Организация управленческого труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 19:47, курс лекций

Описание работы

Коллектив организации среди основных объектов управления занимает центральное место, представляя собой высшую форму организованной группы людей, объединённых по какому-либо принципу (общности территории, профессии, участия в выпуске продукции, оказании услуги, социальных условий и др.) общими целями для совместных действий и являясь её социальным объектом управления. Члены коллектива являются персоналом организации.

Содержание

ТЕМА 1. СИСТЕМА НАУЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ТРУДА
1.1. Коллектив как социальный объект управления.
1.2. Требования к современному руководителю
1.3. Инновационное развитие руководителя.
1.4. Качества эффективного руководителя.
1.5. Профессиональная подготовка менеджера.
1.6. Причины поражений руководителей-менеджеров на конкурсах:
1.7. Сущность и содержание научной организации управленческого труда.

ТЕМА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И САМООРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА РУКОВОДИТЕЛЯ
2.1. Содержание труда руководителя.
2.2. Организация и самоорганизация деятельности руководителя.
2.3. Нормирование управленческого труда.

ТЕМА 3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРУДА МЕНЕДЖЕРА
3.1. Эффективность труда менеджера.
3.2. Факторы, снижающие эффективность работы руководителя и зависящие от него самого.
3.3. Факторы, снижающие эффективность работы руководителя, зависящие от его подчинен-ного
3.4. Причины дефицита времени руководителя. Дела, отнимающие время.
3.5. Кривая работоспособности и ее применение в управлении руководителем.

ТЕМА 4. ПЛАНИРОВАНИЕ ЛИЧНОЙ РАБОТЫ РУКОВОДИТЕЛЯ
4.1. Индивидуальный план руководителя.
4.2. Долгосрочные и среднесрочные планы.
4.3. Краткосрочные и оперативные (ежедневные) планы
4.4. Преимущества планирования рабочего времени руководителя.
4.5. Матрица классификации дел.

ТЕМА 5. МЕТОДЫ ЭФФЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ТРУДА
5.1. Совершенствование процесса делегирования.
5.2. Эффективное делегирование.
5.3. Выделение приоритетов в управленческой деятельности.
5.4. Преимущества расстановки приоритетов в деятельности руководителя.
5.5. Оптимизация процесса постановки собственных мотивирующих целей и целей подчи-ненных.
5.6. Этапы постановки целей.
5.7. Совершенствование процесса планирования и организации рабочего времени
5.8. Правила планирования и организации рабочего времени на день
5.9. Методы выполнения планов.
5.10. Сущность системы корпоративного тайм - менеджмента
5.11. Назначение и цели системы КТМ.
5.12. Принципы построения системы корпоративного тайм - менеджмента

ТЕМА 6. УПРАВЛЕНИЕ ВРЕМЕНЕМ РУКОВОДИТЕЛЯ
6.1. Принципы контроля рабочего времени.
6.2. Метод хронометража.
6.3. Анализ видов деятельности и расхода времени.
6.4 Внедрение эффективной системы контроля

ТЕМА 7. ЛИЧНАЯ РАБОТА РУКОВОДИТЕЛЯ
7.1. Методы изучения подчинённых.
7.2. Работа с документацией.
7.3 Проведение совещаний
7.4 Деловые переговоры.
7.5 Создание благоприятного режима и условий труда.
7.6 Культура труда руководителя
7.7. Методы оценки эффективности управленческого труда.
7.8. Технология оценки качеств руководителя.
7.9. Аттестация управленческих кадров.

Работа содержит 1 файл

Organizatsiya_upravlencheskogo_truda_(kurs_lektsiy)._Sorokin_A.P..doc

— 743.50 Кб (Скачать)

нерациональный стиль  управления                       -   14.2 %,

недостатки характера                                              -   11.8 %,

нет опыта                                                                  -    9.3 %,

другие                                                                        -   6,6 %.

 

 

1.7. Сущность и содержание научной организации управленческого труда.

