятия_______9
2.2. Организационная структура управления предприятием
2.2.1. Общая характеристика структуры управления________________10
2.2.2. Функции управления________________________________________26
2.2.3. Методы управления________________________________________29
2.2.4.Информационное обеспечение процесса управления______________33
2.3. Система контроля и учёта на предприятии__________________________37
2.4 Система оперативного управления предприятием____________________43
2.5 Стратегия предприятия, исходя из его миссии_______________________45
Заключение_________________________________________________________48
Литература__________________________________________________________49
Приложения_________________________________________________________50
Оценку рациональности
ОСУ можно провести на основе следующих
принципов:
1. Ориентация структурных подразделений
на товары, рынок или потребителя, а не
на выполнение функций;
2. Основу организационной структуры составляют
группы специалистов или команды, а не
функции и отделы;
3. Ориентация на минимальное число уровней
управления и широкую сферу контроля;
4. Ответственность каждого работника
за конечные результаты и возможность
проявления инициативы.
Ниже приведены принципы, которые были
сформулированы А. Файолем.
1. Единство управления.
Независимо от структуры
2. Скалярный
метод передачи полномочий. Полная
и абсолютная ответственность
означает право не только
3. Единство подчинения.
У любого служащего (работника)
4. Принцип соответствия.
Делегированные полномочия
5. Масштабы управления.
Число лиц, находящихся в
6. Коммуникации,
система связи. Как формальные,
так и неформальные линии
7. Принцип ориентирования. Организации должны строиться в соответствии с характером возложенных на них задач и не зависеть от субъективных факторов.
8. Принцип избирательности.
Руководство должно получать
лишь ту информацию, которая выходит
за рамки плана и является
исключительной, то есть либо
благоприятной, либо
9. Дифференциация
работы. Различные виды работы
имеют разные характеристики, что
необходимо предусмотреть при
создании организации.
10. Разбивка сложного
элемента на простые
11. Контроль за
осуществлением операций. Эта функция
должна быть поручена четко
обозначенному для этой цели
аппарату. Определенная часть
12. Планирование должно всегда предшествовать выполнению работы.
13. Гибкость. Структура
организации должна позволять
вносить в нее коррективы в
связи с изменением методов,
задач, целей, масштаба
Конечно, внесение значительных изменений требует всестороннего исследования.
14. Доступность
всех уровней организации.
Бюрократический тип структур управления имеет много разновидностей, но наиболее распространенной является линейно-функциональная организация, до сих пор широко используемая компаниями всего мира.
Основу линейно-функциональной структуры составляет "шахтный" принцип построения и специализация управленческого персонала по функциональным подсистемам организации.
По каждой подсистеме
формируются "иерархия" служб ("шахта"),
пронизывающая всю организацию
сверху донизу. Результаты работы любой
службы аппарата управления оцениваются
показателями, характеризующими реализацию
ими своих целей и задач. Например,
работа служб, управляющих производством,
- показателями выполнения графика выпуска
продукции, затрат ресурсов, производительности
труда, качества, использования производственных
мощностей. Для оценки служб, осуществляющих
управление персоналам, используются
такие параметры, как текучесть кадров,
дисциплина труда и другие. Соответственно
строится и система материального поощрения,
ориентированная, прежде всего на достижение
высоких показателей каждой службой. При
этом конечный результат работы организации
в целом становится как бы второстепенным,
ибо считается, что все службы в той или
иной мере работают на его достижение.
Многолетний опыт
использования линейно-
Оценка рациональности (эффективности) ОСУ является важным элементом разработки проектных и плановых решений, позволяющим определить уровень прогрессивности действующей структуры, разрабатываемых проектов или плановых мероприятий и проводиться с целью выбора наиболее рационального варианта структуры или способа ее совершенствования.
ОСУ ресторана
«Buono Cibo» линейно-функциональная. Она
является эффективной, потому что отвечает
необходимым показателям. В первую
очередь тем, которые характеризуют
эффективность системы
Во-вторых, характеризующим содержание
и организацию процесса управления, в
том числе непосредственные результаты
и затраты управленческого труда: расходы
на содержание аппарата управления, содержание
зданий и помещений, переподготовка и
подготовка.
Данная ОСУ характеризуется производительностью
аппарата управления, адаптивностью системы
управления, оперативностью принятия
решений, что в свою очередь говорит об
эффективности данной ОСУ.