Применительно к труду  руководителей, научной организацией труда следует считать такую совокупность технических, организационных и санитарно-гигиенических мероприятий, которая основывается на использовании достижений науки и передового опыта, прогрессивных форм хозяйствования, и обеспечивает целесообразное использование рабочего времени, технических средств, производственных и управленческих навыков и творческих способностей каждого члена коллектива, и позволяет наилучшим образом устанавливать и постоянно совершенствовать взаимодействие всех  работников между собой, в процессе осуществления функций управления и инженерно-технического обеспечения производства, тем самым создавая условия для эффективного как индивидуального так и коллективного труда работников при сохранении их здоровья и работоспособности для улучшения результатов деятельности всего коллектива.

 

 

ТЕМА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И САМООРГАНИЗАЦИЯ  ТРУДА РУКОВОДИТЕЛЯ

 

2.1. Содержание труда руководителя.

 

Руководитель – это особая профессия, и к ней нужно иметь определенную предрасположенность и тщательно готовиться.  Забвение этой простой истины дорого обходится и организациям, и рядовым сотрудникам, и самим руководителям – неудачникам. Как правило, силой никого руководителем не делают.

Специфика труда  руководителя состоит в том, что производственные, экономические, технические и социальные задачи он решает не сам, а, преимущественно воздействуя на людей, которые решают эти задачи. В каждом трудовом коллективе руководитель занимает особое место как лицо, несущее персональную ответственность за решение возложенных на коллектив задач, состояние и результаты его деятельности.

Ответственность руководителя носит двоякий характер:

 с одной стороны, он отвечает перед коллективом за правильное руководство, создающее условие для эффективной работы;

с другой – перед потребителями  продукции и услуг за своевременное  и качественное удовлетворение потребностей в них.

Управленческая деятельность руководителя многогранна, многофункциональна, многопланова, весьма разнообразна, имеет в своем составе компоненты, принадлежащие к разным, подчас далеко не сходным профессиям, а поэтому весьма сложна. Руководитель выступает в ролях организатора (лидера),  специалиста (инноватора),  администратора,  воспитателя,  общественного деятеля (дипломата), человека. С переходом от командно-административных преимущественно экономическим методам хозяйствования и самоуправлению существенно возрастает роль руководителя как организатора. Несмотря на различия в целевом назначении каждого вида деятельности, общим для них является то, что деятельность руководителя складывается обычно из отдельных этапов процесса управления:

  1. Составление плана деятельности, куда входит постановка задач на предстоящий период работы и программирование необходимых для их выполнения мероприятий.
  2. Организация деятельности как в масштабе всего предприятия, так и в рамках его функциональных подразделений.
  3. Планирование ресурсов рабочей силы, ее подбор, ознакомление с производством и обучение.
  4. Руководство персоналом, его мотивирование, информирование и сотрудничество с ним.
  5. Принятие решений.
  6. Контроль за выполнением поставленных задач и за эффективностью работы.

       7.   Совершенствование деятельности  организации в целом.

Личная работа руководителя означает организацию проведение, участие в совещаниях, собраниях; проведение приемов и бесед личного и производственного характера; работу с корреспонденцией; телефонные разговоры.

       Вы  заметили, что в задачи управления не включена важнейшая составная часть деятельности – выполнение запланированных мероприятий. Естественно, что выполнение этих мероприятий тоже следует планировать, но задача управления не содержит в себе функций руководителя, которые предусматривали бы его практическое участие в непосредственном осуществлении работ. Другое дело, если руководитель сам в рамках своего рабочего времени пожелает принять участие в той или иной практической работе.

 

2.2. Организация и самоорганизация деятельности руководителя.

 

 

В деятельности руководителя можно выделить два основных аспекта - целесообразность и эффективность. Целесообразность - это умение делать нужную работу. Эффективность - это умение экономично использовать все имеющиеся ресурсы. Целесообразность несравненно важнее эффективности, поскольку человек должен выполнять нужную работу, и только в этом случае имеет смысл говорить о ее эффективности.

Организация деятельности – это установление постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями и отдельными исполнителями, определение порядка их функционирования, а также  совокупность мер, связанная с регламентацией действий управленческого персонала  по  своевременному и качественному  материально-техническому обеспечению, мобилизации имеющихся ресурсов, а также их перераспределения. Организация – это ясное и чёткое определение областей ответственности за достижение целей кавждого сотрудника и подразделения.

Чаще  всего используют два понятия функции организация:

  1. это структура системы в виде взаимоотношений, прав, целей, ролей, видов деятельности и других факторов, которые имеют место при совместном труде людей;
  2. это процесс, посредством которого создаётся и поддерживается структура организации (предприятия) как трудового формирования.

Эту функцию должны выполнять все руководители, независимо от уровня и ранга. Следует отличать также приведенные понятия от понятия организации как предприятие, фирма, ведомство, учреждение и другие трудовые формирования как группы людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей.

Основная цель организации  заключается в объединении воедино элементов производства (рабочей силы, предметов и средств труда) и управления (персонала управления, технических средств и информации). Кроме того, при распределении работ необходимо учитывать условия труда, его содержание, правильное чередование времени труда и отдыха (регламентированные перерывы и т. п.). Необходимо также закреплять за рабочим местом однородные работы, отделять основную работу от обслуживающей, поддерживать равномерный темп в работе, использовать каждого работника в соответствии с его способностями и квалификацией.

Самоорганизация работы руководителя – это его  собственная деятельность, личная работа руководителя, она означает планирование своего собственного времени, установление приоритетов решаемых задач, правильное распределение своих усилий, организацию, проведение, участие в совещаниях, собраниях; проведение приемов и бесед личного и производственного характера; работу с корреспонденцией; телефонные разговоры.

Каждому руководителю в  течение рабочего дня приходится в среднем 30-40 раз переключаться с одного дела на другое, а решение возникающих вопросов занимает 5-10 мин. Руководители низшего уровня (типа мастера) совершают до 200-270 действий в течение 8 часов работы. У руководителей высшего уровня половина выполняемых дел длится 9 минут и менее и только одна десятая - свыше часа.

Важное место в работе руководителя занимает информация. Ее количество и  разнообразие резко возросли в настоящее время (информация о рынках, поставщиках, потребителях, конкурентах, новой продукции, технологиях и пр.). Ее полнота и достоверность - залог правильных и своевременных решений. Опыт показывает, что поступающая руководителю информация на 50-60% неполная, ненужная, несвоевременная или избыточная. Рост документооборота между подразделениями предприятия создает видимость активизации предприимчивости, а на самом деле растут бюрократические проволочки, деловитость подменяется показухой, скрывается бездеятельность и бездарность отдельных руководителей за большим количеством «оправдательных» документов. Абсолютное большинство руководителей не владеют современными информационными технологиями.

Им приходится самостоятельно принимать и реализовывать решения в условиях быстро меняющейся ситуации на рынке. Поэтому научная организация труда руководителя должна отличаться продуманной системой работы, сосредоточением внимания на резервах использования рабочего времени, повышении качества управления.

Один из законов  Мерфи об управлении корпорацией  гласит: «Каждый руководитель сможет принять верное управленческое решение, располагая достаточной информацией; хороший – принимает решение и при ее нехватке, а идеальный – действует в абсолютном неведении».

 

 

2.3.  Нормирование управленческого труда.

 

Нормирование  труда – это вид деятельности по управлению производством, направленный на установление необходимых затрат и результатов труда, а также необходимых соотношений между численностью работников различных групп, количеством групп оборудования.

Функцию нормирования следует рассматривать как процесс разработки научно обоснованных расчетных величин, устанавливающих количественную и качественную оценку различных элементов, используемых в процессе производства и управления. Эта функция показывает воздействие на поведение объекта, четкими и строгими нормами дисциплинирует разработку и реализацию производственных заданий, обеспечивая равномерный и ритмичный ход производства, его высокую эффективность.