Для оценки эффективности управления
важное значение имеет определение соответствия
системы управления и ее организационной
структуры объекту управления. В данном
случае – соответствует. Наблюдается
сбалансированность состава функций и
целей управления, соответствие численности
и состава работников объему и сложности
работ, мощности и быстродействие.
Полнота отражения достигаемого эффекта.
2.2.2.Функции управления
Функция - широко
распространенное слово, имеющее множество
значений.
Функция (лат.functio) - это обязанность, круг
деятельности, назначение, роль. Данное
понятие используется во всех областях
знаний и во всех сферах деятельности.
(Субъект управления- специалист менеджер,
объект - хозяйственная деятельность предприятия)
[7, 36].
Несмотря на отсутствие единого подхода к классификации функций, большинство авторов выделяют общие, специальные и конкретные функции управления.
При рассмотрении процесса управления были выделены его основные этапы, которые в той или иной степени присутствуют в деятельности каждого руководителя независимо от его места в управленческой иерархии и свойств объекта управления. Этими этапами являются прогнозирование, планирование, организация, координация, стимулирование, учёт и контроль, анализ [8, 170].
Все эти этапы объединяются общими функциями управления.
Поскольку в
своей деятельности любая организация
использует различные ресурсы, то имеет
смысл говорить об управлении этими
ресурсами. По виду деятельности работников
аппарата управления, связанной с
использованием ресурсов предприятия,
могут выделяться конкретные функции
управления.
Наиболее часто встречаются следующие
конкретные функции: управление финансами;
управление недвижимостью; управление
материальными ресурсами; управление
персоналом и пр.
Поскольку в
работе предприятия можно выделить
различные сферы или области
деятельности (например, такие, как
основное и вспомогательное
Функции управления, выделенные по этому критерию, называются специальными функциями управления.
Функциональная
задача управления - это определённый
этап
(планирование, организация и т.д.) управления
определённым ресурсом
(финансы, персонал и пр.) в определенной
сфере деятельности.
Конкретные функции
управления тесно связаны со спецификой
предприятия и основными
Общее управление предприятия состоит в его структуризации, организации деятельности, планировании, управлении персоналом, контроле, учете и анализе результатов деятельности.
При управлении
производством решаются задачи экономики
производства
(издержки, цены) и планирования производства
продукции. К задачам планирования производства
относят:
. выбор технологического процесса;
. планирование программы производства;
. планирование
последовательности
. формирование производственных систем (систем оборудования);
. содержание и эксплуатация оборудования;
. организация
материально-технического
При управлении НИОКР (инновациями) реализуются следующие конкретные функции управления:
. организация инновационного процесса;
. выбор и реализация стратегии НИОКР;
. оптимальное
распределение ресурсов на
. внедрение результатов НИОКР;
. защита результатов НИОКР.
Реализация функций в области маркетинга включает:
. организацию
сбора и обработки
. выбор целевых рынков и их сегментирование;
. применение
маркетинговых решений по
. выбор и взаимодействие с каналами товародвижения;
. продвижение товара;
. выбор и реализация ценовой политики;
. планирование
и анализ эффективности
Финансовое управление предприятием включает:
. приобретение финансовых средств;
. использование финансовых средств;
. управление ликвидностью;
. структурирование капитала и имущества;
. управление
платежными средствами и
. финансовое
планирование и финансовый
Таким образом,
конкретные функции управления фирмой
можно рассматривать как
В ООО ресторане
“Buono Chibo” общие функции
Конкретные функции управления: инженерно-эксплуатационный
отдел, отдел снабжения.
Специальные функции: зал обслуживания,
цеха.
2.2.3. Методы управления
К главным методам воздействия можно отнести: экономические, экономико- математические, социально-психологические и прочие.
Экономические методы управления - это способы воздействия, имеющие в своей основе экономические отношения и экономические интересы людей.
Экономические интересы делятся на четыре большие группы: интересы государства, интересы отрасли, интересы коллектива (организации), интересы личности.
Между этими интересами существуют противоречия. Искусство руководителя - разрешать данные противоречия, находить приемлемые компромиссы.
Возможные экономические рычаги управления: себестоимость (затраты), производительность труда, фондоотдача, цена, заработная плата.
Один из важнейших
экономических рычагов