Значение норм в стимулировании эффективной управленческой деятельности вытекает из того, что они являются основой установления объёмов ресурсов, необходимых для достижения заданных результатов. Обоснованность ресурсов, которыми располагает работник или коллектив, является обязательным условием действенной системы стимулирования, так как она в конечном итоге основана на сопоставлении фактических затрат ресурсов с нормативными. Состав нормированных ресурсов определяется конкретными организационными и производственными условиями.

Как правило, применяется 6 видов норм:

  1. нормы времени устанавливают время выполнения одной единицы периодически повторяющихся чётко регламентированных работ (пример: ввод информации в компьютер – оператор должен ввести в сутки … символов) и позволяет определить на их основе ежедневные (ежемесячные …) задания, численность работников и т.д.;
  2. нормы выработки – величина, обратная норме времени и устанавливает, сколько работ необходимо выполнить в единицу времени;
  3. норма обслуживания обеспечивает качественное обслуживание данным работником определённого числа участков, оборудования, операций, устанавливается    при неравномерной загрузке в различные периоды времени (примеры: кассир при выдаче зарплаты должен обслужить не менее 250 чел, инженеры – электронщики – не менее 5 компьютеров и т.д.);
  4. норма управляемости  (диапазон контроля) – оптимальное число работников, подчинённых одному руководителю, и которыми он может эффективно управлять, (определяется способностями руководителя, работников, типом и важностью работы, размещением подчинённых, степенью их мотивации) (пример: на высшем уровне управления это 4-8 чел., факт от 1 до 24, в среднем 9 чел, на среднем уровне 5 – 11, фактически 1-25, на низшем – 1-48, факт 1-100);
  5. нормативы численности аппарата управления, как правило, укрупнённые – сколько и каких подразделений должно быть;
  6. нормативы соотношения численности различных квалификационно-должностных групп работников в организации или подразделении.

Нормирование  труда — это также мероприятия по оценке количества труда, которое должно быть реализовано в рамках заданной технологии.

Деятельность  по нормированию труда в управлении персоналом является комплексной и  дает возможность решать смежные задачи. Основные цели нормирования:

  • планирование производства и определение потребности в персонале (качество и количество);
  • расчет затрат на заработную плату;
  • оценка изменения производительности, эффективности производства.

Для создания эффективной  системы нормирования труда на предприятии  необходимо осуществить:

  1. анализ деятельности;
  2. расчет и утверждение базовых норм;
  3. мониторинг технического уровня производства, планирование пересмотра норм в зависимости от изменения состояния материально-технического обеспечения;
  4. внедрение форм материального стимулирования за повышение производительности;
  5. мониторинг норм труда.

Методы нормирования труда. Основные методы:

  • традиционный — хронометраж, при котором путем многочисленных замеров производится расчет времени на производство единицы продукции;
  • оценка “стоимости труда” — стоимость труда за 1 час работы определяется умножением одного балла за час (утверждается руководством) на сумму баллов по факторам: уровень квалификации, условия труда на рабочем месте, интенсивность труда, ответственность работы;
  • определение “плавающего тарифа”. Этот метод предполагает, что тарифные ставки и расценки длительное время не изменяются (в течение одного года и более), а увеличение заработной платы осуществляется из доходов организации. В соответствии с этим методом заработок работника З определяется путем умножения тарифного заработка Зт на коэффициент увеличения заработной платы Ку:

З = Зт Ѕ Ку.

В свою очередь, коэффициент увеличения заработка  определяется по формуле 

Ку = ФОТ/Зт,

где ФОТ — фонд оплаты труда, определяемый как процент от доходов организации.

В условиях рыночной экономики процент от доходов  может быть предметом переговоров  между руководством и рабочими.

Тарифный заработок  будет увеличиваться при ослаблении напряженности норм (увеличении времени  на выполнение операции), так как

Информация о работе Организация управленческого труда